Двойник (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Классический образец кинофантастики 60-х, созданный на волне успеха кубриковской «Космической одиссеи».
Беспилотный исследовательский зонд по изучению Солнца обнаружил новую планету в Солнечной системе, на той же самой орбите, что и Земля, но на противоположной стороне Солнца. Европейский Центр Исследования космоса совместно с НАСА предлагает пилотируемый полет на новую планету. В экспедицию к неизведанному отправляются двое астронавтов, допуская, что назад пути возможно не будет.
Источник
Двойник (фильм, 1969) — Doppelgänger (1969 film)
Доппельгангер | |
---|---|
Режиссер | Роберт Пэрриш |
Произведено | Джерри и Сильвия Андерсон |
Сценарий от |
|
Рассказ | Джерри и Сильвия Андерсон |
В главной роли | |
Музыка от | Барри Грей |
Кинематография | Джон Рид |
Отредактировано | Лен Уолтер |
| 101 мин. |
Страна | Великобритания |
Язык | английский |
Доппельгангер — британский научно-фантастический фильм 1969 года, написанный Джерри и Сильвией Андерсон и Дональдом Джеймсом, режиссер Роберт Пэрриш . Фильм снят продюсерской компанией Андерсонов Century 21 , в нем снимались Рой Тиннес , Ян Хендри , Линн Лоринг , Лони фон Фридл и Патрик Ваймарк . За пределами Европы он был выпущен под названием « Путешествие на обратную сторону Солнца» , и теперь это название более широко известно. Действие фильма происходит в 2069 году. В нем рассказывается о совместной миссии Европы и НАСА по исследованию недавно открытой планеты, которая находится напротив Земли по другую сторону Солнца . Миссия заканчивается катастрофой и смертью одного из космонавтов, после чего его коллега приходит к выводу, что планета является зеркальным отображением Земли .
Известный своими телевизионными программами Supermarionation для детей, такими как Thunderbirds , Doppelgänger был первой крупной постановкой Andersons в прямом эфире. Первоначально созданный как телевизионный спектакль , их финансовый спонсор Лью Грейд вдохновил их представить проект как художественный фильм Джею Кантеру из Universal Pictures ; Хотя сценарий не произвел на него впечатления, Кантер дал фильму зеленый свет после того, как Пэрриш был нанят в качестве режиссера. «Доппельгангер» снимался в период с июля по октябрь 1968 года на студии Pinewood Studios , а также в Англии и Португалии. Отношения между Пэрриш и Андерсонами стали натянутыми по мере продвижения съемок, в то время как творческие разногласия между Джерри Андерсоном и его деловым партнером Джоном Ридом , оператором-постановщиком фильма, привели к увольнению Рида из Century 21. Хотя Андерсоны написали взрослые темы в сценарии в попытка отличить двойник от своих кукольных постановок, нужны были порезы , чтобы фильм , чтобы быть заверен А в британском Совете кинематографических цензоров .
Премьера « Доппельгангера» состоялась в августе 1969 года в США и в октябре 1969 года в Великобритании. Он плохо показал себя в прокате во время своего первоначального театрального тиража, но стал культовым . Фильм вызвал неоднозначные отзывы критиков: в то время как спецэффекты и декорации получили высокую оценку, некоторые сочли параллельную предпосылку Земли банальной и скучной. Некоторые сюжетные приемы и образы рассматривались как подделки других научно-фантастических фильмов, таких как «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Актеры и реквизит из фильма позже снова появится во время производства первого телесериала Андерсонов « НЛО» .
СОДЕРЖАНИЕ
Сюжет
В 2069 году солнечный зонд Европейского совета по исследованию космоса (EUROSEC) обнаруживает планету, вращающуюся по тому же пути, что и Земля, по другую сторону от Солнца. Результаты зонда были переданы мощности на Востоке путем двойного агента д — ра Hassler. Начальник службы безопасности Марк Нойман отслеживает сообщения в лаборатории Хасслера и застреливает его.
Директор Евросоюза Джейсон Уэбб убеждает представителя НАСА Дэвида Поулсона, что Запад должен отправить на планету миссию с экипажем раньше союзников Хасслера. К миссии назначены астронавт НАСА полковник Гленн Росс и астрофизик Евросоюза доктор Джон Кейн. После прохождения подготовки в Космическом центре EUROSEC в Португалии Росс и Кейн взлетели на космическом корабле Phoenix . Они впадают в спячку перед отъездом и оживают, когда достигают планеты три недели спустя. Сканирование внеземной жизни оказалось безрезультатным, поэтому астронавты решили совершить посадку на поверхности на своем шаттле Dove . Во время спуска Голубь получил повреждения во время грозы и разбился в гористой местности, серьезно ранив Кейна. Астронавтов подбирает команда спасателей, которая сообщает Россу, что они приземлились недалеко от Улан-Батора , Монголия. Когда их отправляют обратно в Космический центр, кажется очевидным, что они каким-то образом вернулись на Землю.
