ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К52 «ЛУНА-М». TACTICAL MISSILE COMPLEX 9K52 «LUNA-M»
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К52 «ЛУНА-М» TACTICAL MISSILE COMPLEX 9K52 «LUNA-M»
28.06.2018 Ракетные комплексы 9К52 «Луна-М» советского производства внесли свой вклад в отражение агрессии международного терроризма в Сирии. Это оружие задействовалось не так интенсивно, как более современные системы «Точка» и «Точка-У», однако факты его применения фиксировались. По имеющимся данным, к началу вооруженного конфликта, в распоряжении правительственных войск находились 18 пусковых установок и запас ракет, оценивавшийся в несколько десятков штук. Эти комплексы, фигурирующие в западных источниках как FROG-7, Сирия стала получать в начале 70-х годов, в момент острого противостояния с Израилем. При помощи советских военных советников сирийские расчеты достаточно успешно их освоили. Первое реальное боевое применение произошло в октябре 1973 года. В ходе продолжавшейся 18 дней войны неоднократно атаковались цели на израильской территории. 9К52 «Луна-М» имеет неуправляемую твердотопливную ракету весом в 2500 кг. Масса боевой части — около 200 кг, это примерно 15 тысяч готовых осколков. Также имеется вариант, снаряженный 42 суббоеприпасами весом 7,5 кг каждый. Существенным недостатком FROG-7 являются посредственные характеристики точности. Отклонение боеголовки от точки прицеливания может составлять до 700 метров. Российская газета
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К52 «ЛУНА-М»
Советское руководство торопилось с созданием ракетных комплексов различного назначения. И хотя тактические ракеты не были самыми приоритетными в военных программах Советского Союза к их разработке и производству привлекалось большое число оборонных предприятий. Как уже отмечалось выше, здесь особую роль должны были сыграть артиллерийские конструкторские коллективы. Поэтому, разработка одной из подвижных полевых управляемых реактивных систем под обозначением «Онега» с дальностью стрельбы 50-70 км была поручена ОКБ-9 (КБ завода №9) главного конструктора Ф.Ф.Петрова. Эта работа задавалась Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1958 года №189-89. Для ракеты создавались осколочно-фугасная и ядерная боевые части весом от 200 до 500 кг. Она должна была оснащаться твердотопливным двигателем и инерциальной системой управления, что было впервые для тактических ракет. Гироскопические приборы для ракеты изготовлялись заводом №205. Старт ракет предполагалось производить с подвижных пусковых установок. Испытания ракеты проводились в 1959-1960 гг. Но спустя всего два года после начала работ по «Онеге» разработка ракеты и комплекса были прекращены по Постановлению СМ от 5 февраля 1960 года №138-48, как отмечалось из-за его бесперспективности. Какая была причина на самом деле сегодня судить трудно. Но известно, что этот разработчик практически завершил позже работы по противолодочной твердотопливной ракете «Вьюга» (81Р) стартующей из-под воды из 533-мм торпедного аппарата подводной лодки. Она даже до принятия на вооружение сохранило фирменное «заводское» обозначение Д-95, несмотря на то, что к тому времени работы продолжал другой разработчик – ОКБ-8. И если ОКБ-9 в дальнейшем «повезло», она стало заниматься «привычным» для себя делом – создавать артиллерийские системы различных калибров Д-30, Д-32 для САУ «Гвоздика», Д-22 для САУ «Акация» и др., то НИИ-58 В.Г.Грабина – нет. Институт вскоре расформировали, а его помещения, территорию и специалистов вскоре передали в распоряжение набирающего «обороты» ОКБ-1 главного конструктора С.П.Коралева. Где создавались первые стратегические твердотопливные ракета РТ-1 и РТ-2. В этом смысле другие артиллерийские КБ более удачно перешли на ракетную тематику. КБ завода «Арсенал» сделали первые попытки в создании ракет, здесь проработали зенитную ракету и начали разрабатывать первую твердотопливную ракету для подводных лодок Д-6, вскоре эти работы были закрыты, но бюро создало пусковые установки для корабельных ЗРК «Волна», «Оса-М», затем БР на РДТТ РТ-15, БРПЛ Р-31 комплекса Д-11, участвовали в создании РТ-2 вместе с другим «артиллерийским» СКБ-172 из Мотовилихи (теперь это пермское НПО «Искра»). ПО «Баррикады» и завод «Большевик» одновременно вели ракетную и артиллерийскую тематики, а ОКБ-8 (ныне ОКБ «Новатор») полностью перешло на создание различных ракет для ПВО, ПРО, ВМФ и авиации.
