«К звездам» с точки зрения науки. Реалистичен ли фильм с Брэдом Питтом?
Я всегда с большим интересом жду релизов научно-фантастических картин о космосе — с детства мои мечты о далеких звездах ничуть не утратили своей яркости. Поэтому я бегом бежал на премьеру нового фильма «К звездам», что может быть лучше Брэда Питта в скафандре?! Эстетически лента безупречно красива, драматическую составляющую я бы особенно выдающейся не назвал, а вот техническая и научная часть работы сценаристов и постановщика меня откровенно расстроила — столь нелепых ошибок в фильмах о космосе совершить — это надо постараться. Давайте посмотрим, чего наворотили в космосе авторы «К звездам».
Сразу отмечу, что NASA принимало участие в работе над картиной. На начальном этапе специалисты Агентства ознакомились со сценарием и дали свои корректирующие отзывы, а затем предоставили некоторые фото и видеоматериалы, снятые на Луне и Марсе, для создания реалистичных пейзажей фильма. PR-служба NASA отметила, что видит в подобном сотрудничестве большие перспективы: » Фильмы вроде «Интерстеллар», «Марсианина» или «Гравитации» всегда оборачиваются всплеском интереса к изучению космоса, так что мы намерены помочь сделать ваши кинопутешествия одновременно и увлекательными, и достоверными «.
Впрочем, вся «достоверность» рассыпается на глазах, когда с экрана нам пытаются объяснить природу Импульса. В ход идет бред про антиматерию, интенсивность и амплитуду, но природа этого явления абсолютно непонятна — это вроде бы электромагнитный удар, но разрушения от него следуют вполне физические. Как Импульс распространяется, тоже непонятно. Здесь можно смело говорить, что авторы придумали какое-то явление, лежащее за пределами знаний современной науки.
Давайте далее попробуем разобраться с последующими сюжетными решениями подробнее.
Можно ли упасть с вершины Международной Космической Антенны?
«К звездам» начинается с захватывающего эпизода аварии на некой Международной Космической Антенне, котороая застает героя Брэда Питта за пределами рабочих корпусов этого поистине циклопического сооружения. Предполагается, что МКА — это некое логическое продолжение МКС, и это означает, что Рой МакБрайд упал на Землю с высоты примерно 400 километров. Впечатляет. Действующий рекорд высоты прыжка с парашютом — 42 км, его установил топ-менеджер Google Алан Юстас в 2014 году. При этом Юстас был облачен в специальный герметичный скафандр, пригодный для нахождения как в атмосфере, так и в разряженном безвоздушном пространстве. Герой фильма тоже облачен в специальный костюм, что и помогает ему выжить.
Должен ли был Рой сгореть в верхних слоях атмосферы, как это происходит с метеорами и частями космических аппаратов? Нет. Все дело в том, что попадающие в атмосферу объекты имеют обычно настолько большую скорость, что на пути их движения создается волна давления, ионизирующая воздух и создающая оболочку перегретой плазмы. Герой фильма просто не смог достичь той скорости, которая создала бы достаточное для плазмы давление. В какой-то момент мы видим, что Рой раскидывает руки, пытаясь тем самым замедлить падение — так что здесь все воспроизведено достаточно убедительно.
Почему сигнал к Нептуну не может быть отправлен с Земли?
Это самое слабое звено сценария. Фильм никак не объясняет, почему сообщение отцу Роя МакБрайда нельзя отправить с Земли, авторами, видимо, подразумевается, что Импульс настолько сильно повредил коммуникационные системы по всей Солнечной системе, что «дозвониться» до восьмой планеты от Солнца имеющимися средствами невозможно. Устоять перед ударом из космоса смогла, якобы, только система связи, расположенная под слоем грунта на Марсе. К этомы сценарному решению сложно относиться серьезно, ведь непосредственно после удара Импульса продолжает работать космическое сообщение между Землей и Луной, а так же между Луной и Марсом, что было бы невозможно при исчезновении радиосвязи. В это месте авторы перемудрили.