Нойман и официальный представитель Евросоюза Лиз Хартман задают вопросы Россу, который отрицает, что прервал миссию. Вскоре после этого Кейн умирает от полученных травм. В конце концов Росс понимает, что он не на Земле, но действительно достиг неизвестной планеты — Противоземли, на которой все аспекты жизни являются зеркальными отражениями тех, что на его Земле. Признаки этого поворота включают текст, напечатанный задом наперед, и автомобили, движущиеся по «неправильной» стороне дороги . Поначалу жена Росса Шарон и его окружение отказываются принимать его претензии. Однако Уэбб убежден, когда Росс без колебаний читает отраженный текст вслух, а вскрытие Кейна показывает, что его внутренние органы находятся на «неправильной» стороне его тела . Росс предполагает, что две Земли параллельны и что Росс Противоземли переживает аналогичные события по другую сторону Солнца. Уэбб предлагает Россу вернуться в Феникс, чтобы забрать его бортовой самописец , а затем вернуться домой.
EUROSEC создает замену Dove , совместимую с «обратными» технологиями Phoenix . Среди доработок — обратная поляризация электрических цепей. Росс взлетает на космическом корабле, который он назвал Доппельгангером , и пытается состыковаться с Фениксом . Однако электрические системы работают со сбоями, выводя из строя Доппельгангера и заставляя его падать сквозь атмосферу при столкновении с Космическим центром. EUROSEC не может устранить неисправность с земли, и Доппельгангер врезается в припаркованный космический корабль. Росс погибает в результате столкновения, и в результате цепная реакция разрушает большую часть Космического центра, убивая ключевой персонал и уничтожая все записи о присутствии Росса на Контр-Земле.
Спустя годы Джейсон Уэбб, прикованный к инвалидной коляске, был помещен в дом престарелых. Заметив свое отражение в зеркале, он быстро движется к нему и врезается в зеркало.
Бросать
- Рой Тиннес в роли полковника Гленна Росс
- Иэн Хендри, как доктор Джон Кейн
- Патрик Ваймарк в роли Джейсона Уэбба
- Линн Лоринг в роли Шэрон Росс
- Лони фон Фридл в роли Лизы Хартман
- Франко де Роса в роли Пауло Ланди
- Герберт Лом, как доктор Курт Хасслер
- Джордж Сьюэлл в роли Марка Ньюмана
- Эд Бишоп в роли Дэвида Поулсона
- Филип Мадок, как доктор Понтини
- Владек Шейбал — доктор Бовиль
- Джордж Микелл, как Клавель (Парижский делегат)
Другие титры, в титрах не указан:
- Кейт Александр в роли старшего контролера
- Питер Бертон, как медицинский техник
- Энтони Чинн — член экипажа спасательной авиации
- Николас Кортни, как медицинский техник
- Сай Грант, как доктор Гордон
- Константин Грегори, как специалист по управлению полетами
- Аннет Керр, как медсестра
- Мартин Кинг как сервисный техник Dove
- Бэзил Мосс — техник станции мониторинга
- Норма Рональд в роли Пэм Кирби
- Джон Стоун в роли лондонского делегата
- Джереми Уилкин — техник по управлению запуском
Производство
Летом 1967 года во время съемок кукольного сериала Андерсона « Капитан Скарлет и Мистероны» американский кинопродюсер Джей Кантер приехал в Лондон, чтобы открыть европейское производственное бюро для Universal Pictures . Кантер был открыт для финансирования многообещающих кинематографических идей, поэтому Лью Грейд , работодатель Андерсонов и финансовый спонсор, организовал встречу для Джерри Андерсона, чтобы рассказать историю о гипотетической «зеркальной» Земле. О вдохновении фильма Андерсон сказал: «Я довольно наивно подумал, что, если бы была другая планета по другую сторону от Солнца , вращающуюся с точно такой же скоростью и того же размера, что и Земля? скопировала Землю, и вот как она закончилась, зеркальная планета «.
Письмо
С помощью Тони Уильямсона Андерсон и его жена Сильвия написали 194-страничное лечение задолго до первой встречи с Кантером. Изначально они планировали это как часовую драму для Associated Television , но Сильвия посчитала, что эта история «слишком хороша для телевизионного спектакля », и предложила вместо этого сделать ее художественным фильмом. Название « Доппельгангер » было предложено деловым партнером Андерсонов Джоном Ридом . По словам Джерри, слово «означает« копию самого себя », и легенда гласит, что если вы встретите своего двойника, это станет точкой вашей смерти. Следуя этой легенде, я, очевидно, должен был направить фильм так, чтобы я мог закончите это иллюстрацией значения этого слова «. Отвечая на утверждения о том, что тон был слишком «мрачным», Андерсон сказал, что хотел, чтобы в фильме была интересная предпосылка.