Однако ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) вернулось к ставшей уже традиционной неуправляемой тактической ракете, было решено модернизировать ракетный комплекс «Луна». И новый ракетный комплекс получивший обозначение 9К52 «Луна-М» разрабатывался НИИ-1 для замены комплекса «Луна» с 1961 года4, он должен был обладать большей дальностью и размещаться на колесной и гусеничной пусковых установках. Официально разработка комплекса «Луна-М» была задана НИИ-1 ГКОТ (МИТ МОП, главный конструктор Н.П.Мазуров) Постановлением СМ СССР от 16 марта 1961 года №247-104. Как и всегда советское военное руководство постоянно оглядывалось на 2потенциального противника», в данному случае США и НАТО. И поэтому, согласно задания предполагалось создать тактический ракетный комплекс «Луна-М» с дальностью стрельбы ракетами вдвое большей, чем у американской ракеты «Онест Джон». В США и НАТО ракета получила код FROG-7A&B (Т-5E) — Free Rocket Over Ground. Первые модификации комплекса именовались как FROG-7A (3R-11, 9K21, 9M21, R-65), более поздние модификации получили коды и обозначения FROG-7B (9K52, 9M52, R-70), Luna-M. Комплекс «Луна-М», как и «Луна» относился к тактическим ракетным комплексам Сухопутных войск второго поколения. Согласно военным установкам, ракетный комплекс «Луна-М» предназначен для поражения ракетами 9М21Ф (К, Б, Б1) и другими модификациями живой силы, боевой техники, огневых средств и средств ядерного нападения противника. Для комплекса «Луна-М» была разработана новая пусковая установка и семейство баллистических твердотопливных ракет с различными боевыми частями. Стрельба с ПУ могла вестись с открытых и закрытых позиций. Ракета 9М21 разрабатывалась в НИИ-1 МОП (МИТ) для эффективного поражения различных типов целей с несколькими боевыми частями: специальной, фугасной и химической. Модификация 9М21ф оснащалась фугасной боевой частью 9Н18Ф, ракета 9М21Б — с ядерной, 9М21Б1 и 9М21М1- с другими типами ядерных зарядов, 9М21Г — химической 9Н18Г, 9М21А — агитационной 9Н18А, 9М21ОФ — кассетной осколочно-фугасной 9Н18ОФ, для учебных целей созданы варианты ракеты 9М21Е и 9М21Е1. Кроме того, в комплексе «Луна-М» включались варианты и модификации ракет 9М21У, 9М21К и 9М21ТФ. Фугасная боевая часть 9Н18Ф ракеты 9М21Ф была разработана в НИИ-24, она имела вес 420-454 кг, при весе ВВ ТГА-40/60 в 200 кг. Для подрыва использовался неконтактный взрыватель. Для варианта ракеты 9М21ОФ в НИИ-24 была разработана кассетная осколочно-фугасная боевая часть 9Н18ОФ (9Н18К) весом 420 кг. В БЧ было размещено 42 кассетных боевых элемента, вес одного элемента составлял 7,5 кг (вес ВВ элемента – 1,7 кг). В качестве ВВ использовалось вещество А-IX-1. Снаряжение БЧ производилось КНИИМ и Брянским химическим заводом. Для ее подрыва на высоте 1000-1400 м применялся радиовзрыватель, после чего образовывалось поле из 15000 осколок. Агитационная БЧ 9Н18А весом 450-500 кг ракеты 9М21А была также разработана НИИ-24, в ней размещались агитационные листовки. Химическая боевая часть 9Н18Г ракеты 9М21Г предназначалась для поражения личного состава через незащищенные участки кожи, заражения техники, местности и инженерных сооружений. Она имела массу 436 кг, для распыления отравляющего вещества (ОВ) типа VX (масса 216 кг, коэффициент наполнения 0,5) использовался заряд тротила. Корпус БЧ состоял из стали, меди и алюминия. В боевом состоянии ОВ представляло из себя грубодисперсную аэрозоль и капли. В химическом варианте ракеты для диспергирования использовался способ вскрытие боевой части — разрывом заряда, дробление массы ОВ набегающим потоком воздуха. В этой БЧ применялся неконтактный радиолокационный взрыватель. Ядерная боевая часть 9Н32 ракеты 9М21Б весом 454-500 кг имела заряд АА-21 мощностью 3-25 Кт, для ее подрыва использовался радиовзрыватель, что позволяло применять воздушный подрыв. Другой вариант ядерной БЧ 9Н32М ракеты 9М21Б1 имел заряд АА-38 мощность в тротиловом эквиваленте от 3 до 200 Кт. Все модификации ракеты 9М21 имели одну ступень и были выполнены в одном диаметре. На них устанавливался твердотопливный двигатель (РДТТ) 9Д19 с двумя цилиндрическими полузарядами 3Х18 (расположены последовательно) из нитроглицеринового пороха и одной камерой сгорания, вес топлива 1,08 т. Максимальный диаметр корпуса ракет всех вариантов составляла 0,54-0,544 м, размах стабилизаторов 1,7-1,8 м. Для защиты стенок стальной камеры сгорания маршевого двигателя от нагрева впервые было применено напыление эмалеподобного теплозащитного покрытия. Для увеличения начальной тяговооруженности при движении по направляющей ПУ на ракете вокруг центрального сопла основного двигателя разместили стартовый двигатель на твердом топливе с многошашечным зарядом и 18 соплами. Двигатель проворота с многошашечным зарядом устанавливался впереди основного двигателя. Он имел четыре сопла. Сообщенное ракете вращение вокруг продольной оси повышало точность стрельбы.
