Снимая маски. Часть 3. Свет Пустоты
Зима пролетела как один день. Снег растаял. Солнышко стало добрым и ласковым – наступала весна. Увы, ни оживающая природа, ни веселое чириканье воробьев по утрам, ни набухшие почки на деревьях меня не радовали. Я оставалась мрачной и унылой, лишенной смысла жизни и радости. Снять маски оказалось невозможно. Все они словно намертво ко мне приросли.
Чего я только не делала – контролировала каждый свой поступок, пыталась забыть все те роли, которые играла, но ничего у меня не получалось. Стояло человеку видевшему мою «маску» оказаться рядом со мной и заговорить — мое старое поведение тут же возвращалось. Я с ужасом смотрела на него и не могла себя остановить! Друзья-приятели, родственники, знакомые будто сговорившись включали какую-то таинственную кнопку внутри меня и к моему ужасу «маска» прорастала снова и снова.
Я перепробовала все мыслемые и не мыслемые способы – от аутотренинга, до подавления и контроля усилием воли, но я так и не смогла избавиться от «масок». Они оживали, стояло лишь внешнему миру меня на них спровоцировать. Раньше я жила в «маске», но теперь… Теперь во мне все больше и больше разрасталась ужасающая меня саму пустота.
Я была в отчаянии, я не знала как бороться с этим. Внешний контроль не давал ничего. Я тратила огромные силы на то, чтобы отслеживать любое свое внутреннее движение, когда находилась с другими людьми, но «маска» все равно прорастала. Тогда я стала пытаться сдерживать и менять свое поведение. Все было бестолку. Чтобы его менять я просто одевала еще одну «маску», нередко противоположную. Многие ситуации заставали меня врасплох, и тогда я не успевала ни включить свой контроль, ни осознать, что его надо включить и начинала вести себя по-старому. И самое ужасное, я по прежнему не знала – какая я на самом деле?
Отчаяние овладело мной. Казалось я никогда не выполню обещание данное себе и мне придется всю оставшуюся жизнь провести в «маске». Но я не представляла, как буду жить, если не смогу от нее избавиться. Мысль о том, что я никогда не смогу найти себя настоящую была невыносима. Что же делать? – думала я. Что же мне делать?
Так однажды совершенно отчаявшись, осознав, что контроль бесполезен, я оставила путь внешней борьбы и пустив все на самотек, стала усиленно думать, как поступить дальше. Мои «маски» прорастали то тут, то там, но я больше не мешала им. Контроль не работал, а что еще делать я не знала. Поэтому я оставила путь сопростивления и стала созерцать саму себя, ни на минуту не забывая о том, что не просто так наблюдаю, а ищу выход.
В очередной раз став свидетелем своего «маскарада» я вдруг заметила одну странность. Какие бы «маски» я не надевала, как бы не поступала – часть меня, которая созерцала их, оставалась всегда в одном состоянии – беспристрастного наблюдения. Перед этой наблюдающей частью меня все мои роли проходили одной сплошной чередой, но никогда не задевали ее, никогда не нарушали ее спокойного присутствия. Эта наблюдающая часть во мне была неизменной — она свидетельствовала и только. Она эта часть не принадлежала ни к одной роли, ни к одной «маске», а была сама по себе и всегда постоянна! Всегда!
Сделав такое открытие я очень удивилась. Оказывается во мне безпрерывно присутствовал «наблюдатель»! И он не менялся, чтобы не произошло. Я стала изучать это странное чудо, которое мне открылось. В любой ситуации, из любой «маски» я вспоминала о нем и тут же оказывалась в состояния наблюдения — «маски» не касались меня больше. Я могла продолжать играть роль, а могла не продолжать ее играть – это не меняло главного – моя «маска» больше не ощущалась мною как мое «Я». Она была сама по себе, я наблюдала за ней и только. Открыв в себе «наблюдателя», который никогда не носил «масок» — я очень обрадовалась. Ведь нашлось нечто постоянное во мне. Нашлось такое, на что не одевалась ни одна «маска», такое, что никогда не играло ни одну роль. Оно было неизменным и оно было мной!
