Характеристика и образ Насти из рассказа Пришвина Кладовая солнца сочинение
Настя — девочка, которая осталась сиротой вместе со своим братом.Она была старше брата всего на два года, а Митраше было всего 10 лет. В процессе действий, разворачивающихся на глазах читателя, сложно назвать Настю маленькой девочкой. Она скорее напоминает действительно хозяйку, которая не только заботится о доме, готовит еду, но и воспитывает брата.
С Митрашей они не по годам развиты. Вспомнить только, как собирались они в погод за клювой. Как ловко догадались взять полотенце, чтобы оно не натирало плечи, как позаботилась девочка о еде, которую необходимо было взять с собой. Настя многое успевала. За это ее прозвали соседи Золотой Курочкой.
Сама же она была высокая, с рыжими темными волосами. Всё ее лицо было разукрашено множеством веснушек. Только носик оставался чистеньким и аккуратненьким.
Странно, что имя «Митраша» звучит еще по-детски, а вот девочку автор не называет Настенькой, как в старых добрых сказках. А показывает, что она уже совсем взрослая.
В селе все любили сироток и пытались помочь по мере возможностей. Сами же дети старались со всем справляться и, если успевали, всегда присоединялись к общественным работам.
Проявления ее характера мы видим, когда с Митрашей идут они за клюквой. Мы видим благоразумие Насти, когда она решает пойти через болото по проверенной тропке в отличие от Митраши. И, тем не менее, радость от большого количества клюквы заставляет девочку на время забыть о брате, который выбрал опасную тропинку.
Как видно, в конце повествования Настя ругает себя за жадность к ягоде, поэтому всю свою корзину она отдает детям из Ленинграда. И снова можно увидеть взрослый поступок. Более того, рядом с прекрасной сестрой и мальчик растет настоящим мужчиной, который одолевает волка.
Нам не говорится о том, какими были родители Насти и Митраши, но в воспоминаниях детей ясно видна настоящая любовь, хозяйственность и умения, которыми удачно овладели и дети.
Настя воплощение того, какой должна быть девочка: разумной, чистоплотной, заботливой, с чистым, добрым сердцем. У читателя возникает одна единственная мысль после прочтения произведения — эти дети вырастут достойными гражданами общества. Это видно даже по отношению Михаила Михайловича Пришвина по отношению к детям, которых он подвергает тем испытаниям, непосильных даже некоторым взрослым. И тем не менее, произведение учит читателя мудрости, самостоятельности и тому, как нужно ценить свою семью.
Вариант 2
Настя – это сестра Митраши. Они являются главными героями рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца»
Настя была старше своего брата на два года, ей было двенадцать лет. Знакомые прозвали ее «золотой курочкой». Она красивая и добрая девочка. Волосы у нее были ни темные, ни светлые. Они были будто золотые. По всему лицу Насти было много-много веснушек. Они были большие, как монетки, располагались довольно тесно. Лишь один нос был чистенький.
Настя с братом сироты. Отца забрала Великая Отечественная война, а мама умерла из-за болезни. Теперь они с братом живут одни. Сами распоряжаются хозяйством. У них есть петух Петя, овцы, коза Дереза, корова Зорька, куры и поросенок Хрен. По началу им было очень трудно самим содержать хозяйство. Вскоре соседи их всему обучили. Теперь они трудятся каждый день. Живут они в деревне возле Блудова болота в Переславле-Залесской области.
Настя очень умная девочка. Настя трудолюбивая девочка. Ее вместе с братом можно было увидеть на колхозных полях, лугах. Если позволяла возможность они присоединялись к общественным работам. Настя много работает дома. Она, как и ее мама, рано встает до восхода солнца, готовит еду, убирает дом, занимается живностью. Из-за того, что у нее много работы, она поздно ложится. Она ласковая девочка, заботится о брате. Когда тот начинает спорить, злиться и хорохориться, она его успокаивает, гладит по затылку и тот сразу остывает. Она очень осторожная, ведь она выбрала безопасную тропу во время сбора клюквы. Настя обладает силой воли. Подтверждение этому то, что она смогла отказаться от такого большого количества клюквы. Еще она благоразумная. Настя и Митраша живут очень дружно. Они любили посидеть у костра. Не было в той деревне такой дружной семьи как у них. Бывало Настя работает, работает и вдруг хочется с братом взглядом перекинуться, а он ушел куда-то.
Автор описывая ее употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это значит, что Настя положительный персонаж. Он не осуждает ее за жадность, которая проявилась во время того, как Настя собирала клюкву.
В конце произведения Настя корила себя за жадность, поэтому отдала всю свою клюкву детям из Ленинграда.
Сочинение на тему Настя в рассказе Кладовая солнца
Настя является одним из главных героев художественного произведения «Кладовая солнца».
