Меню

Проблемные ситуации по теме космос старшая группа

Конспект ОД с использованием игровых ситуаций «Путешествие в космос, к неизведанным планетам»

анна мазуренко
Конспект ОД с использованием игровых ситуаций «Путешествие в космос, к неизведанным планетам»

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций на тему: «Путешествие в космос, к неизведанным планетам».

Цель: Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о мире тайн и загадок.

• Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство взаимовыручки, творческую активность.

• Развивать любознательность, воображение, фантазию.

• Обобщить знания детей.

Работа над словарем: созвездие, галактика, скафандр, телескоп.

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Организационный момент (звучит музыка).

Вос-ль: Ребята, у нас сегодня необычный день. 12 –апреля наша страна отмечает замечательный праздник. Подскажите, как он называется?

Дети: День Авиации и Космонавтики.

Вос –ль: Это большой праздник в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. В этот день впервые советский человек совершил полет в Космос. Вы знаете, кто был первым космонавтом?

Дети: Ю. А. Гагарин.

Вос –ль: А как назывался корабль, на котором он облетел шар земной?

Ребенок: В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

(Раздается стук в дверь, появляется собачка «Землячка»)

Собачка: Здравствуйте, ребята?

Собачка: Я услышал, что вы рассказывали про космос, мне стало интересно, и я решил зайти к вам.

Ребята, а что нужно сделать, чтобы больше узнать про космос?

Дети: Отправиться в космическое путешествие.

Собачка: А вы меня возьмете с собой?

Собачка: Ребята, а, вы знаете, кто открыл дорогу в космос?

Вос-ль:Что самое интересное первыми открывателями были 2 собачки: Белка и Стрелка, они слетали в космос и благополучно приземлились обратно на Землю. Только потом полетел Ю. А. Гагарин.

2.Основная часть: Игра – путешествие. Просмотр презентации, беседа, аппликация.

Собачка: Теперь я еще сильнее хочу в космос. Только вот у них были клички, у меня и клички нет.

Вос –ль: Ребята, давайте придумаем интересную кличку собачке.

Вос- ль: Я вам предлагаю назвать «Землячка», она же с планеты Земля. Ты согласен? А вы, ребята?

Вос –ль: Пора отправиться в путешествие по неизведанным планетам. А готовы ли вы к трудному путешествию?

Собачка сопровождает детей, воспитатель ведет с ней диалог по – необходимости.

Вос-ль: Сейчас проверим. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Дети: Космонавт должен быть сильным, выносливым, мужественным, тренированным, закаленным – ведь его ожидают перегрузки. Он живет и работает в необычных условиях – невесомости, в безмолвном и опасном космосе. Космонавт должен быть любознательным, умным, потому что управлять космическим кораблем очень трудно.

Вос-ль: Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали! Считаем 1, 2 – 10. (Дети выполняют задание).

Вос-ль: Теперь проверим ваши знания.

Дидактическая игра «Космос».

Каждый из вас должен назвать одно слово, относящихся к теме «Космос».

Дети: Планета, астроном, солнце, астероид, метеорит, спутник, орбитальная станция, созвездие, невесомость, скафандр, луноход, инопланетянин, звезда, космонавт, ракета, Луна, Марс.

(Собачка: называет слово, которое пропустили дети)

Вос-ль: Молодцы! Вы выдержали все испытания и наш экипаж готов к старту.

А сейчас мы с вами дети маршируют на месте

Улетаем на ракете.

На носочки поднимись, руки вверх, сложив

А потом руки вниз ладошки

Вот летит ракета вниз. руки опускают

10, 9, 8, 7,6, 5, 4, 3, 2, 1 руки медленно поднимают

в звездный космос полетим. бегут по кругу.

(шум запускаемой ракеты)

Вос-ль: Космос – это огромная вселенная без начала и без конца. Это мир, полный тайн и загадок. В космосе много галактик. Мы с вами живем в галактике – Млечный путь, где много неизведанных звезд и планет.

И на нашем пути первая неизведанная

Загадочная планета.

-Ребята, на этой планете мы должны отгадать сложные загадки. Слушайте внимательно цепочку загадок про «Космос».

(Ответы на загадки появляются на экране)

1. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный (телескоп).

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя (астроном).

3. Астроном – он звездочет,

Знает все на перечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная (луна).

4. До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета).

5. У ракеты есть водитель,

А по-русски (космонавт).

6. Звездолёт – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

7. А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Эта вся … вселенная!

Вос-ль: Молодцы, справились со сложными загадками.

Читайте также:  Найти информацию про космос

И мы отправляемся дальше.