Насколько лунный пейзаж фильма похож на реальный?
Экшн-сцена лунной погони — один из наиболее ярких эпизодов картины. С научной точки зрения здесь есть как объективные достижения, так и вполне очевидные промахи. К первым я бы отнес цветовую и световую палитру окружающего героев пространства. Роль Луны в фильме сыграла пустыня Мохаве, на территории которой проводят свои тренировки реальные астронавты NASA. Оператор фильма Хойт Ван Хойтема использовал сразу две камеры, одна из которых была инфракрасной — именно она дает тот глубокий черный цвет неба и переэкспонированные, высококонтрастные блики белого на скафандрах героев. Также этот эпизод занятно озвучен — из-за отсутствия атмосферы мы не должны слышать звуки выстрелов пистолетов, но нам их демонстрируют как приглушенные щелчки, передающиеся через тело Роя. Оригинальный и убедительный прием.
А вот с гравитацией и физикой лунной почвы авторы несколько напортачили. Во-первых, в сцене с прибытием Роя и сопровождающего его героя Дональда Сазерленда на Луну нет даже намеков на уменьшившийся вес персонажей. А ведь гравитация на спутнике Земли вшестеро меньше, чем на планете, и то, как при этих условиях передвигается человек, отлично известно — пересмотрите кадры лунных миссий «Аполлонов». Из тех же видео с лунными роверами очевиден второй промах кинематографистов — пыль на поверхности Луны в фильме не ведет себя как лунная. Пониженная гравитация с одной стороны легко поднимает ее протекторами шин транспортных средств, а с другой — не дает быстро осесть. Проще говоря, за столь стремительно мчащимися луноходами стоял бы весьма заметный «пыльный хвост», но в картине этого нет.
Чем обусловлено такое поведение приматов на космической станции?
Полет к Марсу прерван встречей с терпящим бедствие норвежским космическим кораблем «Веста 9», на котором не обнаруживаются выжившие люди, зато происходит встреча с вышедшими из под контроля приматами. Возможно ли появление в космосе обезьян? Конечно. Изучение последствие долговременного нахождения в условиях невесомости живых существ — одно из преимущественных направлений космической биофизики. Различные животные и организмы постоянно присутствуют на МКС и прочих космических аппаратах, вполне вероятно, что во время действия фильма «К звездам» некоторые страны используют в экспериментах и приматов, наиболее близких к человеку существ. В данном случае очевидно, что обезьяны не слишком здоровы. Это подтверждается не только странным агрессивным поведением, но и слепотой — невесомость пагубно действует на сетчатку глаза, именно поэтому примат реагирует не на движения людей, а на звук.
Возможно ли проникновение на космический корабль через двигательный отсек?
Если бы не нарастающий градус драматизма, эпизод с проникновением Роя на «Цефей», стартующий с Марса к Нептуну, можно было бы назвать комичным — герой буквально проник в ракету через «задницу». Сложно сказать, будут ли в будущем монтировать подобные «черные ходы» (хотя, казалось бы, для чего?), но даже если бы некий шлюз позволял пройти астронавту из двигательного отсека в жилой, добраться для него на расстоянии вытянутой руки от сопел было бы невозможно. В дополнение к вполне очевидной высокой температуре в этой части корабля на человека обрушились бы звуковые волны такой мощи, которая распылила бы его на атомы. Позор авторам и двойка по физике.
Какие болезни грозят при долгом пребывании в космосе?