Немалое значение конструкторы уделяли боевому оснащению новой ракеты. В 1964 году было создано контактное электромеханическое взрывательное устройство 9Э29 (гл. конструктор В.С.Волков), одно из первых, разработанных НИИ-22 для неуправля-емой ракеты класса «земля-земля». Оно состояло из ПИМа И-155, головного и четырех боко¬вых контактных датчиков (И-153 и И-155), соединенных кабелями. В качестве датчиков использованы разработанные при выполнении поисковых работ импульсные магнитоэлектрические генераторы. Другой отличительной особенностью конструкции является дублирование ее механизмов, что позволило обеспечить заданные требования по надежности. Полная длина модификаций ракеты 9М21Б/Ф/Е составляла 8, 96-9,1 м, длина 9М21Б1/Е1 — 9,4-9,м. Стартовый вес ракет составлял 9М21Б/Ф/Е — 2,3-2,42 (2,44) т, ракет 9М21Б1/Е1 — 2,48 т. Для повышения точности стрельбы в комплексе была усовершенствована система подготовки метеорологических данных. Для уменьшения влияния на тягу двигателя температуры воздуха в сопло вставлялась одна из трех сменных специальных втулок различного диаметра для регулирования критического сечения сопла4. При пусках на минимальную дальность в хвостовой части ракеты устанавливались дугообразные тормозные щитки. К разработке наземного оборудования комплекса «Луна-М» было привлечено ОКБ-221 (сегодня ЦКБ «Титан») главного конструктора Г.И.Сергеева. Заказчиком ГРАУ были выдвинуты жесткие требования к характеристикам агрегатов наземного оборудования комплекса. Необходимо было обеспечить заданную автономность СПУ и транспортной машины (ТМ), самопогрузку ракет на СПУ. Агрегаты должны были иметь высокую маневренность и проходимость в сложных климатических и погодных условиях, обеспечить простоту эксплуатации, регламента и надежность. Большинство работ на СПУ должно было быть механизировано, количество личного состава уменьшено. Немаловажная роль, при создании наземного оборудования, отводилась снижению стоимости комплекса и его эксплуатации. ОКБ-221 с привлечение контрагентов был выполнен большой объем научно-исследовательских работ по анализу выбора шасси для агрегатов комплекса, где рассматривались различные варианты гусеничных и колесных шасси для СПУ и ТМ. К тому времени автомобилисты тоже не седели сложа руки, а создавали новые типы колесных машин высокой проходимости приспособленные для размещения на них различных вариантов специального вооружения. В СКБ ЗиЛа было создано специальное полноприводное четырехосное шасси ЗиЛ-135К, которое с принятием на вооружение наземного ракетного комплекса ФКР-2 с ПУ 2П30 в 1962 году было запущено в серийное производство на Брянском заводе. Всё время пока на БАЗе производился ЗиЛ-135К, АКП для него (из-за отсутствия специального оборудования в Брянске эти сложные агрегаты делать не могли) поставляло высокооснащенное инструментальное производство ЗиЛа. Однако и здесь были свои трудности, поэтому следующую модель шасси — ЗиЛ-135ЛМ, предназначенную к серийному производству в Брянске, в СКБ ЗиЛа переоснастили на более простую в производстве — механическую трансмиссию.
ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-135ЛМ
Длина, мм 9270 Ширина, мм 2800 Высота, мм 2530 Радиус поворота, м 12,5 Дорожный просвет, мм 589 Колея, мм 2300 База, мм 6300 Снаряженная масса, кг 10500 Грузоподъемность, кг 9000 Полная масса, кг 19800 Двигатель (тип) 2 х ЗиЛ-375Я Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 2 x 180 (3200) Рабочий обьем, см3 2 x 7000 Крутящий момент, кгм (об/мин) 2 x 47,5 (1800) Максимальная скорость, км/ч 69 Запас топлива, л 520 Расход топлива на 100 км, л 88 / 100-120* Преодолеваемые препятствия — траншея 3,6 м — вертикальная стенка 0,9 м — подъём 29° — боковой крен 20° — брод 1,2 м
В феврале 1960 года в ОКБ-221 завода №221 «Баррикады» на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ началось проектирование колесной пусковой установки Бр-231 (9П113) для комплекса «Луна-М», а в июне того же года как альтернативный вариант приступили к созданию гусеничной ПУ Бр-237 на базе шасси «объект 910». Взятый за основу для СПУ «Объект 910» представлял из себя вариант модернизации шасси легкого танка ПТ-76, созданный в КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В.Гавалова. Как известно подобные варианты СПУ были созданы для РК «Марс» и «Луна». Но вероятно, время гусеничных СПУ для тактических ракет уже заканчивалось. И проведенные вскоре научные исследования и опытно-конструкторские работы ОКБ-221 совместно с СКБ Минского автозавода, НИИ-1, НИИ-21, ВНИИ-100, а также сравнительные испытания опытных СПУ показали, что колесные СПУ для тактических ракетных комплексов обладают значительными преимуществами по сравнению с гусеничными.
В декабре 1964 года первые 10 собранных на БАЗе серийных машин ЗиЛ-135ЛМ (Гл. конструктор В.А.Грачев, ведущий конструктор — А.Н. Нарбут) передаются на завод «Баррикады» для монтажа ПУ 9П113 (шасси БАЗ-135ЛМ) и ТЗМ 9Т29 (шасси БАЗ-135ЛТМ) для ОТРК 9К52 «Луна-М». В этом качестве машины широко применялись в Советской Армии, в армиях союзников, а также в Египте (с 1968 года выпускался тропический вариант шасси — БАЗ-135ЛМТ), Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане. А самоходные пусковые установки Бр-231 (9П113) и Бр-237 (9П112) тем временем в 1964 году прошли полигонные испытания на ГНИАПе под Ленинградом («Ржевском полигоне»). По их результатам более удачной была признана конструкция ПУ 9П113, которая и была принята на вооружение. Колесная СПУ имела более плавный ход, высокие скоростные характеристики, большой запас топлива, экономичность при эксплуатации. При одинаковой габаритной ширине колесные в сравнении с гусеничными шасси не были ограничены по длине ходовой базы. В тоже время колесная СПУ в сравнении с гусеничной имела большую грузоподъемность, практически равные характеристики по проходимости, обладала более простой конструкцией и широкие возможности организации крупносерийного производства. СПУ 9П113 предназначалась для стрельбы неуправляемыми твердотопливными ракетами с открытых и закрытых позиций, в случае необходимости прямой наводкой, а также для транспортировки одной полностью снаряженной ракеты. ПУ 9П113 могла транспортировать и вести стрельбу одной ракетой. Крановая установка из состава ПУ обеспечивала заряжание ПУ одной ракетой, а также перестыковку головных частей на направляющей без привлечения других грузоподъемных машин или ПУ. На перезаряжание пусковой установки требовалось 20 минут, время подготовки к пуску составляло 10 минут. Серийное производство СПУ 9П113 было организовано на волгоградском заводе «Баррикады», их выпуск продолжался с 1965 по 1974 годы.