Тот весенний день до сих пор стоит у меня перед глазами. Солнце едва-едва озарило светом горизонт. Его нежные лучи проникли в комнату и коснулись моего лица. Я проснулась от их ласкового прикосновения. Вставать не хотелось. Вновь закрыв глаза я стала наслаждаться теплотой солнечного света, веселым чириканьем воробьев, шумом просыпающегося города. Легкий ветерок теребил штору над раскрытым окном и тут я подумала – «А ведь сейчас я в «наблюдателе», на мне нет не единой маски. Значит вот я какая…»
Мое внимание по выработанной уже привычке обратилось внутрь моего собственного сознания и нашло это постоянное ощущение «наблюдения». И тут меня озарило — Да, ведь «наблюдатель» и есть «Я»! Почему то перед внутренним взором поплыли мои «маски». Теперь все они были похожи на сны, виденные мной однажды. Они вставали передо мной, я смотрела на них и не ощущала ни одной из них больше надетой на себя. Они плавали передо мной, летали, как надоевшие, брошенные, не нужные маскарадные костюмы. Я наконец-то прибывала сама в себе! А «маски» стали похожи на груду старой ветоши. Я глядела на них из «наблюдателя» и поражалась, почему я считала каждую из этих «масок» собой? Ни одна из них никогда не была мною, никогда!
Не надо было снимать их снаружи, надо было погрузиться внутрь, чтобы их снять! Я находилась в новом состоянии «наблюдения» и это состояние ощущалось, как состояние без «масок», как состояние меня.
Из моего нового состояния мир воспринимался совершенно по-другому. Все звуки и цвета стали ярче, насыщеннее. Солнечные лучи ослепляли, пение птиц за окном наполняло все пространство моей комнаты и проникало все мое существо, ветерок колыхающий штору ожил, а звуки улицы доносились будто из далека и в то же время раздавались внутри моего собственного сознания. Что происходит? И тут меня озарило. Да ведь я нашла себя!
Мой внутренний взор углубился в это ощущение. Я словно вошла в маленькую точку себя внутри собственного сознания. И эта точка сразу же ожила, раскрылась и заполнила собою все мое внутреннее пространство, сделав его объемным как шар. Мое «Я» стало теперь бесконечным объемным шаром! Не было ни тела, ни «масок», не было вообще ничего – только ощущение невыразимого чувства концентрации внутри себя в малюсенькую точку и в тоже время ощущение огромного объема внутри этой точки, ощущение наполненной только собой пустоты. Я ощущала себя пустотой, наполненной телом, «масками», чувствами, мыслями. Но ни тело, ни чувства, ни маски, ни мысли не были мной больше. Я была только пустотой – пустотой наполненной собой, которая наблюдает за всем, что есть внутри нее, но не является ничем из проплывающих в ней образов — ни мыслями, ни чувствами, ни «масками», ни телом — ни чем, лишь пустотой, созерцающей, что она пустота и ничто больше!
Но вдруг из самой глубины пустоты пробился свет – яркий, ослепительный бело-золотой свет. Сияние этого света разлилось повсюду и пустота растворилась в нем, исчезла, перестала ощущаться, словно никогда раньше не существовала. Я превратилась в свет – без конца, без начала, без объема, без любой видимой формы. Только свет — ничего больше. Ничего не существовало в свете кроме света и существовать не могло. Как будто пустота была лишь странным способом укрыть свет, спрятать его от глаз. Как иные картины скрывают под слоем уродливой краски настоящие шедевры живописи, пустота скрывала в себе свет. И по какой-то невероятной случайности ему удалось пробиться сквозь уродливые мазки пустого объема и вырваться. Старая краска разлетелась, рассыпалась. Пустота исчезла. Ведь оказалась она всего лишь обыкновенной «маской», скрывающей истинное сокровище — меня настоящую. Свет залил собой все – он был внутри меня, он был снаружи. Он был повсюду. Я стала светом, кроме него не было ничего больше.