Она живёт со своим младшим братом Митрашей в деревне, которую, как и все остальные, война не обошла стороной. Будучи, в таком юном возрасте они уже лишились родителей и всё хозяйство легло на хрупкие плечи осиротевших детей. Настя была на два года старше своего брата и соответственно хоть и осталось детям большое хозяйство от родителей, забот у ни прибавилось в равной степени. Настя вставала рано утром и выгоняла своё стадо, затем топила печку, чистила картошку, стряпала обед и так проходил в суете каждый её день. По началу детям в хозяйстве помогали ближние родственники или местные жители деревни, но так как детишки были умные и весьма смышленые, в скором времени они уже ни в чём не нуждались и делали всё самостоятельно. Жили они в дружбе, однако иногда Насте приходилось усмирять отцовский пыл своего строптивого младшего брата, огладив его подзатыльником.
Настю в деревне называли «Золотая курочка» на высоких ножках. Вероятно из – за цвета её волос, которые были и не светлые и не тёмные, а отливали золотом. Лицо у неё было всё в веснушках и лишь её аккуратный носик был чистенький, который всё время глядел куда-то вверх.
Девочка она была осторожная и благоразумная, это можно увидеть в эпизоде, в котором дети выбирают какой тропой идти к желанной ими полистинке. Настя говорит брату о том, что надёжней выбрать тропу, которой ходят большинство жителей деревни, а пойдя другой тропой их ждёт погибель. Но разойдясь по разным тропам, Настя находит очень много клюквы и даже начинает забывать о брате, который пошёл другой тропой и мог попасть в большую беду. Так и случается, Митраша погряз в болоте и с трудом выбрался, благодаря собаке Травке, которая узнала в маленьком бесстрашном мужичке своего любимого хозяина Антипыча. Спустя несколько лет, Настя пытается искупить свою вину за жадность, из-за которой она забыла про брата и отдаёт всю свою клюкву другим детям-сиротам.
В целом можно описать Настю, как милую, умну, трудолюбивую, ласковую и любящую брата девочку. Этот персонаж оставил у меня неоднозначное впечатление, но в большей степени положительное. Жестокая и кровопролитная война не смогла сломить сильный дух, казалось бы ещё неокрепших и не готовых к самостоятельной жизни детей, но их несгибаемость духа показывает читателю, что в жизни нам по силам любые трудности и преодолимы любые невзгоды.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Насти из рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми
Горький написал произведение «На дне». Больше всего на свете автору хотелось показать совсем другой слой населения, о котором мало чего известно. И эти люди находятся на самом дне
Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.
В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.
Источник
Настя — образ и характеристика героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Михаила Пришвина не считают сугубо детским писателем, хотя давно известны его рассказы для детей («Дедушкин валенок», «Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук» и др.). А вот сказка-быль «Кладовая солнца», написанная им специально для конкурса на лучшую детскую книгу, стала книгой «для всех». Смыл её понятен и детям, и взрослым. Юные читатели с интересом следят за приключениями главных героев, а взрослые видят в ней и более глубокий смысл: борьба за любовь осложняется столкновением двух извечных начал жизни — любви (добра) и зла. Солнце накапливает свою энергию в болоте, и там образуются залежи торфа, которые после добычи согревают людей в холодную пору. А в сердцах людей находится другая кладовая — накопленная любовь к людям, к природе, ко всему окружающему миру.
Почему писатель назвал это произведение сказкой-былью, ведь главными героями являются реальные дети, с которыми автор познакомился в деревне Усолье? Так определил жанр произведения сам писатель. Дело в том, что сказка и быль неразделимы в его творчестве — в этом суть писательской манеры Пришвина. Сказка была написана и опубликована в 1945 г., в самые первые дни после войны. Её главные герои — брат и сестра Весёлкины, Настя и Митраша. Внимательный читатель заметит, что авторская характеристика образа Насти достаточно полная и выразительная, и образ этой не по годам мудрой девочки остаётся в душе надолго.
Внешность и характер
Автор описывает внешность девочки с большой любовью, называя её «Золотой Курочкой на высоких ножках». Золотой цвет её облика складывается из цвета волос, которые отливали золотом, и щедрой россыпи крупных веснушек, «как золотые монетки». Один только курносый носик Насти был чистым. Пришвин не жалеет восторженных эпитетов для характеристики детей, называя их дружными, милыми, умными трудолюбивыми… Они не только справляются с домашним хозяйством, но в свободное время помогают ещё и колхозу.
Понятно, что такими их воспитали родители. Настя постоянно вспоминает наставления и советы отца. Автор пишет, что она делала всё так, как и её мать: вставала ещё до восхода солнца, по трубе пастуха; выгоняла стадо, а затем начинала хлопотать по хозяйству, готовила обед — и так справлялась с домашними делами.
