Меню

Работы отроки во вселенной

Отроки во Вселенной

Из Википедии — свободной энциклопедии

Жанр фантастическая комедия Режиссёр Ричард Викторов Автор
сценария А. Зак, И. Кузнецов В главных
ролях

Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Савин, Володя Басов, Оля Битюкова, Надя Овчарова, Ира Попова, Вадим Ледогоров,

Оператор Андрей Кириллов Композитор Владимир Чернышёв Кинокомпания Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького Дистрибьютор Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького» Длительность 80 мин Страна

«О́троки во Вселе́нной» — советский художественный фильм, вторая часть научно-фантастической дилогии (начало — «Москва — Кассиопея»).

Премьера состоялась 25 марта 1975 года — фильм был выпущен спустя всего полгода после выхода предыдущей части, что было вызвано тем, что оба фильма снимались по единому сценарию. По Центральному телевидению СССР впервые был показан 8 ноября 1976 года.

Источник

Отроки во Вселенной

Череду успешных космических запусков, осуществляемых коммерческими компаниями, прервали две катастрофы, случившиеся в конце октября. Мы попытались разобраться, что представляет собой частная космонавтика сегодня и каковы ее перспективы

29 октября, через несколько секунд после старта с космодрома на острове Уоллес, взорвалась ракета-носитель Antares, выводившая на орбиту грузовик Cygnus («Лебедь») с грузом для Международной космической станции. И ракету, и грузовик разработала частная американская компания Orbital Sciences Corporation.

31 октября произошла другая катастрофа, бросившая совсем уж мрачную тень на частные компании, специализирующиеся на освоении космоса. Во время испытательного полета над пустыней Мохаве на юге Калифорнии разбился суборбитальный корабль SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту. Один получив тяжелые ранения, успел катапультироваться, а второй, 39-летний Майкл Олсбери, погиб и оказался первой жертвой коммерческого освоения космоса.

Этот корабль, уже ставший легендой, придумал эксцентричный миллиардер Ричард Брэнсон, основатель мегакорпорации Virgin и ее подразделения Virgin Galactic, созданного, чтобы возить в космос туристов. SpaceShipTwo, предназначенный для проведения суборбитальных полетов на высоте около 100 км, в районе условной границы космического пространства, испытывают уже лет пять. На него проданы сотни билетов, и первый полет с туристами собирались осуществить в 2015 году. Среди владельцев билетов на границу космоса стоимостью 250 тысяч долларов такие знаменитости, как Стивен Хокинг, Анжелина Джоли и Леди Гага.

Десятки клиентов потребовали деньги назад — их испуг можно понять. Деньги Брэнсон вернул, пообещал стать первым пассажиром корабля, но осадок остался. Оживились скептики, считающие, что полеты в космос — дело государственное, бизнесменам столь сложную и масштабную задачу доверить нельзя. В российских теленовостях даже показали пару сюжетов с оттенком затаенного злорадства, мол, летайте нашими старыми добрыми ракетами советской конструкции, а вся эта частная инициатива в космосе — происки лукавого, вроде сланцевого газа. Некоторая тенденциозность тут вполне понятна, главные успехи российской космической отрасли связаны с предоставлением услуг по выводу космических аппаратов на орбиту, в этом сегменте мы сейчас занимаем более 50% мирового рынка. Но это сегодня, а что будет дальше, кто станет лидером в деле освоения космоса — мощные, но неповоротливые государственные машины или отважные предприниматели?

Первые шаги частной космонавтики
О том, что частные космические программы перехватывают инициативу у государственных, всерьез заговорили в прошлом году, когда компания SpaceX впервые вывела на орбиту космический спутник.

SpaceX — детище самого, наверное, известного прогрессора нашего времени Илона Маска, создателя электромобиля Tesla, покрывающего США солнечными батареями и станциями подзарядки электромобилей. Маск, любящий заявлять, что жизнь хочет закончить на Марсе, начал воплощать мечту в жизнь, разбогатев на создании платежной системы PayPal.

В 2002-м он объявил о запуске собственной программы коммерческих космических полетов. Маск инвестировал в компанию сотни миллионов, но в 2008-м оказался на грани банкротства — его ракета-носитель Falcon провалила три запуска подряд. Первая волна скептицизма относительно бесперспективности частных космических запусков случилась именно тогда. Четвертый запуск в случае неудачи должен был стать последним. Но ракета взлетела, скептики были посрамлены, а Маск заполучил финансирование NASA и заключил контракт на 12 грузовых рейсов к МКС.