Но чудо длилось не долго. Подарив мне совершенно новый мир, свет начал втягиваться обратно в точку внутри моего сознания, уходить туда откуда он пришел. И вскоре не осталось ничего кроме этой маленькой светящейся точки — «наблюдателя», который опять жил в пустоте и наблюдал проплывающие в ней образы – чувства, мысли, эмоции, «маски», тело.
Казалось все кончилось — время печалиться. Но я не чувствовала грусти, да и вообще не ощущала никаких эмоций. Я просто была. была собой! Я нашла ощущения себя внутри собственного сознания. Из него все «маски» казались снами, образами, я не отождествляла себя с ними больше. Я наконец-то сняла их. И смогла я их снять, когда перестала снимать снаружи, чтобы увидеть себя за ними внутри, а отправилась вглубь сознания, чтобы его исследовать . И как только я нашла внутри ощущение себя – все»маски» сами исчезли.
И тут перед моим внутренним взором проплыло странное детское воспоминание. Я только недавно научилась ходить и очень радовалась, что могу делать это самостоятельно. Солнечный весенний день казался мне живым существом, веселым и радостным. Снег только-только начал таять и повсюду разливались огромные маленькие озера-лужи талой воды, звенела капель. Я стояла около маленькой изгороди, держалась за нее и разглядывала как с сосулек на крыше ближайшего дома стекает вода и капает вниз. Мне было страшно отпускать изгородь. Я очень боялась, что упаду прямо в огромную лужу рядом и никак не решалась пойти самостоятельно. Родители звали меня по имени, их голоса звучали в отдалении.
Но я продолжала стоять и разглядывать злосчастную лужу. И тут кусочек солнца отразился в ней. В эту самую минуту внутри меня разлился свет. Так человек щелкает выключателем и темная комната сразу же перестает быть темной. Именно это случилось тогда. Свет наступил внезапно и затопил собой все. Он пророс откуда-то в окружающую меня реальность и я не могла больше видеть ничего кроме него. Осталось только сияние – яркое, чистое, такое ослепительное, что глазам было больно. Я не видела теперь ни лужи, ни снега, ни изгороди – не видела вообще ничего, исчез весь физический мир вокруг – остался только свет и я, которая была в нем.
А потом физическая реальность начала снова возвращаться. Свет стал материализоваться прямо на глазах, сгущаться, приобретать очертания физического мира. Я опять видела лужу и кусочек солнца, видела изгородь за которую держалась обеими руками. Свет удалялся, сворачивался внутрь моего сознания, превратился в яркую точку где-то в глубине меня и вскоре совсем исчез из физической реальности.
Во всем произошедшем я не заметила ничего особенного. Свет не вызвал у меня никаких эмоций и чувств кроме одного — я перестала бояться лужи. Ведь я своими собственными глазами отчетливо видела, как лужа появилась из света. Кто бы мог подумать, что в обыкновенной грязной луже прятался свет — ослепительно яркий, сияющий! Бояться его мне даже в голову не приходило. Так что глупо было страшиться лужи в которой он жил. Я оторвала руки от забора и неспеша заковыляла обратно к родителям.
Воспоминание проплыло и исчезло. Глаза мои открылись в удивлении. Так вот значит, какой мир следующий. За миром тишины есть удивительный свет! И этот свет – свет моего собственного «Я», потому что внутри меня нет больше ничего кроме меня самой, что могло бы светить так ярко и ослепительно. Внутри меня есть только я сама – есть свет. И свет этот — внутри каждого из нас. Мы просто не знаем. Мы ищем его где-то еще, не понимая, что найти его можно только в себе. Ведь мы и есть этот Свет.
С того дня я просто стала собой, «маски» никогда не прирастали ко мне больше.
Источник
Пустота под светом солнца
Это воззрение находится вне пределов решения выполнять практику и медитировать. Не делая ничего — не предпринимая никаких попыток изменить свою природу, — позволь всему идти своим непрерывным ходом. Тогда все негативное и все позитивное растворится в своей собственной природе. Нет никакого неверного видения. Например, если поток воды сходит с гор, он смывает все деревья и кустарник вниз в долину. То же самое и здесь.