Клиффорд Макбрайд, которого так долго искал сын Рой, разумеется, выглядит крайне скверно — 29 лет изоляции не пошли ему впрок. Мало того, что персонаж Томми Ли Джонса очевидно поехал рассудком на почве одиночества, так еще и отсутствие гравитации сыграло свою злую роль. Возвращаясь к истории с приматами — Клиффорд жалуется на катаракту, и это вполне достоверно. Ученые действительно отмечают, что глаза астронавтов подвергаются особенно серьезному риску — если мышцы можно тренировать, а внутренние органы поддерживать диетами, то с глазами все очень сложно, склонность с катарактам у космических исследователей проявляется довольно часто.
Возможно ли пролететь через кольца Нептуна, прикрываясь жестяным листом?
Способ, которым воспользовался Рой, чтобы преодолеть лежащий через кольца Нептуна путь от станции «Лима» к «Цефею», можно было бы назвать изящным, если бы не одно серьезное «но». Он абсолютно неосуществим. В фильме герой отсоединяет кусок защиты станции и, оттолкнувшись, отправляется сквозь «грязевый пояс», прикрываясь стальным листом, как щитом. Опровергает возможность такого полета доктор Николас Ли из Стэнфордского университета, по его словам, частицы кольца двигаются со скоростью, которая легко прошила бы столь тонкий металлический лист, будто пуля. В качестве примера он приводит несколько случаев с зондом «Кассини», который пролетал по самому краю колец Сатурна. Кроме того, нужно понимать, что при отсутствии гравитации кинетическая энергия столкновения Роя с частицами колец постоянно меняла бы направление его движения. Выходит, что в этом авторы совершенно не разбираются.
Возможно ли было вернуться на Землю без сознания?
Финальная точка картины одновременно является окончательной чертой под свидетельством о компетенции авторов сценария и кинематографистов в физике и биологии. Герой Брэда Питта после расставания с отцом решает вернуться на землю на своем корабле, воспользовавшись энергией взрыва на станции «Лима». С точки зрения физики, это, разумеется, невозможно, но я сделаю поблажку — все-таки там присутствует антиматерия, поэтому черт его знает, как эта штука реагирует на ядерный взрыв, может, и правда отправляет астронавтов к Земле. Но! Опять же, но. Но в фильме подразумевается, что полет от Земли до Нептуна занимает около ста дней. И если физическое состояние близкое к анабиозу авторы попытались объяснить подключением каких-то трубок с питательной жидкостью, то тот факт, что Макбрайд три месяца провел без сознания и пришел в себя только при посадке должен даже не встревожить, а шокировать врачей — тут неизбежны катастрофические последствия для мозга.
Как вы понимаете, в данной статье я умышленно не стал затрагивать драматическую составляющую фильма (хотя меня почти все устроило), работу оператора, художников и декораторов (картинка потрясающая) или актерские таланты (здесь все прекрасны). Я всего лишь немного понудел над физикой и биологией. Как и во многих других картинах от реалистичности в «К звездам» отказались в пользу красочности. Случается. Я претерплю, но к последующим лентам буду еще строже.
Источник
«К звёздам»: Космос, который мы заслужили. Рецензия на фильм с Брэдом Питтом
26 сентября в российский прокат вышел фантастический фильм «К звёздам» (Ad Astra), в котором герой Брэда Питта бороздит просторы Вселенной в поисках своего отца. «Я люблю кино» расскажет, почему за этим стоит понаблюдать.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
Из джунглей — в космос
Картина режиссёра Джеймса Грэя является логическим продолжением его предыдущей работы «Затерянный город Z» , в которой он рассказывал о поисках мифического «эльдорадо». Тогда на главную роль также планировался Брэд Питт, но в итоге его пришлось заменить другим красавчиком-блондином Чарли Ханнэмом . Видимо, в амазонских джунглях Грэю оказалось тесновато и он решил раздвинуть рамки своего киномира до границ Солнечной системы.
Тема «отцов и детей» является общей для двух фильмов, но если в «Затерянном городе» она играет второстепенную роль, то в новой картине становится центром притяжения смыслов.
Сынок, это фантастика
«К звёздам» выглядит как компиляция целого ряда фантастических фильмов прошлых лет. Начало с катастрофой на гигантском (около)земном сооружении похоже на «Гравитацию».
