Федор Глинка — Луна: Стих
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой жизни
Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Анализ стихотворения «Луна» Глинки
Произведение «Луна» Федора Николаевича Глинки было написано в период заключения поэта в Петропавловской крепости.
Стихотворение создано весной 1826 года. Сорокалетний поэт состоит на государственной службе, имеет военный чин, известен как автор записок о временах походов против Наполеоновской армии, живо интересуется деятельностью тайных политических обществ в России (в некоторые он вступил, а в одном даже был сооснователем). Впрочем, собственно перед восстанием декабристов он уже больше занимался литературой, а не политикой. Однако это не помешало его аресту. Разбирательство продолжалось несколько месяцев, поэт был разжалован и отправлен служить при губернском правлении в Карелии. Жанр – элегия, дума на фоне пейзажной зарисовки, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, разделения на строфы нет, рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам арестованный автор. Интонация подкупает своей искренностью и простодушием. Ф. Глинка как бы смотрит на себя со стороны, пишет в прошедшем времени. Начинается стихотворение с образа «прекрасной луны», освещающей «лазоревые поля» (метафора небес; если поэт все же имел в виду собственно поля, значит, ночью издали они отливали синевой). Третья строка – сочетание лексического повтора, аллитерации и метафоры. «Подкрестные церквей»: Петропавловский и Троице-Петровский (снесен в советское время) соборы, прежде всего. Именно их мог видеть Ф. Глинка, находясь в крепости. «Бедный узник»: со времен А. Пушкина – расхожий образ (и эпитет к нему). В мировой романтической поэзии обычно подчеркивается свободолюбивый, независимый характер такого героя. Однако Ф. Глинка переносит переживания героя в иную, духовную плоскость. «За решеткой» он размышляет о чудесах Бога, принимает происходящее как возможность извлечь для себя жизненные уроки, стать сильнее духом, не терять надежду. Чудеса настолько повсеместны, что люди перестали их замечать. Их больше ничего не удивляет, совпадение и случайность стали единственным объяснением любых обстоятельств. «Как почерк четкий»: сравнение с инверсией. Далее начинается перечислительная градация. Герой всюду видит знаки, в его воззрениях можно различить даже начатки натурфилософии и идеи о переселении душ (тайной книге прошлой жизни). «О святой отчизне»: в контексте произведения возможны два толкования. Небесное Отечество, ожидающее христианина или же образ земной Родины, которая для поэта патриотических убеждений свята. Финал – сплошь из экспрессивных глаголов.
«Луна» Ф. Глинки – образец русской религиозной лирики первой половины XIX века.
Источник
Незнайка на Луне (роман)
Незнайка на Луне | |
---|---|
Автор: | Николай Носов |
Жанр: | сказка |
Язык оригинала: | русский |
Выпуск: | 1964-1965 |
Носитель: | книга |
«Незнайка на Луне» — роман-сказка с элементами научной фантастики и политической сатиры из серии о приключениях Незнайки.
Заключительная часть трилогии Н. Н. Носова, состоящей из произведений
- «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954),
- «Незнайка в Солнечном городе» (1958),
- «Незнайка на Луне» (1964—1965).
Удостоен Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской 1970. По отдалённым мотивам книги в 1997 году снят мультфильм.
Содержание
Сюжет
Начало
В предыстории главных событий Знайка вместе с Фуксией и Селёдочкой из Солнечного Города путешествует на Луну в многоступенчатой ракете. Из путешествия он привозит лунный минерал с необычными свойствами, называет его лунитом. После ряда событий оказывается, что его сближение с магнитом даёт эффект антигравитации, что позволило бы отправить к Луне космический корабль с большим экипажем и припасами на борту. Однако отстранение Незнайки от полёта за шутки с прибором невесомости вносит в эти планы неожиданные коррективы. Незнайка подговаривает Пончика, также не включённого в экипаж, к полёту «зайцем». Однако ночью перед полётом раздумавший лететь Пончик вместо того, чтобы выбраться из ракеты, случайно запускает её в полёт в автоматическом режиме.
После прилунения Незнайка и Пончик выходят в скафандрах на прогулку к ближайшей горе. В пещере Незнайка попадает в ледяной туннель, ведущий вниз, к внутренней полости Луны, и проваливается туда. Спустившись на парашюте, он обнаруживает на внутреннем ядре Луны цивилизацию таких же коротышек, но живущую по законам капитализма. Размер растений, в отличие от земных, пропорционален росту коротышек, так что героям они кажутся карликовыми. Пончик после уничтожения съестных припасов ракеты в поисках Незнайки попадает туда же, но в другой город.
