Меню

Пусть всегда будет солнце блокада

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Мемориал «Цветок жизни»

Памятники

Краткое описание

«Цветок жизни» — это комплекс мемориальных объектов, сооруженных в память о детях, на долю которых выпали тяжелейшие условия жизни в осажденном, блокадном городе. В состав мемориала входят, соединенные Аллеей Дружбы, памятник «Цветок жизни» и стелы – воплощенные в камне страницы из дневника Тани Савичевой.

Мемориальный комплекс является частью Зеленого пояса Славы, который протянулся по бывшему рубежу обороны Ленинграда.

История

«Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта». Строки из стихотворения Юрия Воронова, бывшего блокадного школьника.

Эти слова как нельзя лучше повествуют о подвиге юных ленинградцев. Они наравне со взрослыми переживали нечеловеческие испытания блокадного времени: голод и смерть близких, учебу и многочасовой труд, вражеские бомбежки. Дань памяти и уважения их мужеству — многие мемориальные сооружения.

«Цветок жизни» — один из них. Его открытие состоялось 28 октября 1968 года

Особенности композиции

Каменная ромашка высотой 15 метров с 5-ю лепестками. «Пусть всегда будет солнце» — эти четыре слова из известной детской песни — на четырех лепестках «Цветка жизни». На пятом – улыбающееся юное лицо. Цветок окружен наклонными каменными плитами, напоминающими листья.

На плите рядом с мемориалом слова посвящения детям – героям блокадного города: «Во имя жизни и против войны»

Аллея Дружбы была высажена делегатами Всесоюзного пионерского слета в 1970 году. Вдоль нее в 1982 году установлены памятные знаки, посвященные юным партизанам и труженикам тыла, пионерам-героям. Аллея протянулась до траурного кургана.

На невысоком насыпном холме — восемь гранитных стел. Это листки записной книжки – страшная блокадная летопись Тани Савичевой, написанная неровным детским почерком. На страницах дневника – даты смерти родственников девочки: братьев Таниного отца, родной сестры и брата, бабушки, мамы.

Мемориальный комплекс окружен рощей из 900 берез. Количество деревьев здесь равно количеству дней блокады. Во времена существования пионерской организации появилась традиция повязывать на березы красные галстуки. Увидеть их на деревьях можно и сейчас.

Создатель памятника

«Цветок жизни»

  • Архитектор – Павел Иванович Мельников

«Дневник Тани Савичевой»

  • Архитектор – Александр Данилович Левенков

Где находится

Адрес

Ленинградская область, Всеволожский район, 3-й км шоссе «Дорога жизни»

Как добраться

Электричка с Финляндского вокзала до станции «Ковалёво». Примерное время в пути составит один час: 25 минут на электричке, затем по улицам поселка около 30 минут пешком в сторону Рябовского шоссе.

Междугородние автобусы:

  • от станции метро «Площадь Ленина» — автобус К530
  • от станции метро «Ладожская» — автобус К430, К462

На автобусе до остановки «Садоводство Гранит», затем вдоль шоссе в обратную сторону. Примерное время в пути составит один час – 30 минут на автобусе и около 25 минут пешком.

Интересные факты

  • Около мемориала находится финиш всех дистанций ежегодного легкоатлетического марафона «Дорога жизни», приуроченного ко дню освобождения от блокады
  • По одной из исторических версий дневник Тани Савичевой был представлен в качестве обвинительного документа против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе. Оригинал дневника находится в Государственном музее истории Ленинграда.

Источник

Памятники Дороги Жизни: Цветок Жизни.

«Цветок Жизни» — это первый монумент на Дорогие жизни, посвященный детям, погибшим в тяжелые блокадные годы.

Большой мемориальный комплекс устроен на 3-ем километре Дороги Жизни в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова. Центральной составляющей памятника является бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, на лепестках которой изображен детский рисунок улыбающегося мальчика со словами «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником установлена мемориальная стела с надписью: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, украшенных красными галстуками, по одной березе за каждый блокады в день.

Читайте также:  Чем затемнить парник от солнца

За «Цветком жизни» вытянулась небольшая памятная аллея Дружбы с высокими стелами, повествующими о героизме юных защитников Ленинграда.

Завершается аллея небольшим высоким искусственным холмом, где, в окружении берез, установлены гранитные блоки с копиями страниц знаменитого дневника Тани Савичевой — это Траурный курган. Восемь страниц, вырванных из записной книжки. Как их мало, и как много они говорят о тех страшных блокадных днях и ночах.