(шум ракеты, дети идут по кругу)

-Вторая неизведанная планета, на которой мы приземлились,называется:

(Показ слайдов на мультимедийном проекторе)

1. Какая самая ярка звезда? (Солнце)

2. Как называется спутник Земли? (Луна)

3. Как называются окна у звездолетов? (Иллюминаторы)

4. Как называется костюм космонавта? (Скафандр)

5. Назови огненную планету. (Марс)

6. Назови планету в кольцах. (Сатурн)

7. Какой формы наша Земля? (Шар)

8. Как называется модель Земли? (Глобус)

9. Сколько планет вращается вокруг солнца? (9)

10. Назовите их. (Нептун, Венера, Сатурн, Земля, Меркурий, Уран, Плутон, Марс, Юпитер)

На Луне жил звездочет смотрят в телескоп

Он планетам вел учет показ пальцем в небо

Меркурий – раз, сгибают по очереди

Венера – два, пальцы

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восемь – Нептун,

Девять – дальше всех, — Плутон.

Вос-ль: А мы дальше полетели. А чтобы скучно не было споем песню.

1 куплет песни «Юные космонавты»

сл. и муз. Е. Пономаренко.

Гордится Гагариным наша страна

Нам улыбается с неба Луна

Мы знаем, что Солнце – большая звезда,

И ближе стать может мальчишек мечта.

Нам хочется в космосе всем побывать

И сделать только один шаг на Луну

Желание скорее успеть загадать,

Увидев упавшую звезду.

(Шум ракеты, подходят к столам)

Вос –ль: И вот встречает нас третья

«Звездная» планета.

-Ребята, а вы любите смотреть в ночное небо?

Вос –ль: Что вы там видите?

Дети: Звезды, Луну.

Вос –ль: Сколько на небе звезд?

Дети: Много, несчетное, бесчисленное количество…

Вос –ль: Какие они?

Дети: Маленькие, яркие, сверкающие…

Вос –ль: Прекрасно бездонное голубое небо днем, но еще прекраснее оно ночью. В безоблачную ночь небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся нам маленькими точками, потому что находятся далеко от нас, от Земли. На самом деле,они большие и имеют свои названия: Вега, Полярная звезда, Сириус. А если,несколько звезд объединяются вместе и то образуют созвездия: Рак, Рыба, Лев, Овен и другие.

На Звездной планете беда. Звезд много, но они бесконечно падают. Нам необходимо найти одинаковые звездочки.

Игра «Найди две одинаковые звездочки». (музыкальное сопровождение).

(На столе разложены разнообразные по форме и цвету звездочки, дети находят по две одинаковые звездочки).

-Ребята, как же помочь этой планете, чтобы больше звезды не падали?

Дети: Приклеить звёздочки на голубое небо.

Вос — ль: Поможем?

Вос –ль: Мы сейчас разделимся на небольшие космические экипажи, и каждый экипаж придумает созвездие, даст интересное название своему созвездию. А я соединю их вместе, и у нас буде новый альбом наших созвездий. Работайте дружно, помогайте друг другу. С ножницами и кисточками обращайтесь аккуратно, соблюдайте безопасность.

(Дети вырезают и наклеивают на голубые листочки звездочки)

Вос –ль: Как экипажи назвали свои созвездия?

Вос-ль: Ребята! Вы прекрасно прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогли Звездной планете, друг другу, были дружными и дружелюбными. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Всем приготовится к пуску! Начать отсчет 10, 9, 8…0. Пуск!

Мы сейчас все космонавты

Как Гагарин, как Титов.

Экипаж ракеты нашей

На Землю полететь готов.

Старт! (Красный флаг – идут по кругу,

Желтый – в другую сторону,

Зеленый – садятся на свои места.)

3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД.

Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие по неизведанным планетам.

— Оно вам понравилось?

— Что нового для себя вы узнали?

-На какой неизведанной планете вам больше понравилось?

Дети: Рассказы детей

Собачка: Мне больше понравилось на планете «Звездной»

т к. мы помогли ей, и дали красивые названия новым созвездиям.

Вос — ль: А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам именные звездочки. Смотрите на них и знайте и помните, вы маленькие звездочки своей планеты Земля.

Детский исследовательский проект «Этот загадочный космос» Вид проекта: детский исследовательско-творческий проект. Продолжительность: среднесрочный. Участники: дети старшего дошкольного возраста,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в космос» Конспект для детей старшей группы Тема: «Путешествие в космос» Образовательная область «Познание» Программное содержание: — уточнение.

Источник

Проблемные ситуации по теме космос старшая группа

Автор: Сапрыкина Ольга Юрьевна

Организация: МАОУ «Лабазинская СОШ» дошкольная группа

Населенный пункт: Оренбургская область, с. Лабазы

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Формировать познавательное отношение к миру.
  • Расширять кругозор.
  • Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Читайте также:  Предметы связанные с космосом для детей

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

  • беседа о строении солнечной системой;
  • знакомство с понятиями Вселенная, космос;
  • рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
  • разучивание стихотворений о планетах;
  • беседа о планетах и их основных характеристиках;

Ход ОД.

1. Организация занятия.

Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

Лунтик. Здравствуйте ребята! Пишет вам Лунтик. Помните, как весело мы путешествовали по планетам солнечной системы? Мне очень понравились планеты Земля и Марс. А какие вам запомнились? Я снова хочу отправиться в космическое путешествие и приглашаю вас. Вот только никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне, пожалуйста. Заранее спасибо! Ваш друг Лунтик

  1. Целеполагание. Проблемная ситуация.

Воспитатель. Ребята, Поможем другу?

Дети. Да.

Воспитатель. Но прежде отгадайте загадку.

У ракеты есть водитель,

Дети. Космонавт.

Воспитатель. Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)

Воспитатель. Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)

3. Актуализация знаний

Воспитатель. Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Д/И «Собираемся в космос» (слад 4,5,6).
Дети работают в группах и собирают разрезанные на пазлы изображения ( Ракета, скафандр, еда космонавта и карта Солнечной системы).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран и сравните, правильно ли вы собрали необходимые для космонавта предметы.

4. Повторение

Ребята, меня всё время мучает вопрос: как планеты вращаются вокруг солнца и не падают? Вы знаете? (Нет)

Воспитатель. Давайте, проведем опыт.

Этот шарик – это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будeт двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

И ещё вопрос: Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

— Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца. Ребята посмотрите внимательно: на полу начерчены какие-то круги. Что это (орбиты планет)

Воспитатель. Ребята, помните мы на прошлом занятии изображали солнечную систему?. Предлагаю снова поиграть. Космонавтом у нас будет Хромин Алёша. Вот тебе ракета (на голову атрибут космонавта). Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы.

Воспитатель. На чем же мы отправимся в космос? (на ракете).

Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

Д/И «Инсталляция СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Воспитатель. Внимание! Мы приближаемся к первому объекту. (Выходит в центр один ребёнок и держит макет солнца.)

Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и встают на свою орбиту (начерчена на полу. В центр — “Солнце”, остальные «планеты» — каждая на свою орбиту. Космонавт берёт ребёнка – планету за руку и стоит рядом, пока разговор идет о данной планете, потом, обегая круг, берёт за руку «другую планету».

Первый ребенок:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 7)

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Второй ребенок: (Слайд 8)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? На какой орбите находится Меркурий.

Воспитатель.Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

Третий ребенок: (Слайд 9)

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты.

В облаках летаешь,

Читайте также:  Темы для стим космос

Воспитатель:Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Четвертый ребенок: (Слайд 10)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Воспитатель. Вы догадались, что это за планета? (Земля)
— Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
— Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Пятый ребенок:(Слайд 11)

На четвёртой Марс живёт орбите,

Первый внешний он сосед Земли.

Год земного вдвое дольше длится,

А ещё у Марса – две луны.

Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Марс вращается на четвёртой орбите.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

Шестой ребенок: (Слайд 12)

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Седьмой ребенок: (Слайд 13)

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель.Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Восьмой ребенок: (Слайд 14)

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозькосмоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель:Уран — это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Девятый ребенок: (Слайд 15)

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма —

Длится 40 лет зима.

Воспитатель: Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)

Десятый ребенок: (Слайд 16)

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. (Ребёнок с изображением планеты располагается на своей орбите).

А ещё в нашей солнечной системе есть другие космические тела. Кто знает, какие? (кометы)

Правильно! (выходят дети с изображением комет).

Комета – вольный странник,
Блуждающий во тьме,
Между звёзд и планет извиваясь
Подобно огромной змее.

Чем ещё богата солнечная система? ( Метеориты) – камни из космоса, которые упали на землю (тнгусский метеорит).

А ещё есть астероиды — малые планеты – камни. (все дети с картинками расходятся по группе.

Воспитатель: А теперь, посмотрите, наша Солнечная система оживает. Все планеты поплыли по своим орбитам вокруг солнца! (дети изображают солнечную систему – вращаются против часовой стрелки)..

Пока дети движутся, воспитатель читает стихотворение:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

5. Закрепление.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий)
Какая планета самая маленькая? (Плутон)
Какая самая большая? Юпитер)

Назовите обитаемую планету солнечной системы?

6. Практическая работа – нарисуй планету.

Выставка рисунков.

Воспитатель: теперь я все ваши рисунки отправлю по почте Лунтику. Пусть вспоминает наше путешествие.

7. Итог занятия.

Молодцы, вы помогли Лунтику собраться в космическое путешествие, изобразили солнечную систему, ответили на все вопросы.

8. Рефлексия.

Те, кому понравилось приключение, похлопайте в ладоши.

А теперь можете поиграть в свои любимые игрушки. Отдыхайте.

Источник

Adblock
detector