Урок по литературе на тему «Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»(6 класс)
Тема урока : Урок развития речи по сказке-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Человек – добрый и мудрый хозяин природы. Вековечная правда любви. Смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению.
Цели: раскрыть замысел писателя-показать единство человека и природы, понять нравственный смысл произведения, метафорический смысл сказки-были; обратить внимание детей на особый пришвинский стиль, пробудить интерес к творчеству писателя;
прививать любовь к природе, к труду как нравственной основе жизни, воспитывать доброту, отзывчивость в детях; развивать речь, творческие способности.
Эпиграф к уроку.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и
воспел её красоту, то прежде всего эта благодар-
ность выпала бы на долю Пришвина.
Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем, он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», — писал он. Общение с природой, по мнению Пришвина, помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие.
Вы все прочитали быль-сказку «Кладовая солнца».
Основной вопрос на уроке: «Кто помогает человеку остаться достойным своего звания?»
2.Реализация домашнего задания.
-Выставка рисунков ребят. Представление иллюстрации.
-Чтение наизусть отрывка «Ель и сосна», «Тетерев-косач» и т.д.
3.Беседа по содержанию.
-Вспомните героев сказки и попытайтесь определить главных. ( Дети, соседи. Волк, Травка, тетерев, лось, ель, сосна).
-Итак, главные герои – люди и природа. Сказочное и реальное переплетается. Отсюда жанр — быль- сказка. Пришвин обладал совершенно неповторимым видением природы, переданным им в ярких художественных образах. В слове проявляется любовь к природе.
-Зачитайте описание Косача.
-Найдите описание ягод в 7 главе.
-С какой любовью и трепетом описывается каждая ягодка!
И это не случайно: каждая ягодка для художника Пришвина – маленькое чудо, драгоценность.
Вся наша «обычная» природа для Пришвина нечто удивительное , прекрасное , чему нет цены.
-Теперь обратимся к сюжету сказки-были. Какое событие является завязкой произведения?
-Кто из них, по-вашему, прав и почему?
-Какую роль в развитии событий играет природа? Как вы понимакте смысл притчи о сосне и ели?
-Найдите доказательства тому, природа предвещает недоброе. (Плач сосны и ели; облако, которое как холодная синяя стрелка… « пересекло пополам» восходящее солнце; тревоги добавляет ветер, из- за которого сосна простонала, ель зарычала).
-Каким местом представляется Блудово болото? ( Тревожным, опасным, страшным. Сама природа как бы пугает не только человека, но и зверя).
-Что мы узнали о палестинке? ( Она чудесна и богата, о ней знают все. Но не всем она даётся. Много погибло людей, желающих найти её. Дети ссорятся, и разными дорогами идут к ней. На пути Слепая елань. Наши герои идут на поиски палестинки, но на их пути встречается много препятствий, преодолеть которые им помогает природа).
Пересказ эпизода «Настя на палестинке».
-Какой мы видим Настю на палестинке? ( Забывает обо всём, теряет человеческий облик).
Кто противопоставляется Насте? (Антитеза)
-Лось. «Огромный, но беззащитный лось обходится малым: осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника».
-Почему лось не убегает от Насти?
-Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека: у неё все повадки зверей, на которых он смотрит равнодушно, как на бездушные камни.
-Какая фраза писателя подчёркивает ничтожность человеческой жадности?
-«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
Настя и пень. Что у них общего?
-Оба они собирают: Настя клюкву, пень — тепло. Настя для себя, пень для других – отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце.
-Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
-Девочка,боясь, что кто-то оберет клюкву, ползает по земле, она сама как бы становится змеёй.
-Что же заставляет девочку опомниться?
-Змея зашипела, Настя испугалась, вскочила. И тут только лось признал в ней человека.
-Кто же помог Насте вспомнить, что она человек?
-Итак, природа помогла человеку остаться достойным своего звания.
4. Анализ эпизода.
-Выразительное чтение отрывка «Тот сильный порыв ветра». Обратить внимание на глаголы. Их роль в тексте.
-Уменьшение шума, по нисходящей линии.
5.Пересказ отрывка « Митраша в беде».
-Почему Митраша попал в беду?
-Почему здесь вспоминаются слова Антипыча: «Ходите вы, ребята,….»?
-Почему Антипыч возникает на фоне природы?
-Природа символизирует чистую душу. Антипыч- это обычный человек, добрый и мудрый, память, о котором осталась в людях, и это помогает живым, Антипыч – это все
добрые и мудрые люди, а вернее – это народ, его мудрость, его душа.
-Обратите внимание на речь Антипыча?
-Говорил пословицами и поговорками, загадками. Он много знал, к нему приходили за советом. Он хранитель правды.
-Почему после того как Митраша выбрался из болота, автор говорит о нём «как настоящий большой человек», а раньше всё маленький человек?
-Он стал большим человеком, потому что теперь многое понял, испытал, сумел понять природу и воспользовался этим знанием, чтобы спастись.
-Дома вы проводили наблюдение за поведением Митраши и Травки. (Проверяем).
Исследовательская работа по тексту.
Действия Митраши. Реакция Травки.
1. Заметила. Хозяин или нет?
2.Заметил. Узнал. Огонёк в глазах. Скорее всего Антипыч. Еле заметно виль-
3.Назвал по имени. Мгновенно легла.
4.Позвал. Тихонечко поползла.
5.Хитрил. Поползла с остановками, чувствуя неиск-
6.Схватил за заднюю лапу Рванулась прочь. «Неужели?»
7.Встал, отряхнул грязь, позвал как Узнала Антипыча, кинулась на шею.
