НОД к проекту «Солнце»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Нашла неожиданный ход в ознакомлении детей с влиянием Солнца на всё живое и неживое на Земле. Конспект может быть первой частью знакомства и далее использоваться как переход к ознакомлению с Солнечной системойю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с влиянием Солнца на Землю | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД к проекту «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование целостной картины мира
Задачи: расширять представление детей о влиянии Солнца на всё живое на Земле
Развивать желание узнавать новое об известном, учить делать заключения
Воспитывать чувство гордости от того, что мы живём на такой удивительной планете
Материалы и оборудование: свеча, фонарик, лампа электрическая; лист ватмана, гуашь разведённая красного и желтого цветов (оранжевая получится путём смешивания), иллюстрации, глобус. Для проигрывания презентации «Солнышкино платье» — ноутбук или компьютер.
На столе у педагога стоит горящая свеча и включенный фонарик.
Вопросы к детям – Может ли свеча осветить весь мир?
— может ли фонарик осветить весь мир?
Может быть, настольная лампа сможет осветить всю нашу комнату? (включает) (нет)
А что может осветить всю комнату и почему?
(люстра, висит на потолке, выше всех).
А что может осветить весь мир? (солнце).
(оно висит в небе выше всей Земли)
Воспитатель пальцами зажимает фитиль свечи, и она гаснет.
— Можно ли погасить Солнце? (нет)
Воспитатель нажимает на кнопку выключения фонарика.
— Можно ли выключить Солнце? (нет)
— А что человек может сделать с Солнцем (ничего)
— Согласна, Солнце не зависит от воли, действий человека. А на человека Солнце оказывает большое влияние. Если Солнце долгое время закрывают тучи, человек чувствует себя неуютно, ему скучно, грустно. Особенно, если идут дожди. Человек даже может заболеть он недостатка солнечного света.
Но может быть и наоборот. Когда солнечного света в избытке, оно оказывает вредное воздействие на человека. Например, в пустыне без воды человек может высохнуть, как растение.
Солнце оказывает влияние не только на жизнь и самочувствие человека, но и на всю природу – живую и неживую.
— Вы можете рассказать об этом, привести примеры?
— Без Солнца не растут растения. Без Солнца не будет Лета, Зимы, Весны и Осени. Солнце в пустыне сильно нагревает песок и там не растут растения. Солнце нагревает воду в море и можно купаться летом. Есть на Земле животные, которые прячутся от Солнца в глубоких пещерах или глубоко в море, и они почти слепые. А другие животные, любят полежать на солнышке, погреться.
— Вы сказали, что можно полежать на солнышке. Погреться. А можно ли погреться у свечки? (только руки).
— Может ли свет фонарика согреть нас? (пробуем).
Свет настольной лампы тоже может согреть руки и, даже обжечь, если дотронуться до неё пальцем.
Воспитатель предупреждает детей о технике безопасности (не дотрагиваться руками до лампочки накаливания) и проносит лампу близко к рукам детей.
— А что ещё может согреть человека, когда ему холодно?
(костёр, тёплая одежда, печка с горящими дровами, батареи в комнате, горячая ванна)
— А что может согреть весь мир? (солнце).
И опять мы можем сказать о влиянии тепла, которое даёт Солнце на самочувствие человека. Если его через чур много – всему живому плохо, если тепла недостаточно – тоже плохо всему живому.
Влияние тепла Солнца на всю Землю очень хорошо видно на модели Земли – глобусе.
Земля вращается вокруг Солнца с определённым наклоном в своей оси. И получается, что какая-то часть Земли больше освещается Солнцем (середина Земли экватор). А верхняя и нижняя части Земли находятся как бы в тени. И от недостатка тепла Солнца, там расположены наши холодные полюса – Северный и Южный. Это видно по раскраске глобуса. Белый цвет внизу Земли – континент Антарктида.
Что же это за удивительное создание Солнце?
Солнце – это звезда, состоящая из газов. Так же как из горящего костра вырываются языки пламени, которые не имеют формы, у Солнца есть языки пламени, которые могут то удлиняться, то укорачиваться. Температура Солнца так велика, что оно раскалено до бела, и испускает и световые, и тепловые лучи. Солнце по размеру очень большое. Дотронуться или долететь до Солнца невозможно. Только на Земле мы можем ощущать на себе силу солнечного тепла и света.
