«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина
История создания
Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.
С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.
Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.
Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.
Литературное направление и жанр
Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».
Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.
Тема, основная мысль и композиция
Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.
Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.
Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.
Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.
В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.
Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.
Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.
В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.
Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.
В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.
Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.
В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.
В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.
В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.
Герои повести
Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.
От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.
Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.
Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.
Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.
Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.
Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.
Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.
Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.
Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.
Художественное своеобразие
Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.
Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.
При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.
Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.
Источник
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».»
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Источник
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»
Разделы: Литература
Цели и задачи урока:
- Продолжение знакомства со сказкой-былью М.Пришвина “Кладовая солнца”;
- Знакомство учащихся со сравнением, его разновидностями, ролью в тексте;
- Формирование умения использовать сравнение в своей речи;
- Развитие речи, воображения.
Оборудование:
- Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 6 класса),
- Компьютер,
- Проектор,
- Музыкальный центр,
- Аудиозапись Вивальди “Времена года”,
- Толковые словари (можно разных авторов),
- Распечатки с фрагментом текста “Кладовая солнца”,
- Репродукция И.Шишкина “На севере диком”,
- Цветная бумага,
- Магниты.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Постановка целей и задач.
Звучит музыка Вивальди.
— Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение?
— А вот этот музыкальный отрывок? (включаю на 15 секунд)
— Какой отрывок понравился больше? и почему?
— В результате чего выбрали музыку? (в результате сравнения)
— Что вы невольно делали, когда слушали музыку? Какую мыслительную операцию совершали? А не пытались ли вы сравнить эти два музыкальных отрывка?
Именно этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.
Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока – слова Конфуция, философа из Древнего Китая “Всё познаётся в сравнении”. — Как вы понимаете смысл этого выражения? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир.)
— Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? (открываю тему, ранее закрытую)
— Ребята, а как вы думаете, что мы должны узнать о сравнениях?
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение, с его разновидностями.
Беседа.
Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию.
— Вспомните автора и название полотна. (Картина И.Шишкина “На севере диком”)
— Когда мы смотрим на эту картину, какие строки возникают в нашей памяти?
Прочитайте выразительно это стихотворение М.Ю.Лермонтова (1 слайд):
— О чём это стихотворение? (Об одиночестве: под образом сосны подразумевается человек, одинокий, никому не нужный)
— Какие средства выразительности подчёркивают эту мысль? (Инверсия – на севере диком, стоит одиноко, дремлет качаясь; эпитеты – дикий север, прекрасная пальма; олицетворение – сосна дремлет, ей снится, ассонанс)
Давайте посмотрим толкование этого слова в словарях, поработайте в парах. Кто находит значение слова риза, читает его толкование (у каждого на парте лежит словарь).
— Кто знает, как найти нужное слово в словаре? (По алфавиту)
— Какова роль этого сравнения в тексте? (Подчёркивается печаль, грусть сосны, её отрешённость).
— Ребята, сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова и картину И.Шишкина. Что общего можно выделить в произведениях разного вида искусства? (Сосна одна, ей тяжело, неуютно)
Сообщение новой темы.
Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях нет слов в переносном значении.
— Какова ваша точка зрения на данную проблему? (Если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит “приращение” смысла, следовательно, это троп).
— Какое бы вы дали определение сравнению?
Откройте словарик литературных терминов в конце вашего учебника, найдите определение, прочитайте его.
Запишите определение в тетрадь (2 слайд):
Сравнение – это изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.
Теперь рассмотрим строение сравнения. В сравнении обязательно есть “предмет” — то, что сравнивается, и “образ” — то, с чем сравнивается этот “предмет”, а сравниваются они на основании “признака”. Схематично это выглядит следующим образом (3 слайд):
— Найдите эти элементы сравнения в стихотворении “На севере диком. ” (“предмет” — сосна, “образ” — риза, “признак” — великолепие, необычайная красота, торжественность).
— Итак, сделайте вывод о роли сравнений в речи. (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором).
Сравнения очень часто входят в состав сравнительного оборота и отделяются на письме запятыми. В сравнительном обороте часто находят место слова: как, словно, точно, будто, как будто (записаны на доске). Запомните, как пишутся эти слова, запишите их себе в тетрадь.
— Какой части речи являются эти слова? (союзы)
Работа с текстом.
Ребята, мы сегодня с вами не просто поговорим о сравнениях, а постараемся понять, в чём заключается особенность сравнений в произведениях М.М.Пришвина (4 слайд), в письме к которому М.Горький писал: “Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта, как вы, в нашей литературе ещё не было”. Рассмотрим сравнения в сказке-были “Кладовая солнца”, которую вы только что прочитали.
— Вспомните, какие средства выразительности позволили вам представить всё происходящее в рассказе живо, словно наяву? (Сравнение, эпитеты).
Особое внимание уделим такому приёму выразительности речи, как сравнение.
На доске записаны предложения из этого произведения:
По стебельку, как. в разные стороны тянутся зелёные маленькие листики (крылышки).
Косач сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как. (мостик между деревьями).
— Постарайтесь догадаться, какие сравнения использовал автор, или подберите своё точное, красивое сравнение. Запишите часть предложения, выделенную цветным мелом, и в пропущенную часть фразы запишите это сравнение. И я в это время займусь словотворчеством. (Все работают письменно).
— Посмотрим, что у нас получилось. Какие необычные сравнения вы подобрали к слову листики? (Желающие читают)
А я придумала сравнение “как лодочки”.
