Меню

Работа по ознакомлению с космосом

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Освоение космоса»

светлана макеева
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Освоение космоса»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и аппликации.

Тема: «Освоение космоса»

Цель: Закрепить представление детей о космосе, планетах нашей вселенной.

1.Образовательные: на чём первые космонавты отправлялись в космос, о дате первого полёта в космос, обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.

2.Развивающие: Развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение познавательные и интеллектуальные способности детей творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему, патриотические чувства и любовь к Родине, воспитывать чувство гордится родную страну, которая стала первой в освоении космоса.

Формы работы с детьми: беседа, игра, физминутка, загадки.

1. Беседы о планетах, космонавтах.

2. Заготовка планеты.

3. Рассматривание иллюстраций первых космонавтов.

Словарная работа: вселенная, Солнечная система, название планет.

Материал и оборудование: фотографии Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Белки и Стрелки, ракеты «Восток» и «Восток – 6», планета Земля, Звёздное небо, ноутбук, проектор, презентация, обручи, бубен, картон, заготовки из цветной бумаги, клей, ножницы, кисточки, салфетки, клеёнки, образец, фоновая музыка.

Место проведения: группа

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(а теперь посмотрите на наших гостей и подарите им свою улыбку).

А теперь давайте присядем на ковёр.

Ребята, а вы любите загадки?

Дети: ответы детей

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный тёмный и необычайный

В нём живёт вселенная, звёзды и кометы

Есть и обитаемые может быть планеты. (Космос).

Правильно, конечно же космос.

Людям с давних времён хотелось узнать, что такое космос? Как устроена наша Земля? Наблюдая за ночным небом и звёздами, интересовались есть ли жизнь на других планетах? Но как разгадать эти тайны.

Ученые мечтали о полете в космос человека, но прежде они решили проверить безопасность полета на наших четвероногих помощниках — собаках.

Знает ли кто-то из вас как звали этих собак?

Дети: Белка и Стрелка.

Воспитатель: Белка и Стрелка – собаки-космонавты первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и невредимыми вернулись на Землю. Их полёт проходил на корабле «Спутник – 5». Новость об удачном полёте Белки и Стрелки в космос мгновенно облетела весь мир. И они сразу же стали всеобщими любимицами.

После этого ученые решили осуществить свою заветную мечту — послать в космос человека.

12 апреля 1961 г. был запущен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт. Знаете ли вы его?

Воспитатель: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство. Он первым увидел Землю из космоса. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал простейшие записи карандашом и сделал вывод, что карандаш и прочие предметы в космосе лучше привязывать т. к. они улетают. За 108 минут (чуть менее 2 часов) он облетел всю землю кругом. Первый космический полёт вызвал огромный интерес во всём мире, а сам Ю. Гагарин превратился в мировую знаменитость. Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами можем гордиться им. С тех пор каждый год 12 апреля страна празднует праздник День космонавтики.

А как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Дети: Сильным, ловким, выносливым, терпеливым и трудолюбивым.

Воспитатель: Верно, он должен тренированным, иметь сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

А в июне 1963 г. на орбиту Земли был выведен космических корабль, который пилотировала первая в мире женщина — космонавт Валентина Терешкова. Терешкова – является единственной женщиной земли, совершившей одиночный космический полёт на космическом корабле «Восток – 6». Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти 3 суток в космосе и благополучно приземлилась на Землю.

Все последующие женщины-космонавты летали в космос только в составе экипажей.

А теперь давайте с вами поиграем.

Космонавты должны быть ловкими и внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Ждут нас быстрые ракеты». Перед вами на полу лежат 4 обруча – это ракеты. По сигналу экипажи из четырех человек должны занять места в ракетах.

Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Молодцы, ребята. Космонавты должны хорошо знать Солнечную систему.

А вы знаете ли какие-нибудь планеты Солнечной системы.

Дети: ответы детей

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в кинотеатр.

Демонстрирую детям презентацию «Солнечная система», по ходу презентации беседую.

В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Читайте также:  Договор по космосу подписали

Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.

Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.

Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Сол-нечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Ребята наш сеанс в кинотеатре закончен, проходим на ковер где сделаем зарядку для космонавтов.