Затем нам объясняют, что это часть большой беды, угрожающей всему живому, и герою Брэда Питта надо лететь в космос, чтобы её предотвратить — здесь волей-неволей вспоминается «Интерстеллар».
Ну а то, что насылает бедствия отец главного героя, будто бы сошедший с ума где-то в ледяном космическом мраке, вызывает ассоциации с ужастиками вроде «Пекла», «Пандорума» и «Сквозь горизонт».
При всём при этом «К звёздам» не выглядит вторично, а, напротив, сильно освежает. Помогает то, что Грэй не разменивается на ерунду, а сразу переходит к делу: если в том же «Интерстелларе» нам очень долго объясняли, что же творится с Землёй и зачем куда-то лететь, то здесь режиссёр бросает вскользь два слова и уже тянет нас в ракету.
В итоге повествование получается сжатым и в него умещается много всего: и Луна, и Марс, и высадка на другой корабль в открытом космосе, и полёт к рубежам Солнечной системы. В общем, это вам не безумный сериал «Первые» , где марсианская экспедиция стартовала с Земли одновременно с концом первого сезона.
Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews .
Ещё одним режиссёрским достижением Грэя является атмосфера фильма. Здесь нет восторженного пафоса, наукообразной нудятины и глубокомысленной «философии» — всё предельно жёстко, мрачно и созвучно внутреннему миру главного героя, стального профессионала, неуклонно движущегося по направлению к желанной цели. «Всё дальше от Солнца и ближе к тебе» — эта фраза персонажа Питта, адресованная отцу, выражает дух фильма как нельзя лучше.
Не только красавчик, но и актёр
При всех космических видах и экшен-сценах львиная доля экранного времени достаётся именно главному герою. По сути, это актёрский бенефис Брэда Питта, и справляется он с ним просто великолепно, демонстрируя тончайшие оттенки эмоций и создавая абсолютно цельный, отлитый в граните человеческий образ. Без сомнения, это одна из лучших ролей в карьере актёра — а то и просто лучшая, учитывая, что обычно внешность Брэда затмевала его умения и таланты.
Почти сегодня
Действие картины происходит в недалёком будущем, и это позволяет авторам показать одновременно узнаваемый и в то же время изменившийся мир. Люди путешествуют в космос, но всё ещё на обычных ракетах. Они создали колонии на Луне и Марсе, но там ничего ещё толком не развилось и происходит не пойми что. Пожалуй, это и есть настоящая научная фантастика — показать не причудливое будущее с волшебными чудесами, поданными как «технологии», а проследить реально возможный сценарий развития.
Человечеству не нужны звёзды
Несмотря на то, что «К звёздам» — интересно задуманный и прекрасно исполненный фильм, у настоящего любителя фантастики всё равно возникают вопросы. Если мы окинем взглядом картины данного жанра, выходящие в последнее время, то заметим, что фокус в них делается вовсе не на космосе, а на людях. И, более того, одно часто противопоставляется другому, как в той же «Гравитации». В фильме Грэя в итоге происходит то же самое: внутренняя вселенная героя побеждает и подчиняет себе внешнюю.
Такое ощущение, что на нынешнем этапе своего развития человечество словно говорит: «Да, звёзды, планеты, это всё хорошо, но не лучше ли пойти к психологу и покопаться в своих детских травмах?». И не найдётся человека, который скажет: «Нет, не лучше, нам именно про космос хочется» — да так, что его услышат все.
Впрочем, в фильме Грэя тема людей, недостойных космоса, тоже озвучивается, что является ещё одним признаком его отменного качества. И вселяет надежду, что, разобравшись с правильным питанием, раздельным сбором мусора, количеством гендеров и прочими безумно важными вопросами, человечество когда-нибудь снова заинтересуется небом по-настоящему.
Источник