Контракт успешно выполняется, на сегодняшний день грузовики Dragon побывали на МКС уже трижды. А «Фальконы» столь же успешно выводят на орбиту спутники — заказов у SpaceX сегодня на 50 запусков спутников, ведь инженерам компании уже удалось существенно снизить стоимость запуска ракеты.

Тем временем Маск занимается следующим этапом космической программы, который в случае успеха на порядок удешевит полеты в космос. Он разрабатывает многоразовую ракету-носитель, способную приземляться на хвосте пламени. Сегодня его Grasshopper («Кузнечик») уже умеет садиться на этом самом хвосте с километровой высоты. Если в космос полетят такие многоразовые ракеты-носители, запуск маленького спутника станет делом, доступным практически любому желающему.

Космическая гонка
Надо пояснить, что мы имеем в виду под частной космонавтикой. Производством ракет и космических кораблей и раньше вовсю занимались коммерческие компании, в США крупнейшими подрядчиками NASA были Lokheed Martin и Boeing, в Европе — Thales Alenia и EADS. Так, Lockheed Martin только что завершил сборку многоразового корабля Orion; этот аппарат, рассчитанный на полеты человека в дальний космос, сменит не используемые с 2011 года шаттлы и российские «Союзы».

Ракета — это сложный конструкт, в создании которого принимают участие много производителей. Например, на разбившемся «Антаресе» стояли модифицированные самарские двигатели НК-33, а система подачи топлива была изготовлена на днепропетровском Южмаше под контролем КБ «Южное». Просто раньше частные компании-сборщики сдавали готовый продукт заказчикам-государствам, а те уже выводили космические аппараты на орбиту. А начиная с первого коммерческого запуска SpaceX частники сами стали продавать услуги, осуществлять космические полеты.

В спину SpaceX дышат конкуренты, успешный пример оказался заразительным. Orbital Sciences Corporation, чей транспортник разбился 27 октября, вряд ли сильно пострадает от этого — компания заключила контракт с NASA на запуск восьми грузовых аппаратов Cygnus в течение трех лет общей стоимостью 1,9 миллиарда долларов.

Для того чтобы самим осуществлять запуски, компаниям нужны частные космодромы. SpaceX пока использует для стартов ракет площадку ВВС США во Флориде. Но Маск не собирается арендовать этот космодром бесконечно: одним из приоритетных пунктов в его плане по освоению космоса значится постройка собственного космодрома, который он предполагает объявить доступным только для коммерческих запусков. Его уже строят в штате Техас, неподалеку от городка Браунсвилл. А Ричард Брэнсон запускает корабли из собственного космопорта «Америка». Свой космодром есть и у Orbital Sciences Corporation, по соседству с космодромом NASA на острове Уоллес.

Предприниматели берутся осваивать далеко не только орбитальное пространство. Компания Planetary Resources, среди инвесторов которой основатель Google Ларри Пейдж и кинорежиссер Джеймс Кэмерон, разрабатывает корабли, которые будут добывать полезные ископаемые на астероидах. Компания

Inspiration Mars собирается отправить пилотируемый корабль к Марсу в 2018 году, а проект Mars One и вовсе направлен на колонизацию Марса в следующем десятилетии. В этом году они собрали 200 тысяч заявок от добровольцев со всего мира, желающих переселиться на Марс. Как мы знаем, и у Илона Маска долгосрочная цель — колонизация Марса. Он уже разрабатывает транспорт для первых переселенцев, Mars Colony Transporter. Работу над кораблем, который сможет принять на борт до сотни человек, предполагают завершить в 2020-х. Его пассажиры купят билет в один конец: корабль останется на Марсе навсегда и станет базой для поселения, которое будет разрастаться, чтобы приютить в дальнейшем до 80 тысяч человек.

Читайте также:  Александре невском мистер вселенная

Новая надежда
Аналитики говорят, что коммерциализация — это основная тенденция в деле освоения космоса последних лет. Это не только выгодно, но и модно, даже такой магнат, как Роберт Бигелоу, сделавший состояние на гостиницах и казино Лас-Вегаса, теперь планирует строить гостиницу на околоземной орбите.

