«Путешествие на Луну» — первый фантастический фильм в истории: высмеивал колонистов, страдал от пиратов, пропадал на десятки лет
В сентябре 1902 года свет увидел фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса — многие историки сходятся в том, что это было первое научно-фантастическое произведение в кино. Сюжет рассказывал о полете на Луну и встрече с ее обитателями — расой cеленитвов. Спустя больше чем 100 лет эта лента окружена легендами и просто дико увлекательными историями — вот некоторые их них.
«Путешествие на Луну» представляет собой экранизацию книг Жюля Верна, Герберта Уэллса и аттракциона в Нью-Йорке
12-минутный фильм вобрал в себя максимум фантастических источников. Сам Мельес говорил, что вдохновлялся двумя романами Верна — «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» и «Вокруг Луны». Историки кино говорят и про другие романы: например, «Первые люди на Луне» Уэллса, вышедший за год до фильма, мог повлиять на то, как режиссер в итоге изобразил события на Луне. Были и более оригинальные источники. Оперетта Жака Оффенбаха «Путешествие на Луну», пародировавшая творчество Верна, явно повлияла на соответствующие комические интонации в фильме Мельеса. А одноименный аттракцион с ракетой в бруклинском луна-парке — один из первых вариантов гост райда в истории парков развлечение — подкинул Мельесу немало технических идей.
«Путешествие на Луну» высмеивало колониальную политику Франции
Как и Англия, Франция к началу века была ведущей колониальной империей, причем в начале XX века еще не в самом расцвете: к 1943 году французам принадлежало 9% суши. Снимая фильм про путешествие (читай — освоение) на Луну, Мельес не мог не пройтись по колониальной политике своей страны. Астронавты сталкиваются с обитателями Луны, селенитами, словно с племенем туземцев — те даже носят огромные копья. По возвращении на Землю инициатору полета незамедлительно возводят памятник.
Как и потомки, «Путешествие на Луну» страдало от пиратов
Во Франции и остальной Европе Мельес смог заработать на своем фильме — черно-белая копия стоила на наши деньги где-то 2000 евро, раскрашенная вручную — 4000. Также он надеялся на успех в Америке — и он последовал, но вот поднять на нем денег удалось не сразу. Первые копии фильма утекли за океан без его ведома. Так, Мельес продал одну из копий фотографу Шарлю Гершелю для показа в Алжире, а тот перепродал ее одному из сотрудников компании Томаса Эдисона, где ее растиражировали — так фильм и попал в Америку. Копии нередко продавались дороже, чем у Мельеса, а самого режиссера порой даже не упоминали в связи с фильмом. Это вынудило его спустя год после премьеры учредить в США филиал своей кинокомпании, чтобы продавать фильм самому. Кое-что заработать удалось, но в целом момент был упущен: появившиеся в то время правила дистрибуции американского кино не позволили Мельесу продавать фильм по его цене.
В фильме Мельеса впервые использовался прием, позднее ставший известен как видеоповтор
Один из самых известных кадров в истории кинематографа — Луна с человеческим лицом, получающая в глаз ракетой.
После этого кадра мы видим эту же сцену приземления астронавтов на Луну, но уже с другого ракурса — непосредственно на планете. Для тех времен это был небывалый трюк, в прямом смысле разрывающий линейное повествование. Впоследствии он не получил широкого применения в художественных фильмах, зато стал общим местом в спортивных трансляциях, где показ одних и тех же моментов с разных ракурсов особенно интересен зрителям.
Разные версии «Путешествия на Луну» пропадали на десятки лет
В 1917 году студию Мельеса заняли французские военные, переплавившие целлулоидные пленки для своих нужд. В 1923 году был разрушен театр Мельеса: часть уцелевших пленок продали на вес в комиссионку, а сам Мельес в ярости сжег оставшиеся у него негативы. Фильм был утерян и забыт, а про режиссера и его работы — а кроме «Путешествия» их было еще несколько сотен — вспомнили лишь в 30-е годы. Но все это были менее редкие черно-белые копии фильма: раскрашенное вручную «Путешествие» пропало в те же 20-е и всплыло лишь в 90-е годы. Самая полная версия фильма, отреставрированная за миллион долларов, вышла лишь в 2011 году.