Незнайка и Пончик в капитализме
С первых же шагов в капитализме незнакомый с деньгами («лунное» название — фертинги) Незнайка попадает в неприятные ситуации. Сначала его пытаются травить собаками по указанию владельца сада, куда он спустился на парашюте. Затем его за отказ платить в ресторане отвозят в каталажку. Там над ним пытаются издеваться уголовники, но находятся и защитники. В частности, он становится другом Козлика. Кроме этого, его рассказ о гигантских земных растениях привлекает внимание известного афериста Миги. Тот помогает ему, спрятав шляпу, а перед выходом Незнайки из тюрьмы даёт ему записку к своему приятелю, торговцу оружием Жулио.
После выхода из каталажки Незнайка и Козлик приходят к Жулио. Тот вносит за Мигу залог, и все четверо обсуждают перспективы выращивания на Луне земных растений, семена которых остались в ракете на поверхности Луны. Для построения летательного аппарата, способного достичь внешней поверхности Луны, они основывают акционерное Общество гигантских растений. При этом они в начале раскручивают факт прибытия Незнайки как космонавта в СМИ. Постепенно акции распродаются. Их деятельность тревожит местных монополистов, для которых появление гигантских растений поставило бы крест на их прибылях, и их глава Спрутс предпринимает меры для развала Общества. Он подкупает Мигу и Жулио, и те бегут с вырученными за акции деньгами. Незнайка и Козлик вынуждены бежать, затем скитаются и бедствуют по ночлежкам без работы.
Пончик, как старый скопидом и более осторожный коротышка, быстро усваивает суть товарно-денежных отношений. Кроме этого, ему с самого начала везёт и он открывает новую нишу рынка — продажу соли. После этого он богатеет, нанимает рабочих для соляного производства. Процветание Пончика и его последователей-кустарей кончается после того, как на этот рынок выходит монополист залежей соли — Дракула. Он и другие крупные соляные фабриканты снижают цены до демпинговых, и все мелкие производители соли, включая Пончика, разоряются. После этого Пончик становится рабочим.
Описание лунного капитализма — это острая политическая сатира, представление США в черном цвете — цвете пропаганды тех лет.
По словам внука Николай Носова, Игоря Носова, «Незнайка на Луне» опередил время, став фактически описанием постперестроечных годов России, описав присущий им «дикий капитализм». [1]
Экспедиция с Земли
После отлёта Незнайки и Пончика на корабле НиП Знайка с друзьями организует спасательную экспедицию на многоступенчатой ракете ФиС в составе 13 коротышек. Найдя большую ракету опустевшей, они идут на поиски Незнайки и Пончика и обнаруживают ледяной коридор вниз, к внутренней полости Луны. Найдя по пути большие залежи минералов, Знайка и его спутники полностью овладевают управлением невесомостью, после чего спускают маленькую ракету вниз.
До их прилёта, однако, Спрутсом организуется наблюдение за окрестностями Луны с помощью лунных учёных. При подлёте к городу Фантомас ракету обстреливают, поэтому ракета садится за городом, где никого нет. Налёт полиции на землян кончается полной неудачей после применения Знайкой невесомости.
Земляне находят контакт с беднотой, и те с их помощью свергают капиталистов. Устанавливается социализм. Пончик во время всех этих событий сам приезжает к ракете, а Незнайку спасают уже на острове, где бездомных лунных коротышек постепенно превращают в баранов. Он чувствует себя плохо, Пилюлькин опознаёт у него острую ностальгию и констатирует необходимость срочного возвращения на Землю. Несмотря на вредительство Спрутса и Жулио, взорвавших малую ракету, земляне улетают с помощью прибора невесомости, на поверхности Луны пересаживаются в большую ракету и летят к Земле, где Незнайке сразу становится лучше.
Персонажи
- Незнайка
- Пончик
- Мигль
- Кнопочка
- Знайка
- Ромашка
- Мушка
- Спрутс
- Селёдочка
- Козлик
- Скуперфильд
- Мига
- Жулио
- Крабс
- Клопс
- Фикс
- Фуксия
Оценки книги
За написание этого романа Николаю Носову была вручена Госпремия РСФСР.
Источник
Незнайка на Луне
Незнайка на Луне | |
Обложка первого отдельного издания, 1965 | |
Жанр: |
---|