Меню

Про космос с вдовиченковым

«Салют-7. История одного подвига»: что нам известно о новом фильме Клима Шипенко

В России снимается новый фильм «Салют-7. История одного подвига» — большое кино про далекий космос с участием Павла Деревянко, Оксаны Фандеры, Владимира Вдовиченкова, Марии Мироновой и других известных актеров.

Новая картина режиссера Клима Шипенко была задумана своевременно. Сейчас, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной», по Марсу гуляет вездеход Curiosity, а существование гравитационных волн доказано, разговоры о космосе из сферы удивительного перекочевали в область обыденного и превратились в краткие сводки новостей «оттуда». А ведь совсем недавно все было иначе: бездна над головой пугала и манила своей недостижимостью, а каждый рывок вверх, в звездное небо, был большим свершением, огромным риском и настоящим шагом вперед для всего человечества.

HELLO! отправился в «космическую одиссею» — на площадку картины в Санкт-Петербурге.

Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко на съемках фильма «Салют-7»

Видеосюжет о картине:

Картина основана на реальном событии — беспрецедентном случае 1985 года, когда советская космическая станция «Салют-7» перестала выходить на связь и было решено отправить на орбиту людей. До этого момента в открытом космосе не производилось стыковок с неуправляемым объектом, и полет космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных стал первой и самой сложной подобной операцией в истории космонавтики.

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков

Где-то в окрестностях Петербурга в специально построенном для фильма ангаре проводится своя «секретная операция»: стоит полная тишина, идет съемка. В темноте еле различимы очертания внушительных декораций. Здесь можно увидеть Центр управления полетами, космическую станцию «Салют-7» и даже советскую квартиру с горчичными шторами и фотографиями в рамках — территория ангара настолько велика, что сама кажется отдельной галактикой, где можно одновременно снимать десяток картин.

Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко

Пока же звучит команда «Стоп!», и актеры расходятся по местам. Этот маленький эпизод длиною в пару минут снимается целый день: полдня — подготовка и репетиции, полдня — дубли. Таких съемок в истории российского кино еще не было, — говорит продюсер Сергей Сельянов. — Один лишь подготовительный период занял у нас восемь
месяцев, ведь большую часть фильма действие разворачивается в открытом космосе. На производство ушло около 400 миллионов рублей, и, по словам авторов проекта, «Салют-7» будет достойным ответом американским кассовым фильмам о космосе.

Видеосюжет с тренировки:

У Клима Шипенко богатое поле для режиссерских экспериментов — тут и экзотические декорации, и высокотехнологичная база, и личная драма человека, обостренная до крайней степени. Космонавты — люди уникальные, к ним не подходят критерии и мерки простых обывателей. Ведь настоящая жизнь наших героев происходит там, наверху, — на Земле они словно в зале ожидания, — говорит Клим. Режиссер Клим Шипенко

Перед съемками режиссер и актеры встречались с прототипами героев фильма — космонавтами Джанибековым и Савиных, которые делились деталями полета и личным опытом. Но так как биографии персонажей были частично изменены, то и фамилии им дали другие: так, героя Павла Деревянко зовут Виктор Алехин, а персонажа Владимира Вдовиченкова — Владимир Федоров.

Во время приезда HELLO! на съемочную площадку Клим Шипенко снимал «земную» сцену — дружеское застолье. Один из космонавтов, Виктор Алехин (Павел Деревянко), поет под гитару, рядом сидит его коллега Владимир Федоров (Владимир Вдовиченков), неподалеку — жена Федорова (Мария Миронова) и его подруга (Оксана Фандера). Музыка прерывается, героиня Оксаны набрасывает на плечи пальто и выходит на балкон покурить, опирается на перила. А там, наверху. хромакей — специальное полотно, на котором уже после съемок будут создавать холодное звездное небо.

Читайте также:  Тренажерный зал космос вднх

У моей героини и Федорова есть. скажем так — симпатия, — рассказывает Оксана Фандера в перерыве между дублями. — Они понимают друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда, они люди одной профессии, да еще какой профессии! О героине Оксаны Фандеры пока известно лишь одно — она играет космонавта Лазареву, коллегу Владимира Федорова. По сюжету актрисе приходилось «выходить в открытый космос», а значит, подготовку на специальных космических тренажерах она прошла и о состоянии невесомости знает не понаслышке. «Это такое странное ощущение, описать которое очень сложно», — улыбается Оксана.

Оксана Фандера

У Марии Мироновой, которой в картине досталась роль жены героя Вдовиченкова, космического опыта не случилось. Владимир как раз недавно рассказывал о том, как это происходит, показал кусочки отснятой «невесомости». Выглядит здорово! — делится впечатлениями Мария. — А сейчас, на съемках «земных» сцен, ребята отдыхают от сложной работы «в космосе».

