Меню

Пришвин кладовая солнца проекты детей

«Кладовая солнца» по книге М.М. Пришвина
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Презентация для внеклассной работы с детьми 5—6 классов средней школы с целью привлечения к чтению данной категории обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
kladovaya_solntsa_7_04.ppt 1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Кладовая солнца» М.М. Пришвин Педагог-библиотекарь МОУ СШ № 51 Тракторозаводского р-на г. Волгограда Карпухина Т.И.

«Кладовая солнца» М.М. Пришвин Исполнитель: Т.И. Карпухина, МОУ СОШ № 51

« Тому кто прошёл укромною тропою сквозь пришвинский зелёный мир, полный света и ветра, земля уже никогда не покажется ни мёртвой, ни будничной…» С.Я. Маршак

Сказка-быль – это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества. М.Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать – деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью «мыслить» и «разговаривать» – лось, сороки, лисичка, волк рассуждают как люди, крики птиц (вороны, кулик, глухарь, тетерева, сороки) переводятся на человеческий язык.

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа – прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений – детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.

Второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» – вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём.

Герои пришвинской сказки-были, Настя и её брат Митраша, остаются сиротами в самом начале войны.

У Лежачего камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, торная тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь — решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по торной .

Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.

Собака Травка почуяла человеческую беду и пришла детям на помощь: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота.

«Я нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: «Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути». Учебник: Литерат.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.

Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.

Источник

Проект по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

обучающие: раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;

воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся «Ель и сосна на Блудовом болоте», «У лежачего камня», сообщения о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты («Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы» ; «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М. Пришвина» — К.Г. Паустовский); «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» — М. Пришвин; музыкальное сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум ветра и т.п.)

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ход урока


I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», урок-проект. Мы детально проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.

Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, проследить путь «открывателей» и «осваивателей», показать единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек – совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.

Итак, начнём. Готовясь к уроку, вы разделились на несколько групп: «Литературоведы», «Биологи», «Кинологи», «Пейзажисты», «Лингвисты», «Картографы».

«Литературоведы» получили задание найти в произведении слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

II. Ответы учащихся из группы «Литературоведы»

— Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Примеры: тоненький стебелечек, зеленые маленькие листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка; умные детишки; мужичок в мешочке; Травка, Затравушка, голубушка; глупенькие и т.д. (слайд). О чём это говорит? (Наличие большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит: — о любви к героям произведения (сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их успехам), о любви к природе (писатель относится к ней ласково, с уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом).

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения ? Примеры сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер поиграл с домиком…»; «Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья зарычали, завыли, застонали…»; « …елка нажала на сосну, и сосна простонала…»; «Трава белоус показывала направление обхода елани…»; «…неподвижные, как изваяния…» и т.д.

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах).

Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его? (Сказка – быль)

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы «Лингвисты».

III. Ответы учащихся из группы «Лингвисты»

1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Что же можно считать былью в этом произведении?

(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли: «В одном селе, возле блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…»; « … изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза….»; каждое утро Настя «выгоняла стадо…растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…»; « на Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…»; дети умеют пользоваться компасом)

– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа (старушки-елочки угрожают Митраше; злой ветер, сталкивающий между собой деревья; борющиеся друг с другом ель и сосна. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.

А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Пейзажисты”.

V. Представление рисунков группы «Пейзажисты».

– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

…Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом, кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь.

… Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют.

— Мы нашли на сайте слайдфильм иллюстраций И. Бруни к произведению М. Пришвина. Предлагаем всем присутствующим познакомиться с творчеством художника-иллюстратора.

– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

VI. Путь «открывателей» и «осваивателей». Детальный анализ текста.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

— Ребята, а кто, по вашему мнению, прав – Настя или Митраша? На чьей стороне автор? Приведем примеры некоторых ответов учащихся: «Я думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Мальчик был смелым, решительным. Он верил компасу отца, хотел идти по новому пути. Настя обыкновенная, А Митраша против неё герой»; «Мне кажется, что рассказчик на стороне Митраши. Мальчик хотел доказать, что по этой тропе ходили смелые люди. Думаю, автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и должна была позаботиться о нем, а не ссориться»; «Пришвин на стороне Насти. Ему жаль девочку, ведь она страдает из-за своего строптивого брата. Если бы Митраша не хорохорился, они вместе бы нашли клюкву и вернулись домой».

– Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

(стр. 46: «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.»)

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

(стр.48: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».)

— Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Картографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.

VII . Демонстрация трудов «Картографов».

— Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? («Ёлочки-старушки» (стр. 53): «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах»).

«Трава-белоус» ( стр.56): «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»)

— Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

— А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

— Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

— Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших «Биологов». Они нашли научное описание этих ягод.

Сообщения группы «Биологи»

(Группа подготовила научное описание ягод по материалам энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве белоусе. О лекарственных растениях (ягодах) дети узнают из материала уроков ОБЖ, факультатива «Основы кулинарии»).

— Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание ( с тр. 57-58). Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?

(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

— Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

— Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего же автор даёт это описание? Пришвин подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло.

– Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне «стережёт тепло».

– Кто же заставил Настю встать на ноги?

– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

– А какой породы была Травка?

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

VIII . Сообщение «Кинологов»

(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

— Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

– Как вы понимаете слова М. Пришвина: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь?»

(«Правда» жизни заключается в единстве человека и природы, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять).

Источник

Читайте также:  Конь коней конь солнце
Adblock
detector