Кантер был недоволен оригинальным сценарием, поэтому Андерсон нанял Дональда Джеймса для улучшения характеристики. Исправления Джеймса включали существенные изменения в частях истории, действие которых происходит на зеркальной Земле, в результате чего персонажи Росс и Кейн поменялись ролями. В драфте Андерсонов Росс был ослеплен в результате крушения Доув, в то время как Кейн выжил невредимым; однако заявления Кейна о Контр-Земле побудили Евросоюз объявить его сумасшедшим. Структурный дефект в Доппельгангере привел к тому, что он сгорел в атмосфере, а Кейн оказался внутри, и фильм закончился тем, что жена Кейна, Джейсон Уэбб и Россы присутствовали на похоронах Кейна.
Несмотря на усилия Джеймса, Кантер оставался без энтузиазма. Однако он согласился профинансировать фильм при условии, что выбранный режиссер получит его одобрение. Первым выбором Джерри Андерсона стал сотрудник Century 21 Дэвид Лейн , который снял кукольные фильмы « Громовые птицы идут» (1966) и Thunderbird 6 (1968), но Кантеру нужен был режиссер-ветеран с мейнстримным опытом. После нескольких недель поисков Андерсоны наняли Роберта Пэрриша , который недавно был одним из режиссеров « Казино Рояль» . По словам Джерри, Пэрриш «сказал нам, что ему понравился сценарий, и сказал, что для меня будет честью работать с нами. Джей Кантер показал Бобу большой палец вверх, и мы были в деле». Он также сказал, что, хотя он чувствовал, что кассовые сборы « Казино Рояль» вызывают вопросы о способностях Пэрриша, « Доппельгангер» не мог бы быть создан без него: «Это не было вопросом:« Пойдем ли мы с ним? » или: «Правильный ли он человек?» Он был именным директором, поэтому мы немедленно его подписали ».
Кастинг
Ведущим актерского состава был Рой Тиннес в роли полковника Гленна Росса из НАСА. Джерри Андерсон снял Тоннса после того, как увидел его исполнение роли Дэвида Винсента в сериале «Захватчики» . В черновике сценария Андерсонов Росс звали Стюарт, и он был первым человеком, ступившим на Марс . В интервью 2008 года Тоннс сказал о фильме: «Я подумал, что [ Doppelgänger ] был интересной предпосылкой, хотя теперь мы знаем, что нет другой планеты по ту сторону Солнца, благодаря нашим исследованиям космоса и телескопическим возможностям. Но в то время это было мыслимо и могло быть страшно ». Чтобы отразить в сценарии характеристику Росса как заядлого курильщика, Тонкий прожигал много пачек сигарет в процессе производства, нанеся вред своему здоровью. В сентябре 1969 года издание The Age сообщило, что актер намеревался потребовать в своем следующем киноконтракте пункт о запрете курения, в котором говорилось: «Он выкуривает около двух пачки сигарет в день, но постоянно зажигать новые сигареты для непрерывности было слишком много. «
Ян Хендри получил роль доктора Джона Кейна, британского астрофизика и руководителя проекта « Феникс ». В своей биографии Андерсон напомнил, что Хендри «всегда пил» и был явно в состоянии опьянения во время выполнения трюков с аварией « Голубь» : «. он был зол как тритон, и ему было все, что он мог сделать, чтобы отшатнуться. все это выглядело именно так, как и предполагалось на экране! » В черновом сценарии Кейна звали Филип, а его жену звали Сьюзен. В кадрах, удаленных из готового фильма, персонаж преследует роман с официальным лицом Евросоюза Лиз Хартман, которую исполнила Лони фон Фридль .
Жену Росса Шэрон сыграла Линн Лоринг . Изначально роль досталась Гейл Ханникатт , которая после болезни ушла из постановки. Ее уход привел к кастингу Лоринга, тогдашней жены Тиннеса и звезды сериала «ФБР». Если бы она осталась в этой роли, Ханникатт появился бы в обнаженной сцене , написанной, чтобы отличить Доппельгангера от более ранних постановок Андерсонов. В интервью 1968 года для Daily Mail Андерсон выразил желание изменить восприятие публикой Century 21, заявив, что его компания была « изготовлена по типу создателей детских фильмов». По слухам, что Британский совет цензоров фильмов (BBFC) выдаст фильму сертификат X за содержание для взрослых, он заявил, что Century 21 желает «работать с живыми артистами, выполняющими предметы, не подходящие для детей». В готовом фильме сцену обнаженной натуры заменили более мягкими кадрами, на которых Шэрон входит и выходит из душа. Подсюжет фильма касается попыток Россес завести ребенка и открытия Гленна, что Шэрон принимала противозачаточные таблетки без его ведома. В черновом варианте сценария Шарон описывалась как дочь сенатора Соединенных Штатов и говорилось о ее романе с офицером по связям с общественностью Евросоюза Карло Монетти. В законченном фильме персонажа, которого играет Франко Де Роса , зовут Пауло Ланди, он появляется ненадолго, причем роман подразумевается в одной сцене, но не рассматривается в дальнейшем. В сцене, удаленной из фильма, Гленн находит Паоло и Шарон в постели вместе на вилле Россов и бросает их обоих в бассейн.