Авиацией тоже поначалу занималось в основном государство, но постепенно она естественным образом перешла в частные руки. Похоже, с космосом происходит та же история, и катастрофы никак не повлияют на приток частного капитала туда, где возможны космические прибыли.

Государственные программы космических полетов слишком забюрократизированы. «Союзы» оказались в десятки раз дешевле шаттлов, но и технологическим решениям, используемых в их конструкции, уже десятки лет. За это время прочие отрасли шагнули далеко вперед. Конечно, американцы еще полетают на наших дешевых ракетах, но в перспективе переход к многоразовым носителям, кажется, неизбежен.

Теперь есть надежда, что благодаря притоку частного капитала эра Великих космических открытий уже совсем близка.

Источник

Отроки во Вселенной: дизайн, архитектура, вдохновение

Дилогию Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» (1973) / «Отроки во Вселенной» (1974) нужно разбирать покадрово, и это интересная задача для искусствоведа-киноведа. А еще это кино рекомендовано смотреть с пленки на большом экране, как это сделала однажды я (о моих приключениях читайте в рассказе «Космос, киномеханик и 35мм» ).

Когда смотришь «Отроков во Вселенной», будто попадаешь не столько в музей космонавтики (могу лично засвидетельствовать: там скучновато), а в галерею современного искусства, и это намного интереснее!

Остановлюсь на трех любопытных моментах:

1. «Отроки во Вселенной» вышли за несколько лет до «Звездных войн»

Спецэффекты «Звездных войн» и изобретательность их декораций не вызывают никаких сомнений. Художники-постановщики Джон Бэрри, Лесли Дилли и Норман Рейнольдс заслуживают оваций, спору нет.

Но некоторые приемы, которые можно наблюдать в «Звездных войнах», вышедших в 1977 году, уже были в фильмах Ричарда Викторова. Например, роботы, которые не пугают, а вызывают симпатию. Или идея того, чтобы неведомую планету снимать в естественном природном ландшафте. Натуру для иного мира советские авторы нашли в Крыму, а создатели «Звездных войн» отправились в пустыню Туниса.

2. Не только эскизы, но и настоящая «космическая» живопись

Фильмы Викторова настолько хороши, что в 2016 году ему посвятили выставку в Музее космонавтики им. К. Э. Циолковского. Посмотреть видео с экскурсии (и даже послушать голос Кира Булычева) можно здесь:

Кроме того, там можно увидеть раскадровки, а еще – эскизы Константина Загорского, а это полноценные картины холст-масло-темпера. Художник кино Загорский специализировался на сказках («Волшебная лампа Аладдина», «Русалочка», «Аленький цветочек» и др.), поэтому и образы космоса у него получились такими волшебными.

В документальном фильме «Встретимся где-то…» (2019) Николая Викторова, сына режиссера, рассказывается, как снимали «Через тернии к звездам». Там можно увидеть художника Загорского и гримера Таисию Кунич, которая придумала ряд невероятных образов роботов разных полов.

3. Привет из Хельсинки

В сцене, где персонаж Льва Дурова отвечает на вопросы журналистов, виден эффектный стеклянный фасад, показаны здания, облицованные красным кирпичом. Но это не силуэты объектов Луиса Кана, а МИЭТ – комплекс Московского института электронной техники в Зеленограде, который только что открылся (1971 – год завершения строительства).

МИЭТ – яркий пример советского модернизма, архитекторы Феликс Новиков и Григорий Саевич, инженер-конструктор Юрий Ионов. Подробнее о Зеленограде и его архитектуре можно прочитать в книге Феликса Новикова «Зеленоград – город архитектора Покровского», но остановлюсь на популярном заблуждении.

В разных источниках безапелляционно заявляется о том, что якобы советские архитекторы спроектировали МИЭТ по образу и подобию Хельсинского технологического университета, построенного на два года раньше Алваром Аалто , хотя это совершенно не так. Вот что пишет об этом сам Новиков:

