Детям о планетах Солнечной системы
Ольга Гончаренко
Детям о планетах Солнечной системы
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ для детей подготовительной к школе группы
В нашей Солнечной системе 8 планет. Почему эта система названа Солнечной? Потому что все планеты крутятся вокруг Солнца, яркой звезды, дающей нам тепло, свет и жизнь.
1. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы. Это самая маленькая планета. Названа в честь древнеримского бога торговли – Меркурия. Почему? Она движется по небу быстрее других планет.
«Планета – бегун»
2. Венера – вторая планета от Солнца. Она носит имя богини красоты. Может сиять серебристым светом. Эта планета похожа на Землю. Интересный факт – эта планета практически всегда окружена толстым слоем облаков.
«Серебристая планета в облаках»
3. Земля – третья планета от Солнца. На ней мы живем. Эта планета – наш общий дом, который нужно любить и беречь.
22 апреля проводится День Земли. В этот день люди всего мира стараются сделать доброе дело по защите экологии нашей планеты.
«Родная планета»
Луна – естественный спутник Земли. На поверхности Луны имеются ударные кратеры, которые образовались при падении крупных космических камней. Лунная почва похожа на мелкую каменную пыль.
«Естественный спутник Земли»
4. Марс – четвертая планета от Солнца. Названа в честь Марса – бога войны. Марс часто называют «красной планетой или угрожающей» из-за красноватого оттенка поверхности.
«Угрожающая планета» Пояс астероидов – область Солнечной системы, расположенная между орбитами Марса и Юпитера, являющаяся местом скопления множества объектов всевозможных размеров, называемых астероидами.
5. Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Юпитер – газовый гигант. Эта планета названа в честь бога – громовержца. На Юпитере часто бывают штормы, молнии и полярные сияния. У Юпитера много естественных спутников, самые известные из них Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.
«Планета – метатель молний»
6. Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Это самый красивый объект Солнечной системы. Сатурн можно легко увидеть на небе через бинокль и телескоп.
У Сатурна есть кольца, которые как будто оберегают планету. Кольца выполнены из ледяных осколков и углеродистой пыли. Кольца длинные и тонкие, похожие на гимнастические обручи.
«Планета – спортсмен с обручами»
7. Уран – седьмая планета Солнечной системы. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, «лежа на боку». Это самая холодная планета Солнечной системы. У Урана, как и у Сатурна, есть кольца.
«Планета, лежащая на боку»
8. Нептун – восьмая планета названа в честь бога морей. На этой планете гуляют ветра, их скорость достигает 600 м/с. Это рекордный показатель в Солнечной системе.
«Планета – вихрь»
Познакомив детей с планетами Солнечной системы, я предлагаю им поиграть. Дети по очереди загадывают загадки о той или иной планете, спутнике, расшифровывают анаграммы названий планет, переставляя буквы, слоги.
Разгадав загадки и анаграммы, дети разгадывают кроссворды, придумывают предложения с каждым названием планеты, изображают себя астрономом рассказывают о тайнах планет Солнечной системы.
Дидактическое пособие своими руками. Макет «Планеты Солнечной системы» .
Фотоотчёт «Как мы изучали и рисовали планеты Солнечной системы» При ознакомлении детей с космосом, мне хотелось, как можно шире раскрыть для них понятие «Солнечная система». Я рассказала детям, что кроме.
Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Что и когда рассказать детям о космосе и планетах? Дети после четырех лет.
Макет «Планеты Солнечной системы» Здравствуйте дорогие коллеги! хочу показать вам мой макет «Планеты солнечной системы». Ведь скоро 12 апреля -день Космонавтики, а тема.
Макет «Планеты Солнечной системы». Мастер-класс Хочу представить вашему вниманию модель «Планеты Солнечной системы» своими руками. Космос очень велик. Кроме нашей Земли, существуют и другие.
Мастер-класс «Планеты солнечной системы» в технике «папье-маше» Мастер-класс 1. Надуйте шары в масштабе планет. 2. Сделайте клейстер таким способом: 3 ст. л муки смешайте с половинкой стакана холодной.
Мастер-класс по изготовлению Звездного неба и планет Солнечной Системы Космос. Дети по своей природе очень любознательный народ. Им все интересно, они познают окружающий мир и задают много вопросов. Одна из.
Мобиль «Планеты Солнечной системы» Ирина Баринова Мобиль «Планеты Солнечной системы» Сегодня Вашему вниманию хочу представить свой мобиль «Планеты Солнечной системы», сделанный.
Планеты солнечной системы. Очень интересна старшим дошкольникам тема космоса. В предверии дня Космонавтики мы с ребятами нашей группы тоже говорили о космосе, просмотрели.