Патрик Ваймарк сыграл Джейсона Уэбба, директора Евросоюза. Ваймарк был выбран за роль антигероического бизнесмена сэра Джона Уайлдера в телесериалах «Создатели самолетов» и «Игра власти» и был описан в рекламных материалах как «Джон Уайлдер (модель 2069 года)». Андерсон сказал, что игра Уаймарка произвела на него такое же впечатление, как и на Хендри, но из-за того, что он был пьян, он на съемочной площадке невнятно говорил. Он вспомнил, что во время одной сцены актер «должен был перечислить эти объяснения . и в дубле за дублем он не мог вспомнить, что« два »следовали за« одним ». Нам приходилось делать это снова и снова». Биографы Андерсона, Саймон Арчер и Маркус Хирн, характеризуют изображение Уаймарка Уэбба как доминирующую роль в фильме. В черновом варианте сценария Уэбб описывался как бывший министр технологий Великобритании, у которого романтические отношения со своей секретаршей Пэм Кирби ( Норма Рональд , сыгравшая секретаршу Уайлдера Кей Лингард в «Создателях самолетов» и его продолжении).
В ролях второго плана входили Джордж Сьюэлл , Филип Мэдок и Эд Бишоп , сыгравшие соответственно главного операционного директора Евросоюза Марка Ноймана (Марк Халлам в черновике сценария), доктора Понтини и представителя НАСА Дэвида Поулсона. Сьюэлл и Мэдок оба появились в «Игре власти» . Первоначально Полсона должен был сыграть Питер Дайнели , но роль была изменена , поскольку продюсеры посчитали, что Дайнели похож на Уаймарка и что сцены с участием как Поулсона, так и Уэбба заставят зрителей запутать двух персонажей.
Экранизация
Съемки начались 1 июля 1968 года на студии Pinewood Studios и закончились 16 октября. Команда использовала Neptune House в Борехэмвуде , Хартфордшир (ныне часть BBC Elstree Center ), чтобы представить экстерьер штаб-квартиры EUROSEC и Heatherden Hall (часть комплекса Pinewood в Айвер-Хит , Бакингемшир) как старый дом престарелых Джейсона Уэбба. В сентябре съемочная группа отправилась в Албуфейру , Португалия, для натурных съемок. После их прибытия в страну Марсело Каэтано сменил вышедшего из строя Антониу де Оливейру Салазара на посту премьер-министра. Пэрриш был обеспокоен тем, что политическая нестабильность приведет к задержкам съемок, поэтому сократил график съемок с месяца до двух недель.
Чтобы быстро и дешево создать иллюзию зеркальной Земли, съемочная группа переворачивала негативы пленки, используя процесс, называемый « переворачивание ». Этот метод сэкономил много времени и денег, которые были бы потрачены на создание «перевернутых» декораций и опор, а также на организацию перекрытия дорог, чтобы снимать автомобили, едущие по «неправильной» стороне дороги. Однако это означало, что сцены, происходящие на «Контр-Земле», требовали тщательного планирования и репетиций с актерами и съемочной группой. Это также привело к ряду ошибок непрерывности : например, машины «сердце-легкие-почки», управляющие жизненно важными функциями Росса и Кейна на борту « Феникса» , сначала показаны подключенными к их левым запястьям, а затем к их правым.
Экипажу было трудно представить сцену, на которой доска EUROSEC проводит видеоконференцию на нескольких мониторах с высоким разрешением. Из-за высокой стоимости цветного телевизора на момент производства и необходимости избегать черного и белого, чтобы отразить будущую настройку фильма, вместо использования реальных мониторов съемочная группа разработала сцену, вырезав в стене отверстия размером с экран и разместив актеры, играющие позади делегатов конференции. Серебряная бумага была добавлена, чтобы отражать студийный свет и имитировать изображение с высоким разрешением, с измененными линиями глаз, усиливающими восприятие того, что каждый делегат смотрит в камеру, а не на других персонажей. Арчер и Хирн хвалят сцену видеоконференции как пример того, как Андерсон «еще раз доказал, что его постановки опередили свое время».