Для комплекса «Луна-М» в ОКБ-221 (Гл. конструктор Г.И.Сергеев) на базе автомобильного шасси ЗИЛ-135ЛТМ была также создана колесная транспортная машина (ТМ) 9Т29. Она предназначалась для транспортировки и подготовки к применению трех ракет. В серийном производстве этих агрегатов были задействованы следующие предприятия: завод «Баррикады», завод «Сибтяжмаш» и Тюменский судостроительный завод. Шасси было разработано в СКБ ЗиЛ (гл. конструктор В.А.Грачев), серийный выпуск производился БАЗом. В дальнейшем в комплексе использовалась и транспортная машина 2У663 (тягач с полуприцепом) от РК «Луна», созданная в ОКБ-221. В качестве тягача сначала использовался автомобиль ЗИЛ-157, затем его заменили машиной ЗИЛ-131. За один рейс перевозилась одна тактическая ракета. Для РК «Луна-М» была разработана подвижная ремонтно-техническая база. Первый испытательный пуск ракеты 9М21Б состоялся 27 декабря 1961 года3. Несколько позже на испытания была представлена ракета 9М21Г с химической боевой частью, которая поступила на вооружение во второй половине 60-х годов. Испытания агитационного варианта ракеты 9М21А и ракеты 9М21Ф с кассетной боевой частью, предназначенной для поражения легко бронированной техники и живой силы, проходили в 1963-1964 годах. Ракета 9М21Ф поступила на вооружение в 1969 году. Дальность стрельбы различными типами ракет обеспечивалась от 10 (12-15) до 65 (67-70) км. При этом обеспечивалась точность стрельбы (КВО) до 500 м, другие источники приводят несколько худшие данные от 700 до 1200 м. Максимальная скорость полета достигала 1080-1200 м/с. Температура применения комплекса возможна в пределах + 50 град. С. На вооружение Сухопутных войск ракетный комплекс «Луна-М» был принят 6 августа 1964 года. Им оснащались отдельные ракетные дивизионы Сухопутных Войск. В состав отдельных ракетных дивизионов входили четыре пусковые установки 9П113, четыре транспортные машины 9Т29, кран 9Т31М1, машина РМ-1(на базе ЗИЛ-157), машина РВД-1 (на базе Урал-375Д), ПКПП (на базе ЗиЛ-131), штабная машина 9С445М, метеорологическая машина РВС-1, метеорологическая РЛС РМС-1 и другие средства. Тренировка личного состава выполнялась на специальной учебной пусковой установке, выполненной на базе автомобиля типа ЗиЛ-151, в НАТО этот вариант получил обозначение FROG-6. Ракета 9М21Г комплекса «Луна-М» была принята на вооружение в 1966 году, ракета 9М21ОФ с кассетной БЧ принята на вооружение в 1969 году. Комплекс «Луна-М» долгое время находился на вооружении Советской Армии, его серийное производство было начато в 1965 году и продолжалось до 1974 года. Для Советской Армии изготовлено около 370 пусковых установок комплекса «Луна-М».
В документах и публикациях встречающиеся наименования ракет Р-65 и Р-70 для комплекса 9К52 «Луна-М», по всей видимости, условные названия, присвоенные в Министерством обороны СССР при разработке комплекса и для экспортных изделий. Ракетный комплекс «Луна-М» основной модификации поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, иных модификаций в дружественные для СССР развивающиеся страны. Им были вооружены армии Кубы, Египта, Ирака, Кувейта, Ливии, Северной Кореи, Сирии и Йемена. Он долго оставался на вооружении зарубежных стран, например в Сирии на 2005 год было 90 ракет комплекса «Луна-М». Экспортный вариант ракеты имеет только осколочно-фугасную головную часть. В Ираке на базе комплекса «Луна-М» (FROG-7) создали свою модификацию ракету Laith с дальностью стрельбы до 90 км. Для поставки на экспорт по заданию правительства был так же разработан МИТ в 1968 году специальный «тропический» вариант ракетного комплекса 9К52ТС в составе: ракеты с фугасной боевой частью, пусковой установки 9П113ТС, транспортной машины 9Т29ТС. Этот вариант ракетного комплекса применялся в арабо-израильских войнах и в военных конфликтах в районе Персидского залива. Для поставок на экспорт была также создана СПУ 9П113М. В 1971 году был принят на вооружение ПИМ И-179 для неуправляемых ракет класса «земля-земля», созданный в НИИ «Поиск». Основной особенностью которого являлась дистанционная дискретная установка времени дальнего взведения за счет применения трех установочных электровоспламенителей. В 1992 г. Советские войска оставили чеченцам две установки «Луна», которые те могли использовать против федеральных сил по прямому назначению из-за отсутствия к ним ракет. Для испытаний новой техники и тренировок боевых расчетов ракетных комплексов ПВО по перехвату тактических ракет с дальностью пуска 50-100 км были разработаны два варианта ракеты-мишени с трассерами у оснований стабилизаторов, в том числе телеметрический вариант с системой регистрации попаданий осколков в жизненно важные части ракеты. Впоследствии на базе комплекса «Луна-М» предполагалось создать новый комплекс 9К52М «Луна-3». Разработка этой ракетной системы велась так же в МИТ под руководством Н.П.