Конспект занятия «Планеты Солнечной системы» Добрый день,ребята!Сегодня 12 апреля. Какой сегодня праздник отмечают все люди нашей планеты Земля?12 апреля люди всей Земли отмечают праздник.
Источник
Про Солнце для дошкольников
Зачем детям знать про Солнце
Малыши постоянно задают вопросы, им интересно все, что их окружает. Одна из задач воспитателя ДОУ – находить правильные и понятные детскому разуму ответы, удовлетворять любопытство воспитанников, интересно и увлекательно знакомить с окружающим миром. Среди множества методических разработок для дошкольников проект «Солнце» занимает одно из ключевых мест, так как помогает формировать представление об устройстве мира и явлениях природы.
В ходе занятия воспитатель может реализовать следующие цели и задачи:
— формировать у детей представление об окружающем мире, о явлениях природы;
— познакомить с основами астрологии, интересными фактами о солнце, дать представление о планетах;
— развивать навыки наблюдения;
— развивать у детей фантазию, воображение, творческие способности;
— воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;
— внушить необходимость соблюдения правил безопасности при длительном нахождении на солнце.
Реквизит: глобус,репродукции икартинки с изображением солнца, солнечной системы, луны, радуги, зеркальце для солнечного зайчика;
Для подвижной игры – аудиозаписи детских песенок о солнце.
Для творческого занятия, рисунков – бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ватные палочки.
В группе перед началом занятия предлагается расположить картины известных художников, на которых изображено солнце.
Репродукции «солнечных» картин
— «Солнечный день» И.И. Левитан,
— «Восход солнца в Феодосии» И.К. Айвазовский,
— «Солнечный свет в парке» А.И. Куинджи,
— «Закат в степи на берегу моря» А. И. Куинджи,
— «Закат, Кашмир» Н. Рерих,
— «Впечатление, восход солнца» Клод Моне,
— «Солнце» Эдвард Мунк, и другие.
Создать «солнечное» настроение перед занятием поможет прослушивание аудиозаписей соответствующей тематики. Интернет предлагает много детских песенок про солнышко, да и в арсеналах музработников всегда имеются подборки. Например, песенка «Я на солнышке лежу» из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».
Для введения в тему воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Раньше всех оно встает,
Всем светить не устает,
Заглянет в каждое оконце,
Это — ласковое (солнце).
Педагог предупреждает детей, что тот, кто внимательно будет слушать сказку, тот сможет ответить на вопросы викторины в конце занятия.
Интересные факты про солнце для детей по тексту выделены курсивом.
Сказка про солнце и луну или приключения солнечного зайчика
Жил – был маленький солнечный зайчик. Он состоял из света, он был просто крохотным лучиком солнца. Когда на улице было солнечно и тепло, зайчик был веселый и яркий. Он радостно перескакивал с предмета на предмет, со шкафа на пол, с тумбочки на стену. Когда на небе были тучки, было пасмурно или шел дождь, а также когда наступала ночь, зайчик прятался куда – нибудь за шторку и крепко спал. Поэтому солнечный зайчик никогда не видел луну и звезды.
(Если во время занятия в окно группы светит солнце, то воспитатель с помощью зеркальца может продемонстрировать детям солнечного зайчика)
Однажды наш солнечный зайчик сидел на подоконнике и смотрел за окно. По небу плыли тучки, одна из них загородила солнышко, и зайчик тоже сразу спрятался. Прошел теплый летний дождь, выглянуло солнце и наш зайчик тоже выглянул в окошко. На небе появилась большая цветная радуга! Она состояла из нескольких полосок разных цветов. Зайчик стал их считать:
Он насчитал семь цветов.
— Здравствуй, радуга! – весело крикнул солнечный зайчик – ты так высоко на небе! Ты можешь достать до солнца? Я мечтаю до него дотянуться и поближе с ним познакомиться, ведь я – маленький солнечный лучик.
— Привет, солнечный зайчик! – ответила радуга, — я не могу достать до солнца. Обычно я появляюсь после дождика, когда светит солнышко, но я нахожусь в стороне от него.
— Тогда расскажи мне о нем то, что ты знаешь? – попросил малыш.
И радуга рассказала, что
солнце – это большая звезда. Все звезды на небе, которые мы видим ночью – это тоже чьи – то далекие солнышки. У них есть свои планеты, целые системы планет. А наша система называется Солнечной. Вокруг нашего солнца вращаются 8 планет:
Мы живем на планете Земля.
— Как жаль! Я никогда не видел ночь и звезды! – воскликнул солнечный зайчик, — ночью меня нет, я сплю. Я не могу без солнца!