По ходу съемок Андерсон и Пэрриш вступили в конфликт. По словам Андерсона, Кантера не раз привлекали для посредничества: «[Сильвия и я] оба знали, насколько важна эта картина для нашей карьеры, и мы оба отчаянно хотели быть в большой жизни». В какой-то момент Пэрриш отказался снимать несколько сцен, решив, что они не нужны для сюжета. Андерсон сказал, что, когда он напомнил Пэрришу о его договорных обязательствах, режиссер громко объявил актерам и съемочной группе: «Черт, вы слышали продюсера. Если я не сниму эти сцены, которые мне на самом деле не нужны, они мне не понадобятся. и все равно вырежу, я нарушу контракт. Так что мы будем снимать эти сцены дальше! » В своей биографии Андерсон заявил, что его единственное сожаление по поводу фильма «[было] то, что я в первую очередь нанял Боба Пэрриша». Позже Сильвия охарактеризовала действия Пэрриша как «скучные. У нас было много проблем с получением от него того, что мы хотели».
Пэрриш также поссорился с Тонким из-за отказа актера подстричься определенным образом для сцен, происходящих на Контр-Земле. Тонкий, чьи волосы неоднократно укладывались, позже решил, что это был просто способ Пэрриша утвердить свой авторитет, получив письмо от друга, предупреждающее его, что с Тонинсом может быть трудно работать. Андерсон сказал, что его собственные отношения с Тиннесом также были натянутыми, но ему нравилась игра актера.
Другие сцены привели к разногласиям между режиссерами «Века 21»: Джерри и Сильвией Андерсон, Регом Хиллом и Джоном Ридом, оператором-постановщиком фильма. Для сцены, изображающей Лизу Хартман (Лони фон Фридл) в душе, Рид сделал освещение в силуэте в соответствии с инструкциями Пэрриша. Джерри Андерсон, который намеревался показать в этой сцене обнаженного Фридла, потребовал повторной съемки, настаивая на том, чтобы Рид выполнил свои обязательства не только перед Пэрришем как режиссером, но и перед ним как продюсером. По словам Сильвии, «Джерри очень хотел показать, что он был частью« Swinging Sixties », и чувствовал, что просмотр детального снимка обнаженной натуры — как он это представлял — был больше« с ним », чем более сдержанная версия».
Другой спор возник, когда Рид снимал модель космического корабля « Феникс» с помощью ручной камеры. В своей биографии Джерри вспоминал: «Я достаточно знал о космических путешествиях, чтобы знать, что в вакууме космический корабль будет лететь прямо, как кубик . [Пэрриш] сказал мне, что люди не были знакомы с космическими путешествиями и поэтому ожидали видеть такое движение «. Рид отказался переснять сцены, заявив, что инструкции Пэрриша имеют приоритет перед Андерсоном, и отказался как от фильма, так и со своей должности в Century 21 по просьбе других режиссеров. Андерсон пояснил: «Очевидно, что Джон оказался в трудном положении. Теперь я понимаю, что он, должно быть, чувствовал, но в глубине души я чувствую, что он не мог играть двойную роль».
Эффекты
Спецэффекты к фильму были созданы в студии Century 21 Studios на территории торгового комплекса Slough Trading Estate под руководством Дерека Меддингса . Было снято более 200 кадров с эффектами. Конструкция космического корабля Феникс была основана на ракете Сатурн V. Во время съемок модель в масштабе шести футов (1,8 м) неожиданно загорелась, и ее пришлось полностью перестраивать. Для реалистичности последовательность запуска была снята на автостоянке студии на фоне реального неба.
Хотя Century 21 построил полноразмерную опору модуля Dove в Слау, им не разрешили использовать ее в Pinewood Studios из-за соглашения с Национальной ассоциацией театрального телевидения и сотрудников Kine о том, что реквизит, представленный в постановках Pinewood, должен был быть сделан собственными силами. и не переносится с других сайтов. Таким образом, модуль был разрушен, и хотя плотники Соснового леса построили замену, Андерсон посчитал, что он хуже оригинала.
Комментируя эффекты фильма, Мартин Андерсон с веб-сайта Den of Geek описывает командный модуль Phoenix как «прекрасно эргономичный, но без излишнего ущерба для НАСА», а посадочный модуль Dove — как «красивое сочетание глянца JPL с классическими линиями». Он считает , что Phoenix запуск как тончайшей работы Меддингс до Moonraker (1979). Арчер и Хирн описывают эту сцену как «одну из самых зрелищных» в своем роде, созданную Century 21.