Мазурова для замены комплекса «Луна-М». Официально разработка комплекса «Луна-3» задана Постановлением СМ от 29 июля 1966 года3. Предполагалось существенно, в 1,5-2 раза улучшить точность стрельбы, для чего на ракете был введен корректор дальности, который управлял полетом ракеты посредством применения аэродинамических щитков. Фактически это была еще одна попытка внедрения на тактические ракетные комплексы бортовые системы управления ракетами. Одновременно из комплекса «Луна-3», для повышения скрытности применения, предполагалось исключить зонды метеорологической разведки. Самоходная пусковая установка 9П113М для комплекса была создана в КБ завода «Баррикады». При ее разработке задавалась возможность использования старых и новых ракет, поэтому новая СПУ могла применять ракеты комплексов «Луна-М» и «Луна-3». По расчтетам проекта новые ракеты могли стрелять на дальность до 75-100 км. Как и ранее комплекс «Луна-3» предназначался к использованию в дивизионном звене и относится ко второму поколению тактических ракет. Вскоре были изготовлены опытные пусковые установки и серия ракет для испытаний. Для транспортировки ракеты и боевой части использовались транспортные контейнеры 9Я234 и 9Я236 соответственно. Испытания комплекса 9К52М «Луна-3» были проведены на ГЦП в Капустином Яру в 1968-1969 годах. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет «Луна-3» не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Но, не смотря на ожидания и определенные надежды конструкторов, новый комплекс не показали никаких преимуществ перед «старой» «Луной-М». Ракеты «Луна-3», запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для «Луна-М». Корректор дальности работал неудовлетворительно и проведение дальнейших ОКР по «Луна-3» было признано нецелесообразным . Поэтому вскоре работы по этой системе были прекращены. Стало окончательно ясно, что следующее поколение тактических ракет должно иметь систему управления ракетами. Но на этом поиск технических решений и полет конструкторской мысли по «Луне-М» не закончились. В 1960-х годах резко возросли требования военных по мобильности ракетных систем, для этой цели стали создавать специальные типы традиционных летательных аппаратов: самолетов и вертолетов. Так переделывался знаменитый Ан-22 для запуска ракет Р-27 морского комплекса Д-5 средней дальности, создавались вертолеты типа Ми-6 и Ми-10 для фронтовых и оперативно-тактических ракетных систем ФКР-2 с крылатой ракетой С-5 (разработчик ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея) и баллистической ракетой Р-17 (разработчик СКБ-385, главный конструктор В.П.Макеев). Не минула это новшество и комплекс «Луна-М», его так же решили адаптировать к вертолету. Новый ракетный комплекс получил обозначение 9К53 «Луна-МВ» (т.е. «Луна-М Вертолетная)» и разрабатывался в НИИ-1 на базе комплекса «Луна-М» по Постановлению СМ от 5 февраля 1962 года №135-66.
Для комплекса с 29 марта 1961 года в ОКБ-221 завода №221 «Баррикады» (Гл. конструктор Г.И.Сергеев) разрабатывалась новая пусковая установка Бр-257 (9П114), которая вместе с ракетой должна была транспортироваться к месту старта вертолетами Ми-6РВК или Ми-10РВК (разработчик приспособлений и устройств для крепления ПУ к вертолетам — ОКБ-329), при этом точка старта могла быть расположена в труднодоступных местах или в тылу противника. Для пусковой установки было создано оригинальное малогабаритное двухосное колесное самоходное шасси. Работы в МАП по ракетно- вертолетному комплексу Ми-6РВК велись с 1963 года совместно с предприятиями среднего машиностроения в нескольких вариантах. Комплекс 9К53 в составе вертолета Ми-6 и легкой самоходной колесной пусковой установки 9П114 предназначался для транспортировки в район развертывания и запуска тактической ракеты типа 9М21 комплекса «Луна-МВ». СПУ 9П114 лебедкой затягивалась в транспортную кабину вертолета.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ 9П114: Колесная формула 4х2 Число осей 2 Вес ПУ, т: — без ракеты 4,5 — с ракетой 7,5 Размеры, м: — длина полная 8,95 — высота 1,535 — ширина 2,43 Двигатель: — тип карбюраторный М-407 — мощность, л.с. 45 Скорость, км/ч: — самодвижения 3-8 — буксировки тягачом 10-15 Запас хода, км 40-45 Число ракет на ПУ 1
В ходе проектных работ был создан усовершенствованный вариант ПУ Бр-257-1, два опытных образца которой были изготовлены заводом №221 «Баррикады». Заводские испытания СПУ Бр-257-1 проводились с 29 сентября 1964 года по март 1965 года. Одна из ПУ Бр-257 в 1964 году прошла полигонные испытания на ГНИАПе («Ржевском полигоне») под Ленинградом, после чего она была доработана. Всего был создан один опытный образец комплекса. В ходе проведения натурных испытаний были выявлены трудности с перевозкой ПУ вертолетом, другие негативные моменты по эксплуатации системы, поэтому после в 1965 году научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении были свернуты3, а комплекс был передан в войска для проведения опытной эксплуатации и накопления опыта.