Потом радуга рассказала ему, что
без солнца невозможна жизнь на нашей планете. Оно – самый главный источник тепла и света. Если не будет солнца, если оно перестанет светить, то сразу станет темно и холодно и все живое на планете погибнет.
(Воспитатель демонстрирует детям планету – глобус, можно поднести его к окну под солнечный свет)
— А почему солнышко светит только днем? – спросил солнечный зайчик, — Куда оно девается ночью?
Радуга рассказала, что наша планета Земля движется — летает вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси, поворачивается постепенно разными боками. Какой бок освещает солнце, там день. Каким боком планета отвернулась от солнца – на той стороне Земли настает ночь.
— Как интересно! – удивился солнечный зайчик, — А как же все ходят ночью? Те, кто не спит. В темноте? Кто им светит?
— Ночью с неба всем светит луна. Но я о ней совсем ничего не знаю. – вздохнула радуга. – Тебе о ней может рассказать кто – нибудь другой.
— Благодарю тебя, радуга! – сказал солнечный зайчик, — передавай привет солнышку!
— Конечно передам! – ответила радуга, — Солнце получит твой привет через 8 минут.
— Как? Почему так долго? – удивился малыш.
Радуга рассказала ему, что солнечный свет достигает Землю за 8 минут, потому что светило находится очень далеко от Земли – на расстоянии 150 миллионов километров.
Любопытный зайчик стал искать, кто бы смог рассказать ему про луну. Ему очень захотелось узнать про звездное небо, про луну, и, когда – нибудь увидеть его. Он скакал по подоконнику и смотрел на улицу. За окном была отличная погода, солнечные лучи освещали дома, деревья, цветы. Некоторые цветы были так похожи на маленькие солнышки: одуванчик, ромашка, подсолнечник. Радуга исчезла, а на небе появилось маленькое белое облачко.
— Вот кто мне сможет рассказать про луну, — подумал солнечный зайчик.
— Здравствуй, облачко! – обратился он вверх на небо, — я никогда не видел луну. Расскажи, пожалуйста, мне о ней?
Облако плавало по небу и днем, и ночью. Оно было знакомо и с солнцем, и с луной.
Оно рассказало, что луна – это спутник Земли, она всегда рядом, сопровождает Землю и вращается вокруг нашей планеты. Луна в 4 раза меньше Земли.
— Значит, луна не может без Земли так же, как и я не могу без солнца…- вздохнул солнечный зайчик. – Как же мне увидеть луну? Неужели я никогда – никогда с ней не встречусь? Не увижу звезды, планеты…
— Может быть ты станешь не солнечным зайчиком, а лунным? – предложило облачко, — тогда ты увидишь ночное небо. Для этого надо дождаться ночь, когда на небе будет полная круглая луна и не будет ни облаков, ни туч. Это будет полнолуние. Если поставить на окошко зеркальце, то можно поймать отражение луны и получится лунный зайчик. Попробуй?
— Ах, какая заманчивая идея! – обрадовался солнечный зайчик, — Обязательно попробую. И моя мечта сбудется, я увижу луну и звезды.
Он дождался тот день, когда должно быть полнолуние, приготовил зеркальце на подоконнике и сел в ожидании. Наступил вечер, солнце спряталось за горизонт, на улице стало темнеть. Небо окрасилось в темно – синий цвет, появились звезды – чьи – то далекие солнышки. Наш солнечный зайчик исчез. Он не смог без солнца. А когда луна стала ярко освещать комнату, зайчик отразился в лунных лучах, но очень слабо. Он был неяркий, очень тусклый. Но для него это было уже не так важно, ведь исполнилась его мечта.
Подвижная игра «Солнце и луна»
Воспитатель разъясняет дошкольникам правила игры. Дети делятся на две группы, кроме этого, выбирают одного ребенка – Луну.
Часть детей встает в большой круг посередине комнаты, держась за руки. Это солнце. Луну ставят в центре круга. Вторая часть детишек – солнечные зайчики. Они находятся за кругом. Им надо проникнуть в круг и прикоснуться к луне, чтобы стать лунными зайчиками, а потом выбежать обратно из круга. Те, кто образуют солнце, должны крепко сцепить ручки и не пускать к луне никого. «Солнце» может двигаться по кругу и поднимать и опускать ручки, но главное – не пускать в круг соперников. Солнечным зайчикам нельзя толкаться, а можно пробегать или проползать в круг к луне.
Воспитатель может усложнить игру, периодически включая аудиозаписи, меняя соперников местами или выбирая из победителей новую луну.