Послепроизводственный этап
Композитор Барри Грей , который написал музыку для всех постановок Century 21, сказал, что его музыка для Doppelgänger была его любимой. Партитура была записана на трех студийных сессиях с 27 по 29 марта 1969 года. В первой из этих сессий участвовал оркестр из 55 человек, во второй — 44, а в третьей — 28. Сцены путешествия Росс и Кейна на Контр-Землю сопровождаются произведение под названием «Спящие астронавты» с участием Ондеса Мартено в исполнении французского ондиста Сильветт Алларт. Арчер и Хирн описывают эту пьесу как «одну из самых очаровательных», когда-либо написанных Греем, добавляя, что саундтрек в целом вызывает «традиционное голливудское чувство» в отличие от футуристической обстановки фильма.
Название последовательности , установить внутри (двойной агент доктора Häßler в Herbert Lom ) лаборатории, включает в себя шпионскую тему с акцентом на миниатюрной камеры скрыты внутри персонажа ложного глаза . Арчер и Хирн считают это подражанием стилю фильмов о Джеймсе Бонде 1960-х годов .
Релиз
Universal Pictures не поддержала готовый фильм, из-за чего его выпуск был отложен на год. Британский дистрибьютор The Rank Organization был так же разочарован. 26 марта 1969 года BBFC передала Доппельгангеру сертификат A, который позволял детям до 12 лет смотреть фильм, если их сопровождали родители или опекуны. Чтобы обеспечить этот рейтинг, потребовалось сократить количество инъекций противозачаточных таблеток. Ранк поинтересовался, можно ли сделать дальнейшие сокращения для получения сертификата U, позволяющего смотреть фильм без ограничений всем возрастным категориям; BBFC отвергла эту идею, заявив, что такой шаг приведет к потере повествовательного смысла в фильме.
После премьеры в США 27 августа 1969 года премьера фильма состоялась в Великобритании 8 октября на Одеон Лестер-сквер в Лондоне. В Odeon кинотеатрах, он был показан в одной половине двойной функции с Смертью Gunfighter , в конечном счете , работает менее чем за неделю. Второй раунд американских показов начался 1 ноября в Детройте, штат Мичиган. Общий отклик кассовых сборов был плохим.
В Европе фильм под первоначальным названием распространялся компанией Rank. Распространением в США и Австралии занималась компания Universal, которая посчитала, что неевропейская аудитория может не знать значения слова «двойник», и поэтому переименовала фильм в « Путешествие на обратную сторону Солнца » — название, по которому он теперь более широко известен. Биографы Джерри Андерсона Саймон Арчер и Стэн Николлс утверждают, что, хотя он дает более ясное объяснение сюжета, ему не хватает «интриги и даже поэтического качества « Двойника » ».
Известно, что существуют два оригинальных 35-миллиметровых отпечатка пленки. Один хранится в Британском институте кино, а другой в Fanderson , официальном фан-клубе Джерри Андерсона. В оригинальных репродукциях Иэн Хендри выставил наивысший счет; Путешествие на дальней стороне Солнца счетов в формате Thinnes первым. Некоторые британские гравюры включают альтернативную версию финальной сцены с коротким закадровым голосом умершего Росса, повторяющим строку диалога, которую Росс сказал Уэббу ранее в фильме: «Джейсон, мы были правы. Определенно существуют две идентичные планеты. . «
Некоторые телевизионные трансляции фильма показали неправильно флопе картина из — за ошибки , которая была сделана , когда один из оригинальных отпечатков был переведен на видеопленку в 1980 — е годы: а телесина оператор , который был знаком с фильмом считал , что сцены установлен на счетчик -Earth потерпели флоп по ошибке и поэтому сделали второй флоп, чтобы исправить это. Изображение с дефлопом, ставшее стандартом для всех телешоу, испортило сюжет: когда фильм показывают в таком формате, зрители приходят к выводу, что Росс из Контр-Земли приземлился на «нормальную» Землю. .
Ранее доступный на LaserDisc , фильм был выпущен на DVD в регионе 1 в 1998 году и (в цифровой ремастерированной форме) в регионах 1 и 2 в 2008 году. До выпуска 2008 года BBFC переклассифицировал фильм как PG (из оригинала). А) за «умеренное насилие и язык». Версии Blu-ray последовали в 2015 году. Австралийский релиз Blu-ray от Madman Entertainment включает двусторонний конверт (позволяющий хранить фильм под любым из его названий), перевод оригинального фильма Фандерсона и эксклюзивный аудиокомментарий от Джерри Андерсон.
Прием
С момента своего первого выпуска Doppelgänger вызвал неоднозначную критику. Арчер и Николлс считают его культовым .
