Меню

Путь детей это жизненный путь кладовая солнца

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Читайте также:  Витя забыл дорогу ребятам пришлось ориентироваться по солнцу

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Открытый урок по теме «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Открытый урок литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33 г. Твери

Иванова Людмила Николаевна

Читайте также:  Современные очки от солнца мужские

ЦЕЛИ: формирование УУД.

Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.

Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).

Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.

НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин

Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы .

Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?

Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:

природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу

Учитель: — Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.

Этап 2. Пришвин – певец русской природы.

Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?

Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.

Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению . М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.

У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?

(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)

Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.

Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)

Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.

Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование , господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)

— Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).

— Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)

— Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)

— Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)

Читайте также:  Как опровергнуть что солнце вращается вокруг земли

(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)

Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.

Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.

Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)

Примерный ответ ученика:

— Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.

Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.

Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.

Этап 5. Участие природы в судьбе героев.

Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)

-Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.

— Природа предупреждает детей об опасности.

— Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.

— Настя вспоминает о брате, увидев змею.

— Природа помогает детям стать добрыми и дружными.

Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?

Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)

Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.

Этап 6. Смысл названия сказки-были.

Учитель: — Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)

5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)

-Только ли торфом богаты эти места?

— О ком еще с теплотой рассказывает автор? ( о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)

Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.

Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.

Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :

— Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?

(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)

Учитель : — Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.

Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.

Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. — 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.

Источник

Adblock
detector