Анализ рассказа Кладовая солнца Пришвина
Повесть Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью, в которой тесно переплетены реальные и сказочные события.
Действующими персонажами этой сказки-были являются: Настя, Митраша, старик Антипыч, собака Травка.
Автор довольно необычно обыгрывает сказочные мотивы, благодаря этому читатель не задумывается над тем, что правда это или быль. В «Кладовой солнца» рассказывается о детках, которые стали сиротами. В рассказе повествуется о нелегкой судьбе маленьких сирот, которые справляются со всеми трудностями на своём пути.
Малыши рано становятся взрослыми, и как взрослые решают свои проблемы. Какие же качества проявляются при этом? Настя, старшая в семье, очень трудолюбива, хозяйственна и ответственна. Автор сравнивает её с золотой курочкой неспроста. На лице у девочки веснушки, волосы у неё светлые, а сама она нежная и умная девочка. Автор отзывается о Насте с уважением. Она трудилась с раннего утра, до поздней ночи.
Митрашку автор называет мужичком в мешочке. Мальчик тоже трудолюбив, как и его сестра. Он научился ремеслу у своего отца. Митрашка делает посуду из дерева. Автор любит своих героев.
Иногда, время от времени, между братом и сестрой происходят споры, недопонимания. Мальчик старается доказать, что он главный в семье.
Все эти ссоры не являются серьезными. Брат с сестрой любят друг друга. Важным в анализе рассказа есть момент, когда сироты решают пойти в лес за клюквой. В этот момент между ними происходит спор. Ребята решают пойти в лес поодиночке.
Природа, в рассказе Михаила Пришвина, играет немаловажную роль. Автор «оживил» природу. Природа в сказке Пришвина выступала как действующее лицо. Она влияла на жизнь детей. В момент, когда ребята разошлись, начал свирепо выть ветер, исчезло солнце. Такими действиями автор дал понять, что наших героев ждут испытания.
Михаил Михайлович Пришвин показал, что бывает, если близкие люди не могут прийти к общему знаменателю. Разделившись, дети теряются, но преодолев все ненастья и вспомнив, друг о друге они находятся и спасаются. Название «Кладовая солнца» выбрано автором не зря. С самого детства Михаил Пришвин любил природу родного края. «Кладовая солнца» — это многогранный образ, вся заповедная природа севера и самого народа. Автор в этом рассказе пытался показать, что природа и человек одно целое.
Анализ 2
Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами. В рассказе Кладовая солнца идея гармонии рассматривается довольно подробно и такое детальное описание позволяет о многом поразмыслить читателям.
Речь в рассказе идет о сиротах брате и сестре, которые будучи совсем маленькими остаются одни с довольно крупным хозяйством. Тем не менее, благодаря дружбе и гармонии между ними они н только отлично ладят, но и ведут хозяйство. Девочка по имени Настя занимается работами по дому, а мальчик Митраша делает различные изделия, которые продает или обменивает и выполняет мужскую работу по дому.
Касательно гармонии Пришвин рассматривает ситуацию разлада, он иллюстрирует этот разлад довольно прямо. Когда дети отправляются в лес, мальчик хочет идти, как указывает компас, а девочка по известно тропинке, в итоге они ссорятся и расходятся. Тут автор использует устойчивое выражение «их тропинки разошлись», которое говорит о расхождении во взглядах и мнении.
В итоге каждый герой оказывается в трудной ситуации. Настя совсем забывает о младше брате, о котором ей нужно заботиться и чрезмерно увлекается сбором клюквы, даже частично впадает в алчность. Митраш в свою очередь выбирает неверный путь и вязнет в болоте, только чудом он не тонет и его спасает собачка Травка, которая увидела мальчика.
После воссоединения дети понимают как неверно себя вели, ведь им нужно было хранить не только собственное мнение, но и то ценное, созданное между ними. Ребятам нужно было сохранять гармонию, дружбу и взаимопомощь. Тогда они бы не оказались в такой трудной ситуации.
