«Путешествие» по растущей Луне
Систематизировал наблюдения за Луной в фазе нескольких дней после новолуния + немного описания наблюдаемых объектов с картинками (картинки кликабельны) + сейчас как раз растущая Луна,
Луна. Ближайшее к нашей планете тело солнечной системы и самый яркий объект на нашем небе после Солнца. Описывая внешний вид Луны, обычно говорят о ее фазе. Фаза Луны оценивается числом, равным отношению наибольшей ширины серпа Луны к диаметру ее диска. Например, в первой и третьей четвертях фаза Луны равна 0,5, а в полнолуние – 1.
Знакомство с Луной, на мой взгляд, лучше начинать с первых дней после фазы новолуния, когда молодой месяц скрывается в лучах заходящего солнца. Кстати, молодой месяц, старый месяц… что это значит, как определить его молодость-старость? Если месяц молодой, то его «рожки» ориентированы влево, а если к концам месяца (к «рожкам») приставить вертикальную линию — получается буква «Р». Если месяц похож на букву «С», то это старый месяц. Молодой месяц виден только по вечерам, а старый – утром. Молодой месяц заходит за горизонт через несколько часов после захода солнца, до полуночи. Поэтому при описании месяца на небе следует об этом не забывать, как некоторые писатели, например М. Алексеев в романе «Вишневый омут»: «Всю ночь ее сторожил молодой, недавно народившийся месяц, то и дело, заглядывая на нее через тихо покачивающиеся ветви яблонь».
Тоненький серпик Луны, когда ей всего лишь пару суток после новолуния, наблюдать нелегко, да и значительных деталей на нем не разглядеть, другое дело, когда Луне около трех-четырех дней.
Рис.1 — Молодой месяц
Рис. 2 — Молодой месяц, кратеры и моря
Первое, что бросается в глаза – это Море Кризисов. Да, именно Море, и именно Кризисов. Морями на Луне принято называть равнинные пространства на поверхности нашего спутника, имеющие вид протяжённых тёмных пятен. В связи с тем, что поверхности морей отражает солнечного света меньше, чем другие поверхности, они кажутся темными. Считается, что первым, кто назвал лунные моря «морями», был Галилео Галилей. Лунные моря, конечно же, совершенно сухие и представляют собой обширные, залитые базальтовой лавой низины. На протяжении лунных суток температура поверхности Луны может изменяться на 300 градусов (от –170 °C до +130 °C). При таких условиях вода в жидком состоянии находиться не может. Море Кризисов (лат. Mare Crisium) образовалось около 4 миллиардов лет назад. Море имеет диаметр 605 км, площадь 176000 км². У него очень плоское дно, окружённое кольцевым хребтом. 21 июля 1969 года в Море Кризисов разбился советский космический аппарат Луна-15, а 22 августа 1976 года советским зондом Луна-24 на Землю был успешно доставлен образец грунта из Моря Кризисов.
Море Кризисов, на первый взгляд, кажется абсолютно ровным, однако при большом увеличении можно заметить множество кратеров разных размеров и протяженных гряд. Особо примечателен 23-километровый ударный кратер Пикар:
Рис. 3 — кратер Пикар крупным планом
. в котором еще в 1864-1865 годах в течение нескольких недель периодически наблюдали «яркое сверкание, похожее на звезду», после чего «на его месте появилось нечто, похожее на облако». В 1874 году в этом же кратере снова наблюдался ослепительно яркий свет, а еще 13 лет спустя наблюдатели засекли «светящийся треугольник и «хлопья» света, движущиеся с разных сторон опять-таки к данному кратеру».
Над Морем Кризисов расположен кратер Клеомед, диаметр которого равен 126 км, глубина — 2,7 км.
Рис. 4 — кратер Клеомед крупным планом
В кратере присутствуют несколько кратеров поменьше, эти кратеры называются «паразитными», т.е. эти кратеры более позднего происхождения, по сравнению с самим кратером Клеомед, на котором они расположены. Слева и выше от Клеомеда расположен кратер Траллес (d=43 км), над Клеомедом расположен кратер Буркхард (d=57 км), еще выше кратер Гемин (d=86 км), с центральной горкой.