Настя отличается той женской интуицией, которая свойственна уже взрослым людям: умеет благоразумно промолчать, чтобы не заводить ссоры, или спокойно посоветовать. Она хоть и старше брата, но по древнему русскому обычаю считает хозяином в доме всё-таки мужчину, пусть даже и младшего по возрасту. Она не приказывает Митраше, а только советует, когда это необходимо, или приглашает к работе: «Давай полоть вместе». А когда брат начинает сердиться, она ласково гладит его по затылку своей маленькой мягкой рукой, и тот успокаивается.
Образ жизни
Настя и её брат — сироты. Отец их погиб на войне, а мать умерла от болезни. Но они не чувствуют себя одинокими и беззащитными — сначала им помогали соседи, а затем дети сами научились хозяйничать.
Насте 12 лет. Она с братом живёт в селе, недалеко от города Переславля-Залесского в Ярославской области. Хозяйство у них большое: корова Зорька, коза Дереза, телушка Дочка, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен… С таким хозяйством не каждый взрослый справится, а тут дети. Но Настя с детства была приучена к труду, а сноровку приобрела уже в процессе самостоятельной жизни.
В поход за клюквой
Ранней весной, когда ещё под деревьями лежал снег, дети решили идти за клюквой — весенняя клюква, перележавшая зиму под снегом, бывает самой сладкой. Митраша снарядился как настоящий охотник, как отец: ружьё, компас, топор. А Настя приготовила с собой запас еды: варёную картошку, бутылку молока, хлеб. И тут они вспомнили, что отец говорил им, что в лесу есть «палестинка» — особое место, полянка на Блудовом болоте, где очень много сладкой клюквы. Но когда они подошли к развилке тропинки, между ними возникло разногласие о том, куда идти. Митраша по компасу решил идти на север, куда вела слабо протоптанная тропа, а Настя настаивала на том, что надо идти протоптанной тропой, где проходило большинство народа. И так, не договорившись, они разошлись по разным тропам.
Стрелка компаса привела Митрашу в Слепую елань, самое погибельное место Блудова болота, где затягивало людей и скот. И болото стало засасывать мальчика.
Настя в это время так увлеклась сбором сладкой клюквы, что забыла обо всём, забыла о брате. Сначала она собирала каждую ягодку отдельно, потом рвала горсточкой, так незаметно и потеряла набитую тропу и стала ползать по поляне, собирая ягоды — в ней пробудилась жадность. Автор описывает характерный эпизод встречи Насти с лосем. Лось «видит» Настю, а она его – нет. Но ползающую по земле девочку, охваченную жадностью, даже животное не принимает за человека, а автор называет её «прежняя Золотая Курочка» — так сурово оценивает писатель поведение Насти. Никогда, ни при каких обстоятельствах человек не должен забывать о своей человеческой сущности, даже если это ещё маленький человек. Личность формируется в детстве.
И в этот момент она увидела собаку Травку — это было напоминание о любви и верности. Настя возвращается к правде жизни и человечности.
К счастью, Травка помогла Митраше спастись, вытащила его из болота, а для Насти это происшествие стало жизненным уроком. Она корила себя за свой поступок, за проявленную жадность, из-за которой забыла о брате. Всю собранную клюкву она отнесла в детский дом, где во время войны жили эвакуированные ленинградские дети.
Вывод
Жизнь детей показана в сказке в единстве с окружающим их миром — так, по мнению Пришвина, и должно существовать всё живое. В этом — правда жизни. Образ Насти убеждает в этом читателей. Человек способен на многое, если он наделён чувством ответственности перед людьми и природой, если он прислушивается к голосу своего сердца, если всегда спешит на помощь другим, если с детства приучен к осознанному и созидательному труду.
Характеристика образа Насти может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник
Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» написана в 1945 году, а говорится в ней о событиях в жизни двух детей, которые произошли в 1943 году. Историю о Насте и Митраше рассказывает один из разведчиков болотных богатств, которые узнали, что в Блудовом болоте, находящимся недалеко от села, где жили герои сказки-были, находится очень много торфа — ценного горючего. Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие этих героев.
Судьба Митраши и Насти
Главные герои сказки-были «Кладовая солнца» — брат и сестра, жившие в селе недалеко от города Переславль-Залесского. Они были сироты: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Насте было двенадцать лет, а Митраша был на два года моложе неё, но дети сами справлялись с крестьянским хозяйством, которое осталось им после родителей. Сначала им помогали соседи, в том числе и разведчики болотных богатств, которые жили через один дом от детей. Но скоро Митраша и Настя сами стали очень умело справляться с делами по хозяйству, а оно у них было большое: пятистенная изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух, куры.
