Меню

Пришвин кладовая солнца список литературы

Исследовательская работа. «Кладовая солнца вокруг нас»

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа 91.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8»

Школьное научное общество «Импульс»

Городской слет научных обществ учащихся.

Секция 11. «Филология (литература)»

«Кладовая солнца вокруг нас»

Автор : Архипова Карина Олеговна,

обучающийся 5 в класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа№8»

Руководитель: Дмитриевских Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №8».

«Кладовая солнца» вокруг нас»

Архипова Карина Олеговна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школьное научное общество «Импульс»

Исследовательская работа состоит из 3 частей: введения, основной части (теоретическая и практическая части) и заключения. Автор приводит список использованных источников.

Актуальность исследования: данный проект будет полезен при изучении школьниками природы ХМАО, может быть использован на уроках литературы, географии, биологии.

Перед началом исследования мы поставили цель :

  • выяснить, чем Блудово болото и его окрестности («Кладовая солнца» М.М. Пришвина) схожи с флорой и фауной болот ХМАО (города Нижневартовска).

1. Прочитать сказку-быль М.М. Пришвина.

2. Изучить научные и справочные данные географии ХМАО, касающиеся торфяных болот,

встретиться и побеседовать с людьми, бывавшими на этих болотах.

3. Сравнить видовой состав птиц, растений, ягод Блудова и Нижневартовских болот.

4. Сделать сравнительный анализ видового состава птиц, растений, ягод исследуемых болот.

5. Отметить цитаты из сказки-были М. Пришвина, подтверждающие виды растений, птиц и

ягод Блудова болота.

Болото – это малая родина для многих северных жителей, неброская красота которой не сравнится ни с какими заморскими прелестями. С уроков природоведения мы знаем, что болото содержит в себе богатый запас торфа, это уголок природы, где обитают животные и произрастают красивые и полезные растения. А в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова сказано: «Болото — это природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью».

Главной целью работы является исследование научной и справочной литературы и прочтение сказки-были М. Пришвина и сопоставление всех фактов о сведений о Блудовом болоте с материалами, полученными при изучении специальной литературы о Нижневартовских болотах ХМАО.

В первом разделе работы речь идёт об авторе сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвине, а также об истории создания этого произведения. М. Пришвин признавался в любви к болотам родного края: «Я мог бы писать о наших северных болотах бесконечно. Особая тишина присуща обширным болотным пространствам, особенно осенью, в пору «бабьего лета». Так почему люди селились рядом с болотами? «С одной стороны, болото — беда, а с другой кладезь добра»,- так говорят в народе о болоте.

Второй раздел посвящён значимости произведения в раскрытии предмета исследования Блудова болота, чтобы сравнить и сопоставить его с Нижневартовскими болотами. Проделанная работа будет полезна при изучении школьниками природы ХМАО, может быть использован на уроках литературы, географии, биологии.

В третьем разделе вывод, сделанный в результате изучения научных источников о флоре и фауне ХМАО, беседуя с жителями деревень, благодаря внимательному прочтению сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» мне удалось: сопоставить тип двух исследуемых болот – Блудова и Нижневартовских, сравнить видовой состав птиц, растений, ягод этих болот.

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материала, изучение литературы по теме, подготовку реферата — доклада, обобщение полученных данных, подведение итогов работы. Цели достигнуты, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

«Кладовая солнца» вокруг нас»

Архипова Карина Олеговна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школьное научное общество «Импульс»

Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза

Описание метода исследования

Данный проект будет полезен при изучении школьниками природы ХМАО, может быть использован на уроках литературы, географии, биологии. Беседа о местных болотах с учителями биологии, географии.

Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы.

Подчеркнуть актуальность темы, что материалы работы будут полезны при изучении биологии, географии. Задачи:

  • Прочитать сказку-быль М.М. Пришвина.
  • Изучить научные и справочные данные географии ХМАО, касающиеся торфяных болот, встретиться и побеседовать с людьми, бывавшими на этих болотах.
  • Сравнить видовой состав птиц, растений, ягод Блудова и Нижневартовских болот.
  • Сделать сравнительный анализ видового состава птиц, растений, ягод двух исследуемых болот.
  • Отметить цитаты из сказки-были М. Пришвина, подтверждающие виды растений, птиц и ягод Блудова болота.

Гипотеза: Блудово болото торфяное, возможно, флора и фауна его будут схожи с нашими Нижневартовскими болотами. Проблемно-поисковыйметод. Анализ, сопоставление, сравнение.

||h/WWW. Материалы википедии «Низинные болота».

http://www . Свободная энциклопедия. ХМАО – Югра.

Обьект исследования и предмет исследования.

Объект исследования : Мы живем в окружении болот, мы пользуемся дарами болот. Предмет исследования : сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца»

Методы исследования: поиск, изучение, анализ, обобщение, сравнение.

М.М. Пришвин Кладовая солнца. – М., 1977||h/WWW. Материалы википедии «Низинные болота».

О писателе М. Пришвине и история создания сказки-были «Кладовая солнца».

М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ. Это русский писатель, автор произведений о природе, о детях. Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края.

С казка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 году для конкурса, объявленного Детгизом. Ей была присуждена первая премия. Время действия — послевоенные годы. Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в болотах. Эту замечательную сказку-быль Пришвин написал всего за месяц.

М.Пришвин Кладовая солнца. – М.,1977М.Пришвин Рассказы Очерки. М.Правда., 1986

М.М. Пришвин Глазаземли М.Просв. 1989

М.М. Пришвин Повести Рассказы М.Дрофа., 2010

Проблема: болота – вред или польза?

«Болото — это природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа. Болото – это малая родина для многих северных жителей. При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о гиблых и топких местах.

Поисковый, исследовательский, метод систематизации и обобщения, конспектирование.

||h/www. Материалы википедии «Низинные болота».