В данном тексте Дзогчен выделяются три системы обучения учеников. Одна именуется “системой обучения”, вторая — “системой прямого введения”, и третья именуется так: “странник, пересекающий горы и сбившийся с пути, получает помощь в нахождении верной дороги”.
Если ты спросишь, какая система преподается здесь, то ответом будет: первая система. Что же собой представляет вторая система? Она дает прямое введение в Трекчо и Тогел. Третья система подразумевает постепенное изложение учений[28] Данное учение относится к первому типу, поскольку в нем содержатся все остальные учения.
Ученики, не обладающие выдающимися способностями, должны постепенно обучаться самоосознаванию с целью медленного устранения затуманенности мыслей и таким образом освобождения от самсары. Этот метод я уже излагал в тексте “Дзогпаченпо Кусум Рангшар (рдзогс па чен по ску гсум ранг шар)”[29].
Учение, излагаемое здесь, предназначено для адептов высоких способностей. Как же оно преподается? Оно передается таким образом, что достигается внезапное, мгновенное, молниеносное постижение всего учения. Основа (его) — изначально свободна. К этой основе ты не можешь добавить ничего, ты получаешь прямой доступ к учению, с тем чтобы понимание твое было полным [30].
Подробности практики
Ученику, обладающему высокими способностями, нет нужды в медитации или размышлении, ему нужно лишь принять решение. Посредством этого твердого решения достигается освобождение. В этом состоит метод системы Трекчо.
С помощью учений Тогел ученик обретает видение трех кай и таким образом достигает радужного тела в конце своей жизни.
Учения Трекчо
Существуют две разновидности в зависимости от двух типов способностей учеников. Для низшего уровня — цитата из книги Жанг Жунг Ньенгью[31] “Дрингпо Соржаг (‘бринг по сор бжаг)”: “Все видения представляются[32] уму, ум — пустоте, пустота — ясному свету. Ясный свет представляется единству и единство — великому блаженству”.
Причина этого состоит в том, что, когда ты представляешь видения уму, исчезает ощущение того, что все видимое является самоподдерживающим. Когда ты представляешь ум пустоте, устраняются мысли неведения, которые пытаются ухватить истину. Когда ты прямо показываешь ясный свет пустоте — это устраняет неверное понимание твоей природы. И когда ты показываешь единство ясному свету — это ведет к объединению присутствия и твоей природы. Когда ты прямо показываешь великое блаженство единству — ты постигаешь чистую природу пустоты и присутствия вне рождения, прекращения или пребывания в каком-либо месте[33].
Далее, для этой первой системы обучения — “прямого введения” — требуется личное наставление учителя, даваемое таким образом. Само видение не является умом, а ум не являет собой ни форму, ни видение. Если ты хочешь знать, что такое ум, ты должен понять, что все видения возникают из кармических отпечатков[34]. Поскольку ум сохраняет в себе различные многочисленные кармические отпечатки, они могут быть снова пробуждены — и таким образом через посредство отпечатков предыдущего действия возникает видение. Хотя эти видения могут быть восприняты, они не имеют самостоятельного, неотъемлемого существования[35].
Прямое введение, согласно Семде (семс де)
Основополагающая природа естественного состояния (бодхичитта) является основой всех отражений. Она подобна океану; в ней могут возникнуть все виды отражений[36]. Так и океан отражает все в равной мере — солнце, луну и звезды. Это ты должен знать.
С точки зрения идеи бодхичитты (естественное состояние), ты не можешь объяснить различие между основой, энергией и отражениями. Причина в том, что ее природой является пустота (т. е. естественное состояние), а для пустоты между ними нет различия. Например, в самом океане прозрачность воды (энергия) и отражения в нем не являются чем-то отличным от воды, хотя и кажутся таковыми; они не находятся вне пределов воды. Если ты посмотришь с точки зрения отражений (т. е. отдельных индивидуальностей), то также не найдешь противоречия. Глядя под этим углом зрения, ты сможешь увидеть, что и океан, и его прозрачность, и отражения в нем отличны друг от друга. Однако относительно естественного состояния ни одно из отражений не имеет никакой реальной основы. Они не имеют никакого свойственного только им неотъемлемого существования.