Без Солнца не существовало бы жизни на Земле. Наша планета могла бы быть замёрзшим тёмным шариком, путешествующим в космическом пространстве. Солнце даёт свет, тепло и энергию, которая перемешивает атмосферу и порождает ветер и дождь. С помощью этой энергии растут растения и питаются люди и животные.
Люди любят солнышко. Недаром все ваши рисунки начинаются с рисования солнышка. С солнышком сравнивают самого дорогого человека на Земле — маму. Мама – солнышко моё!
Мама, как солнце – на свете одна! При солнце – тепло, при матери – добро.
А какие вы добрые, ласковые слова, можете сказать о Солнце? (дети называют солнышко ласково).
Предлагаю вам сейчас нарисовать солнышко на нашем плакате голубого цвета (как небо). Рисование (прикладывание) ладошками, обмакнутыми в смесь краски жёлтого, красного и оранжевого цветов от желтого круга.
Рисование проводится под музыку песни Е. Гомоновой «Солнышкино платье».
Источник
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система». МДОУ Детский сад №98 «Сказка». г. Петрозаводск.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».
Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.
Задачи:
— Рассказать детям о Солнечной системе, назвать и показать все планеты.
— Дать характеристику Солнцу как огромному светилу.
— Расширить словарный запас детей за счет слов: звезда, солнечная система, планета, спутник, орбита, гравитация.
— Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, умение находить закономерность.
— Продолжать развивать диалогическую речь (высказывать, доказывать свою точку зрения).
— Развивать интерес к разгадыванию кроссвордов.
— Воспитывать желание у детей проявлять интерес к научному познанию космического пространства.
— Развивать у детей коммуникативные навыки.
— Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, доброжелательность, чувство товарищества.
Материал к занятию:
— Фотоиллюстрации звездного неба.
— Плакат планеты солнечной системы.
— Специальные очки с затемнёнными стёклами.
— «Умные книги»: «Космос» из серии «Мир в твоих руках», «Иллюстрированный атлас мира» Ридерз Дайджест, «Атлас мира» М.И. Горчаков, «Космос» Г.А. Яшиной, «География» Г.А. Яшиной, «Мир и человек» географический атлас, «Энциклопедия дошкольника» Н.Н. Малофеева, учебное наглядное пособие В.Н. Гербовой «Развитие речи».
— Таблица с кроссвордом.
— Презентация «Солнечная система».
Предварительная работа.
Предложить родителям вечером вместе с детьми понаблюдать за звездным небом, поразмышлять над увиденным.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает вниманию детей иллюстрации ночного неба.
В. Ребята, в чем разница между ночным и дневным небом? Что мы хорошо видим ночью, но не можем увидеть днем? ( Ночью на небе мы видим большое количество звезд. Небо звездное. А днем звезд не видно.)
В. А как вы думаете, почему мы не видим звезд днем? (Свет солнца гораздо сильнее, поэтому звезд не видно)
В. Молодцы, все ответы ваши правильные.
В. Солнце – это звезда, такая же, как мы видим на ночном небе. Солнце – это огромный пылающий шар, температура на поверхности Солнца 6000 градусов. При такой жаре плавится любое вещество. На Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, животным, растениям. Солнце излучает тепло и свет.
В. Дети, а вы когда ни будь смотрели на яркое солнышко? Вам было трудно на него смотреть? (Да).
В. На солнце нельзя смотреть невооружённым глазом — можно сильно навредить своим глазам. Если собираетесь посмотреть на солнце, то сначала стоит позаботится о защите для глаз.
Обычные солнцезащитные очки не предназначены для того, чтобы смотреть в них прямо на солнце. Для этой цели лучше подойдут специальные очки с затемнёнными стёклами, а ученые наблюдают за Солнцем через специальные телескопы.
Воспитатель предлагает детям надеть специальные очки с затемнёнными стёклами и посмотреть через них на солнце.
Физкультминутка. «Будем космонавтами».
Вот выходит на парад
Наш космический отряд
Руки в стороны – к плечам,
Дружно мы покажем вам.
На пояс руки ставим
И наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот
Приседая и встаем
И ничуть не устаем.