настоящий большой человек.
-Так о какой же правде говорил Антипыч? Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке?
В чём эта правда?
-Найдите в тексте и зачитайте размышление автора о загадочных словах Антипыча: в чём его большая человеческая правда? (конец 9 главы).
-В словах Антипыча великая мудрость. Природа –добра и щедра, но нужно её знать и изучать. Один и тот же поступок может быть совершён по разным причинам. Пример тому Травка и Серый Помещик. Их вела на палестинку «беда человеческая», но цели у них разные? Какие?
-Для Травки «беда человеческая» — её собственная беда. Ихотя она голодна, она не бросается на хлеб, пытается утешить Настю и воет(плачет) вместе с ней. Травка – умная, верная собака.
А Серый Помещик – враг человеческий, беда радует его возможностью поживиться. Вот почему он не идёт, не крадётся ,а « машет»
-Почему воет собака, почему волк?
-Одна — от любви к человеку, а другой — от неизбывной злобы к нему..
-В чём состоит счастье для Травки?
-Жить для человека, для своего хозяина и друга.
-Счастье для любого человека- это жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро. Среди диких животных царит другой закон: «только успей, урви что-нибудь». «Каждый для себя»,- так живут вороны, умные на поганое дело сороки, волк Серый Помещик.
7.Работа с текстом.
-А теперь обратимся к тексту. Какова же роль солнца в жизни природы?
-«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем солнце отдавало тепло.
-Находим ли мы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?
-Правда солнца – та же правда Антипыча. Суть её в том же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке.
-Что же значит «овладеть» правдой Антипыча?
-Это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.
Читаем высказывание Пришвина.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы.А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Какова развязка произведения?
-Почему Настя отдала клюкву больным детям?
Почему Блудово болото не стало для детей местом погибельным?
Смысл названия сказки-были? Что есть «кладовая» солнца?
Зачитываем ( стр. 42).
-Только ли торфом богаты леса?
-И палестинка тоже кладовая.
— Вся природа тоже кладовая, она рождена солнцем, живёт благодаря его теплу.
-И люди . Они щедры на добро, трудолюбивы, мудры. Разве это не богатство земли? Соседи, родители, научившие детей заботиться друг о друге и любить труд, сами дети, Антипыч.
-Вывод. Природа добра и мудра, но в ней много загадок. Их надо разгадывать и относиться к природе с уважением. Она ответит тем же. «Правда человека», по Пришвину, заключена в единстве человека и природы, в родственном, мудром к ней отношении.
-В «Кладовой солнца» прослеживается мысль о том, что природа – это общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья.
Любите её, цените и берегите!
Закончить урок мне хочется стихотворением В. Шефнера «Миг».
Не привыкайте к чудесам-
Дивитесь им , дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье.
Написать сочинение-рассуждение по произведению Пришвина.
1.Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
2.Роль образа Антипыча в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Источник
Смысл названия сказки-были кладовая солнца?
В название “Кладовая солнца” автор вкладывает большое значение.
Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки.
В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель.
В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях.
Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа.
Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками.
…Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям… Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Главная идея в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.
Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
1.Смысл названия заключается в том что природа очень богата разными ресурсами. Например как описывается в рассказе о торфе.
2. Природа это кладовая. Везде слышны звуки. Звуки пении птиц, звуки шелеста листвы, звуки воя волка, звуки лаяния собаки и звуки бегущего зайца.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. дааа
Спасибо за вопрос. «Кладовая солнца» — это произведение, жанр которого сам М. Пришвин определил как сказка-быль.
Название произведения метафоричное. Отсылает нас к устному народному творчеству, к волшебным сказкам.
Действие произведения происходит возле «Блудова болота» в районе города Переяславль-Зелесского. Время — период Великой Отечественной войны.
Главные герои — дети, Митраша и Настя, которые отправились в лес за клюквой. Дети находят место, где огромные залежи торфа.
В те годы торф был очень важен. Ведь его использовали в качестве топлива.
Важную роль играют несколько историй, включенных в это произведение. История старого охотника Антипыча, который ищет ответ на вопрос «Что есть правда?»; история Травки, которой трудно было привыкать к дикой жизни; история о том, как природа предупреждает Митрашу об опасности.
Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.
Пришвин — автор, который в своих произведениях воспевает природу. И это произведение не стало исключением. Кладовой солнца, конечно, здесь он называет не только залежи торфа, но и говорит о людях, их душевном богатстве. Залежи торфа — кладовая солнца, жизнь многих поколений — кладовая душевного тепла.
«Кладовая солнца» — это произведение, жанр которого сам М. Пришвин определил как сказка-быль.
Название произведения метафоричное. Отсылает нас к устному народному творчеству, к волшебным сказкам.
Действие произведения происходит возле «Блудова болота» в районе города Переяславль-Зелесского. Время — период Великой Отечественной войны.
Главные герои — дети, Митраша и Настя, которые отправились в лес за клюквой. Дети находят место, где огромные залежи торфа.
В те годы торф был очень важен. Ведь его использовали в качестве топлива.
Важную роль играют несколько историй, включенных в это произведение. История старого охотника Антипыча, который ищет ответ на вопрос «Что есть правда?»; история Травки, которой трудно было привыкать к дикой жизни; история о том, как природа предупреждает Митрашу об опасности.
Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.
Пришвин — автор, который в своих произведениях воспевает природу. И это произведение не стало исключением. Кладовой солнца, конечно, здесь он называет не только залежи торфа, но и говорит о людях, их душевном богатстве. Залежи торфа — кладовая солнца, жизнь многих поколений — кладовая душевного тепла.
Источник