Портрет: описание внешности, речь
Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках: волосы у неё отливали золотом, а на лице, кроме курносого носика, рассыпались веснушки, как золотые монетки. Митраша тоже был весь в веснушках, только носик был, как у сестры, без веснушек и глядел вверх. Этот мальчик невысок, но крепок, он лобастый, с широким затылком. Учителя между собой называли его «Мужичок в мешочке», потому что он носил отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и со стороны казалось, что на нём надет мешок.
Брат и сестра часто говорят о наставлениях своих родителей, особенно часто вспоминает отца Митраша. Мальчик в лесу и на болоте терпеливо объясняет сестре многое из того, что рассказывал ему отец о растениях и зверях.
Характер
Митраша и Настя жили и работали очень дружно. Они были трудолюбивы, многое умели. Настя ухаживала за скотиной, топила печь, варила еду, работала в огороде. Митраша делал мужскую работу по хозяйству, участвовал в общественной жизни села, делал деревянную посуду для односельчан. И брат, и сестра помнили и любили отца и мать.
Были и различия в их характере: Настя была рассудительной, спокойной, а Митраша отличался упрямством и нетерпеливостью. Сестра относилась к задиристому и упрямому младшему брату снисходительно, успокаивала его, когда он начинал хорохориться.
Отношение автора к Насте и Митраше
Пришвин относится к героям сказки-были «Кладовая солнца» с сочувствием, симпатией и нежностью. При их описании он использует такие эпитеты, как «милые», «умные», «дружные», называет их любимцами односельчан. Он использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («маленькая ручка», «носики», «ножки», «животик», «умненькие»).
Автор сочувствует Митраше, когда он увяз в болоте, и осуждает Настю за то, что она увлеклась сбором клюквы и забыла о брате. Пришвин отметил, что из-за желания собрать как можно больше ягод, девочка забыла не только о Митраше, но и о себе. Осуждая её за жадность к ягоде, писатель называет Настю «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. В конце сказки-были автор отметил совестливость Насти, которая стыдилась своей жадности, а также её доброту (всю клюкву она отдала в детдом эвакуированным ленинградским детям).
Автор сделал природу, как и в русских сказках, полноправным героем. В сказках природа всегда старается помогать человеку. Пришвин показал эгоизм сосны и ели, которые сплелись корнями и жестоко боролись друг с другом за питание, свет и воздух. Перед ссорой у Лежачего камня дети увидели, как на небе появилось облако и, «как холодная синяя стрелка» пересекло пополам солнце. Ветер вдруг рванул, а сосна нажала на ель своими сучьями, и ель зарычала. Автор показывает, что природа как бы предупреждает, что не нужно ссориться, но, к его огорчению, дети не вняли этому предупреждению.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши (таблица)
Параметры сравнения | Настя | Митраша |
Возраст | 12 лет. | 10 лет. |
Прозвище | Золотая Курочка на высоких ножках. | Мужичок в мешочке. |
Внешность | Волосы отливают золотом, на лице крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только на курносом носике их нет. | Невысокий мальчик, крепкий, лобастый, с широким затылком. На лице золотые веснушки, кроме носика, который глядел вверх. |
Дела, которым научились у матери и отца | Ведение домашнего хозяйства: топка печи, приготовление еды, уход за скотиной, работа в огороде. | Бондарное ремесло (изготовление деревянных бочонков и т. п.), мужская работа по хозяйству, участие в общественных делах. |
Различие в характерах | Настя — спокойная, рассудительная, благоразумная, миролюбивая. Она снисходительно относится к упрямому брату, старается сглаживать его задиристость. | Митраша нетерпелив, упрям, строптив, не боится рисковать; иногда пытается учить старшую сестру, задирает перед ней нос, хорохорится. |
Сходные черты характера | Трудолюбие, хозяйственность, деловитость, самостоятельность, дружелюбие. Они умелые в работе, помнят и любят родителей. |
Вывод
Образ Митраши и Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (главную мысль) этого произведения: нужно, несмотря на разногласия, уметь договариваться и действовать вместе. Если бы брат и сестра пошли вместе по одной из троп, то они в итоге добрались бы до палестинки. Дети не знали, что и та тропа, по которой пошла Настя, и та, по которой пошёл Митраша, привели бы их к палестинке. Просто Митрашина тропка шла к ней напрямик. Если бы мальчик шёл строго по этой тропке, а не захотел сократить путь, то не провалился бы в трясину и пришёл бы раньше сестры в то место, где много клюквы.
Испытания, которые выпали им в походе за клюквой, помогли брату и сестре понять, что нужно всегда договариваться и действовать вместе.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник