Бог Солнца Ра: мифы Египта
Древние жили в тесной связи с природой. Неудивительно, что Солнце, дающее жизнь было центральным объектом их поклонения. В культах разных частей мира солнечных богов глубоко почитали и возвеличивали. Их задабривали подношениями, устраивали в их честь праздники и просили у них покровительства.
Бог Ра – защитник от сил тьмы
В египетских мифах бог солнца Ра – отец и правитель мира. Днем, проплывая по небесному Нилу, Ра заботливо посылает на землю свое тепло. А с приходом ночи он отправляется в загробное царство, где борется с наступающим мраком, освещая подземный мир. Всю ночь Ра сражается с силами тьмы. В подземном царстве он встречает главного своего врага – змея Апофиса, пытающегося проглотить Солнце, дабы мир погрузился в вечный мрак. К утру Ра убивает Апофиса, и вместе с этим наступает рассвет.
Сотворение мира
Согласно мифам, бог Амон-Ра, как его еще называли в период Нового Царства, существовал всегда. Еще задолго до сотворения мира он жил в пространстве океана Нун, который древние египтяне уподобляли яйцу. Свой выход за пределы Нуна бог Солнца ознаменовал актом творения.
Согласно мифу, бог Амон-Ра вышел из пучины Нуна и создал свет одним только своим волеизъявлением. Потом он сотворил из себя ветер и влагу, а от них произошли земля и небо. Так появились четыре стихии в образах двух божественных пар: Шу и Тефнут, Геба и Нут. Считалось, что бог Амон-Ра и его потомки были первыми фараонами Египта.
Символический образ Ра
Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит анкх – египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, что бы утром заново родиться на востоке.
Солнечный диск над головой бога Ра – его огненное Око возмездия. Око Ра защищает его от многочисленных врагов и подчиняет своей воле непокорных. Глаз Ра – также олицетворение разрушительной стороны огня и напоминание о двойственной природе вещей. Творящая сила света может обернуться обжигающими лучами зноя. И то, что ранее было источником жизни, станет причиной смерти.
Однажды, когда бог Ра был уже очень стар, люди перестали повиноваться ему. И разозлившись на людей, он обратил свой солнечный Глаз в свирепую львицу Сехмет. Во имя возмездия, Сехмет стала в ярости крушить все на своем пути, избивая и убивая людей. Увидев это, Ра пришел в ужас, и решил остановить Сехмет обманом, опоив ее пивом, окрашенным в цвет крови.
Бог Солнца Ра появляется в древних мифах в виде различных своих ипостасей. Сам Ра — есть дневное Солнце. Вечернее Солнце называли Атум, что так же соответствует имени более архаичного бога Атума, имевшего популярность в более ранние времена Египта. Утреннее Солнце называлось Хепри, что значит «скарабей» — древний символ перерождения. А в схватке со змеем Апофисом бог Ра сражается в образе огненно-рыжего кота.
Уход бога Ра из мира людей
Согласно мифам древнего Египта, расстроенный неповиновением людей, бог Солнца Ра решил покинуть земной мир. Узнав об этом, люди раскаялись и пришли проводить Ра. Они дали ему слово бороться с его врагами и почитать память о нем. После этого Ра поднялся на спину Небесной Коровы, чтобы продолжил править миром оттуда. А земная власть перешла в руки его детей.
Источник
Атум – египетский бог, создавший самого себя и весь мир
В египетской мифологии есть несколько богов-демиургов, что создавали жизнь, весь мир и даже самих себя. К одним из таких принадлежит Атум, что считается божеством первотворения. Древние египтяне называли его воплощением бога Ра, верховного покровителя нашего мира.
Сам же Атум, как рассказывают мифы, появился из первозданного океана, сумев в хаосе Вселенной создать жизнь и упорядоченную систему. Он заметно отличается от привычных нам египетских божеств. Атума по праву можно назвать вечным и всемогущим. Что же могут поведать легенды об этом боге? Каким был сам Атум и как удалось ему создать мир?
Атум – рождённый из океана
В Древнем Египте каждый из городов имел своего покровителя, а крупные центры порой объединяли триады или семьи богов. Культ Атума был особенно распространён в Гелиополе, где и сохранилась большая часть сведений о боге. Мифы рассказывают, что Атум не был рождён другими божествами.
Этот бог сумел сотворить себя сам, появившись в первичном хаосе. В некоторых преданиях изначально сущностью Аума являлся первозданный океан Нун, из которого и возник этот бог. Не исключено, что именно поэтому некоторые источники называют Нуна отцом Атума, однако это не совсем верно.
Атум – бог демиург / © Anatoly Fedorov / anatoly_fedorov.artstation.com
Нун был абстрактной стихией, не являясь персонифицированным божеством, и “родить” другое существо он не мог за счёт собственной энергии. Потому я склоняюсь к наиболее распространённой версии, что сам Атум был демиургом, то есть богом-творцом, создавшим мир и самого себя.
“Владыка Обеих Земель”, – именно так называли Атума, подразумевая, что он был покровителем Верхнего и Нижнего Египта. Если вы интересуетесь историей Древнего Египта, наверняка встречали подобное определение, используемое по отношению к фараонам. Атум являлся их защитником и покровителем.
Кроме того, египетские правители искренне верили, что являются земным воплощением бога, а порой утверждали, что в них соединяются черты различных могущественных божеств.
Статуя Хоремхеба, преклонившего колени перед богом Атумом. XVIII Династия, 1338 – 1308 г. до н.э.
Местонахождение: Луксорский музей, Египет
Облик Атума
В легендах рассказывается, что из первородного хаоса Атум появился в виде змеи, однако на изображениях чаще всего он предстаёт в человеческом обличье. Часто его голову венчает двойная корона (такая же есть на изображениях известных фараонов).
Порой Атума древние художники представляли в облике старика. На мой взгляд, так они хотели показать значимость и давность почитания этого бога. Он действительно был одним из самых старших богов. «Тексты пирамид» рассказывают, что Атум появился из океана как первозданная гора.
Порой культ бога связывают с почитанием скарабея, поскольку сам Атум принимал обличье священного жука. На озере в Карнаке в честь Атума было создано изображение гигантского скарабея, что появляется из воды. Это практически в точности отражает сюжет предания, согласно которому бог в облике жука вышел из первичных вод Нуна.
Не менее интересными мне показались сведения о боге из «Книги мёртвых». Там Атум заявляет Осирису, что по завершению жизни нашего мира он разрушит его, чтобы создать новый. Миф рассказывает, что с концом нашей Вселенной всё вернётся к изначальному порядку. Когда наступит пора, Атум снова появится из хаотической стихии, чтобы построить новый мир и совершенно новую жизнь.
Бог Атум передает Анк – символ жизни, фараону Сесострису I, 1971 год до н.э
Местонахождение: Белая часовня, Карнакский храм, Египет
Бог Атум – он и она
Но если изображения Атума мало чем могут удивить современного человека, то его сущность кажется более чем странной. Впрочем, всему есть объяснение. Поскольку Атум предстаёт демиургом, то в нём сочетаются как мужские, так и женские черты. Рукой бога является богиня Иусат.
Проглотив собственное семя, Атум выплюнул двух божественных близнецов – Тефнут и Шу, олицетворяющих влагу и ветер. Именно эти боги породили Геба и Нут, ставших землёй и небом. После на свет появились правнуки Атума – знаменитая четвёрка богов, Осирис, Исида, Нефтида и Сет.
Иллюстрация Атума из «Пантеона Египтиена», 1825 год
Автор: Леон Джин Джозеф Дюбуа
Отождествление с другими богами
Неслучайно имя Атума часто упоминается с именем другого великого божества, Ра. Как и верховный бог, Атум являлся прародителем всех бессмертных покровителей человечества, создателем мира, стражем мировых законов, хранителем гармонии. В некоторых сказаниях бог упоминается как Атум-Ра, ассоциировавшийся с закатным вечерним солнцем.