Я играю жену космонавта Владимира Федорова. Моя героиня — символ самоотверженности женщин, которые умеют ждать мужей с работы, со службы, из дальнего плавания. Неважно, моряк твой мужчина или космонавт, — вот они уходят, и непонятно, что будет с ними, вернется ли человек из этого странствия. Это действительно непростая доля — ждать. Ведь на первом месте у таких мужчин — работа. Сама я периода космических открытий не застала — мой сознательный возраст пришелся уже на эпоху перемен. Но, безусловно, у меня было романтическое восприятие космоса — восхищение, гордость. А еще есть чувство ностальгии по неспешному ходу времени тех лет. Ведь раньше был другой жизненный ритм, более размеренный, без бесконечной занятости, мобильных телефонов, пробок, — дополняет Мария.

Мария Миронова Любовь Аксенова Мария Миронова и Владимир Вдовиченков

Мы прерываемся — режиссер зовет обратно на площадку. В кадр запускают «детей космонавтов» — они начинают с визгом носиться и наполняют декорации советской квартиры жизнью. Вдалеке виднеется белый бок воссозданного специально для съемок «Салюта-7». Сегодня — Земля, проводы, зал ожидания. А завтра «Мотор!» — и в космос.

История подвига.

Поломка станции «Салют-7» в 1985 году стала полным шоком для советской космонавтики. К спасательной миссии был привлечен 43-летний Владимир Джанибеков, который до этого выходил в космос уже четыре раза. Его напарником на борту «Союза Т-13» стал близкий друг, инженер Виктор Савиных. В ходе спасательной операции, которая продлилась больше недели, Джанибеков и Савиных несколько раз находились на грани гибели, а космическая станция могла вот-вот взорваться. Риск оказался не напрасным: «Салют-7» удалось починить, а Савиных и Джанибеков вошли в историю мировой космонавтики.

Источник

Что показали в фильме «Салют-7» и как было на самом деле

После премьеры фильма «Салют-7» на ресурсе Geektimes появился интересный разбор технической стороны картины: что было на экране и что – на самом деле.

Перчатки и ангелы

Особенности картины можно почувствовать уже с первых минут. Космонавты Джанибеков и Савицкая (в фильме фамилии изменены) занимаются сваркой во время внекорабельной деятельности, непринужденно развлекаясь шуточками про секс в космосе (привет, «Гравитация», которая тоже начиналась с шуточек в открытом космосе). Светлана прокалывает скафандр, и первая женщина, вышедшая в открытый космос, тут же оказывается в шаблонной ситуации «девы в беде». Спасать ее, впрочем, не торопятся, потому что напарник видит неотмирный свет с ангелами. После возвращения на Землю киноверсию Джанибекова из-за этого признают непригодным к полетам.

Читайте также:  Нужно изучать космос потому что продолжи предложение

В реальности был очень успешный выход в открытый космос Джанибекова и Савицкой 25 июля 1984 года. В нем проверили универсальный ручной инструмент (УРИ), которым можно было резать, сваривать, паять и напылять покрытие.

В истории космонавтики известно два случая повреждения перчатки скафандра, но они оба, по иронии судьбы, случились с американскими астронавтами. В миссии STS-37 в 1991 году ограничительная наладонная планка проколола перчатку скафандра, но это было обнаружено только после возвращения — утечка воздуха оказалась слишком слабой, чтобы ее заметили. В 2007 году на миссии STS-118 при выходе в открытый космос заметили повреждение перчатки, выход завершили досрочно, но опасности не было — пострадали только два из пяти слоев. На советских/российских скафандрах «Орлан» тоже много слоев, а кончики пальцев закрыты пластиковыми напальчниками, так что проколоть их не так уж и просто. Также, абсолютная герметичность недостижима, и у любого скафандра есть нормы потери атмосферы. А в специальных скафандрах для внекорабельной деятельности есть дополнительные баллоны для того, чтобы справляться с небольшой утечкой.

В фильме солнечные батареи станции повреждают метеориты, после чего показывается отключение какого-то блока, обесточившего станцию. Снова привет, «Гравитация».