Рис. 5 — От Клеомеда до Гемина
Кстати, почему в некоторых ударных кратерах внутри есть горка? Механизм образования центральной горки представлен на этом рисунке:
Рис. 6 — Механизм образования центральной горки в кратере
Рядом с кратером Гемин расположен ударный кратер Бернулли (d=47 км, глубина 4км), названный в честь братьев Якоба и Иоганна Бернулли, известных швейцарских математиков.
Рис. 7 — кратер Бернулли
Чуть выше от Гемина и Бернулли расположились кратеры Цефей (d=40 км) и Франклин (d=56 км).
А еще выше лучи Солнца уже осветили два крупных, находящихся рядом друг с другом, кратера: Атлас (d=87 км) с крупными паразитными кратерами и Геркулес (d=69 км). Над ними расположен кратер Эндимион (d=125 км) с ровным дном, лишенным центральной горки.
Рис. 8 — кратеры Атлас, Геркулес, Эндимон (снизу вверх)
Есть две гипотезы о происхождении лунных кратеров. Одна из них, условно именуемая «метеоритной», полагает, что практически все лунные кратеры образованы при падении на Луну метеоритов. Вторая – «вулканическая», т.е. кратеры были образованы вследствие мощных извержений на поверхности Луны. Эра космических полетов позволила расставить точки над «i» в вопросе о происхождении кратеров на Луне. Открытые вулканические кратеры (например, на Венере, Марсе) сильно отличаются от лунных, схожих с кратерами на Меркурии, которые, в свою очередь, были образованы ударами небесных тел. Поэтому метеоритная теория ныне считается общепринятой.
На северо-западной стороне Моря Кризисов расположен кратер Макробиус (d=64 км, глубина 3,9 км). Макробиус типичный представитель ударных кратеров с центральной горкой на дне. На внутренних склонах Макробиуса множество террас, на внешнем валу — паразитный кратер.
Рис. 9 — кратер Макробиус
Ниже Макробиуса расположен относительно небольшой кратер Прокл (d=28 км, глубина 2,4 км). Этот уникальный лучевой кратер является вторым по яркости объектом лунной поверхности после кратера Аристарх (находится на западном полушарии Луны, в этой фазе не виден). Система светлых лучей Прокла хорошо видна во время фазы полнолуния:
Рис. 10 — кратер Прокл
В этом кратере были отмечены необычные световые явления. В 60-е годы специалисты НАСА приступили к осуществлению специальной программы исследования всех необычных явлений на Луне. Один из участников этой программы Патрик Мур так описывал явления, происходящие в кратере Прокл: «Северная стена кратера окрашивалась и светилась красным и зеленым и как бриллиант освещала весь кратер. Противоположная южная половина кратера высвечивалась с периодичностью 15 секунд».
Рис. 11 — Кратер Прокл с борта «Apollo-15»
Хочется верить, что после кризиса будет изобилие, море изобилия,
Что у нас там на Луне? А на Луне ниже Моря Кризисов как раз располагается Море Изобилия (Mare Fecunditatis), которое имеет размеры 820 х 660 км. На северном краю этого моря расположен кратер Тарунций (d=56 км, глубина 1 км), у кратера низкие стенки, на внешнем валу находится паразитный кратер Камерон.
Рис. 12 — кратер Тарунций
На восточном краю Моря Изобилия расположен кратер Лангрен (d=132 км, глубина 2,7 км) с центральной горкой высотой 900 м и стенками с формой в виде террас. Этот кратер хорошо виден не только вблизи терминатора (линия светораздела, отделяющая освещённую часть небесного тела от неосвещённой части, от лат. terminare — ограничивать), но и в полнолуние.