Ну а в наши дни, разумеется, фильм уже догнали до 4K и 60 fps:
У «Путешествия на Луну» есть более 10 вариантов саундтрека
Ничего удивительного для немого фильма, который с момента появления озвучивали на разный лад множество раз. Но так как интерес к этому фильму оказался размазан на десятки лет, разнообразие саундтреков стоит отдельного внимания.
Для первых парижских показов в мьюзик-холле «Олимпия» был написан оригинальный саундтрек, впоследствии утерянный. В 1903 году англичанин Эзра Рид выпустил пьесу для фортепиано A Trip to the Moon: Comic Descriptive Fantasia, четко следующую содержанию фильма. В 2011 году для показа в Каннах отреставрированную версию озвучила французская группа Air:
В DVD-издании тех же лет свою версию саундтрека предложил Лоуренс Лерисси, праправнук Мельеса. Большой любитель древней фантастики и техно-гуру Джефф Миллс в 2017 году представил свой саундтрек «Путешествия на Луну» — пожалуй, самый современный и наименее подходящий. К тому же, он идет целый час — скорее, это вдохновленная Мельесом электроника, а не саундтрек в обычном смысле. Сейчас на Youtube можно найти еще немало саундтреков к фильму Мельеса — кажется, появляется по паре новых каждый год. Вот, например, один из недавних, в исполнении испанского Billi Brass Quintet:
Источник
Путешествие на Луну
«Путешествие на Луну» (1902) француза Жоржа Мельеса по праву считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой, во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса.
Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли. На Луне астронавты сначала любуются видом на Землю, обозревают созвездия, чуть не погибают от снежной бури и оказываются в Долине кратеров. На дне лунного кратера на них нападают селениты — коренные жители Луны. Земляне становятся их узниками. В последний момент им чудом удается сбежать, отыскать свой корабль и покинуть Луну. Их ракета стремительно падает в океан, но, побывав на морском дне, путешественникам удается спастись. Триумфальное возвращение ученых отмечают с большой торжественностью — маршем, парадом, народными гуляньями.
Жорж Мельес до прихода в кино был иллюзионистом и фокусником. В «Путешествии на Луну» он продемонстрировал художественные возможности кинематографа, способного объединить фантазию театральных декораций и технические приемы, разработанные еще его предшественницей — фотографией.
При помощи костюмов и декораций Мельес играет со стилями. Астрономы у него показаны как алхимики и безумцы, они встречаются в замке, на головах у них остроконечные шляпы. Строительство же снаряда-ракеты на огромном заводе изображено в стиле пугающего индустриального модерна. Мельес в этом фильме и сценарист, и художник, и разработчик спецэффектов, и продюсер, а также один из актеров.
Мельес упорно отказывался снимать на натуре. Для своих фильмов он строил огромные макеты, которые, так же как и костюмы героев, создает с большой изобретательностью и выдумкой. Большое внимание он уделяет актерской игре, в условиях немого кино беря за основу пантомиму.
На своей студии «Старфилм» в Монтрэ Жорж Мельес осваивает спецэффекты в кино. Он использует эффект «волшебного превращения» или «исчезновения», подменяя один предмет другим или вовсе убирая его во время остановки съемки. К трюкам Мельеса, почерпнутым из искусства фотографии, относят его широкое применение двойной экспозиции, размножения изображения, каширования. Активно использовал Мельес и трюк с ускоренной и замедленной протяжкой пленки, а также монтаж внутри сцены. Хрестоматийной сценой в истории кино стал эпизод, когда снаряд с астронавтами врезается прямо в глаз Луны, заставляя ее лик морщиться от боли. Мельес решил это просто: он подставил сразу после полета макет Луны с врезавшейся ракетой. Все это произвело на публику невероятное впечатление. Фильм «Путешествие на Луну» имел оглушительный успех, его посмотрела вся Европа. Но шло время, подход к производству кино, прокату стремительно менялся. Мельес был художником и новатором, а не дельцом. Возможно, поэтому мастер иллюзии кино вскоре разорился и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров в Париже.