Женя умерла 28 лек. в 12. 30 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Мама 13 мая в 7. 30 час. утра 1942.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.

В воскресенье, 28 декабря 1941 года, одиннадцатилетняя школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем страшном дневнике. Большая и дружная семья… Старшая сестра Женя работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Бабушка Дуся — Евдокия Григорьевна —домохозяйка. Лека (брат Леонид) — рабочий судостроительного завода. Дядя Вася служил в книжном магазине. Да и дядя Леша работал там же. Мама… мама Мария… занималась домашними делами.
Семья Савичевых погибла, а Таню вывезли на Большую землю, эвакуировали из блокадного города, где уже никого из родных не осталось. Таня умерла 1 июля 1944 года в далекой Горьковской области от прогрессирующей дистрофии,— ее постоянно мучили головные боли, расстроилась координация движений… Танин дневник стал символом ленинградской блокады, страшным свидетельством фашистских преступлений.

Памятник «Цветок жизни» был торжественно открыт 28 октября 1968 года, аллея Дружбы посажена в 1970 году, а Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» построили спустя пять лет.

Источник

Урок мужества «Пусть всегда будет солнце»
классный час (1 класс) на тему

Классный час посвященный детям блокадного Лененграда

Скачать:

Вложение Размер
urok_muzhestva_v_1-_v_klasse_pust_vsegda_budet_solntse.rar 387.56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Пусть всегда будет солнце»

( совместно с библиотекарем школы)

Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат.

Доска разделена на две части.

На одной части доски надпись: «Пусть всегда будет солнце!». Под ней прикреплён чистый лист ватмана, с заготовленной надписью: «Мы за мир!».

На второй части доски надпись: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». Под ней карта России. Перед доской выставка книг и фотографий о войне.

— Когда-то К. Чуковский записал четверостишие:

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

— Писатель сказал, что эти замечательные слова – лучшее, что было сказано о мире, тем более что они принадлежат четырёхлетнему мальчику.

— Что этими словами хотел сказать мальчик?

— Композитор А. Островский и поэт Л. Ошанин в 1962 году написали песню. Ее в равной мере любят и взрослые и дети.

— Послушайте эту песню и ответьте на вопросы: (слайд 1)

1. Чего бояться люди?

2. Чего хотят люди?

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»

Дети отвечают на вопросы.

— Не всегда наши люди наслаждались мирной жизнью. 76 лет назад, 22 июня 1941 года, ранним воскресным утром взлетели сигнальные ракеты. И тут же поднялись в небо сотни самолётов с чёрной свастикой на крыльях. Фашистские дивизии стали наступать на Советский Союз. (Звучит в записи голос Левитана об объявлении войны) (слайд 2)

Что может быть горше сожжённых мостов,

Расстрелянных и мёртвых домов,

Разбитых телег у сгоревших ворот,

Разграбленных хат и голодных сирот?

— Почти 48 месяцев продолжалась ВОВ. На земле, на воде и под водой, в воздухе, в крупных городах и маленьких деревнях развернулась борьба с фашистскими захватчиками. Дело шло о жизни и смерти всего нашего народа.

— Послушайте песню, которая была боевым призывом к борьбе с врагом и выражала суровый, мужественный дух военного времени. (Звучит фрагмент песни «Священная война»)

— Каждый день ВО войны – это пример мужества, стойкости и преданности Родине.

Но, пожалуй, самое запоминающее событие по жестокости, горю людей стала блокада Ленинграда.

-Ленинград, как назван сейчас?

— Что слышали об этих событиях?

— Что такое блокада?

( рассказ библиотекаря о тех событиях)

Страшно вспоминать о тех днях жителям Ленинграда. Город постоянно бомбили, машины, трамваи вмерзли в лед, пожар, холод, голод, безмолвие, мрак. Вот что встает перед глазами, если спрашиваешь о тех днях. На улицах встречались люди в масках( ходили так оттого, что кожа от плохого питания была холодная, тонкая, и снег не таял), в парках сидели люди на скамейках, но это были трупы, так как люди умирали прямо на улицах от голода и холода. Дети продолжали ходить в школу, это был их подвиг. Их школы постоянно бомбили, видят много ужаса, крови, но учебу не бросают. Родители тоже ходят на работу, делают снаряды, спасают город от разрушений. Связь город держит с землей по Ладожскому озеру. Немцы взяли город в кольцо и единственная телефонная линия проложена по дну замершего озера, продукты в город идут тоже здесь. Озеро стали называть дорогой жизни. Продукты выдавались по карточкам: рабочий получал- 250 грамм хлеба, а служащие и дети-125 граммов. (учащимся класса раздают по кусочку хлеба по 125 грамм)

Город был в блокаде 30 месяцев, умерло 600 000 ленинградцев, за зиму в город поступало очень мало продуктов: 45 685 тонн- это по 18 кг на одного человека. Начало 1943 года- прорыв блокады, полная ликвидация фашистов 1 марта 1944 года. Было проведено 17 операций по освобождению Ленинграда. 1,5 000 000 человек погибло за освобождение города.

