Урок русского языка на тему «Пусть всегда будет солнце!» (5 класс)
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Класс: | 5 класс |
Автор: | Левандовская Евгения Валерьевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 39.47 Kb |
Краткосрочный план урока
Астрономия: звезды и созвездия.
Ф.И.О. учителя: Левандовская Е.В.
Урок 37 «Пусть всегда будет солнце!»
Цели обучения, которые
необходимо достичь на
Ч7 Извлекать необходимую информацию для выполнения конкретной задачи.
СГ 2 Определять тему и основную мысль на основе прослушанного текста.
П 4 писать последовательный текст, используя различную структуру.
СРН 2 Использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, многозначные слова, эмоционально окрашенную лексику, гиперболы, эпитеты, сравнения.
СРН 4 Уметь использовать знаки препинания при обращении.
Все учащиеся смогут: создать текст на заданную тему, используя опорную лексику.
Большинство учащихся смогут: создать текст на заданную тему, используя достаточный словарный запас.
Некоторые учащиеся смогут: создать собственный текст, используя достаточный словарный запас, средства художественной выразительности, придерживаясь норм грамотного письма.
Учащиеся могут употреблять слова в прямом и переносном значении; извлекать информацию из текста по предложенной теме, определять основную мысль текста; объяснять знаки препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с существительным в роли подлежащего и дополнения.
Ключевые слова и фразы:
Термины: эпитеты, сравнения, олицетворения, многозначные слова, обращение, эпитет.
Тематический словарь: природные явления, источник света и тепла, источник жизни.
Полезные фразы для диалога/письма: Я бы почувствовал…. При этом я бы непременно…
Я понял, что… Это свидетельствовало о… Несомненно…
Вопросы для обсуждения: Что значит солнце для вас? Чтобы вы почувствовали, если бы солнышко исчезло? В произведениях каких жанров встречался образ солнышка? Можете ли вы сказать, почему солнце так важно для человека?
Третий урок раздела. Имеют представление о строении звездного неба, познакомились с лексическим значением слов ВСЕЛЕННАЯ, ГАЛАКТИКА, ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ. Имеют представление о строении текстов – описаний, повествований и имеют опыт их создания, повторили главные и второстепенные члены предложения, умеют находить в тексте средства художественной выразительности.
Начало 2 минуты
Деление на группы с помощью смайликов «солнышко» с изображением улыбки, «задумчивое солнышко», «испуг», «внимание: опасность».
Г Каждая группа получает загадку-ребус- шараду-ассоциации (три картинки, объединенные одним понятием солнце — боксерская перчатка- символическое изображение скорой помощи -красный крест- или номер 103) логическая цепочка, называющую какое-либо природное явление, связанное с солнцем. Ответами станут названия природных явлений, связанных с солнышком:
Солнечный зайчик, солнечное затмение, солнечный удар, солнечный ожог, разноцветная радуга, рассвет, закат, заря.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 117 Скачиваний: 117
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе «Пусть всегда будет солнце»
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) на тему
Презентация позволяет усилить эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидеть солнце по-разному и высказать своё отношение по этому поводу..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе «Пусть всегда будет солнце» | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встаёт рано, ложится поздно, Светит ярко, греет жарко.
Урок — исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце »
Цели: 1) развивать связную речь учащихся, умение анализировать текст, отдельные языковые явления; 2) вырабатывать умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации; 3) вызывать эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений; 4) воспитывать внимательное отношение к слову.
Солнце …Я очень люблю солнце. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное.
ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ? . Толковый словарь 1 . ( Солнце как астрономический термин с прописной буквы ). Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло
Толкование слова `Словарь эпитетов` ` Русская энциклопедия` Этимологический словарь.
. Определение мифологического значения слова.
А есть ли родственники у нашего слова? СОЛНЫШКО СОЛНЕЧНЫЙ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ ПОДСОЛНУХ ПОДСОЛНЕЧНОЕ СОЛНЦЕПЁК СОЛНЦЕЛЮБИВЫЙ
Использование слова «солнце» в художественном тексте. Солнце — не огнистое, не раскаленное как во время знойной засухи не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило . И.С.Тургенев
Интересное о слове «солнце» Одним и тем же числом 30 обозначены слова: ДОБРО , СОЛНЦЕ , ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛАДОВАЯ Отец – опора семьи, защита, продолжатель рода, добывает хлеб, хозяин в доме. И здесь полное соответствие числа и смысла. МАМА (12) + ПАПА (18) = ВДВОЕМ(30)
Интересное о слове «солнце» « Самая широкая тропа на солнечной стороне и к солнцу» — Ф.И.Шаляпин
Интересное о слове «солнце» «Солнце – это жизнь, мы счастливы, когда видим его; когда же оно остаётся скрытым в облаках, уныние поселяется в моём сердце» — Капабланка
«Пусть всегда будет солнце ! » На земном шаре с рельефным изображением континентов стояла стройная фигурка девушки. В поднятых вверх руках она держала солнце — сферу с расходящимися в разные стороны тонкими стержнями — лучами.
Синквейн Правила написания синквейна : 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Солнце . Ясное, ласковое. Светит, греет, радует. Дарит людям лучистую улыбку. Восхищение!
Домашнее задание: Написать мини-сочинение «Моё солнышко» Вы можете использовать все записи, что есть у вас в дневнике наблюдений, добавить строки из художественных произведений.
загадки Всюду, где бывает, взглядом согревает. И увидеть рады, и отводим взгляды Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает Не высоко, не низко, Не далеко, не близко. Проплывает в небе Шар- Раскалённый как пожар. Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьётся радостное … Это что за желтый мячик По лесам за нами скачет. Золотит лучом оконце, Называют его …
Стихи о солнце Д.Б. Кедрин Наступило бабье лето — Дни прощального тепла. Поздним солнцем отогрета, В щелке муха ожила. Солнце! Что на свете краше После зябкого денька. Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка.
пословицы Мешком солнышка не поймаешь. На солнышко не гляди: ослепнешь. От солнца бегать — света не видать. При солнышке тепло, при матери добро. На правду да на смерть, что на солнце: во все глаза не взглянешь.
Я держу в ладошках солнце! Я дарю его друзьям! Улыбайтесь-это просто! Лучик солнца-ЭТО ВАМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятиеСценарий музыкально-поэтической композиции«Пусть всегда будет солнце».
Эскиз проекта по озелению щкольной плошадки.
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове — солнце. Погружаясь в мир .
Памяти юных мальчишек и девчонок, всех стран мира, тем, кто боролся и умирал, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе, имена у них разные, но старшие дали им общее имя – ОРЛЯТА. Орлята –.
Этот материал я использовала во время проведения недели иностранного языка в школе. Дети с удовольствием пели песню. Надеюсь вам тоже пригодится.
годовщина победы в вов.
Разучивание флешмоба «Пусть всегда будет солнце!» ко Дню защитника Отечества.
Источник
Урок — исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове — солнце. Погружаясь в мир слова, исследуя его, мы сделаем поразительные открытия.На уроке мы будем исследователями слова,художниками, поэтами и писателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок — исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…» | 82.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — исследование слова в 5 классе.
« Пусть всегда будет солнце…»
1) развивать связную речь учащихся, умение анализировать текст, отдельные языковые явления;
2) вырабатывать умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации;
3) вызывать эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений;
4) воспитывать внимательное отношение к слову.
1. Сегодня поговорим о слове. Вы скажете, что мы и так каждый урок говорим и о словах, их использовании, роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове, и оно вам хорошо знакомо. Отгадай те загадку и узнаете, о каком слове пойдёт речь.
(Звучит отрывок из песни Пусть всегда будет солнце)
– Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов. К нему многие ребята готовились заранее, подбирали материал, проводили исследовательскую работу. И сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Солнце».
Произнесите его про себя и прислушаетесь к своим ощущениям.
2. Эмоциональное отношение к слову.
— Прислушайтесь к слову. Какие ассоциации вызывает у вас оно?
— Какие воспоминания пробуждает это слово?
— Почему ассоциации возникают разные?
Запишите их в дневник наблюдений.
Солнце …Я очень люблю солнце. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное.
Таинственное, непостоянное, необъятное – оно греет душу, не оставляет равнодушным сердце. Сегодня мы с вами будем всматриваться, вслушиваться в слово «Солнце». (слайд 3,4)
3. ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ? (слайд 5)
Толкование слова в различных словарях и энциклопедиях:
1гр. Толковый словарь 1 . ( как астрономический термин с прописной буквы ).
Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло (слайд 6)
О размере, высоте над горизонтом, времени, появления; о цвете, температуре, яркости:
багровое, багрово-красное, багряное, ), белое, бледное, блестящее, большое, восходящее, высокое, горячее, громадное, дымное, жаркое, жгучее, желтое, крупное, закатное, заходящее, златоглавое (устар. поэт.), златое (устар.), золотистое, золотисто-огненное, золотое, испепеляющее, красное (нар.-поэт.), кровавое, крупное, лимонное, лимонно-желтое, литое, лучезарное (устар. поэт), лучистое, малиновое, мглистое, медное, медно-красное, молодое, морозное, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, огненно-красное, огнистое, огромное, оранжевое, ослепительное, ослепительно-желтое, палящее, пламенное, полуденное, пунцовое ..
небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.
4 гр. Этимологический словарь.
Слово солнце общеславянское, образовано с помощью суффиксов ьце, ько СЪЛНЬ сочетание нь исчезло.
Диалектное ПОСОЛОНЬ — по солнцу, УСОЛОНЬ — тень, СОЛНЦЕПЕК — добавлен суффикс нь
5 гр. Определение мифологического значения слова(слайд7)
4. Заполните свой дневник, ответив на вопросы:
1. Какого цвета слово?
2. Из какого материала его можно сделать?
3. Каким шрифтом хочется написать?
4. На что похоже звучание слова?
5. Какой у слова характер?
5. А что вы знаете о грамматических признаках слова солнце?
— В чём особенность его написания?
— Какие прилагательные можно подобрать к слову солнце?
(теплое, ласковое, жаркое, июньское, зимнее, улыбающееся, тусклое, палящее и т.д.)
6. А есть ли родственники у нашего слова? Выясним это, ответив на вопросы: (слайд 8)
Слово, произносится ласково, отвечает на вопрос «что?».
Обозначает качество дня, характеризует настроение, отвечает
Очки тёмного цвета, носят летом.
Растение, которое поворачивает свой цветок всегда в сторону солнца. ПОДСОЛНУХ
Масло, сделанное из семечек этого растения.
Место, где сильно печёт солнце.
Растения, которые любят расти на солнышке
-Вот сколько родственников у слова, большая семья! И само слово и его родственники несут свет, тепло, радость.
7. Использование слова «солнце» в художественном тексте (слайд 9)
Таким увидел солнце писатель И.С.Тургенев.
Проследите по тексту, каким бывает солнце. Запишите в дневник словесный ряд, используя имена прилагательные из текста, при помощи которых можно доказать, что солнце всегда разное.
! – слово привлекло внимание, затронуло
? – лексическое значение слова вызывает затруднения
А) Солнце — не огнистое, не раскаленное как во время знойной засухи не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
— Попытайтесь определить тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
-Какие картины возникали у вас при чтении текста?
— Рядом с какими словами у вас появился знак вопроса?
— Определите лексическое значение этих слов: огнистое, лучезарное, светило)
(Работа с толковым словарём группы уч-ся)
Б) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
8. Конструирование предложений.
Попытайтесь описать солнце в 3-4 предложениях,
используя в своем тексте выписанные имена прилагательные.
9. Работа в группах.
Ребята каждой группы нашли примеры, где употребляется слово «солнце». (слушаем ответы детей; слайды 18-20)
10. Определение символического значения.
Какие символы вы можете вспомнить с использованием слова солнце?
(Свет, тепло, радость, лето, доброта, щедрость…)
11. Интересное о слове «солнце»(слайд 10)
А) Хорошую подсказку в познании тайны русского языка дает нам древняя наука нумерология и простая арифметика.
Слово и число. В чем же они объединяют и дополняют друг друга. Для дальнейших рассуждений и подсчетов воспользуемся следующим алгоритмом:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
а б в г д е ё ж з
и й к л м н о п р
с т у ф х ц ч ш щ
ъ ы ь э ю я
Каждой букве алфавита соответствует своя цифра. Возьмем любое слово, сложим все цифры, соответствующие буквам в этом слове и получаем число. Слов, которые имеют одно и то же число достаточно много. И вот здесь начинается самое загадочное, таинственное и интересное.