Современные обзоры
Критик Джон Рассел Тейлор, писавший для The Times , похвалил Доппельгангера как «довольно гениального», но предположил, что название и предвыпускная реклама выдавали слишком много сюжета. В США Говард Томпсон из The New York Times написал, что фильм «никогда не сдвинется с мертвой точки» и «остается слишком цивилизованным и сдержанным для собственного блага». Он похвалил «четкость» некоторых диалогов вместе с визуальным стилем и направленностью Пэрриша, но утверждал, что история заслуживает «более крупного фильма, по крайней мере, с более стратосферным размахом и напряжением». Джудит Крист из нью-йоркского журнала описала « Доппельгангер» как «научно-фантастический фильм, который в трех четвертях фильма предлагает захватывающую предпосылку и ничего не делает с ней». Она похвалила фильм за то, что он «хорошо оснащён гаджетами», а также поднял вопросы о конфликте между наукой и политикой, но раскритиковал монтаж. Журнал Variety посчитал сюжет запутанным, приравняв крушение Dove к качеству написания: «Астронавты принимают таблетку, чтобы вызвать трехнедельный сон во время полета. После этого сценарий распадается на столько же частей, сколько и их корабль».
В то время как The Miami News и The Montreal Gazette оценили фильм как лучший, чем в среднем для своего жанра, Pittsburgh Press отклонили его как «выдуманную научно-фантастическую нить . Будем надеяться, что есть только один фильм, подобный этому», и оценили его. среди худших фильмов года. Gazette добавил , что в то время как фильм становится хуже к концу, «до тех пор это не разумно отвлечения футуристическая мелодрама.» В обзоре на юго-востоке штата Миссури говорится, что «в сегодняшней космической терминологии [фильм] почти считается наукой — и чистым репортажем через кино. Тем не менее он развивается как увлекательное кино-развлечение». В 1975 году Джефф Ровин назвал Doppelgänger «запутанным, но красочным» и похвалил его «превосходные» эффекты.
Ретроспективные обзоры
Гэри Герани, соавтор сценария « Тыквоголовый» , в своей книге « 100 лучших научно-фантастических фильмов» занимает 81- е место « Доппельгангер» , называя фильм «загадочным» и «прекрасным примером умозрительного фэнтези в конце 60-х». Он хвалит игры Тиннеса и Ваймарка, характер, второстепенные темы фильма (включая супружескую измену, бесплодие и коррупцию) и его эффекты в стиле « Четвертого июля ». Сильвия Андерсон предположила, что американские зрители, которые не были так знакомы с кукольным сериалом Century 21, как их британские коллеги, отнеслись к фильму с большим энтузиазмом. Она объяснила: «Было слишком легко сравнивать наших настоящих актеров с нашими кукольными персонажами, и такие описания, как« деревянный »,« невыразительный »,« без привязки »и« марионеточный »были дешевыми кадрами, которые некоторые британские критики могли не сопротивляйся . Типизация — друг ленивого человека, а мы были в Британии. » В 1992 году она сказала о фильме: «Я смотрела его по телевизору пару лет назад, и мне он очень понравился. Я думала, что он прошел довольно хорошо». Для Криса Бентли, автора книг о постановках Андерсона, « Доппельгангер» — это «стильный и наводящий на размышления научно-фантастический триллер».
Журнал TV Guide ставит фильму две звезды из четырех, называя его «странным маленьким фильмом» с «перезаписанным сценарием». Гленн Эриксон из DVD Talk считает « Доппельгангер » «хорошим» фильмом, но пишет, что он «принимает правильную предпосылку, но практически ничего не делает с ней. Мы видим 100 минут плохой драмы и хороших спецэффектов, а затем сценарий выбирает разочарование и бессмысленность. тайна.» Он критикует кинематографию, сравнивая ее с кинематографией Thunderbirds, поскольку персонажи «стоят и много говорят», при этом определяя сценарий как «по крайней мере 60 процентов аппаратных разговоров и демонстрации . Как люди передвигаются — самолет, парашют, центрифуга — важнее того, что они делают ». В обзоре для Den of Geek Мартин Андерсон хвалит направление и эффекты, но заявляет, что «здравый и прозаический» диалог фильма «не вяжется с метафизическими размышлениями». Он также критикует некоторую редакцию, отмечая, что многие кадры с эффектами имеют « фактор « Хорнби », излишне замедляющий повествование». Он оценил Doppelgänger на три звезды из пяти, назвав его «интересным путешествием со множеством наград».
Веб- сайт Film4 дает Doppelgänger две с половиной звезды из пяти, называя это «иногда интересным провалом». В обзоре хвалятся эффекты и дизайн костюмов, но побочные сюжеты о предательстве Хасслера и семейных проблемах Росс оцениваются как ненужные отвлекающие факторы от основной истории. Это также ставит под сомнение оригинальность предпосылки и глубину написания: «Земля Андерсона должна быть самой дешевой альтернативной Землей из когда-либо существовавших. В то время как зрители могут ожидать мира, в котором Римская империя никогда не пала, а нацисты не выиграли Вторую мировую войну , здесь шокирующее открытие в том, что люди пишут задом наперед. Вот и все «. Похожее мнение высказывает Гэри Вестфаль , который описывает сеттинг как «самый скучный и лишенный воображения инопланетный мир, который только можно вообразить».