Проводится физкультминутка «Космодром».

Читаю стихотворный текст и одновременно показываю, какие действия надо выполнять под него.

Все готово для полета,

Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх.

Ждут ракеты всех ребят.

Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.

Мало времени для взлета,

Маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд.

Встали прыжком — ноги врозь, руки на поясе.

Поклонились вправо, влево,

Делают наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон.

Делают наклоны вперед.

Вот ракета полетела.

Делают прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром.

Приседают на корточки, затем поднимаются.

Приглашаю детей пройти к столу для продуктивной деятельности — «Ракета в космосе».

Воспитатель: Ребята сначала мы с вами вспомним названия геометрических фигур (показываю детям детали ракеты – прямоугольник, треугольник, круг и спрашиваю названия). Каких геометрических фигур больше?

Далее напоминаю детям приемы работы с клеем, бумагой, салфеткой и т. д. предлагаю приступать к аппликации. По ходу помогаю, предлагаю варианты размещения деталей, если необходимо.

Рефлексия: Рассматриваем выполненную аппликацию, делимся впечатлениями.

— Куда полетела ракета?

— Какие планеты есть в нашей солнечной системе?

— Как называют людей летающих в космос на космических кораблях?

— Как зовут первую женщину- космонавта?

-Что вам больше всего понравилось на занятии.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом»; опыты и эксперименты для дошкольников; творческий центр «Сфера», М., -2011 г.

Итоговая интегрированная НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1506» Тема: «Мир.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей разновозрастной группы «Река Хемчик» Цели: Воспитывать у детей интерес к реке Хемчик, к родному краю. В увлекательной, наглядно-практической форме.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительный воздух» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лаборатория неживой природы» в старшей группе Программное содержание: -познакомить детей со свойствами воды: жидкая. Не имеет цвета, вкуса, запаха; -развивать исследовательские навыки,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Незнайка в стране насекомых» в старшей группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Незнайка в стране насекомых» в старшей группе Воспитатель: Кривоножкина Галина.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вулканы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Вулканы» Выполнила:.

Читайте также:  Проект тема космос дошкольный возраст

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лес — это зелёный дом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 г. Липецка. Конспект НОД в старшей группе По ознакомлению.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Узнай все о себе, воздушный шарик!» в старшей разновозрастной группе Цель:закрепить у детей знания о резине. Задачи: Обучающие: 1. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности,.

НОД по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе комбинированной направленности «Поможем Мальвине» Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе комбинированной.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ

Дошкольное детство — перирод ознакомления детей с окружающим. Немаловажно в формировании познавательных интересов дошкольников использовать разнообрзные темы. В статье рассматриваются вопросы осоздании условий и выборе форм работы по ознакомлению дошкольников с космосом. Предлагаемый материал будет интересен всем кто занимается вопросами дошкольного образования.

Скачать:

Вложение Размер
st_kosmos_2012.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНКОВ С КОСМОСОМ

Студентка дошкольного отделения

Погодина Марина Николаевна,

Черменева Светлана Ивановна

На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики

К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло 50 лет.

Мечта вчерашних мальчишек стать космонавтом для современных детей недостаточно актуальна. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам и родителям важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. По данной теме работали российские педагоги: Н. А. Короткова, И. А. Модина, Е. Г. Юдина и др.

Если малыш дорос до возраста «почемучки» и начинает засыпать вопросами о том, почему звёзды светятся, кто придумал лето, далеко ли до Солнца и что такое комета, самое время познакомить, понять устройство окружающего мира, поддержать исследовательский интерес и познать историю освоения с космосом в доступной для него форме.

Вселенная — извечная загадка бытия, манящая тайна навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого. Но как только сделан шаг — открываются новые горизонты. А за ним — новые тайны. Так было и так будет всегда, особенно в познании Космоса. Мечты человека подняться за облака и улететь на другие небесные тела насчитывают не одно тысячелетие. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.

Окружающий мир с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. [2,с.157] Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания Вселенной и происходящих изменениях в космосе.

В Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств [6,с.3]. Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, где интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Является важным отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности. Эффективность непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ознакомлении с космосом определяется выполнением рядом условий:

1. Ориентируясь на примерную тематику непосредственно-образовательной деятельности (НОД), необходимо сформулировать цель и развивающую, обучающую, воспитывающую задачи в соответствии с программой.

2. По теме НОД следует подготовить познавательный рассказ для детей, который уточняется и дополняется на основе справочной литературы: энциклопедий, учебников, словарей по проблеме. «Важно: информация должна быть научно обоснованной. Даже привычные и общепринятые на первый взгляд факты следует перепроверить с помощью справочных изданий.»[8,34]

3. Продумывая методы и приемы работы, следует отдавать предпочтение тем, которые будут стимулировать детскую активность. Не стоит увлекаться простой трансляцией информации на занятии. Рассказать или почитать можно в свободное время, например, перед ужином. Активность детей – главное условие успешного освоения материала.

4. Учитывая особенности детского мышления и восприятия, надо обеспечить продуктивную деятельность, с помощью которой ребёнок сможет закрепить пройденное или отрефлексировать результат своей работы. Это может быть любая художественно-продуктивная деятельность, схематизация, составление творческого рассказа и т.д.

5. Для удовлетворения познавательных интересов, формирования способности проверять собственные гипотезы, необходимо в каждое занятие включать элементарные опыты, чтобы проверить знания на практике. «Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии

у детей способности к самостоятельному мышлению.»[5,с.67]

Таким образом, для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. При таком подходе у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы и решению возникающих задач

Эмоциональный компонент ФГТ призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах.

Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и другие. Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания дети отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы — космонавты», «Полёт на Марс», рисуют и лепят ракету, космонавта в скафандре, делают летательные аппараты из бросового материала. Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать фантастические инопланетные миры и космолёты, лепить космических пришельцев, моделировать из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумывать новые названия планеты и созвездиям, выдумать собственные галактики. Тема эта безгранична, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.

Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, как того требует ФГТ ООП ДО. В работах российских педагогов Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной определены признаки совместной деятельности взрослых и детей: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Именно с учётом таких положений должна организовываться непосредственно образовательная деятельность, к которой ФГТ относит игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Важно не просто организовать детские виды деятельности, а найти адекватные возрасту формы активности. Учитывая принцип интеграции и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса по теме «Космос» можно предложить к использованию следующие формы активной детской деятельности:

  1. двигательная: подвижные игры, игровые упражнения, соревнования («Раз, два, мы – на старте», «Подготовка к полёту», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Кто быстрее?», «Самые ловкие»);
  2. игровая: сюжетно-ролевые игры и игры со строительным материалом («Мы — космонавты», «Полёт на Марс», «Полёт в космос)»;
  3. продуктивная: реализация проекта «Космический корабль», «Питание в космосе», «Планеты», «Огненное око», мастерская по изготовлению луноходов, мастерская по изготовлению летательных аппаратов и др.;
  4. коммуникативная: составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах, беседа о Ю.А.Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите»;
  5. трудовая: хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету», ручной труд «Ракеты – луноходы — корабли», труд в природе «Исследователи на грядке», самообслуживание «Космонавт всегда в порядке»;
  6. познавательно-исследовательская: экспериментирование «Невесомость в космосе» (вода, масло, спирт); решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?»; коллекционирование картинок и фотографий космонавтов, космических летательных аппаратов; моделирование «Космические ракеты», экскурсия на фотовыставку «Покорение космоса», просмотр презентации «Ю.А.Гагарин – первый в мире космонавт»;
  7. художественно-музыкальная: слушание и исполнение песен, посвящённых космосу, ритм-танец «Перед стартом»;
  8. чтение художественной литературы: чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Ю. Нагибина «Рассказы о Ю.Гагарине», научно-познавательной сказки «Звезда по имени Солнце».

Искусство воспитателя заключается в умелом сочетании форм и методов работы, их соответствию возрастным особенностям дошкольников.

Таким образом, ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников, укрепляет сотрудничество детского сада и семьи. Практика показывает, что знакомство с космическим пространством способствует возникновению интересов, как у детей, так и у взрослых.

Источник

Adblock
detector