До 2002 года финальный фрагмент «Путешествия на Луну» (торжественная встреча астронавтов) считался утраченным. В 2003 году на Порденонском фестивале немых фильмов была показана случайно обнаруженная во Франции полная версия фильма. Она не только включала в себя этот фрагмент, но также была раскрашена вручную. Таким образом, Мельес задолго до рождения цвета в кино пытался сделать свой фильм цветным. За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почетного легиона, а его биография положена в основу фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011).
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса.
Источник
Фильм «Путешествие на Луну»: космическая ретро-фантастика из Египта!
Из классики плохого кино
В 1950-х египетский кинематограф, старясь не отставать от Голливуда , обратился к созданию научно-фантастических фильмов о космических полётах. Естественно, на свой манер. И фильм «Путешествие на Луну» , вышедший на экраны в 1959 году, относится не столько к фантастике, сколько к пародийной комедии, хотя в финале вдруг ставит серьёзный вопрос выживания человечества в ядерную эпоху.
Справка
КИНЕМАТОГРАФ ЕГИПТА по сравнению с большинством других африканских стран начал развиваться рано. Уже в 1896 году зрителям демонстрировались картины немецких, французских и американских киностудий. Собственное производство началось с создания кинохроник. Первый постановочный фильм «На краю пропасти» появился в 1917 году. Первую киностудию в открыли в пригороде Александрии в 1926-м ливанцы по происхождению братья Лама, Ибрагим и Бадр, на следующий год там был снят фильм «В пустыне». Рождением египет ской кинематографии считается 16 ноября 1927 года — день, когда состоялся показ фильма «Лейла» режиссёра Ахмеда Галаля, после чего начинается регулярное производство кинокартин.
Сюжет «Путешествия на Луну» наивен, как его постер.
Водитель Исмаил и журналист Рушди работают над репортажем и поэтому оказываются на установленной в пустыне ракете, изобретённой немецким учёным Шарвиным (который для пущей убедительности постоянно восклицает «Фантастиш!»).
Исмаил – типичный для комедийных фильмов недотёпа.
Источник
Путешествие на Луну (фильм, 1902)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Путешествие на Луну | |
---|---|
Le Voyage dans la Lune | |
| |
Жанр | фантастика, фэнтези кинокомедия |
Режиссёр | Жорж Мельес |
Продюсер |
|
Автор сценария | Жорж Мельес |
В главных ролях | Жорж Мельес Виктор Андре Блюэт Бернон Анри Делануа |
Оператор | Мишо Люсьен Тенги |
Композитор |
|
Художник-постановщик | Жорж Мельес |
Кинокомпания | Star Film |
Дистрибьютор | Жорж Мельес |
Длительность | 260 метров/845 футов [1] 18 мин. (12 кадров/с) 16 мин. (14 кадров/с) 9 мин. (24 кадров/с) |
Бюджет | ₣10,000 |
Страна | |
Язык | Французский язык |
Год | 1902 |
IMDb | ID 0000417 |
«Путешествие на Луну» (фр. Le Voyage dans la Lune ) — французский фантастический фильм 1902 года, режиссёра Жоржа Мельеса. Немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Поставлена Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы.
Фильм имел международный успех, особенно в Соединенных Штатах Америки. Его необычная продолжительность, нестандартные декорации, инновационные спецэффекты и акцент на повествовании оказали заметное влияние на других кинематографистов и в конечном счете, на развитие повествовательного кино в целом. Ученые отметили широкое использование в фильме патафизической и антиимпериалистической сатиры, а также его широкое влияние на более поздних кинематографистов и его художественное значение в рамках французской театральной школы. После ухода Мельеса из киноиндустрии фильм был забыт, но в 1930-х годах вновь получил широкое обсуждение, после того как значение Мельеса в истории кинематографа начало признаваться поклонниками кино и критиками. Оригинальная раскрашенная вручную копия фильма была обнаружена в 1993 году и восстановлена в 2011 году.
Среди сотен фильмов снятых Мельесом, «Путешествие на Луну» остается самым известным и момент, когда снаряд приземляется в лунном глазу, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа. Первый научно-фантастический фильм в истории кино, а также считается одним из самых влиятельных фильмов в истории.
Источник