Меню

Проси у меня чего хочешь тот отвечал не заслоняй мне солнца как звали философа

За что Диоген прогнал гетер из бочки? Басня

•*
Диоген прилюдно часто занимался рукоблудием,
Что не осуждалось древнеримским правосудием.
Афиняне на площадях не уставали возмущаться:
«Диоген, у нас демократия и делай ты, что хочешь,
Но не перегибаешь ли палку? Прилюдно дрочишь!»,
Он отвечал: «У меня денег нет, с гетерами общаться
Вот бы и голод можно было унять, потирая живот,
Я же не возмущён, что Платон с животными живёт».
*

•*
Когда Александр III Македонский в Аттику пришёл,
Царь не дождался, чтобы сам Диоген с почтением зашёл.
Тогда Александр Диогена в гимназии Крании нашёл,
Диоген грелся на солнце, и Александр Великий подошёл:
«Я — великий царь Александр». «А я, — собака Диоген».
«И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому
виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?». «А что ты такое, — зло или добро?».
«Добро». «А кто же боится добра?». Александр сказал:
«Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне
солнце», — ответил Царю Диоген, и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей,
которые потешались над философом, Александр якобы
заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать
Диогеном»… [Цитаты из описания Плутархом посещения
Диогена Александром Великим в гимназии Крании близ
Коринфа. Я рифмовать цитаты, естественно, не стал].
*

•*
О рукоблудии на людях Царю жаловались империи, друзья,
Как Диогена баловство забыть? От меня он ничего не взял!
Подарю ему я трёх гетер. Подарок Царя не принять нельзя.
Пришлось Диогену трёх гетер-рабынь принять и содержать,
Одну «для умной беседы», вторую — «для живота» держать,
Третью «для веселья и остроумия», чтобы как конь поржать,
И всех троих рабынь «для вдохновения и любовного безумия».
Стал Диоген философски размышлять и о быте рассуждать:
А вдруг как начнут втроём рожать! Может заранее сбежать?
*

•*
Чтобы прогнать всех гетер философ с одной лежал в кувшине.
Остальные спали в шалаше на ветру от жары на холма вершине.
С ней лежа, ночью хитрец Диоген воскликнул: «Что со мной?!
Я лопну от потуг, разорвусь сейчас на части. Ой, ой, ой.
Что это?! Я родил яйцо!». «Яйцо?! Ужели, в самом деле?!»;
«Я свой фонарь зажгу. Держи свежее; чур, людям ни гу-гу!
Пожалуй, я философской курицей прослыть ещё смогу.
Для мудреца нет желанней «тайны философского яйца!»,
Достиг я истины венца: «В яйце нет начала, нет конца!».
Из «Философского Яйца» — первичной материи в печи,
из которой вылупляется «цыплёнок» вселенской ночи,
К утру рожу я «философский камень» — волю праотца.
Рождается весь мир планетарный из вселенского яйца!
[Диоген, лишённый рукоблудия, не лишился словоблудия.
Кудахтал, как курица с яйцом, считая себя истины венцом].
*

•*
Ты, прыгая на фаллосе моём, высекла любовью пламень!
О! Боги! Из чрева моего родился «философский камень»!
Держи детей моих, я спрячу их, и молчи, им не расскажи!
Гетера, не видевшая случая такого, как и многого другого,
Поверила ему и поклялась молчать. Но женские обещанья
Исчезли, как ночная тень. Наивная и вся трепет ожиданья,
Из кувшина в шалаш рвалась сбежать, едва забрезжит день.
Тут уснул Диоген устав от словоблудия и прелюбодеяния,
До первого храпа гетера мучилась от секрета недержания.
Тотчас стремглав в шалаш на холм шептать она пустилась.
«Ах, — шепчет, — кумушки, послушайте, что приключилось.
Чур, ни кому: Диоген ночью снёс яйцо, такое вот по виду.
Но, ради Бога, не разболтайте, не дайте вы бедную в обиду,
А то ведь быть в беде мне. ». «Ну, к чему! – обе отвечали,
Не выдадим, верь! Всегда как мёртвые рыбы мы молчали!».
*

•*
И всем троим гетерам, как на угольях, неймётся, и на воле,
Про новость дня в десяти местах Афин они языком трещат,
Вместо одного уж три яйца и три фаллоса Диогена явилось.
Толпы афинян и о «горах каменьев философских» говорят,
Шепчут на ухо, как ночью в полнолунье это всё случилось.
Не прибавишь и сплетне грош цена! Мудрость там смешна,
Где философская тайна всем Афинам как дважды два ясна.
И так как численность яиц Диогена всё кратно умножалась,
Благодаря молве, возникшей среди трёх тех кумушек моих,
То к вечеру яиц таких у Диогена больше триста оказалось!
Яйца висят как гроздья винограда, три фаллоса ему награда.
Диоген: трёхфаллосный трёхсотяичный философ феномен.
Ему прогнать взашей трёх виртуозных сплетниц оставалось.
*

P.S.: Экспромт за три вечера. Толковые словари:
Твер-осташ.: Дрочить — нежить, тешить, холить,
баловать. В данном контексте – жаргонизм, сленг.
Драчёна – русское и белорусское блюдо из обжаренной
каши (Баловни). Драники – жареные котлеты из картошки
с салом.
*

•*
Авторство иллюстрации: Художник Лоуренс Альма-Тадема
(1836-1912). liveinternet.ru
*

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ГОЛОСЛОВНЫМ ПРИВЕДУ СПРАВКИ О ДИОГЕНЕ

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. ;;;;;;;;;;;;; ;; ;;µ;;µ;). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке[1], но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Читайте также:  Непобедим он солнце пелевин

Эпатаж
Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!»[3]. Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Случаи из жизни Диогена
Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
• Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
• Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
• Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
• Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
• Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
• Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
• Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
• Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много¬численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
• На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
• Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
• Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
• К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
• Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
• Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
• Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
• Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
• В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?»[7].
• Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».
• Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.[8]
*****

Читайте также:  Как хорошо с утра проснуться солнцу улыбнуться

Источник

Притча о Диогене, мудреце из бочки

К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.

Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «

«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».

Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice

Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.

Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».

Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»

«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».

«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Читайте также:  Кто тебя придумал может солнце

Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.

Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

Я — гражданин мира.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе

Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.

Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»

Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Поучать старца – что лечить мертвеца

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)

Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «

Источник

Adblock
detector