Урок литературы в 6 классе М.Пришвин «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Изучение сказки-были » Кладовая солнца» М. Пришвина. Образы главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 6 классе | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя
Литературная разминка 1. В каком году была написана сказка-быль? 1945 2.Название болота, возле которого жили дети. (Блудово ) 3. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань) 4.По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка) 5. Кто такой Антипыч? (Лесник) 6.Кто спас от смерти мальчика на болоте? Собака Травка 7. Как в произведении называли волка? Серый помещик
Митраша и Настя Найдите в тексте портрет Насти. Прочитайте портрет Митраши.
Митраша и Настя С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. — Что называется портретом в литературном произведении? Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды .
Митраша и Настя — С помощью каких изобразительных средств созданы портреты героев? — Что такое эпитет? Образное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Митраша и Настя — Как автор относится к детям? Какие слова и выражения помогают нам увидеть авторское отношение к ребятам? «Они были очень милые…» «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…» «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…» «И какие это были умненькие детишки !» «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
Митраша и Настя Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. «Точно так же, как и покойная мать…» «Митраша выучился у отца…» «Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…» «- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
Митраша и Настя — Как же дети ведут себя в лесу? « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне».
Блудово болото — Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? — Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
1 Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? Исследование 3 . Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих? 2 . Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач». Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
4 группа. Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8) Исследование 5 группа . Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
ИТОГ УРОКА Что называется портретом литературного героя? Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать портрет? (приведите примеры)
Домашняя работа 1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью? 2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс).
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.
Урок с использованием технологии КРЧиП.
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие чело.
Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в.
Источник
Презентация по литературе на тему «Кладовая солнца» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) «Кладовая солнца». Герои сказки – были.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М Пришвин
Книги Пришвина для детей:
Настя и Митраша
Изба пятистенная — жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь).
Лохань — круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань.
ШАЙКА — низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка.
ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает. БОНДАРЬ — мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться. СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку. МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы).
Повторим термины ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза.
Повторим термины Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство: моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза.
Повторим термины Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: И растет ребёнок там не по дням, а по часам. Сравнение – явление или понятие , которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Он был похож на вечер ясный.
Настя и Митраша
Портрет Насти Внешний Внутренний Возраст:12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестрынадва года. Ему было всего десять лет с хвостиком) Внешность:волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторскоеотношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение –как золотая курочка. Метафора –золотые веснушки, носик глядел вверх, катиласьобратно в избу. ,волосы отливали золотом. Трудолюбивая:как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая(умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство икатилась обратно в избу; хлопоталапо хозяйству до ночи. Хозяйственная:выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчиваяи благоразумная:мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата позатылку Любитродителей:как и покойная мать…
Портрет Митраши Внешний Внутренний Возраст:десять лет с хвостиком. Внешность:коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора- мужичок в мешочке,золотыевеснушки, десятьлет с хвостиком, носик гляделвверх. Гипербола– есть ладило длиной больше чем в два его роста. Трудолюбивый:выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый(умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный:на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый)– начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задравнос. Любит родителей:вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
Настя и Митраша
Настя и Митраша Общее между ними 1.Внешнее сходство 2. Внутреннее сходство 3. Отношение жителей 4. Отношение автора Различиевнутреннее Настя Митраша
Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. М. М. Пришвин
Настя Добрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках Хозяйка
Митраша Самостоятельный, упрямый Мастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин
Дети Милые , умные Заботятся, работают, учатся Дружные ребята Семья
СПАСИБО ЗА УРОК!
Номер материала: ДБ-419025
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки
Время чтения: 1 минута
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили ввести стипендии для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по литературе на тему «Кладовая солнца» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кладовая солнца М. М. Пришвин
Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. За клюквой. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. История Травки. Блудово болото. Путь Митраши. Путь Насти. Спасение Митраши. Счастливый конец. Село возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Место действия: План произведения: Сказка-быль была написана в 1945 году для конкурса, проводимого Детгизом. Получила первую премию.
Настя: Двенадцатилетняя девочка-сирота. Внешний облик: «Настя была как Золотая Курочка на длинных ножках». «Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком». Вся она, золотая, сияющая, улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Это самостоятельная, трудолюбивая девочка: она деловито, ответственно вела все домашнее хозяйство: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». Главные герои:
Митраша – брат Насти, он был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «Мужичок в мешочке» называли его учителя в школе. Он, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком». Митраша:
Настя и Митраша похожи друг на друга не только внешне, но и своим трудолюбием, хозяйственностью. Митраша многое перенял от своего отца: научился «делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани», по-отцовски – «хорошо» — обертывать вокруг ног портянки, управляться с ружьем. Дети были очень дружны, но Митраша, хоть и был младше сестры, любил верховодить, и это приводило к разногласиям между ними. Настя была более уступчивой и разрешала все ссоры улыбкой и лаской: «И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина».
И Настя, и Митраша – люди активные, деятельные. Они наделены качествами исследователей и открывателей жизни: «Их носики, — пишет Пришвин, — можно было видеть и на колхозных полях, и на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Им до всего есть дело. Они не замыкаются только на своей домашней жизни, а вместе со всеми жителями села поднимают разрушенное войной хозяйство.