В реальности станция была обесточена по другим причинам. Очень подробно и понятно происшествие описано в четвертой книге серии «Ракеты и люди» Б.Е. Чертока. 11 февраля 1985 года в системе управления сработала токовая защита — «выбило пробки» у одного из передатчиков системы радиосвязи. Автоматика перешла на резервный. Основной передатчик уже выработал ресурс, поэтому его отказ был неудивителен. По инструкции надо было дождаться прибытия специалистов по системе управления и системе связи, но следующая смена в ЦУПе попробовала включить основной передатчик — а что если срабатывание автоматики случайное? Увы, это было ошибочным решением — команда на включение основного передатчика вызвала короткое замыкание, которое вывело из строя находящиеся в одном блоке с аварийным передатчиком приемники и дешифраторы. Станция потеряла возможность принимать команды с Земли. Ток короткого замыкания в 100-120 ампер разрядил аккумуляторы станции и вывел из строя программно-временное устройство, которое должно было регулярно давать команду на подзарядку аккумуляторов от солнечных батарей. Без тока аккумуляторов прекратила работу система терморегулирования, и станция начала замерзать — по расчетам, температура внутри нее должна была опуститься до -20°С. Оглохшую станцию никак нельзя было реанимировать дистанционно, должны были полететь люди.

В картине и некоторых документальных фильмах всячески подчеркивается, что неуправляемое падение «Салюта» могло стать катастрофой глобального масштаба. По иронии судьбы, в 1991 году станция совершила неуправляемый сход с орбиты, и не сгоревшие обломки упали на территории Аргентины. Около любительской обсерватории Оро Верде лежит в качестве экспоната один из самых больших кусков.

Кроме этого, упоминается о находках труб, плит, колец и других небольших фрагментов. Жертв не было. В случае падения станции в густонаселенной местности могли быть единичные пострадавшие, но реальный урон был бы намного меньше, чем медийная шумиха.

Читайте также:  Проект 5 класса по теме космос

Похищение и тайна фотографии

Еще один вопрос, который поднимается и в кино и в документальных передачах — якобы американцы собирались похитить станцию «Салют-7» на Спейс Шаттле. Очень коротко и по пунктам:

1. «Салют-7» — гражданская станция, на которой не должно было быть ничего особо секретного, на нее по программе «Интеркосмос» летали космонавты Франции и Индии. Предыдущую станцию «Салют-6» посещало множество космонавтов других стран от Кубы до Вьетнама. Военными станциями были «Алмазы», которые в целях конспирации обозначались как «Салюты» -2,3,5.

2. Технически было бы крайне сложно похитить станцию — пришлось бы срезать солнечные панели и антенны, а так же извлечь из станции и выбросить более 6 тонн груза — шаттл мог вернуть с орбиты 14,4 тонны, а «Салют-7» в начале эксплуатации весил 20, и с новыми полетами его масса только росла.

3. Реально летавший весной 1985 шаттл с миссией STS-51B выводился на другое наклонение (57° вместо 51,6° у «Салюта-7») и мог только пролететь недалеко от станции с большой разницей скоростей. Перейти на орбиту «Салюта-7» и сблизиться у него не хватило бы топлива. Да и в грузовом отсеке в этой миссии была лаборатория SpaceLab, которую пришлось бы выбросить, чтобы взять «Салют».

4. За прошедшие десятилетия не всплыло никаких документов о том, что такое предложение хотя бы выдвигалось, не говоря уже о планах работ, оборудовании и тренировках по его выполнению.

В недавно вышедшем фильме «Салют-7. История одного подвига» эта версия повторяется, причем журналисты даже вышли на Нормана Таггарта, члена экипажа STS-51B, который говорит, что сближение с «Салютом» было случайным. Там же утверждается, что с борта шаттла якобы сделали фотографию аварийной станции. Вот она:

На фотографии видна станция «Салют-7», действительно похожая на аварийную — на одной из солнечных панелей не развернуты дополнительные панели (узкие сбоку от основной широкой), а угол поворота панелей выглядит ненормально. Сам Савиных в передаче говорит, что не видел этой фотографии в советских архивах, значит, ее сделали американцы. В Википедии эта фотография атрибутирована как «сломавшаяся станция „Салют-7“, фото сделано экипажем „Союза Т-13“». Но это неверно — ссылка на источник недоступна, но в веб-архиве эта фотография никак не подписана. У меня не получилось найти это фото в онлайн архивах NASA, у него нет часто встречающихся в их архивах уникального номера. Как источник фотографии указывается агентство Sovfoto/Eastfoto, так что, скорее всего, верно объяснение по бритве Оккама — это советская фотография, а Савиных ошибся.

Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной. Советский/российский стыковочный узел системы «штырь-конус» работает вот так:

Если бы станция сильно вращалась, то на этапе Б на штырь с одной стороны начала бы действовать инерция станции массой в 20 с лишним тонн, а с другой — корабля массой 7 тонн. Стыковочную штангу сломало бы или вырвало.

Источник

Adblock
detector