Меню

Прочитать солнце с белыми лучами

Прочитать солнце с белыми лучами

Солнце с белыми лучами

Старый солдат Ральф рассказывал сказки. У него были любимые сказки, которые он рассказывал по нескольку раз. Но они не надоедали слушателям.

Его сказки отличались тем, что обычно в сказках речь шла о минувших временах, старый же солдат обращался к будущему. Он был скорее фантаст, чем сказочник.

— История эта произойдет лет через сто, а может быть, через двести. Дети, вроде вас с Дугом, прибегут однажды домой в страшном возбуждении и, перебивая друг друга, станут рассказывать матери:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растет за домом, около клена с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой.

— Вовсе нет! Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они все еще не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли, им хотелось поскорей все высказать маме.

— Он пахнет корицей.

— Вовсе нет! Он пахнет солнцем.

— Солнцем? — Мама подняла брови, и глаза ее заблестели. — Я не знаю, как пахнет солнце. Разве можно понюхать солнце?

— Если наклониться пониже, можно. И на носу остается желтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме — кончики были желтыми.

— Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и поочередно вытерла желтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не желтеют. Пойдемте!

И все трое зашагали к клену с красными листьями.

Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Все зависело от того, чьи глаза на него смотрели.

— Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Отец?

Мама пожала плечами.

— Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто не удивлялся, просто радовались.

— Неужели цветы могут появляться сами?!

— Только в сказках цветы появляются сами!

Четыре глаза с недоумением смотрели на маму.

— Может быть, этот цветок появился по ошибке? — сказала мама.

— По ошибке ничего хорошего не получается, — сказали дети. — Наверное, отец решил сделать нам подарок, всем троим.

И они стали ждать отца. И все это время они разглядывали цветок, поливали, заслоняли от яркого солнца. Постепенно все три носа стали желтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля, диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Весь остаток дня дети провели около цветка. Приходили соседи, разглядывали незнакомое растение, строили различные предположения о его появлении. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок инопланетянин — семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колесико с желтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с желтыми носами.

А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели ее в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и еще в каком-то далеком, малопонятном времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки накапливаются слезы.

— Что с тобой, бабушка?

— Может быть, от этого цветка у тебя аллергия?

— Тогда мы сорвем его и выбросим.

— Нет, нет, — запротестовала бабушка. — Никакой аллергии. Все в порядке.

— Почему же у тебя на глазах слезы?

— Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и легкой сухой рукой смахнула слезу.

— Разве когда вспоминают детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжелое детство?

— Нет, — ответила бабушка. — У меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале.

— Как же зовут… старого знакомого?

— Ромашка, — тихо произнесла бабушка.

— Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?

— Она из моего детства.

Слезы снова навернулись на глаза бабушки; у детей и стариков чуть что — слезы.

— Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, берега рек. Словно летом неожиданно выпал теплый снег.

Бабушка вспоминала, а детям казалось, что она рассказывает им забавную сказку, в которую сама верит.

— Белое колесико с желтой сердцевинкой было живым, оно встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. И от этого жизнь становилась прекрасней. А потом ромашек становилось все меньше. Их стали безжалостно срывать, каждый, кто проходил мимо, срывал.

— Зачем?! — четыре непонимающих глаза смотрели на старую женщину, а она молчала, не знала, что ответить.

Она опустилась в траву и низко наклонилась к ромашке. Ее губы шевелились, она что-то шептала своей старой знакомой. Может быть, рассказывала о своей жизни.

Неожиданно она оглянулась на детей, и глаза ее стали сухими:

— Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Она стала для вас чужой, как инопланетянин. Теперь ромашка уже не вернется.

— Вернется, — сказали дети. — Одна ромашка уже вернулась. Мы будем охранять ее, а когда придет осень, соберем семена. И весной вернутся остальные ромашки, и людям будет казаться, что выпал снег… Бабушка, когда ты была молодой, люди не знали, что ромашка — маленькое солнце с белыми лучами. Но теперь они будут знать.

Дети помогли бабушке подняться с травы. Нос у нее был желтый от пыльцы цветка, а глаза светились. И всем троим показалось, что высоко в небе над кленом с красными листьями сияет солнце с белыми лучами и оно пахнет ромашкой.