Рис. 13 — кратер Лангрен
Рис. 14 — кратер Лангрен крупным планом
Ниже Лангрена расположены крупные кратеры: залитые лавой древние Венделин (d=147 км, глубина 2,6 км) и Фурнерий (d=125 км, глубина 3,5 км), а между ними — Петавий (d=177 км, глубина 3,4 км). Эти кратеры вместе образуют «цепочку» кольцевых лунных гор, которые легко можно различить в 10-ти кратный бинокль. Эти кратеры выглядят овальными (на самом деле их форма близка к круглой) из-за их близости к краю лунного диска. В кратере Петавий есть крупная борозда, которая идет по дну кратера от массивной составной горки к стенам в виде террас.
Рис. 15 — кратер Петавий
Увидеть из центра крупного кратера кольцевой вал невозможно, поскольку дальность горизонта на Луне из-за сравнительно большой искривленности ее поверхности составляет всего 2,5 км (на Земле—4,8 км). Поэтому сказанное относится не только к крупным лунным кратерам, но и к кратерам средних размеров.
В Море Изобилия есть два небольших, но интересных кратера: Мессье и Мессье А. К сожалению, в периоды, когда Луна находится в фазе полумесяца, они не очень хорошо видны, в отличие от этой фазы:
Рис. 16 — кратеры Месье
Вытянутая форма кратеров объясняется тем, что тело, при падении которого они образовались, летело справа налево под небольшим углом к поверхности. Такая траектория падения также привела к появлению двух светлых лучей из выброшенного вещества, которые протянулись налево.
На сайте astronet.ru есть стереофотография этих кратеров, которую нужно рассматривать в красно-голубых очках (красное стекло перед левым глазом).
Ниже уже видны кратеры: Гутенберг (d=74 км, глубина 2,3 км), у которого стенки разрушены паразитными кратерами, кратер Колумб (d=76 км, глубина 2,4 км), относительно глубокий кратер Сантбек (d=64 км, глубина 4,5 км), окруженный застывшей лавой Моря Изобилия.
Рис. 17 — кратер Сантбек
Эти три кратера как бы окружают цепь лунных гор – Пиренеи (вершины которых уже освещены Солнцем), за которыми появится Море Нектара. Еще ниже — крупный лунный кратер Жансен, находящийся в очень гористой, испещренной кратерами местности. Образование это примечательно размерами — поперечник Жансена 204 км. Он имеет сложную структуру дна, множество кратеров, сформировавшихся там, где когда-то был древний вал кратера Жансен. Рядом простирается цепочка кратеров, получившая название Долина Рейта. Долина Рейта представляет собой разлом лунной коры открытого типа. Она тянется почти с юга на север, достигая в длину 150 км. Ширина долины в среднем близка к 20-25 км, вблизи кратера Рейта (d=70 км, глубина 4,3 км) эта долина сужается, уступая место кратерному валу.
Рис. 18 — долина Рейта.
Конечно же, все достопримечательности Луны в этой фазе не указаны, но для первоначальных наблюдений и «путешествий» по Луне этого вполне достаточно.
Удачи в путешествии!
Источник
Пять кинопутешествий к Луне
110 лет назад, 1 сентября 1902 года, на Луне высадился десант… французов-авантюристов. Земные гости нашли оригинальный способ добраться до спутника: залезли, подобно Мюнхгаузену, в гигантскую пушку и благополучно достигли «других берегов», а когда соскучились по родине, тем же путем вернулись обратно. Речь, конечно, не об историческом событии, а о фильме – четырнадцатиминутной фарсовой комедии Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». В подборке РИА Новости – пять лучших кинопутешествий к Луне.
В далекие края: «Путешествие на Луну», 1902 год
Жоржа Мельеса называют волшебником – в собственной студии он умудрялся создавать такие декорации и воплощать в жизнь такие трюки, что его фильмы для своего времени выглядели фантастическими. Режиссер был неравнодушен к жанру псевдокументального кино – например, прибегнув к спецэффектам, снял «Извержение вулкана на Мартинике», а еще придумал путешествие на Луну, завершившееся полной победой просвещенного человечества над аборигенами-селинитами, которых сыграли профессиональные акробаты. Особая прелесть картины в том, что она сделана с юмором, а поэтому и сегодня Луна–голова с человеческим лицом, театрально-неправдоподобные, но с восхитительной изобретательностью сделанные декорации – гигантские грибы, железный снаряд-ракета, нарисованное небо со звездами — смотрятся легко и нескучно. Фильм существовал в двух – черно-белой и цветной, раскрашенной — версиях. Последняя долго считалась утраченной (когда-то Мельес в припадке безумия пытался сжечь многие свои негативы), но в 1993-м в Барселоне некий анонимный коллекционер внезапно принес ее в дар фильмотеке Каталонии. В 2010-м картину восстановили (за 400 тысяч евро!) и спустя год торжественно показали, под сопровождение музыки AIR, в Канне.