Раз – прыжок, два – прыжок,
Ногу ставим на носок.
Дети маршируют по кругу
И.п. – стоя ноги вместе, руки к плечам. На счет «раз» — руки в стороны, на счет «два» — вернуться в и.п.
И.п. – стоя руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны вправо и влево.
И.п. – стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед, держа спину прямо.
И.п. – стоя, руки на поясе. На счет «раз» — присесть, руки вперед, на счет «два» — вернуться в и.п.
Прыжки на правой ноге, затем на левой в чередовании с ходьбой.
Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.
В. Дети, а вы знаете, что у нашей звезды – Солнце есть своя семья. Называется она солнечная система.
Воспитатель предлагает вниманию плакат, на котором изображена солнечная система.
В. Солнечная система – это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг земли – Солнца. Планет всего восемь. И все они разные.
В. Какие вы знаете планеты солнечной системы? Что вы можете о них рассказать? (ответы детей)
Воспитатель показывает презентацию, на которой изображена каждая из планет и рассказывает о ней. (См. приложение).
Для закрепления знаний детей о планетах, воспитатель предлагает кроссворд. (См. приложение).
В заключении занятия проводится игра “Звездочёт”.
Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее “звездочёт” c мячиком – “планетой” в руках, произнося считалку вместе с детьми и задевая их рукой.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Кто не видит – тот ” водун”.
На последнее слово “звездочёт” останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. “Звездочёт” держит в руках мяч –“планету”. Кто из детей добежит и возьмёт “планету” первым, побеждает и становится следующим “звездочётом”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kosmos.pptx | 1.95 МБ |
krossvord.pdf | 262.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнечная система Составители: Анфимова Е. И. Смирнова М. А.
Солнце и все космические тела, которые вращаются вокруг него, составляют Солнечную систему. В солнечную систему также входят спутники –луны, малые планеты – астероиды – и кометы.
Наша Солнечная система состоит из восьми планет.
Солнце – это звезда, одна из бесчисленных миллиардов звезд вселенной. Все планеты вращаются вокруг солнца. У каждой планеты своя орбита. Орбита – это путь , который совершает планета вокруг звезды .
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Поверхность планеты твердая и каменистая, изрыта кратерами – громадными ямами, возникшими в результате столкновения с крупными космическими телами.
Венера — это вторая по удаленности от Солнца планета. Поверхность раскаленная каменистая пустыня покрытая, вулканами, горами, кратерами. Это самая горячая планета нашей системы, температура ее поверхности превышает 400 градусов. Венера – третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Названа именем Венеры, богини любви.
Земля – это третья планета от Солнца и пока единственная известная планета, содержащая атмосферу с кислородом, жидкие океаны на поверхности и жизнь.
Марс называют Красной планетой, поскольку марсианский грунт содержит большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Так что Марс было бы правильнее называть не красной, а ржавой планетой.
Четыре планеты Солнечной системы называются газовыми гигантами. Это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Все они представляют собой громадные газовые шары со сравнительно маленьким каменным ядром. Эти планеты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют холодные температуры. Отличаются большим числом спутников .
Юпитер самая большая планета Солнечной системы, внутри его смогли бы поместиться остальные семь планет. Юпитер — одна из четырех планет, у которых есть кольца. Газовые облака образуют над поверхностью этой планеты красивый узор.
Сатурн стоит шестым по счету от Солнца и получает второе место по величине среди планет нашей системы. Из – за сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой Солнечной системы. Кольца Сатурна состоят из осколков льда разных размеров, камней и пыли. У него самая низкая плотность и он единственный, кто уступает в этом вопросе воде. Если бы существовала гигантская ванна, то Сатурн не смог бы в ней утонуть.
Уран – седьмая от Солнца планета. Это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Невооруженным глазом Уран не виден. Он необычен тем, что вращается как бы лежа на боку. В плотной атмосфере Урана есть газ метан, поэтому планета кажется сине – зеленой.
Нептун – восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Это очень холодная планета, температура поверхности ниже -200 градусов, здесь самые быстрые в Солнечной системе ветры. Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Удаленность планеты от Земли значительно затрудняет ее исследование.
В глубокой космической мерзлоте, на границе Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.
Источник