— Как вы думаете, кто подобрал сравнение более удачное?
У Пришвина же мы прочитаем “как крылышки”.
— Какие сравнения придумали к сложившимся сучьям и сосне?
А я придумала сравнение “как домик”. У Пришвина же мы прочитаем “как мостик”.
Заметили, что найти что-то необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто? Нужно пробудить воображение, фантазию.
— Проведём наблюдение: в чём заключается разница сравнений М.М.Пришвина со сравнением М.Ю.Лермонтова “как ризой” (5 слайд)? Понятно ли вам было это слово риза сразу?
— В чём заключается своеобразие сравнений М.М.Пришвина? (Они конкретные, точные).
Обратите внимание: форма, вид литературы диктует, какие сравнения уместны в том или ином тексте.
— Ребята, а давайте сейчас докажем, что в сказке-были “Кладовая солнца” много сравнений. Найдите их в тексте. (Кто находит, поднимает руку, зачитывает сравнения).
— Какова их роль в тексте? (Помогают создать образ более точно, конкретно)
Ребята, обратите внимание, на сравнения – “остановилась как вкопанная” и “как ошпаренный”.
— Почему перед союзом как здесь нет запятой? Что представляет из себя этот оборот с точки зрения лексики? (фразеологизм)
Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических сравнений? Вспомним некоторые из них.
Сейчас предлагаю двум смелым проверить, насколько хорошо они знают фразеологизмы. (Обращаюсь с заданием к ним) Вам необходимо вставить пропущенные слова во фразеологизмы. (Работают самостоятельно с обратной стороны доски):
- Как. (корова) языком слизнула
- Как. (зеницу) ока
- Как . (сыр) в масле катается
- Как . (белка) в колесе
(Всему классу) Мы с вами будем работать вместе.
— На доске записано начало фразеологизма, вам нужно будет продолжить крылатое выражение. Кто угадывает, подходит к доске и раскрывает фразу (дополнительно комментируем фразеологизм):
- Он боится меня (как огня),
- Всё идёт (как по маслу),
- Знать (как свои пять пальцев),
- Не видать (как своих ушей).
Проверим, что получилось у ребят (Те читают получившиеся фразеологизмы).
И во всех этих выражениях встречаются сравнения.
Нужно отметить, что сравнение – один из способов характеристики героя произведения. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” использовал этот приём не раз. Обратите внимание на следующий отрывок (у каждого из вас на столе лежит фрагмент этого произведения с этим текстом).
— Прочитайте его выразительно (желающий читает).
Маленький хитрый человек знал, что от одного малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть.
Вот ещё бы маленький ползок по земле, и Травка бы бросилась на шею человека, но в расчете своём маленький человек не ошибся: мгновенно он выбросил свою правую руку вперёд и схватил большую сильную собаку за левую заднюю ногу.
Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот не схватил её другой рукой за другую ногу. Мгновенно вслед за тем он лёг животом на ружьё, выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака, переставляя опору-ружьё, пополз к тропе, где постоянно ходил человек. Тут, на тропе, он поднялся, тут он отёр слёзы с лица, отряхнул грязь и, как настоящий большой человек, властно приказал:
— Иди ко мне, моя Затравка!
Услыхав такие слова, Травка бросила свои колебания, — перед нею стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек стал целовать своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.
Как вы догадались, этот отрывок о спасении Митраши (6 слайд).
— Найдите сравнения в этом тексте.
— Какова роль сравнений в этом отрывке? (Автор подчёркивает борьбу героя за жизнь, подчёркивает их сближение)
Обратите внимание, автор подчёркивает, как Митраша вырос в этот момент, повзрослел (“как боец”, “как настоящий большой человек”).
— Какое из этих 3 сравнений подчёркивает слияние человека с природой?
В этом и заключается драматический момент: Митраша приобрёл себе друга, и Травка в лице Митраши приобрела себе нового Антипыча. Хорошего друга найти не просто. Трудно прожить одному — о прекрасной пальме мечтает и сосна (в стихотворении М.Ю.Лермонтова).
Творческое задание.
Каждому, наверно, хочется иметь верного друга в образе собаки. Возможно, у кого-то из вас она уже есть. Я же предлагаю сейчас из бумаги сделать собачку. Представьте, какую бы вы хотели иметь собаку, или же изобразите нам своего любимца. Для этого лист сложите пополам, чтобы у вас получился треугольник. Затем сделайте ушки. Чтобы придать собачке доброжелательность, сделаем ушки посимпатичнее: для этого уголочки опустим вниз. Остаётся сделать мордочку – для этого загните небольшой треугольник. Теперь дорисуем глазки, носик — и у нас получилась забавная собачка.
Предлагаю сейчас с помощью магнитов закрепить получившиеся мордочки на этом листе бумаги.
Посмотрите, какое оригинальное панно получилось у нас с вами.
— Чем отличается наше панно от картины И.Шишкина? (Наша картина выглядит оптимистично)
Посмотрите, как наше панно подчёркивает, насколько важно сравнение в речи, в жизни. Нужно свою жизнь выстроить так, чтобы не оказаться одиноким.
Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения.
Рефлексия. Хотелось бы узнать, какую бы оценку вы поставили сами себе за работу на уроке. У каждого из вас лежит по симпатичной мордочке. Дорисуйте ей губы и обозначьте свою оценку себе за урок:
- понравилось,
- ждал большего,
- не осознал.
Источник