Разработчик НИИ-1 ГКОТ (МИТ МОП)4 Гл. конструктор Н.П.Мазуров Код НАТО FROG-7A&B 6(Т-5E6) Тип комплекса тактический ракетный комплекс второго поколения Состояние на вооружении с 6 августа 1964 года2, в серии с 1964 года3, ракета 9М21Г принята на вооружение в 1966 году, ракета 9М21ОФ с кассетной БЧ принята на вооружение в 1969 году3 Ракеты: 9М21У3. 4, 9М21Б и 9М21Б1 (СБЧ)2, 7, 9М21М1 (СБЧ)7, 9М21Ф (фугасная БЧ)2, 9М21Г (химическая БЧ)2, 7, 9М21ОФ (осколочно-фугасная), 9М21К, 9М21ТФ, 9М21А (агитационная)2, 7, 9М21Е (учебная), 9М21Е1 (учебная), Р-705, 6 Дальность стрельбы, км: — минимальная 10 (122-153) — максимальная 652-677 (705, 6) Точн. стрельбы (КВО), м 5006 (7006-12002) Скорость полета, м/с 10802-1200 Типы боевых частей фугасная, химическая, агитационная, ядерная 9Н32М, кассетная Боевая часть (Вариант 1 — ракета 9М21Ф): — тип фугасная 9Н18Ф7 — разработчик НИИ-248 — вес БЧ, кг 420-4542(5005-700) — тип ВВ ТГА-40/607 — вес ВВ, кг 200 — тип взрывателя неконтактный Боевая часть (Вариант 2-ракета 9М21Г): — тип химическая 9Н18Г7 — назначение для поражения личного состава через незащищенные участки кожи, заражения техники, местности и инженерных сооружений — масса, кг 436 — тип ВВ тротил — тип отравлящего вещества VX — боевое состояние грубодисперсный аэрозоль и капли — способ диспергирования вскрытие боевой части — разрывом заряда, дроблением массы ОВ набегающим потоком воздуха — масса отравл. веществ (ОВ), кг 216 — коэффициент наполнения 0,5 — тип взрывателя неконтактный радиолокационный — материал корпуса сталь, медь, алюминий Боевая часть (Вариант 3 — ракета 9М21Б): — тип ядерная АА-217 — вес БЧ, кг 4542-5005 — мощность ядерн. заряда, кт 3-255 — тип взрывателя радио Боевая часть (Вариант 4-ракета 9М21ОФ): — тип кассетная осколочно-фугасная 9Н18ОФ7 — разработчик НИИ-248 — вес БЧ, кг 4003, 7 — число осколков для ОФБЧ 150003 — число боев. элемент. в касс. БЧ 423, 7 — вес одного боевого элемент., кг 7,53 — тип ВВ А-IX-18 — вес ВВ боевого элемент., кг 1,77 — снаряжение КНИИМ, Брянский химзавод8 — тип взрывателя радио — высота подрыва, м 1000-1400 Боевая часть (Вариант 5-ракета 9М21Б1): — тип ядерная АА-387 — вес БЧ, кг 4542-5005 — мощность ядерн. заряда, кт 3-2006 — тип взрывателя радио Боевая часть (Вариант 6- ракета 9М21А): — тип агитационная 9Н18А7 — разработчик НИИ-247 — вес БЧ, кг 4542-5005 — тип оснащения агитлистовки Система управления нет Органы стабилизации аэродинамические стабилизаторы и вращение в полете Тип старта наклонный за счет собственных двигателей с наземной ПУ Число ступеней ракеты 1 Длина ракеты, м: — полная 9М21Б/Ф/Е 8, 963-9,1 5 — полная 9М21Б1/Е1 9,4-9,52, 6 — без головной части, м: Макс. диаметр корпуса, м 0,542, 5-0,5443 Размах оперения, м 1,7-1,86 Стартовый вес, т: — ракет 9М21Б/Ф/Е 2,35, 6-2,42 (2,443) — ракет 9М21Б1/Е1 2,486 Тип топлива нитроглицериновый порох4 Вес топлива, т 1,08 Основной двигатель: — тип РДТТ 9Д19 — заряд цилиндрический 3Х18 — число камер 14 — число полузарядов 24 — расположение полузарядов пос-ледовательное — тип корпуса сварной, стальной Стартовый двигатель6 — тип РДТТ — число сопел 184 Двигатель проворота: — тип РДТТ — число сопел 44 Температура применения комплекса, град. С + 50