— Народы всего мира смотрели с надеждой на советских солдат, т. к. фашисты стремились поработить весь мир. Захватчики установили во всех покоренных ими странах «новый порядок». Миллионы людей загнаны были фашистами в страшные лагеря смерти, где они подвергались нечеловеческим мучениям и уничтожению. Сотни тысяч людей различных национальностей завоеватели отрывали от Родины, от семьи и угоняли на каторжные работы в Германию. Фашисты намеревались сломить волю народов к борьбе. Но народ нельзя уничтожить!

Только вслушайтесь в эти цифры:

Погибло в годы войны русских свыше 20 000 000 чел.,

Сожжено в лагерях 11 000 000 чел.,

Всего погибло в войне 50 000 000 чел.,

Вывезено в Германию для работ 5 000 000 чел.,

46 000 тракторов, 18 000 комбайнов, 16 000 000 голов скота.

Сожжено и разрушено 17 000 школ, 208 театров , 12 000 предприятий, 52 000 колхозов , 862 совхоза.

В первый день войны на страну напало 190 танковых и пехотных дивизий

Через века, через года-

О тех, кто уже не придет никогда,-

— Наступил день, когда враг был сломлен и уничтожен окончательно. Красное Знамя Победы, водружённое советскими воинами на самом главном здании Германии — рейхстаге, возвестило всему миру о Великой Победе над фашизмом. Это произошло 9 мая 1945 года.

Ученик читает отрывок из «Быль для детей» С. Михалкова:

Слава нашим генералам …

За народ – за нас с тобой.

Давайте сейчас проверим, сумеют ли наши мальчишки стать защитниками Родины.

1.Виды войск. Расшифровать названия.(ВДВ( Воздушно — десантные войска), ВМФ(военно- морской флот),ВВС(военно- воздушные силы),ВКС(воздушно- космические силы))

2. Слова, связанные с этими видами войск. Ассоциации.

3.Ответить на вопросы:

  • Без чего нельзя прожить на войне:
  • В газете писали « С виду грозен, а на деле глух и слеп»
  • О какой вещи наши солдаты говорят с теплотой:
  • Про кого говорили «Они сильнее войны»

— Ребята, давайте «минутой молчания» почтим память всех погибших на этой страшной войне. (Все встают.)

— Дети, родившиеся и выросшие после войны, должны знать, помнить и чувствовать значение этого трудного и героического времени, ценить подвига народа, так как в этой войне погибло очень много людей. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война!

— Что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»?

— Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»?

— Давайте сделаем коллективный плакат о мире, в память о погибших. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили счастливо. Это будет нашей маленькой крупинкой в борьбе за мир!

— Возьмите цветную бумагу и вырежьте из неё свои символы мира (голубей, цветы, шары, флажки, силуэты людей и т. д.). Из этих символов на листе ватмана (прикреплён на доске) мы составим композицию. (Дети вырезают символы мира и приклеивают к ватману).

— А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)

— Всего Вам мирного, доброго, ясного. Всего Вам светлого и прекрасного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического направления «Пусть всегда будет Солнце» ( 1-4кл).

Праздник «Пусть всегда будет солнце!» был проведён в 1″В»классе 14 мая 2013года.Посвящён Дню Победы.

Мероприятие посвященное Дню Победы.«Пусть всегда будет солнце».

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр.

Учитель: Лапина Виктория ФранцевнаКласс: 2-в (VIII вид, 2 вариант)Предмет: Развитие речи и окружающий мирТип урока: интегрированныйФорма урока: урок-занятие «Пусть всегда будет солнце!»Цел.

Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью.

Тема: «Пусть всегда будет солнце!»Цели деятельности учителя: Формирование графических умений и навыков, активизировать творческое воображение учащихся для решения изобразительной задачи, в.

Источник

Adblock
detector