Прочтение сказки-были привело меня к мысли исследовать и сравнить сведения о Блудовом болоте и о болотах, которые находятся за городом, где я живу. Есть сходства и отличия, каковы причины сходства и отличия этих болот. А также узнать об отношении людей к болотам.

Сравнительный и описательный методы.

М.М. Пришвин Кладовая солнца. – М., 1977

Обращение к интернет ресурсам, беседа с учителями биологии и географии.

Метод опроса, систематизации и обобщения полученных знаний.

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования»2012г.

Метод составления библиографии.

  1. Теоретическая часть.
  1. О болотах……………………………………………………………………………………. 1 – 2
  1. Практическая часть.
  1. Блудово болото в сказке-были М.М. Пришвина…………………………………………2 – 3
  2. Нижневартовские болота ………………………………………………………………. 3
  3. Болотные птицы. Видовой состав птиц Нижневартовских болот и Блудова болота..3 – 4
  4. Деревья и кустарники болот. Описание растений Блудова болота……………………4 — 5
  5. Ягоды болота. …………………………………………………………………………………5 – 6
  1. Заключение…………………………………………………………………………………………6
  2. Список литературы………………………………………………………………………………..6

«Кладовая солнца» вокруг нас»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школьное научное общество «Импульс»

Михаил Михайлович Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ. Это русский писатель, автор произведений о природе, о детях и для детей. Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Вернувшись в Россию после окончания Лейпцигского университета, в 1902-1905 работал агрономом, служил в Петербурге секретарем, составлял сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре», был корреспондентом в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.

Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии, служил инструктором народного образования.

«Кладовая солнца» одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сказку-быль Кладовая солнца М. Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Сказка-быль это жанровое определение произведения. Произведение о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота).

Об истории создания сказки-были «Кладовая солнца»

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана для конкурса, объявленного Детгизом. Ей была присуждена первая премия. Это известное произведение писателя. Время действия — послевоенные годы. Эту замечательную сказку-быль М. Пришвин написал всего за месяц.
Главные герои – осиротевшие дети: брат и сестра, Настя и Митраша, заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и что такое кладовая солнца.

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!

Болото – это малая родина для многих северных жителей. Болото содержит в себе богатый запас торфа, ценным удобрением, хорошим топливом и прекрасным теплоизолятором. Торф – одно из тех полезных ископаемых, по запасам которого Россия занимает первое место в мире.

Болото — это уголок природы, где обитают животные и произрастают красивые и полезные растения. А в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано: «Болото — это природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью». В «Энциклопедии юного биолога» отмечено, что болота бывают верховые, переходные и низинные. Низинное болото возникает в понижениях рельефа, где застаивается атмосферные и грунтовые воды. На болотах поселяются малотребовательные к питанию растения.

На торфяном болоте можно встретить чахлые деревца сосны или березы, кусты багульника, ягоды брусники, голубики, клюквы.

При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о гиблых и топких местах. Характерной чертой болот является недостаток кислорода, поэтому отмершие растительные остатки очень долго разлагаются. Особенно много болот на Севере страны, так как количество выпадающих осадков превышает испарение.

М. Пришвин признавался в любви к болотам родного края: «Я мог бы писать о наших северных болотах бесконечно. Прохладный прозрачный воздух, глубокая синева неба над чахлыми сосенками, пружинящие моховые ковры — как скатерть-самобранка: красных и бордовых ягод клюквы бывает столь много, что некуда ногу поставить!»

Так почему люди селились рядом с болотами? «С одной стороны, болото — беда, а с другой кладезь добра»,- так говорят в народе о болоте.

Извечный суеверный страх человека перед зыбкой трясиной отступает перед желанием разобраться в её законах, постичь тайну этого уникального природного явления, обратить на пользу людям неисчислимые богатства, веками копившиеся в его глубинах, расширить плодородные земли.

Блудово болото в сказке-были М.М. Пришвина

Блудово болото начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, им открылось болото, как море. В болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боронами.

…Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где сидели дети у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился все моложе и тоньше.

…Мы это так понимаем, что все Блудово болото есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.

…Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы – разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых Солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей.

Нижневартовские болота – это феномен, созданный природой, они отличаются тем, что состоят из природных комплексов, это особенные типы массивов болота. Здесь большое разнообразие местной растительности. Север и юг болота также отличаются друг от друга. Возраст болот тоже впечатляет, как утверждают ученые им около 10 000 лет.

В окрестностях города Нижневартовска преобладает почвенно-грунтовое заболачивание. У этих болот богатая флора и фауна. Коренные народы Севера издавна используют их в своём промысле. На болотах водятся утки, ужи. Развит пушной промысел.

Так в Нижневартовском районе появился новый туристический объект — это этнографическое стойбище «Нань-Ёганские юрты». Как сообщают знатоки, чтобы добраться до стойбища, нужно полтора километра пройти по болоту. Именно в таких условиях можно более правдиво показать быт и жизнь коренных народов».

Болотные птицы. Видовой состав птиц Нижневартовских болот и Блудова болот

На болотах проживают разные виды птиц. Всего по данным справочных материалов в ХМАО насчитывается 256 видов птиц, включая 206 оседлых и гнездящихся видов. Я выбрала наиболее известных 24 вида птиц, проживающих на Нижневартовских болотах. Михаил Пришвин в «Кладовой солнца» описывает 12 видов птиц, встреченных героями сказки-были Митрашей и Настей.

На всех исследуемых и сравниваемых болотах встречаются глухари, кулики, бекасы, журавль серый, выпь большая. Северные Нижневартовские болота богаты ягодами и насекомыми, что даёт птицам условия обитания.

Источник

Читайте также:  Алиса босиком по солнцу
Adblock
detector