Одним и тем же числом обозначены слова:
ДОБРО (30), СОЛНЦЕ (30), ИДЕАЛЬНЫЙ (30), СЕМЕЙНЫЙ (30), КЛАДОВАЯ (30).
Отец – опора семьи, защита, продолжатель рода, добывает хлеб, хозяин в доме. И здесь полное соответствие числа и смысла.
МАМА (12) + ПАПА (18) = ВДВОЕМ(30)
— Какой вывод мы можем сделать из приведённых фактов?
(Это не случайно, так как под солнцем увеличивается с количество добрых дел и людей, совершающих их. Под солнцем теплее и уютнее жить детям вместе с родителями)
Б) У Сергея Прокофьева был альбом, который назывался «Что вы думаете о солнце?» В нём на этот вопрос ответили поэт В. Маяковский, певец Ф.Шаляпин, шахматист Капабланка и много других великих и замечательных людей. Вот некоторые ответы:
«Самая широкая тропа на солнечной стороне и к солнцу» — Шаляпин; «Солнце – это жизнь, мы счастливы, когда видим его; когда же оно остаётся скрытым в облаках, уныние поселяется в моём сердце» — Капабланка (Звучит отрывок из Концерта №3 для фортепьяно с оркестром С. Прокофьева)(слайд 11,12)
В) В эталонном кабинете Каслинского завода архитектурного и художественного литья » хранится ряд уникальных произведений, выполненных для особого исторического случая. К числу таких произведений относятся три композиции, которые предназначались для подарка американскому президенту Рональду Рейгану.
За несколько месяцев до официального визита Рейгана в Москву в июне 1988 года группа скульпторов Каслинского завода получила ответственное творческое задание: разработать эскизы скульптурного подарка американскому гостю. Во всех работах должна звучать тема сохранения мира на планете. Приезд Рейгана в СССР мог существенно повлиять на характер взаимоотношений двух крупнейших мировых держав и улучшить обстановку в мире. Поэтому подготовке визита придавалось особое значение. Тогда творческая группа Каслинского завода насчитывала восемь человек. Из множества эскизов, подготовленных по заданию, было выбрано три наиболее удачных. Тема сохранения мира трактовалась в них в символическом ключе.
У Разифы Гниятуллиной композиция называлась «Пусть всегда будет солнце !». На земном шаре с рельефным изображением континентов стояла стройная фигурка девушки. В поднятых вверх руках она держала солнце — сферу с расходящимися в разные стороны тонкими стержнями — лучами. Лента с пятью — по числу континентов — голубями спирально опоясывала земной шар. Символично, что солнце для всех одно, а значит согревает своим теплом всех людей на планете и заботится о том, чтобы они жили в мире и согласии. (слайд 13)
Разифа Гниятуллина родилась в 1951 году в селе Тюбук Каслинского района Челябинской области. В 1980 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. С 1981 года скульптор Каслинского завода. Автор нескольких десятков моделей для художественного литья.
12. Послушайте стихотворение «Солнышко» и скажите, какое настроение создаёт солнце? Какой художественный приём использовал поэт, говоря: « Обронило солнышко улыбку!»
Обронило солнышко улыбку
На краю ромашкового луга.
Обронило солнышко улыбку
На опушке белоснежной рощи.
Обронило солнышко улыбку…
И с тех пор глазастые ромашки
Солнце в лепестках своих качают;
И с тех пор берёзы, словно птицы,
Крыльями зелёными полощут.
Ничего на свете не случилось
От чего же нежностью просвечен
Каждый лист и каждая травинка?
Оттого, что поутру однажды
Обронило солнышко улыбку!
— Понравилось ли стихотворение?
— Подумайте, какую улыбку обронило солнышко?
Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте и мы подарим улыбки друг другу.
13..Прием «Синквейн»(слайд 14,15)
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Светит, греет, радует.
Дарит людям лучистую улыбку.
Итог урока : сегодня на уроке мы убедились, насколько интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему внимательнее. Слово – величайшая ценность языка, оно красиво и своеобразно. Слово прекрасно само по себе! Погружаясь в мир слова, исследуя его, мы делаем поразительные открытия.
Написать мини-сочинения о солнце. Вы можете использовать все записи, что есть у вас в дневнике наблюдений, добавить строки из художественных произведений. (слайд 16)
Источник