Читайте также:  Солнце закроет за горизонтом

Источник

Изложение солнце с белыми лучами. Солнце с белыми лучами

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. «В мире красоты…» 8 класс

объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый

Тип учебного занятия:

комплексное применение знаний и способов деятельности

УМК: Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений, 5-9класс/ под ред. . — М.: Дрофа, 2005

Учебник: Русский язык 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Автор — составитель , . — 9-е изд. — М.: Дрофа, 2007.

презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Подготовка к написанию сжатого изложения

Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

1 .Организационный момент.

-Давайте настроимся на работу

2. Актуализация знаний.

— Определим слово по его значению: Очень краткий, небольшой по времени, по объёму. (Сжатый)

Исходя из этого, определим тему урока

(На уроке будем готовиться к изложению)

-А какие виды изложений вы знаете? ( Подробное, выборочное и сжатое)

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Следовательно, какие цели мы перед собой поставим? ( Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения; определять главную информацию в тексте, обобщить её и исключить второстепенную информацию)

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать,

Юрий Яковлев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

3. Сообщение ученика о писателе (слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

— О чём вам говорит название рассказа? (Речь пойдёт о ромашке) слайд 2.

— Какое средство выразительности использует автор?( Солнце с белыми лучами- метафора – скрытое сравнение)

Почему? (так интереснее, загадочнее)

4. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

Несмотря на то, что на экзамене учащиеся будут воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

( Обучающимся раздаются листы с текстом.)

5. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? ( Действие разворачивается в будущем).

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает нас о том, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело, живой труп, жутко смешно).

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

— Прочитайте 1-й абзац. Слайд 3.

— О чём идёт речь?

— Какие можно выделить ключевые слова?

-Как сократим этот абзац? Передаем самую главную информацию, при этом опускаем диалог.

— Его нужно пересказывать сжато или подробно? (Этот абзац передаём сжато)

-(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

1.Странный цветок. Слайд 4.

Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами

— Перескажите 1-ю часть.( Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.)

— Прочитайте 2-й абзац. Слайд 5

-Подчеркните ключевые слова.

-Как сократим этот абзац? ( кратко передадим действия отца)

2. Отец изучает незнакомца. Слайд 6

Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.

— Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?( Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.)

— Прочитайте 3-й абзац.слайд 7

— О чем идет речь? ( Для всех это растение – загадка: никто не узнает его)

Читайте также:  Почернело солнце тучи мглисты

-Как сократим этот абзац?

— Основную мысль передадим кратко.

-Озаглавьте и подчеркните ключевые слова

3. Таинственный новосел. Слайд 8

Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.

— Перескажите эту часть сжато. (Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.)

— Прочитайте 4-й абзац. Слайд 9

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

-.Прочитайте 5-й абзац. (слайд 10),

— Можно ли объединить эти два абзаца? ( Конечно, говорится об одном)

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

-Как озаглавим эту часть?

4. Ромашка из бабушкиного детства. Слайд. 11 Подчеркните ключевые слова

Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.

— Перескажите фрагмент близко к тексту. (Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.)

— Прочитайте 6-й абзац. Слайд 12.

— Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена идея всего текста)

— Какие слова повторяются дважды? (Не уберегли)

— Почему? (Люди виновны в том, что исчезла ромашка. Так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе.

5. ”Мы виноваты перед вами, дети!” слайд 13. Подчеркните ключевые слова

Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.

Перескажите сжато эту часть. (Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.)

6. Словарная работа.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и образнее выразить мысль) слайд 14

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали…

Почему мы видим Солнце желтым, если оно излучает только белый свет (4 фото)

Выходя на улицу, мы видим желтое солнце, голубое небо и белые облака. Это, пожалуй, единственные константы нашей жизни, которые не меняются с течением времени.

Но почему мы видим и рисуем небо именно таким, ведь выше облаков парит абсолютно бесцветный воздух, такой же как на Земле. И почему наша звезда желтая, ведь космонавты и астрономы утверждают, что Солнце излучает идеально белый свет.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, что такое цветовой спектр и как он зависит от длины волн.