Успех предприятия: полный успех! Добраться до Луны (равно как и вернуться домой) оказалось несложно: ни специальных костюмов, ни скафандров для путешествия бесстрашным изобретателям не понадобилось. Забавно посмотреть, каким покорение космоса представлялось до случившегося в реальности события. Есть в фильме и один точный трогательный момент, когда путешественники смотрят с Луны на Землю – голубой (то есть серый) шарик, словно Юрий Гагарин: «Земля. Красота какая. «
Рай не на Земле: «Женщина на Луне», 1929 год
Спустя почти тридцать лет до Луны добралась первая женщина – в составе экипажа из шести человек. Автор «Метрополиса» немецкий режиссер Фриц Ланг создал детективную немую историю «Женщина на Луне», которая стала первым фильмом, опиравшимся не только на фантазию, но и на реальные технические и научные представления о возможностях космического полета. Консультантом в фильме выступил инженер Герман Оберт, который не только обогатил картину своими знаниями, но и обогатился сам: считается, что киноопыт помог ему в работах над созданием жидкотопливной ракеты.
В фильме космическое судно и сам полет, который становится возможным благодаря разработкам профессора Манфельдта, убедительны: путешественники облачены в скафандры, испытывают перегрузки и состояние невесомости, а стартует ракета по обратному отсчету: три, два, один… который в фильме был использован Лангом как драматический прием, а в жизни стал удобной практикой. Профессор и его друзья становятся заложником жадности и жестокости сильных мира сего: узнав, что на спутнике могут находиться неисчислимые запасы золота, подлецы обманом завладевают бумагами изобретателя и шантажируют его. Выбора у профессора не остается – он либо летит на Луну, либо не участвует в проекте. А какой ученый откажется убедиться, что труд его жизни не прошел даром?
Успех предприятия: полный успех, если речь идет об осуществлении полета. А вот с самими героями дела обстоят не так гладко, и не факт, что на Землю вернутся все члены экипажа… Впрочем, в этой киноверсии Луна оказалось местом вполне пригодным для жизни, а учитывая количество золотых слитков, из которых состоят горы — почти раем…
Впереди планеты всей: «Космический рейс», 1935 год
Космическая киногонка в начале прошлого века стала набирать обороты еще до того, как в небо полетел первый настоящий спутник. Действие фильма происходит в 1946-м году (то есть в недалеком будущем) — к Луне отправился советский экипаж ракетоплана «Иосиф Сталин» под командованием изобретателя Павла Седых. Вместе с ним к спутнику полетели аспирантка Марина и тайно пробравшийся на борт юный изобретатель пионер Андрюша. В работе над фильмом принимал участие сам Константин Циолковский, который создал для фильма 30 чертежей ракетоплана, так что научно-технические детали не только не уступали, но и превосходили работу Ланга. Советский фильм хоть и не лишен драматических событий вроде аварии на борту, но рассказывает исключительно о положительных советских персонажах и делает особенный акцент на истории полета и покорения Луны, а не на детективно-любовных перипетиях.
Маленькое неправдоподобное «но», которое, пожалуй, уйдет из кино после настоящего полета человека в космос, состоит в том, что в начале прошлого века космонавтом мог быть кто угодно, а не только закаленный морально и физически человек: летали не прошедшие спецподготовку дети, женщины и кошки – одну из них, единственного выжившего «космонавта» прошлой неудачной экспедиции, экипаж «Иосифа Сталина» и находит на Луне.