Интересно, что в различных городах Древнего Египта Атума отождествляли с разными божествами. Например, народ Мемфиса считал, что Атум – одно их воплощений Птаха.
Атум в воплощении Ра / © Giorgio De Michele (Erebus) / erebus74.artstation.com
Иногда сравнивали его с Хепри, что был известен как “создатель Осириса”. В предании о боге Ра Атум показан главным судьёй на совете богов. Именно он вынес приговор людям, что замыслили свергнуть бога Ра. Исполнителем воли Атума стала богиня-львица Сехмет, что спустилась на землю и принялась уничтожать врагов бога.
В Фивах наравне с Атумом почитали Амона, что позднее стал одним и главнейших богов египетского пантеона. В Гермополе Атум отождествлялся с Тотом, что был могущественным покровителем древнего города. Центром культа Атума считался Гелиополь, однако и там со временем почитание Ра постепенно оттеснило бога-демиурга.
Бог Атум был во всём, что окружало египтян / © Larry Springfield, Jr./ deejaystudios.artstation.com
Почему же почитание Атума отошло на второй план, а его культ затмило поклонение другим божествам? Мне кажется, причина этого кроется в древности и некой неопределённости образа бога-творца. Египтяне видели Атума не конкретной личностью мифологии, а силой света, солнца, первичного океана, которые давали жизнь. Позднее эти функции приняли на себя другие божества. Впрочем, сам Атум пусть и уступил первенство прочим бессмертным, но не остался забытым или покинутым.
Источник
Египетский бог солнца Ра
Ра (или Рэ) — древнеегипетский бог солнца. К эпохе V династии (XXV-XXIV века до Рождества Христова) он стал одним из главных богов египетской религии, отождествляясь в первую очередь с полуденным солнцем.
Описание
При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом. Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра. В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона, обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.
Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.
Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око, в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.
Ра и солнце
Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством — владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут — бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.
Ра в подземном мире
Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней — Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней — Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату — Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.
Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.
Ра — как Создатель
Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача. Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа — бога Пта считали, что создателем Ра был Пта. В одном отрывке из Книги Мертвых, Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.
Облик и изображения Ра
Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс, цапли, змеи, быка, кошки, льва.
Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».
В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.
Культ Ра
Главным культовым центром Ра был Иуну («Место обелиска») позже называвшийся греками Гелиополем («Городом Солнца»). Сейчас это один из пригородов Каира. В Иуну он отождествлялся с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра он считался главой Эннеады («Девятерицы» главных богов), в которую входили также Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Праздник «встречи Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.
Его культ в Гелиополе стал усиливаться примерно со II династии фараонов, провозгласившей Ра солнечным богом. Фараоны IV династии считались воплощениями этого бога на земле и называли себя «сынами Ра». Почитание Ра ещё возросло при V династии, когда Ра стал государственным божеством и фараоны воздвигали особые пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители V династии утверждали, что каждый из них рождается от самого Ра и жены гелиопольского первосвященника. Эти фараоны тратили громадные суммы на храмы Солнца. Тогда стали появляться первые Тексты пирамид, придававшие Ра всё больше значения в путешествии фараона через подземный мир.
В эпоху Среднего царства, Ра стали активно сочетать с другими важными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.
Во время Нового царства, поклонение Ра стало сложнее и величественнее. Стены гробниц испещрялись подробными текстами, которые повествовали о путешествии Ра через подземный мир. В них уверяли, что Ра перевозит в своей лодке молитвы и благословения живых вместе с душами умерших.
Служение Ра сопровождалось гимнами, молитвами и заклинаниями с целью помочь этому богу и его солнечной лодке восторжествовать над змеем Апопом.
Утверждение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра в Египте. Культ Ра теперь стал возбуждать лишь академический интерес, даже среди египетских жрецов.
Источник