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА: Тип самоходная колесная 9П1134 Разработчик ОКБ завода «Баррикады» (ЦКБ «Титан») Гл. конструктор Г.И.Сергеев Изготовитель з-д «Баррикады»1 Состояние серия с 1965 по 1974 г. Тип шасси длиннобазное ЗИЛ-135ЛМ4 и ЗИЛ-ЛТМ (БАЗ-135ЛМ) Разработчик шасси СКБ ЗИЛ Гл. конструктор шасси В.А.Грачев Изготовитель шасси БАЗ Колесная формула 8х8 Число осей 4 Вес, т: — шасси 10,5 — ПУ без ракеты 14,89-16,5 — ПУ с ракетой 17,56-19 — полностью снаряженной ПУ, т 19-202 Размеры, м: — длина полная 10,69-10,7 — высота с ракетой 3,35-3,45 — высота без ракеты 2,86 — ширина 2,83 — ширина колеи 2,3 — дорожный просвет 0,475 — база 6,33 Двигатель: — тип два карбюраторных ЗИЛ-375Я — мощность, л.с. 2х180 — число цилиндров 8 Запас топлива, л 5201 Максимальная скорость, км/ч: — пересеченной местности 20 — по грунту 40 — по шоссе 60 Запас хода, км 570 Преодолеваемые препятствия: — подъем, град 28-29 — крен, град. 20 — ширина рва, м 2,5 — высота стенки, м 0,91 — брод, м 1,2-1,31 Тип шин 16.00-20 Давление в шинах, кг/см2 0,5-2 Радиус разворота, м 12,5 Боевой расчет, чел. 5
Артиллерийская часть и специальное оборудование: Число ракет на ПУ 1 Длина направляющей, м 9,97 Время подготовки к пуску, мин 102 Время перехода из походного положения в боевое , мин 10 Время перехода из боевого положения в походное , мин 3 Допустимое число пусков 200 Углы наведения, град.: — вертикального от +15 до +65 — горизонтального +7 Кран: — грузоподъемность, т 2,6-33 Радиостанция Р-123М
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА: Тип самоходная колесная 9Т291 Разработчик ОКБ завода «Баррикады» (ЦКБ «Титан») Гл. конструктор Г.И.Сергеев Изготовитель з-д «Баррикады»1, з-д «Сибтяжмаш», Тюменский судостроительный завод База ЗИЛ-135ЛТМ (БАЗ-135ЛТМ) Разработчик шасси СКБ ЗИЛ Гл. конструктор шасси В.А.Грачев Изготовитель шасси БАЗ Колесная формула 8 х 8 Число осей 4 Вес, т: — полностью снаряженной, т 20 — машины без ракет 12,5 Размеры, м: — длина полная 9,4 — высота 3,2 — ширина 2,8 Двигатель: — тип карбюраторн., 2хЗИЛ-375 — мощность, л.с. 2 х 180 Запас топлива, л 5201 Максимальная скорость, км/ч: — пересеченной местности 20 — по грунту 40 — по шоссе 602 Запас хода, км 570 Преодолеваемые препятствия: — подъем, град 291 — ширина рва, м 2,51 — высота стенки, м 0,91 — брод, м 1,31 Тип шин 16.00-20 Давление в шинах, кг/см2 0,5-2 Радиус разворота, м 12,51 Расчет, чел 2
Специальное оборудование: Число ракет на ТМ 3 Вес перевозим. ракеты, т не более 2,5 Радиостанция Р-123М
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА: Тип 2У662, тягач с полуприцепом Тягач ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 Число перевозимых ракет 1
А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 28.06.2018
Источники: Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с. Карпенко А.В. «Отечественные тактические ракетные комплексы». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 44 с. Alieksandr Karpienko Taktyczny zestaw rakietowy Toczka cz. 1 nTW 1/2010 Alieksandr Karpienko Taktyczny zestaw rakietowy Toczka cz. 2 nTW 3/2010 1 — Колесо против бездорожья. Е.Прочко — «Моделист-конструктор» 2 — «Точка» бьет в точку» А.Широкорад — Прицел-96- «Армейский сборник» 3 — «Луна» против «Честного Джона» А.Широкорад — «Моделист-конструктор» № 9-1997 4 — «У нас за плечами дорога длиной в 50 лет» Б.Н.Лагутин, Ю.С.Соломонов, В.И.Гоголев, Г.А.Шеповалов, Р.Д.Ангельский — «Труды МИТ», 1996 5 — Jane’s strategik weapon systems 1992 6- «Ядерное оружие СССР»- М: 1989 7 — В.В.Панов «Воооружение Сухопутных войск» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999 8 — «Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001 9 — Техника и вооружение» №2-1999