Тем не менее, данное событие стало для них полезным уроком, который каждый усваивает с пользой для себя. Митраш становится более самостоятельным и застреливает дикого волка, который живет в лесу, девочка понимает как нужно заботится о брате и всегда помнить о нем. Поэтому в какой-то степени иногда нужно оказаться в трудной ситуации и принять не совсем правильное решение, для того чтобы точнее увидеть какое поведение является правильным.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени
Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов
На протяжении своей творческой карьеры Антон Павлович Чехов, писал на животрепещущие темы для народа, темы у него настолько жизненные, что от них не куда не деться, а преодолеть их необходимо.
Если бы я был этим самым президентом, то я бы стал самым молодым президентом в мире за всю историю! Тут ведь не написано, типа, когда я стану президентом.
Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. Также рассказываем о своих чувствах
Источник
Тема природы в произведении Пришвина «Кладовая солнца»
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Живая природа
При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.
Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.
Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:
Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.
У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.
Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего. Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно.
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пришвин М. “Кладовая солнца” Читательский дневник, краткое содержание
Пришвин М. “Кладовая солнца” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пришвин М.
Название: “Кладовая солнца”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 14
Главные герои и их характеристика
Настя, по прозвищу Золотая Курочка. 12 лет. Самостоятельная, рассудительная, осторожная девочка. Иногда слишком придирчивая.
Митраша, по прозвищу Мужичок в мешочке. 10 лет. Самостоятельный, умелый, решительный и смелый. Хочет всем управлять.
Травка. Собака Антипыча. Добрый друг человека.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Настя и Митраша отправляются на Блудово болото за клюквой, но ссорятся и разделяются. Митраша чуть не гибнет в трясине, но спасается сам и убивает матерого волка.
Сюжет — краткое содержание
Настя и Митраша собираются идти за клюквой на болото, мечтая добраться до заветной Палестинки.
По пути дети ссорятся и расходятся в разные стороны, причем Митраша идет прямо к Слепой Елани, трясине.
Волк Серый помещик выслеживает собаку Травку, которая выслеживает зайца, а находит следы детей.
Митраша начинает тонуть в трясине, а Настя не слышит его криков, она увлечена сбором ягоды.
Травка приходит на помощь мальчику, вытягивает его из трясины, и Митраша убивает Серого помещика.
Дети мирятся и возвращаются домой в тот момент, когда обеспокоенные односельчане собираются их искать.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось описание двух деревьев, сосны и ели, которые выросли вместе из одной ямки и тесно переплелись стволами. Деревья душат друг друга, не дают нормально расти и потому выглядят очень страшно. Но еще страшнее звук, который издают их стволы, трущиеся друг о друга.
План произведения для пересказа
Образцовое хозяйство детей
Дети идут за клюквой
История Серого помещика
Серый помещик и Травка
Митраша в ловушке
Травка спешит на помощь
Гибель Серого помещика
Главная мысль
Сила людей в единстве, а в одиночку нельзя справиться с трудностями.
Чему учит эта книга
Сказка учит дружбе, верности, взаимовыручке. Учит не ссорится по пустякам, учит не жадничать и не забывать о друзьях. Учит вместе преодолевать трудности и вместе делить радости. Учит любить природу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка, из которой я узнала очень много о болотах. Оказывается, болота не зря называют кладовыми солнца, ведь в них образуется торф, вид топлива, который собирает в себя солнечную энергию. Что касается детей, то они поняли свою ошибку и выросли умными, добрыми и честными людьми.
Новые слова и выражения
Борина — хвойный лес, бор.
Ладило — инструмент для изготовления клепок.
Источник
«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина
История создания
Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.
С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.
Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.
Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.
Литературное направление и жанр
Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».
Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.
Тема, основная мысль и композиция
Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.
Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.
Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.
Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.
В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.
Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.
Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.
В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.
Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.
В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.
Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.
В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.
В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.
В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.
Герои повести
Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.
От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.
Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.
Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.
Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.
Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.
Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.
Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.
Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.
Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.
Художественное своеобразие
Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.
Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.
При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.
Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.
Источник