Интерпретация
Арчер и Николлс называют среди возможных причин коммерческого провала фильма его «причудливый, необычный характер» и снижение общественного интереса к исследованию космоса после миссии « Аполлон-11 ». Тема высадки на Луну доминировала в современном обзоре The Milwaukee Journal , который обнаружил сходство в сюжете Доппельгангера : «. космонавты находят несколько ошибок в своих« LM »и терпят крушение на планете. их руки заняты возвращением на Землю! » Предполагая, что выступлениям мешает чрезмерный технический диалог, в обзоре сделан вывод: «. создатели этого космического эксплоатера могут получить много кассовых сборов, но Нил , Базз и Майк сделали это лучше на телевидении».
Было также высказано предположение, что « 2001: Космическая одиссея» и « Планета обезьян» , выпущенные годом ранее, установили высокий стандарт для « Доппельгангера» и других последующих фильмов. Эриксон утверждает, что « Доппельгангер» уступает « 2001 году» в изображении «рабочего будущего», в котором все еще доминирует коммерциализм . Сравнивая визуальный стиль со стилем 2001 года , он отмечает аналогичное использование «психоделических» изображений и крупных планов человеческих глаз, но добавляет, что «все эти заимствования — пустяк без какого-либо более глубокого смысла». В рецензии Film4 финальная сцена с участием пожилого Уэбба описывается как «одержимая идеей воссоздать загадочный финал 2001 года с помощью зеркала, инвалидной коляски и клетчатого одеяла». Ровин утверждает , что Двойник « эффекты s„[иногда] затмить“ 2001 » s «идя на состояние , что он» пытается разжигать глубокомыслие аналогично [ 2001 ] в абстрактном философствования о дихотомии двойных миров, но терпит неудачу с сочетанием научной фантастики о мясе и картошке и квази-глубоких тем ». Он утверждает, что« Доппельгангер »не« ни детский фильм, ни культовый фильм », но утверждает, что« элементы, составляющие законченную работу, более чем успешны по отдельности. «
Мартин Андерсон сравнивает « Доппельгангер» с другими научно-фантастическими фильмами, такими как « Солярис» , определяя «лирический» тон диалога. Однако он признает, что Doppelgänger «не выдерживает сравнения с Кубриком или Тарковским », режиссерами « 2001» и « Солярис» . Комментатор Дуглас Пратт и Лондонский институт современного искусства сравнивают фильм с « Параллелью », эпизодом из «Сумеречной зоны», в котором астронавт возвращается на Землю, обнаруживает, что его мир причудливо изменился, и понимает, что находится в параллельной вселенной. ST Джоши уподобляет двойник » тему с дублированием в помещение Вторжения похитителей тел , в которой раса внеземных называется Pod Люди похищают люди и заменить их с чужеродными двойниками.
Наследие
Несмотря на провал фильма, Грейд дал Андерсонам дополнительные заказы на живое действие. Первым из них был телесериал « НЛО» , который начал транслироваться в 1970 году. Доппельгангер считается предшественником НЛО, а также был описан как «пробный запуск» для последующего сериала « Космос: 1999» . Большая часть актерского состава продолжала появляться в сериале — особенно Эд Бишоп в главной роли полковника Эда Стрейкера и Джордж Сьюэлл в качестве его заместителя Алека Фримена. Кроме того, были повторно использованы многие костюмы, места съемок и музыкальные фрагменты фильма, а также реквизит, включая масштабные модели Phoenix и Dove, а также ряд футуристических транспортных средств, созданных по образцу Mini Mokes и Ford Zephyr Zodiacs . Neptune House стал лицом киностудии Harlington-Straker Film Studios, где базируется вымышленная организация SHADO. Переработанная музыка включала в себя треки «Sleeping Астронавт» и «Strange Planet», последние сопровождающих НЛО » закрытие кредиты с. Серии открытие названия имитировать телетайп кадры , которые составляют основу двойника ‘ заголовка последовательности s.
Ретроспектива, опубликованная на сайте IGN, утверждает, что представление политики и экономики в Doppelgänger противоречит условностям научной фантастики 1960-х годов. Это отражено в НЛО , героям которого «постоянно приходилось иметь дело с давлением необходимости демонстрировать прогресс под пристальным вниманием бухгалтеров и выборных должностных лиц, почти так же, как НАСА начало в США». На связи между Doppelgänger и НЛО , Мартин Андерсон делает другое соединение с Кубриком:». самая интересные общие между этими двумя проектами остается мрачная концовка (s) и небольшое заигрывание с кислотной индуцированной съемки и ума трахается в 2001 г. «
Источник