Пустыни
- Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.
Земля, раскалённая солнцем
Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню.
В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря.
На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинистый участок — такыр.
Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.
Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!
- Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника.
- По рисунку познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Песчанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Корсак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10. Песчаный удавчик. 11. Священный скарабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка быстрая.
- Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.
Жизнь в пустыне
Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды.
Растения колосняк и джузгун выполняют важную «работу»: корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. У джузгуна роль листьев играют зелёные веточки. Его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.
Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.
Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами.
В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километров в час!
В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Ящерица-круглоголовка в момент опасности почти мгновенно зарывается в песок.
Приспособленность животных пустыни к условиям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, которые кормятся днём, держатся в тени растений.
Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
Пустыни и человек
Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.
Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.
Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.
Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун.
Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные пустынь. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.
Для сохранения природы полупустынь и пустынь создан заповедник «Чёрные Земли».
Обсудим!
Сравните природу зоны пустынь с природой степей.
Проверь себя
- Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.
- Дай краткую характеристику зоны пустынь.
В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пустынь нуждается в охране. |
Задания для домашней работы
- Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого понадобятся.
- Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.
Странички для любознательных
Заповедник «Чёрные Земли»
Этот район в Республике Калмыкии издавна называют «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило.
На следующем уроке
Узнаем о природе и экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа. Будем учиться правильно вести себя у моря.
Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.
Источник
Окружающий мир 4 класс
Мир глазами астронома
1. Вырежи из Приложения рисунки планет. Восстанови расположение планет Солнечной системы, пользуясь схемой в учебнике «Окружающий мир 4 класс»
2. Разгадай кроссворд.
3. Наука о небесных телах.
5. Космос.
6. Небольшая планета Солнечной системы.
7. Крупная планета Солнечной системы.
1. Название нашей планеты.
2. Звезда, которая обогревает нашу планету.
4. Значение греческого слова «астрон».
3. Прочитай текст.
Из чего состоит Солнце
На Земле мы встречаемся с тремя состояниями вещества: жидким, твёрдым и газообразным. Но на Солнце так жарко, что никакое вещество не может оставаться там ни твёрдым, ни жидким. Поэтому говорят, что Солнце — раскаленный газовый шар. И эти газы — водород и гелий. Ты знаешь, что воздушные шарики часто заполняют гелием. Это очень лёгкий газ, поэтому заполненный им шар буквально вырывается из рук, стремясь улететь. Этот газ назвали в честь Солнца (по-гречески — Гелиос). Легче гелия только водород. Вот из этих самых лёгких газов — водорода и гелия, которых очень много во Вселенной, — и состоит в основном Солнце. На Солнце, кроме них, есть еще много других веществ, но больше всего там водорода и гелия.
(По Е. Левитану)
Что нового ты узнал о Солнце? Как можно озаглавить текст? Запиши своё мнение.
4. Перечитай статью «Солнце» в учебнике. Что нового ты узнал о Солнце? Выпиши числовые данные, с помощью которых можно рассказать об этой звезде.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты, а масса больше примерно в 330 тысяч раз. Расстояние между Солнцем и Землёй около 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в центре предположительно 15 — 20 миллионов градусов.
5. Найди в дополнительной литературе интересные сведения о Солнце. Расскажи об этом на уроке.
Источник
Мы во Вселенной
Как устроена Солнечная система. Как устроена наша планета.
Как устроена Солнечная система
Солнечная система составляет лишь очень малую часть Вселенной, состоящей из множества звёздных систем — галактик. Одна из них — наша. Её так и назвали — Галактика или Млечный Путь (от греческого слова galaktikos — молочный). Ночью на звёздном небе мы видим белёсую полосу, похожую на дорожку из разлитого молока. Это и есть Млечный Путь — ребро гигантского вращающегося диска — Галактики.
В нашей Галактике сосредоточено более 100 миллиардов звёзд. Солнце — одна из них. Эта раскалённая вращающаяся звезда даёт нам свет и тепло. Вокруг Солнца по орбитам, близким к окружности, обращаются 8 планет, в том числе наша Земля. Орбита — это путь движения небесного тела. Планеты вращаются в одном направлении и практически в одной плоскости, но с разной скоростью и на разном расстоянии от Солнца. Солнце, планеты со своими спутниками и другие космические тела (астероиды, кометы и т. д.) образуют Солнечную систему. Среднее расстояние от Земли до Солнца около 150 млн км, от Земли до Луны 384 тыс. км.
Между Землёй и Луной, как и между всеми космическими телами, существует притяжение, благодаря чему бывают приливы и отливы в океанах и морях. Всё, что происходит на Солнце, на Земле и на других планетах, взаимосвязано и подчиняется сложным космическим законам.
Модель устройства мира, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, предложил в XVI в. польский астроном Николай Коперник. Эту систему назвали гелиоцентрической (от греческого слова helios — Солнце). До этого была принята геоцентрическая система Птолемея, который ошибочно полагал, что шарообразная Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг неё.
НАША ГАЛАКТИКА — ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА — ЧАСТЬ ГАЛАКТИКИ. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.