В сказке-были есть прямые авторские оценки-характеристики детей: «Они были очень милые»; «…Досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»; «… скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»; «И какие это были умные детишки!»; «… Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Автор-рассказчик относится к своим героям с любовью и нежностью. Он сочувствует детям, гордится ими, радуется их успехам, самостоятельности. Отношение автора к детям
Испытанием для детей стал их поход за клюквой. Их ссора привела к тому, что на какое-то время они забыли друг о друге и повели себя безрассудно самоуверенно. Каждый в момент ссоры думал только о себе. Настя даже плюнула вслед брату. Дети идут дорогой волка, так как испытывают злобу по отношению друг к другу. Испытание детей
Природа не прощает таких поступков. Митраша, ища более легкий путь, пренебрег «человеческой тропой» и попал в Слепую Елань. Он стал пленником болота и чуть не погиб. Эта беда заставила его действовать дальше осторожно и мужественно. Проявив волю, находчивость он спасся с помощью собаки Травки: «… маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
Митраша благодарен своей спасительнице и берет на себя заботу о ней: «… он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь… и, как настоящий большой человек, властно приказал: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!». В лес Митраша входил маленьким, а выходил из него настоящим большим человеком. В Насте во время сбора ягоды на какое-то время торжествуют плохие качества. Ее охватывает жадность. Даже лось не признал в грязной ползающей девочке человека и принял ее за животное. Поведение Насти вызывает у автора-рассказчика осуждение. Он показывает великана-лося, которому хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, и при этом с упреком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?».
Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Настя, забыв о брате, теряет человеческий облик. Но «золотая курочка» вовремя опомнилась и нашла брата. Девочка переживает случившееся и раскаивается. Всю собранную клюкву – целебную ягоду — она отдаст детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя заботу и неравнодушие к другим людям. Любовь преодолела все препятствия. Дети одержали победу над собой и над волком Серым Помещиком.
Травка — друг охотника Антипыча, но он умер, и собака осталась без хозяина. Очень тоскует по нему. Антипыч говорил о Травке: «… собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живет». Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке, в дружбе, доброте, верности и преданности. Лишившись своего Друга-хозяина, Травка воет от тоски, т.к. потеряла смысл жизни. Ей не для кого жить. Собака Травка.
Травке противопоставлен волк Серый Помещик. Он тоже воет, но по другой причине: от злобы. Его желание – жить для себя. Почувствовав человеческую беду, Травка помогает Насте и Митраше. Она напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности, возвращает детей к «человеческой тропе», к своей правде. И сама Травка снова счастлива: она нашла своего хозяина. Им стал Митраша. Мальчик убивает волка, и это символ победы над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то мере Митраша убивает волка в себе. Путь Травки приводит к счастью, а путь волка – к гибели.
Быль – рассказ о действительном происшествии. Подлинные факты: дети-сироты, живут в конкретном месте, у них реальное хозяйство, обычные дела, заботы: «…изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…». Реален их поход в лес, приключения. То есть, перед нами действительно быль. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Сказка-быль. Черты были:
1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «В одном селе, / возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, /осиротели двое детей». А в народной сказке читаем: «В некотором царстве, / в некотором государстве / жили-были…». 2. Сказочный колорит в ритме повествования. «Сказку, — писал Пришвин, — я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я могу это иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части сюжета расположились как металлические опилки под действием магнита». 3. В основе конфликта — как в сказке – борьба добрых и злых сил. 4. Победа добра над злом – сказочный закон. Счастливая развязка. Черты сказки:
5. Неразрывная связь мира природы и мира человека. Как и в сказке, природа принимает самое активное — дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Дружественна собака Травка. Враг человека – волк. Стихии природы, растения, животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, даже определяет ход развития событий:
Когда дети пошли по разным тропам, небо обволокла серая хмарь, не видно стало золотых лучей солнца, поднялся злой ветер; и сплетенные сосна и ель жалобно застонали, зарычали на все Блудово болото. Взволнованная, помрачевшая природа как бы предупреждает Митрашу, что его ожидает беда. Кричит сторожевой черный ворон, предчувствуя поживу: «Дрон-тон!». Воет волк, ему противопоставлен вой собаки. Стрекочут сороки тоже в надежде на скорую поживу. Лисичка навострила уши. Шумом деревьев, воем зверей пением разноголосых птиц наполнено все произведение.
6. Одухотворение природы. Птицы, звери и даже деревья наделяются человеческими чертами: деревья стонут, отвечая им, жалобно воет Травка. 7. Язык сказочный: эпитеты, метафоры, сравнения словно заимствованы из устного народного творчества: Настя – Золотая Курочка, белая куропатка хохочет, как ведьма; земля умылась; небо висит над елками подобно серому одеялу. 8. Сказочные обращения к явлениям природы – птицам, зверям. Обращаясь к ворону, Пришвин говорит: «Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте…».
1. Первый – поверхностный – образное определение торфа: «болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». 2. Сама природа – это кладовая солнца. С ней нельзя обращаться бездумно, грабить ее богатства, проявлять легкомыслие и жадность, и тогда она сама откроет свои кладовые. Пришвин славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. 3. Это и символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих. Он реализуется в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и собаки Травки. Не случайно первое название повести – «Друг человека». Смысл названия:
«Мне страстно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут» (Пришвин). Это — гимн любви. Большая любовь обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней тухнет человек, как стоячая вода. Без любви человек, природа могут погибнуть. Большая человеческая правда, по Пришвину, — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Носителем этой правды является Травка. В произведении торжествует ее правда – правда любви, а волк Серый Помещик со своим злом уничтожен. Смысл произведения:
В другом произведении — «Корабельной чаще» — писатель заострит эту мысль: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». «В чем смысл жизни?» – спрашивал древнегреческий философ Аристотель. – И отвечал: «Служить другим и делать добро». Сказка-быль «Кладовая солнца» именно это и утверждает.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-964126
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года
Время чтения: 1 минута
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник