Методическая разработка проект «Загадки космоса»
Марина Степанова
Методическая разработка проект «Загадки космоса»
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
А в дошкольном детстве познавательный интерес детей очень высокий. Дети буквально всё хотят узнать и везде успеть. Старших дошкольников тема космоса привлекает, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу и будоражащее детскую фантазию.
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию о космосе?
Согласно исследованиям Е. С. Евдокимовой, Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной и других, вовлечение детей в проектную деятельность позволяет успешно решать задачи развития познавательных способностей, коммуникативных навыков.
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста показали, что у детей уже есть некоторые знания о космосе, которые они получили от родителей, в детском саду, однако самостоятельно дети интерес не проявляют к исследовательской деятельности. Опрос родителей показал, что дома дети смотрят развивающие мультфильмы, рассматривают энциклопедии, но системных знаний о космосе нет.
Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным, мотивированным и осознанным.
Именно интерес детей к теме «Космос» послужил стимулом для разработки проекта работы с детьми по данной теме.
Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детям-дошкольникам. Усвоение знаний по данной теме требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования. В рамках комплексно-тематического планирования в ДОУ реализуется тема «Космос», однако программа не рассматривает формирование первичных знаний о космосе, нет единой системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме.
Таким образом, из-за недостаточной проработанности проблемы по ознакомлению с космосом, как в теории, так и в практике современного образования и высокого интереса детей к данной теме обусловили выбор мною темы проекта «Загадки Космоса».
Данный проект был разработан и реализован в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 110 в группе компенсирующей направленности №3.
Форма работы: совместная проектная деятельность педагога, детей и родителей.
Участниками проекта являлись дети, родители и воспитатели группы.
Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный 2 месяца (март – апрель, групповой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Исходя из выбранного направления работы с детьми,была поставлена цель:
Расширить знания детей о космосе, путем элементарного экспериментирования, самостоятельного исследования.
В соответствии с поставленной целью,были определены следующие задачи:
Расширять представления детей о космосе и космическом пространстве.
Познакомить с праздником День космонавтики и профессией космонавта.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем проведения простейших опытов и экспериментов по теме космоса.
Развивать познавательную и творческую активность дошкольников.
Воспитывать самостоятельность в поиске информации, в работе с различными источниками.
Целеустремленность в доведении начатого дела до конца.
Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников
Развивать умение устанавливать контакт со сверстниками, умение участвовать в совместной деятельности
Развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности.
Повысится самостоятельная познавательно-поисковая активность.
Расширятся элементарные знания о космосе.
Сформируются коммуникативные умения: говорить самому, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию.
1. Становление партнерских отношений между воспитателями, родителями и детьми.
2. Активное участие в конкурсах и мероприятиях группы по теме космоса.
Критерии реализации проекта:
1. Повысится уровень представлений воспитанников (узнают особенности Солнечной системы, о российском празднике День космонавтики, о профессии космонавта, особенности строения планет)
2. Овладение элементарными исследовательскими навыками (замечают изменения в природе, ведут общий дневник наблюдения за Луной, делают элементарные выводы, активны в поиске необходимой информации в литературе, опросах родных и знакомых и др.).
Отслеживание результатов проекта проходило в ходе бесед с детьми, наблюдения за их деятельностью, анкетирования родителей.
Работа по данному проектустроилась в несколько этапов:
I этап. Подготовительный (март 2 недели)
В начале реализации проекта была подобрана и изучена методическая и художественная литература Паникова Е. А, Инкина В. В «Беседы о космосе», Скоролупова О. А. «Большое космическое путешествие», Губерев И. Н. «Астрономия для малышей», Горьков В., Авдеев Ю., Обухова Л. А «Как мальчик стал космонавтом».
В группе был создан центр «Космознайка». Специально для этого центра была изготовлена модель Солнечной системы», модель планеты Земля (модель можно открыть и посмотреть, что внутри планеты Земля находится)оформлены альбомы: «Наши космонавты», с краткой биографией космонавтов, карточки созвездий (созвездия доступные для детей – Большая и малая медведица, Кассиопея, Орион, Дракон). Была подобрана литература для создания детской библиотеки по теме «Космос»,сюда вошли книги следующих авторов: Носов «Незнайка на Луне», Булычев «Тайна третьей планеты», Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц», Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах», Парамонова Ж. «Забавная астрономия для малышей». В план была внесена работа по прочтению отрывков из произведений.Так же была создана видеотека:презентации: «Герои – космонавты», «Тайны космоса», «Луна», фильм «Юрий Гагарин»,познавательные мультфильмы: «Малышам о космосе», «Планета Земля», «Главный звёздный», «Астрономия для самых маленьких», «Энциклопедия всезнайки»,мультфильмы: «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка», «Планета 51». Так же для центра «Космознайка» были подобраны разнообразные иллюстрации на тему космоса.
Были изготовлены дидактические игры «Солнечная система», «Символы планет», «Построй ракету», «Узнай по силуэту», «Собери созвездие». С помощью данных игр дети закрепляли знания о солнечной системе, о созвездиях, обогащался их словарь, развивалось логическое мышление.
II этап. Основной (март- апрель)
На основном этапе реализации данного проектаработа велась по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие проходило через с/ролевые игры, где дети брали на себя роли космонавтов, врачей, космических пиратов, разведчиков, исследователей. У детей в сюжетно – ролевых играх развивалось общение и взаимодействие со сверстниками. Проходило становление самостоятельности и целенаправленности. Развивалось эмоциональная отзывчивость, сопереживание. Формировалось уважительное отношение к детскому коллективу.
Речевое развитие детей шло через ознакомление с художественной литературой: Носов «Незнайка на Луне», Булычев «Тайна третей планеты», В. Бороздин «Первый в космосе», З. Черненко «Как человек полетел в космос».Дети заучивали стихотворения: Ж. Парамоновой «Забавная астрономия для малышей», В. Степанов «Ю. Гагарин», А. Хайт «Планеты», отгадывали загадки по теме космоса.
Ребята сочиняли сказки и фантастические истории – развивалось речевое творчество.Составляли коллективные рассказы по картинкам на развитие связной речи: «Как мы летали в космос», «Первые собаки космонавты», «Земля – планета на которой мы живем».
Так же проводились беседы «Что такое космодром?», «Сколько звезд на небе?», «Чем питаются космонавты», «Как люди пытались подняться к звездам» и другие.
Познавательное развитие проходило на специально организованных занятиях: «Покорение космоса», «Путешествие к звездам», «Планеты в Солнечной системе», «Первооткрыватели космоса», «Что такое Солнечная система».
Через дидактические игры такие как «Что изменилось?», «Космическая еда», «Солнечная система», «Звезды в небе», «Неоконченный рассказ» и другие у детей развивалось умение взаимодействовать со сверстниками, общение друг с другом, расширились знания об окружающем, развивалось образное воображение.
Участвовали в простейших экспериментах «Кратеры на Луне», «Звезды светят постоянно», «Планета Земля круглая или нет?», «Ураган на Юпитере», «Почему все падает на Землю», изготавливали телескоп.
При организации продуктивной деятельности у детей была возможность выразить с помощью различных материалов свои знания о космосе, и всё что с ним связано.Дети рисовали на тему: «Загадочный космос», «Звездная фантазия», «Планеты в Солнечной системе», «Путь к звездам», «Моя планета Земля». Так же рисовали нетрадиционными методами – рисование кефиром «Космический пейзаж» и рисование молоком «Космическая дымка». Лепили инопланетян и космические аппараты, ракеты, космонавтов. Оформляли выставку своих работ под названием «Космическая фантазия»
Дети развивали крупную и мелкую моторику рук через: конструирование из крупного строителя – постройка «Космическая ракета», «Космодром» и из мелкого лего-конструктора дети делали «Космические аппараты», «Инопланетянин». Конструировали из бросового материала «Космический корабль». Данная работа также способствовала развитию воображения у детей.