Длины цветоволн

Свечение, доходящее до нас с фотосферы солнца, содержит в себе все цвета видимого спектра. У некоторых из них волны длинные, поэтому такие цвета, как красный и зеленый, полностью по прямой траектории доходят до Земли. Синие волны намного короче, поэтому соприкасаясь с молекулами воздуха, они несколько раз меняют направление, то есть рассеиваются. Крошечные молекулы воздуха слишком малы, поэтому они в отличие от тел не могут сами приобретать какой-либо оттенок. Вместо этого они становятся преградой для коротких лучей, сортируя тем самым цвета в зависимости от характеристик волн.

Таким образом, длинные волны легко преодолевают атмосферу и достигают Земли, не меняя направления. Коротковолновый синий цвет подвергается рэлеевскому рассеиванию. Лучи, блуждающие между атомов воды, попадая в сетчатку глаза человека из разных направлений кажутся нам голубыми или синими.


Привычная картина мира

Если смотреть непосредственно на Солнце, то по прямой траектории до глаза человека доходят длинные лучи. Синие, рассеиваясь, полностью теряются из цветового потока.

На закате небо и Солнце предстают перед нами багряными. Это происходит, потому что цветовым пучкам от Солнца, расположенного над горизонтом, приходится преодолевать гораздо большие расстояния, нежели когда оно находится в зените. При этом воздух ближе к поверхности земли, плотнее и грязнее, поэтому до нас доходят в большей степени длинноволновые красные лучи.

Выходит, что околоземная атмосфера — это накопитель синих лучей. Они, двигаясь от молекулы к молекуле, подсвечивают все вокруг голубоватым светом, который из-за скорости движения лучей не видим вблизи. Если бы рэлеевского рассеивания коротковолновых лучей не было, то человек мог бы прятаться в тени, у зданий не было бы крыш, потому что в помещениях, куда не проникают прямые лучи солнца, было бы абсолютно темно.

Читайте также:  Солнце уменьшается при закате


Багряный закат

Так происходит на Луне, тень подразумевает полную тьму, а небо черное даже в том случае, если Солнце хорошо видно на небосводе.

Несмотря на рэлеевское рассеивание, почти все солнечные лучи так или иначе доходят до Земли. Этот цветовой спектр позволяет нам работать, жить и видеть этот мир красочным, живописным, с большим количеством оттенков и цветов.

Почему мы видим облака белыми, а тучи серыми, смотрите в видео.

Изложение солнце с белыми лучами​

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рас­сказывать о своем открытии: — Мама, мы нашли странный цветок! — Он растет за домом, около клена с красными листьями. — Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сере­динкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустив­шийся в саду. Цветок действительно был похож на белое коле­сико с желтой сердцевинной, но и на солнце с белыми лучами тоже. — Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца. Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цве­тов он не сажал. Но долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно запи­сал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих де­тей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец. Он сказал: — Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов. Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появляется новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное расте­ние, и дети заметили на глазах у бабушки слезы. — Это ромашка, — тихо сказала бабушка. — Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Мы никог­да не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии? — Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на бере­гах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ро­машки. Белое колесико с желтой сердцевинной встречало чело­века весной и катилась рядом с ним до осени. От детства до ста­рости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно сры­вал каждый, кто проходил мимо. — Зачем? — четыре непонимающих глаза смотрели на ба­бушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: «Срывали просто так». Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромаш­ке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими: — Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. Бабушка замолчала, а дети долго смотрели на цветок, боясь пошевелиться.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рас­сказывать о своем открытии: — Мама, мы нашли странный цветок! — Он растет за домом, около клена с красными листьями. — Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сере­динкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустив­шийся в саду. Цветок действительно был похож на белое коле­сико с желтой сердцевинной, но и на солнце с белыми лучами тоже. — Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца. Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цве­тов он не сажал. Но долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно запи­сал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих де­тей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец. Он сказал: — Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов. Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появляется новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное расте­ние, и дети заметили на глазах у бабушки слезы. — Это ромашка, — тихо сказала бабушка. — Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Мы никог­да не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии? — Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на бере­гах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ро­машки. Белое колесико с желтой сердцевинной встречало чело­века весной и катилась рядом с ним до осени. От детства до ста­рости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно сры­вал каждый, кто проходил мимо. — Зачем? — четыре непонимающих глаза смотрели на ба­бушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: «Срывали просто так». Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромаш­ке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими: — Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. Бабушка замолчала, а дети долго смотрели на цветок, боясь пошевелиться.
более месяца назад

Источник

Adblock
detector