Вопросы про солнце
Для закрепления знаний, полученных во время прослушивания сказки, дошкольникам предлагается ответить на вопросы про солнце:
- что такое солнце? (Звезда)
- Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
- Какие планеты вы запомнили? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Звезды в небе – это планеты или далекие солнышки? (солнышки)
- Зачем нужно солнце? Что будет с нашей планетой без солнечного света? (солнце – источник тепла и света, без него погибнет все живое)
- Земля движется вокруг солнца или солнышко вокруг нашей планеты? (Земля движется вокруг солнца)
- Как, почему на Земле наступают день и ночь? (Земля вращается вокруг своей оси, на той стороне, которая освещена солнцем, настает день, а на обратной – ночь)
- За какое время солнечный свет достигает Землю? (8 минут)
- Какое расстояние от Земли до солнца? (150 млн км)
- Какие цветы похожи на солнце? (Ромашка, одуванчик, подсолнечник)
По итогам викторины педагог может отметить самого «всезнающего» ребенка.
Солнечная лаборатория
На прогулке в день осуществления проекта воспитатель может предложить дошкольникам поучаствовать в работе «Солнечной лаборатории», самим провести опыты с солнцем, понаблюдать за действием солнечных лучей. Практический опыт будет возможен в безоблачную ясную погоду. Варианты опытов:
- Воткнуть палку в песочницу или землю, затем сделать заметку в том месте, куда падает тень от палки — прочертить тонкую линию или положить гладкую веточку, а через 15 – 20 минут проверить, сдвинулась ли тень.
- Если это зимний день и есть снег, то сделать два снежных колобочка. Один положить на солнце, а другой в тени, в конце прогулки посмотреть какой из них начнет подтаивать или изменит свое состояние.
- Положить на солнце (на скамейку) два гладких камня. Один из них накрыть ведерком, шарфом, дощечкой (на выбор). Через несколько минут проверить какой из камней стал теплым, а какой холодным.
- Взять на прогулку зеркальце, кусочек фольги, блестящий фантик и попробовать пускать ими солнечных зайчиков. Какой зайчик будет ярче?
- Взять на прогулку бутылочку с водой и накапать воду на асфальт или другую поверхность, освещенную солнцем, такое же количество воды накапать в тени. Наблюдать, где влага быстрее испарится.
- Взять на прогулку черный и белый листы бумаги формата А-4, бутылочку с водой и ватные диски. Намочить ватные диски и нарисовать ими мокрые узоры на черном и белом листах, положить листы на солнце и наблюдать, на бумаге какого цвета узор быстрее высохнет.
- В начале прогулки поставить малыша на солнце и обвести его тень мелом. В конце прогулки поставить ножками точно на то же место и обвести тень мелом другого цвета. Посмотреть, совпадают ли тень № 1 и тень № 2.
- Взять на прогулку лупу, лист бумаги и попробовать сфокусировать солнечные лучи, выжигая узор. Посмотреть, задымится ли бумага.
- Взять на прогулку пульверизатор и попробовать создать радугу, либо прогуляться к ближайшему фонтану.
- Взять на прогулку два одинаковых носовых платочка или отреза ткани, намочить их. Один положить в тени, другой на солнце. Наблюдать какой быстрее начнет высыхать.
Стоит отметить, что для закрепления практических знаний, полученных в «Солнечной лаборатории» воспитатель должен обсудить с детьми каждое задание, результат полученного опыта, попросить детей самих рассказать какие они сделали выводы и почему.
Ознакомление с правилами нахождения детей на солнце
Одно из важных направлений в проекте «Солнце» для дошкольников – ознакомление с правилами нахождения детей на солнце. Правила может зачитать вслух воспитатель, можно включить их в вопросы викторины, а можно нарисовать в виде памятки и разместить в группе.
- Находясь на солнце, необходимо следить за временем! Длительное пребывание может быть опасно!
- При длительном нахождении на солнце головной убор обязателен! Летом это может быть панама, косынка или бейсболка.
- Одежда должна защищать от солнечных ожогов! Загорать на солнышке может быть опасно!
- Если планируется длительная прогулка на солнце, то необходимо взять бутылочку с водой.
- Для защиты кожи от вредных ультрафиолетовых лучей и предотвращения солнечных ожогов следует использовать специальные солнцезащитные средства, детскую косметику.
Завершить проект «Солнце» и выразить свои эмоции и впечатления можно предложив дошкольникам один из творческих вариантов:
- Нарисовать солнце карандашами или красками. Можно использовать кисти, ватные палочки, пальчиковые краски.
- Нарисовать интересный момент из «Сказки про солнце и луну»
- Вылепить из пластилина солнце, луну, радугу, солнечную систему
- Сделать аппликацию «Солнышко», «Радуга», «Космос».
- Выложить солнце, луну, радугу из цветного конструктора
В качестве домашнего задания по теме проекта дошкольникам можно предложить выучить с родителями пословицы и поговорки про солнышко.
Источник