Слушали аудиозаписи: группа «Спейс» «Космическая музыка», «Наш звездолет» О. Емельяненко, «Знаете каким он парнем был», песни о космосе, Ю. Левитан (диктор) о Ю. Гагарине и о первом полете.
Проект проходил в тесном взаимодействии с родителями. С родителями дети оформляли выставки, составляли рассказы и сказки на тему космоса, учили стихи. Вместе с родителями дети готовили презентации к детской конференции.
Так же родители по рекомендации воспитателей читали детям дома предложенную литературу Е. П. Левитан «Твоя вселенная», «Звездные сказки», К. А. Порцевский «Моя первая книга о космосе», детская энциклопедия В. Горькова и Ю Авдеева «Космическая азбука».
Для родителей были проведена консультация на тему «Что рассказать ребенку о космосе».
Родители для группы подбирали иллюстрации и приносили энциклопедии на тему космоса. Так в группе появился книжный уголок «Космочитайка»
Для детей и родителей были объявлены конкурсы: «Моя планета», «Шлем для космонавта», «Мой любимый инопланетянин», сочинение сказки «Кто там?»
III этап (последняя неделя апреля)
Итоговый продукт проекта.
На заключительном этапе проекта, дети совместно с родителями защищали свои презентации в детской познавательной конференции «Большое космическое путешествие» перед другими участниками.Темы презентаций были такие как: «Солнечная система», «Планета Земля», «Солнце», «Звезды в небе», «Мое созвездие» и другие. Дети, не боялись выступать перед своими сверстниками и активно вели диалог между собой, отвечали на вопросы своих товарищей.
Проект способствовал развитию у детей повышения интереса к исследовательской деятельности развитию связной речи, внимания, мышления, расширил кругозор.
Так же проект «Загадки космоса» сплотил детей, родителей и педагогов.
Источник
Педагогический проект «Таинственная вселенная»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формировать у детей представление о планетах Солнечной системы, созвездиях, помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца. Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Просмотр презентации к проекту «Таинственная вселенная»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tainstvennaya_vselennaya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы проекта воспитатели:
Татаурова Надежда Ивановна
Сергун Мария Михайловна
Вид проекта: информационно- практический.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели) с 7 декабря по 18 декабря
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Форма представления: презентация
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Формировать у детей представление о планетах Солнечной системы, созвездиях, помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца. Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить представление детей о профессии космонавта, познакомить с первыми космонавтами, развивать воображение, фантазию.
- Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
- Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
- Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
- Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
1 этап. Подготовительный.
- Взаимодействие с детьми и их родителями.
- Выбор темы проекта.
- Постановка целей, задач.
- Подбор художественной литературы.
- Определение методов.
2 этап. Основной этап.
Закрепить и расширить знания детей в процессе познавательного. речевого развития, продуктивной и игровой деятельности, в режимных моментах, сформировать привычку их соблюдения.
Создать в группе условия для реализации проекта, проводить деятельность в соответствии с перспективным планированием. (Приложение № 1)
Занятие «Таинственная вселенная». Сопровождается показом презентации.
Занятие по ФЭМП «Звездочет» (Игра- презентация).
Занятие «Солнце- большая звезда».
Наблюдения: за солнцем, за звездами, «Созвездия».
Беседа «Как человек мечтал о полете». Просмотр презентации «Я тоже хочу летать»
Беседа «Из истории возникновения ракеты»
Беседа « Тренировка космонавта»
Беседа «Пассажиры летательных аппаратов».
Обобщающая беседа на тему « Космос».
Тематическая беседа «Человек поднялся в небо».
Познавательный рассказ «Исследование атмосферы».
Рассматривание энциклопедий, посвященных космосу, различным планетам и звездам.
Чтение сказки Н. Носова « Приключения Незнайки на Луне».
Индивидуальная работа по развитию речи: разучивание считалок про космос.
Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»
Работа с загадками. (Просмотр презентации «Все о космосе»)
Чтение поговорок, пословиц о космосе.
Игровые упражнения : «Реактивная ракета», «Запускаем ракету в космос», « Самолеты в небе», «Самолеты- истребители», «Достанем луну», «Ракеты на старт» на прогулке, «Подготовка Космонавтов», «Реактивная ракета», « Невесомость».
Динамические паузы «Космонавты», « Старт».
Оздоровительные пробежки по территории детского сада Подвижные игры «Солнечный дождик», «Космонавты» с усложнением, «Подготовка Космонавтов»
Работа в уголке физического воспитания
Занятие: «Луна — спутник Земли»
Занятие: «Покорение космоса».
Театрализованная игра «Далекое путешествие», «Полет на луну».
Дидактические игры; «Летает- не летает», «Что взять в путешествие на Луну», «На земле и в космосе», «Кто больше знает» «Подбери рифму», «Где мы были- мы не скажем, а что делали- покажем»,
Развивающая игра «Звездочет»
Настольно- печатные игры: «Инопланетяне», «Домино», «Собери целое».
« Космонавты , «Исследователи космоса», «Космонавт»
«Будущие космонавты», «Мы изучаем космос»
Занятие. Аппликация «Старт ракеты».
Занятие. Лепка «Наши космонавты».
Занятие. Рисование «Космический пейзаж».
Занятие. Рисование «Путешествие по космосу»
Индивидуальная работа по рисованию: ракеты в космосе. Индивидуальная работа в нетрадиционной технике: «Звездное небо .
Игры со строительным материалом:
Конструирование планет Солнечной системы из снега, «Космические корабли», «Постройка космического корабля»,
«Постройка космического городка».
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Лаборатория космических опытов
Опыты: «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения», «Что к нам ближе солнце или тучи?», «Шарики на ниточках», «Делаем облако», «Солнечная система», с электрической лампочкой «Солнце и Земля», с лучом света «День и ночь», «Кто придумал лето?», «Затмение солнца», «Вода в скафандре», «Вращение Луны», «Голубое небо», «Далеко — близко», «Далекое свечение», «Дневные звезды».
Слушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак.
Прослушивание песен : С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы»), Земляне «Трава у дома». А. Зацепин «Тайна третьей планеты». К. Ларионова «Ключ на старт». «И на Марсе будут яблони цвести», Саундтреки: Тайм-ат — Этот большой мир (ремейк песни из фильма «Отроки во Вселенной»), «Знаете каким он парнем был !», «На пыльных тропинках далёких планет. «.
«Мы в космос улетаем на работу»
Работа в музыкальном уголке: «Оркестровка песни: Солнышко», музыка Т. Потапенко.
Просмотр мультфильма: «Белка и Стрелка», Мультимедийные презентации :«Игра- считалочка «Звездочет»», «Таинственная вселенная», «Биография Юрия Гагарина», «Все о Космосе- загадки для детей», «Я тоже хочу летать».
3 этап. Итоговый.
— Представление проекта на педагогическом совете МДОУ.
— Создание презентаций для проведения образовательной деятельности:
«Таинственная вселенная», «Все о космосе- загадки для детей», «Я тоже хочу летать».
Решение поставленных задач с родителями:
Консультации для родителей «Космос»
Выставка литературы по теме проекта.
Привлечение родителей к оказанию помощи в создании развивающей среды для проведения занятий, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Информация в родительском уголке.
Организация выставки совместных с детьми рисунков «Наш космос».
Участие во всероссийском конкурсе «Сто талантов».
Изготовление макета «Солнечная система».
Результат проведения проекта:
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Выводы по итогам проекта. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
- Конспект проекта «Таинственная вселенная»
- Приложение №1- Тематическое планирование на две недели
- Приложение №2- Конспекты НОД.
- Приложение №3-Тематические беседы.
- Приложение №4- Стихи, песни, загадки.
- Приложение №5- Подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические , театрализованные игры.
- Приложение № 6- Работа с родителями.
Источник