Успех предприятия: в середине 1930-х могли ли быть у кого-то сомнения в том, что ракета под названием «Иосиф Сталин» достигнет цели?
Луна в иллюминаторе: «Аполлон 13», 1995 год
«Хьюстон, у нас проблема!» — современное кино о космических полетах с современным же техническим «вооружением» позволяет кинематографистам воплощать в жизнь самые страшные выдумки, но что может быть драматичнее настоящей жизни? В фильме с Томом Хэнксом, Биллом Пэкстом и Кевином Бейконом в главных ролях режиссер Рон Ховард обратился к реальной трагедии корабля «Апполон 13», произошедшей в апреле 1971-го года. Недобрые предзнаменования, которые сгодятся для фильма ужасов средней руки, тоже истинная правда: 11 апреля в 13.13 по местному времени 13-й пилотируемый космический корабль США оторвался от Земли, а 13 апреля на его борту произошла страшная авария, в результате которой вышли из строя две из трех батарей, обеспечивающих снабжение отсека экипажа. О высадке на Луне речи уже не шло – единственной задачей Центра управления полетом, потерявшего с астронавтами связь, стало спасение экипажа и его благополучное возвращение на Землю.
Одним из сценаристов картины выступил создатель документального фильма об этой же космической миссии Эл Райнерт, невесомость снимали в настоящей невесомости при полете на самолете-лаборатории по параболической траектории, а интерьеры внутренних помещений корабля создавали как точные копии настоящих. В общем, глаз простого смертного вряд ли зацепится за какой-то из существующих в фильме «киноляпов», интересные скорее инженеру, нежели увлеченному накалом страстей зрителю.
Успех предприятия: миссия оказалась невыполнима, и «Апполон 13» так и не достиг своей цели – Луну астронавты видели только в иллюминаторе, и если тот факт, что экипаж остался цел и невредим и, благополучно преодолев высокие слои атмосферы в посадочном модуле, сел на Землю, нам кажется настоящей победой, то правительство США провалу национальной космической программы в эпоху Холодной войны вряд ли радовалось. С фильмом дела обстояли радужнее: космическая трагедия обернулась высокими кассовыми сборами и двумя «прикладными» — за лучший монтаж и звук — но все-таки «Оскарами».
Лунная иллюзия: «Первые на Луне», 2004 год
Псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко — о том, что первыми на Луне были все-таки русские. Картина рассказывает о тайных космических опытах первой половины прошлого века, свидетельства о которых якобы остались в рассекреченных пленках ФСБ, киноархива ООН и в материалах спецслужб. Впрочем, о том, что картина не документальная, а только «притворяется», если и можно догадаться, то не хочется: стилизованные кадры, помноженные на опыт Федорченко-документалиста, создают чудесную иллюзию, что все это загадочное, страшно секретное и увлекательное могло происходить когда-то на самом деле.
СССР, 1938 год, правительство в строжайшей тайне строит космический аппарат, который должен полететь на Луну с человеком на борту. А пока в недрах завода создается гигантская ракета, четверо смелых, среди которых Иван Харламов, ведут ежедневные тренировки (занятия снимали в институте авиации в Челябинске, где актеры крутились в той же центрифуге, что и Гагарин в свое время) — каждый в надежде на то, что именно он станет первым. Правда, после запуска ракета бесследно тает в недрах космоса, и ее дальнейшая судьба остается загадкой. Спустя какое-то время в Чили падает метеорит, и у съемочной группы есть все основания связать эти события друг с другом. На старых пленках мы видим и героев фильма, и хроники научных разработок, а перемешаны ретрокадры со съемками-интервью оставшихся в живых «свидетелей» из наших дней.
Успех предприятия: был успех – не было успеха – науке это, по-видимому, неизвестно, а если и был, то столь тайный, что гордиться – тсссс! – надо тихо. Громко же гордиться можно призами: на кинофестивале Венеции новый дерзкий взгляд «Первых на Луне» принес картине премию «Горизонтов», а в России — две награды «Кинотавра».
Источник