Цитата из “Лугьюданг Дравай Дампа (лус ргьюд данг ‘дра ба’й гдамс па)”: “В этой связи ничего нельзя сказать о пустоте и видении. Как пустота, так и видение не имеют никакой основы”.
Итак, система Семде служит лишь для того, чтобы привести учеников низшего уровня к Дзогчен. Также она еще именуется “Великой Печатью” (Махамудра)[37].
Текст “Чагтри (пхьяг кхрид)”, составленный Тругел Юнгдрунгом (бру ргьял гьюнг друнг) и его последователями, был признан в качестве высшего учения, но это не так. Его нельзя сравнить с высшим учением, как нельзя сравнить землю и небо[38].
Прямое введение, согласно Меннагде
Для практикующих, обладающих высокими способностями, есть второе прямое введение. Они могут достичь освобождения сразу же, как только им будет прямо показана реальность. Данное наставление дается двумя путями: первый — прямое введение, второй связан с решением вступить в великое недеяние.
Прямое введение
К прямому введению относятся три метода обучения. Первый — объяснение важности, второй — объединение и третий — связывание.
Первый метод: объяснение важности
Сюда входят два метода: прямое представление коренного присутствия и представление сути, практики, действия и плода.
Прямое представление коренного присутствия. Существуют три описания состояния присутствия (ригпа). Первое относится к осознаванию окружающего, второе — к осознаванию мышления и третье — к исконному осознаванию. Под первым подразумевается сознание Будды, которое заключает в себе сознания всех существ. Второе относится к некоторым медитационным школам, таким как Випассана, в которых осознавание практикуется в медитации. Если ты не практикуешь ее, ты не ощущаешь осознавания, и иногда оно бывает ясным, а иногда — нет. Третье относится к реальному осознаванию Дзонгченпо. Оно всегда здесь, независимо от того, практикуешь ты медитацию или нет, осознаешь ты его или нет. Знаешь ты о нем или нет — это не имеет значения. Нижеследующий текст имеет целью показать тебе это осознавание прямо, непосредственно[39].
Идея, практика, действие и плод. Прежде всего принимается семиконечная поза[40]. Затем мастер обращается к ученику со словами: “О дитя мое, существует ли наблюдающий или наблюдаемое? И где? Или нет? Ты не можешь обнаружить ни единого объекта, который можно было бы наблюдать, или наблюдающего, который бы наблюдал за ним. В этот момент все исчезает, как небо. Не изменяй что-либо и ничего не делай. Природу этого невозможно выразить. В этот момент не существует ни имен, ни концепций ясности, пустоты или единства.
Особенно учений бардо и пхова, которые излагаются в четвертой книге данного текста.
В этой работе Шардза собрал много цитат из различных источников по Трекчо, Тогел и т. д.
И тогда Состояние Будды достигается само по себе. В течение этой жизни ты достигаешь основы и чувствуешь себя в большой безопасности. Ты живешь с уверенностью тулку, которому незнаком страх самсары.
В этой книге собраны переживания практикующих, именуемые в разговорной речи Ньямгью (ньямс ргьюд).
Под словом “представляется” подразумевается “показывается прямо, непосредственно”.
Комментарий Лопона: если вы стремитесь схватить пустоту, это неверно, если вы стремитесь схватить присутствие, это неверно, и даже если вы стремитесь схватить единство — это тоже неверно. Истинная природа Дзогчен — в единстве, но единство являет собой состояние бытия, а не объект познания.
Как в системе Читтаматры (Только Ум).
Комментарий Лопона: имеется в виду представление Читтаматры о видении элементов. Хотя и кажется, что что-то происходит во время нашего бодрствования, как будто в мире происходят действительные и постоянные перемены, все это лишь кармические отпечатки; в абсолютном смысле ничего никогда не происходило. Все видения подобны сновидению. Во сне видение является лишь видением ума, хотя для видящего сон все выглядит реальным. То же самое происходит и во время бодрствования. Все видимое возникает из кармических отпечатков и предстает перед умом. Отдельно от ума не существует больше ничего. Различие между сновидением и бодрствованием лишь во времени — вот и все.
Способность энергии отражать (цал) является качеством океана, поэтому отражения (ролпа) и энергия объединены в его природе (гжи). Иногда используются только два термина: “гжи”, основа, и “цал”, отражения, и они относятся соответственно к способности отражать или принимать отражения (субъективная сторона) и к самим отражениям (объективная сторона).
Нельзя сказать, что естественное состояние пустотно или содержит отражения или что-нибудь еще. Оно является и тем, и другим одновременно (как вода является и мокрой, и содержащей отражения) — ни один из терминов не может охватить эту реальность, которая вне всяких слов. Вы не можете сказать, что оно пустотно, поскольку его нельзя схватить; если вы говорите, что оно пустотно, вы пытаетесь войти в это состояние, цепляясь за концепцию пустоты. Реальное вне всяких концепций. В этом суть системы Махамудры. Семде являет собой аспект Дзогчен, который главным образом делает акцент на пустоте, и поэтому автор говорит здесь о том, что система Семде подобна Махамудре. В Махамудре пустоте придается особое значение, и все усилия направлены на ее достижение, но здесь природе позволяют быть такой, какова она есть, не воздействуя на нее, не медитируя, не визуализируя, не размышляя.
Комментарий Лопона: Семде (семс сде), Лонгде (клонг сде) и Меннагде (ман нгаг сде) являются аспектами Дзогчен, поскольку в качестве окончательной истины они признают объединение чистого осознавания и пустоты. Семде более подчеркивает аспект пустоты, а Лонгде — осознавания. Но оба находятся в единстве, что являет собой суть идеи Дзогчен (единство пустоты и осознавания). Махамудра — это единство пустоты и блаженства, и, как очень ясно объяснил Цзонкапа, пустота в Махамудре — это пустота, относящаяся к философии Мадхьямики, это не то представление о пустоте, которое относится к Дзогчен.
Во многих школах есть термины и утверждения, которые близки терминам и утверждениям Дзогчен, и то, что это название применялось в других системах, привело к заблуждению на этот счет. Например, Сакья Пандита очень рьяно критиковал Дзогчен за то, что это вовсе не буддийская философия. Все тексты, относящиеся к Дзогчен, особо подчеркивают необходимость отделять все другие концепции и идеи с тем, чтобы значение терминов в контексте чистого Дзогчен было предельно ясным.
Вначале вам следует ознакомиться с другими концепциями, но затем их следует отбросить, поскольку учение Дзогчен является наивысшим. Многие современные учителя Дзогчен говорят о том, что идеи Махамудры, Мадхьямики и Дзогчен не являются различными. Однако в литературе нет абсолютно никаких подтверждений этому.
Комментарий Лопона: Тругел Юнгдрунг был автором сочинения “Кхрид в пятнадцати занятиях”, составленного в одиннадцатом веке. Шардза критикует этот текст, поскольку он относится главным образом к Семде.
Комментарий Лопона: этот третий тип осознавания всегда с тобой, знаешь ты об этом или нет. Но обычно живые существа не осознают эту часть своей природы. Лучше всего это можно показать на примере небольшой истории. Одна пожилая женщина имела кусок золота. Он всегда лежал на полу ее покрытой соломой хижины. Однажды к ней явился принц и, увидев золото, спросил: “Почему ты живешь в такой бедности?” Женщина ответила, что она лишь бедная крестьянка. Принц показал ей, каким сокровищем она владела, поскольку сама женщина и не подозревала о том, какое это богатство. Только когда появился принц (учитель), пожилая женщина (живое существо) смогла увидеть богатство (естественное состояние). Конечно же, на золото никак не влияло то, видела его женщина или нет.
Семиконечная поза: сесть со скрещенными ногами, кисти рук уравновешены, спина прямая, голова опущена, глаза и рот открыты, язык помещен на нёбо.
Источник