Суждение о сходстве МИЭТа и аалтовского университета содержалось в тексте старшего научного сотрудника НИИТИАГ, профессионального «историка» архитектуры. При этом сходство никак не было проиллюстрировано. Проектировались и строились эти объекты одновременно, но проекта великого коллеги я не видел. На самом деле, сходство только в том, что оба комплекса построены из красного кирпича. В Финляндии — из финского, в Зеленограде — из латвийского. В остальном ничего общего нет — ни в композиции, ни в деталях.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • УЛИТКИ и другие мои зверюшки (11)
  • 3D Models free (1)
  • АНТИКВАРИАТ (23)
  • АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ (103)
  • ВОПРОС-ОТВЕТ (134)
  • ДЕТЯМ (431)
  • Закрытый раздел (33)
  • ИСКУССТВО (903)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ, ЮВЕЛИРКА (93)
  • ИсТория, новая хронология (3516)
  • Кулинария (633)
  • Магические практики (4783)
  • МЕСТА СИЛЫ, ШАМАНЫ, КАМНИ (25)
  • НАУКА (136)
  • НАША ДАЧА, Ландшафт (255)
  • НЕКРОПРАКТИКИ, ДОБРЕНЬКИЕ ДЕЛА (25)
  • ОРУЖИЕ, БУНКЕР (181)
  • Полезные мелочи (781)
  • Путешествия, Природа (491)
  • Рисуем сами (71)
  • Своими руками (191)
  • СКАЗКИ, МИФЫ (284)
  • СПОРТИВНАЯ НОСТАЛЬЖИ (26)
  • СССР, ПОЙ, РЕВОЛЮЦИЯ! (186)
  • ТАРО (34)
  • ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕНИКОВ (449)
  • УРОКИ ДИЗАЙНА (97)
  • Целительство (1197)
  • Эзотерический магазин (1)

Цитатник

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50. » Эймис Ли Серия: «Рисуем 50. » .

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…».

Испания, Барселона:скульптура — Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат.

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу Поговорим о разных типах .

ХОЛОДИЛЬНИК. ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо.

Всегда под рукой

Новости

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Интересные факты о фильмах «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Интересные факты о фильмах «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Интересные факты о фильмах «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Премьера фильма «Москва — Кассиопея» состоялась 23 сентября 1974 года, а премьера фильма «Отроки во вселенной» состоялась 25 марта 1975 года.
Фильмы «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной», снятые в 1973 году до сих пор считаются одними из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

Тринадцати-четырнадцати летних подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;
По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу.
Зарплата актеров-подростков составляла 100 руб. в месяц

Первоначально существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два, поэтому вторая часть дилогии «Отроки во Вселенной» не снималась, как отдельный фильм, а была смонтирована из отснятого материала для фильма «Москва — Кассиопея», так материала получилось достаточно много и вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал
На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей

Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности, которого играл замечательный актер Иннокентий Смоктуновский, намек на работника спецслужб. И.О.О., в отличие от множества современных фильмов, где зрителю навязывается образ работника службы безопасности исключительно в негативном свете, персонаж позитивный и необыкновенно полезный.
Смоктуновского пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к «Кассиопее» весьма скептически и не верил в ее успех.

Именно из-за костюмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Кинолента «Большое космическое путешествие» была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.

Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике

Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ленина

Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В «Отроки во Вселенной» есть эпизод, когда роботы меняются головами, — он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и сценаристы моментально написали текст. Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на пленке, то ничего не выйдет… Он же придумал, как «сделать» невесомость и многое другое

Специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее

Сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов очень дружно работали с режиссером, принимая или отвергая какие-либо его предложения по фильму. Была только одна сцена, против которой они очень воевали с Ричардом Викторовым, но в итоге режиссер своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полетом приходят на Красную площадь. Сценаристы считали, что этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма. Но, возможно именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны

Сцена возле капсулы, когда Варька отказывается улетать с планеты сначала была снята с первого дубля. А через несколько дней пришла информация — брак пленки и сцену пришлось переснимать заново. Но на этот раз было сделано 14 дублей — так тяжело далась повторная съемка актерам;
Но своеобразный рекорд поставил Басов. Свою фразу, — «По-моему, это сделал я»,- ему пришлось говорить 19 дублей

Сцены будущего, когда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь, снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);
Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» пользовались настолько большим успехом у юного зрителя, что и режиссер и сценаристы получали продолжения написанные самими ребятами;
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.

О спецэффектах, реквизите и костюмах

Читайте также:  Злые мстители альтернативная вселенная

Секрет невесомости. Ответ на вопрос о том, как создавалась невесомость в фильме знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре. Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу. При съемке в кадр забегал первый космонавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали. При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку. Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех!
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.

Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка.
Взрыв аппарата на Вариане — работа комбинаторов и пиротехников.
Во время съемок сцены в «профилактической камере», когда ребята заливались искренним смехом, роботы были не при чем. Просто актерам в это время показывали «Ну, погоди», — вот они и веселились.
Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут.
Для съемки сцены, где первая разведкапсула «приземлялась» на поверхность на специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссера, стоявшего рядом. У Викторова даже рукав куртки оплавился.
На съемках сцены «Лоб в пакете» Басова действительно запихнули в пакет, и комбинаторы на фоне черного бархата, на специальной подставке, таскали его туда-сюда. Володе было весьма тяжело и достаточно душно. А ну-ка, посидите в скрюченном состоянии не один час! Да еще под светом, от которого и так нечем дышать. Да еще и в пластиковом пакете.
Общение роботов — свист — был в сценарии. А вот рука у подбородка, мелодика свиста, улыбка — все это было придумано замечательным актером Сашей Вигдоровым. Он играл исполнителя и младшего брата Паши Козелкова через двадцать семь лет.

Интересное о костюмах

Читайте также:  Как попросить у вселенной вторую половинку

Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Еще сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их черные кожаные костюмы не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.

Володя Басов был черноволосый и пришлось перекрашиваться в рыжий цвет.
К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас — реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.
Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.
Костюмы «роботов» были изготовлены из толстого прорезиненного синтетика, что делало их очень не комфортными. Костюм надевался как комбинезон, душный и жаркий. Головы исполнителей — резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками, плюс грим.
Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.

Почему Агапит лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)

Другие интересности
В дилогии снимались четыре актерские династии:

Жена режиссера Ричарда Викторова — Надежда Семенцова-Викторова, их дочь Анна Викторова (ныне — режиссер) и сын Николай Викторов (ныне тоже режиссер, выпустивший обновленный вариант фильма своего отца «Через тернии к звездам»).

Наталья Фатеева и ее сын, Владимир Басов-младший.

Игорь Ледогоров и его сын Вадим Ледогоров

Василий Меркурьев и его сын Петр Меркурьев (внук В.Э.Мейерхольда)

Надежда Семенцова-Викторова сыграла две роли — Надежды Филатовой и робота-исполнителя

Робота-механика озвучивал сам режиссер Ричард Викторов
(«Машина в полном порядке! Нажмите кнопку! Влезайте. «)

В эпизоде в ролях академиков снялись авторы сценария дилогии

В роли академика — автора слов «Я верю, что если не мы, то вы когда-нибудь научитесь прогрызать дырки в пространстве» — не актер, а консультант фильма, Владимир Михайлович Золотарёв,
профессор кафедры математической статистики и случайных процессов мехмата МГУ

Федя вытаскивает из своего портфеля книгу Айзека Азимова
«Я, робот» (Москва, изд-во «Знание», 1964 год)

Фартук варианского робота-няньки сделан из импортной клеенки с изображением кукол, лошадок и пр. игрушек.
Такая клеенка в 70-е годы прошлого века была очень популярна у домохозяек.

В эпизоде встречи с роботами Лоб вслух произносит теорему Пифагора:
«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»
(формула — a2= b2+c2)
Но пишет на столбе
формулу сокращенного умножения:
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2

В качестве варианских «надписей», похожих на иероглифы или пиктограммы, были использованы так называемые «магические» фигуры, которые разработал архитектор Клод Файет Брэгдон (1866-1946)

Это геометрическое соединение чисел от 1 до 16 в так называемом «квадрате Дюрера»

Таким образом можно даже восстановить вид «иероглифа», который загораживает робот

За 10 лет до дилогии на Украине был снят научно-фантастический фильм «Мечте навстречу» о полете на Марс. Космический катер из этого фильма по форме удивительно напоминает разведывательную капсулу из дилогии.

В эпизоде, когда во время экскурсии человек в чалме что-то долго говорит — смыслоуловитель переводит это одним словом: «Потрясающе!». На самом деле он говорит по-арабски:
«Чудесная, поразительная, прекрасная вещь! Верите или нет, она за гранью того, что можно вообразить, и того, что говорили легенды древних и прочие!»

Французский журналист, появляющийся на «Заре» во время экскурсии, и потом, через 27 лет, на пресс-конференции в ЦУПе, представляется: «Детский журнал «Пиф-Вайан»!» Как известно, «Пиф» — это имя песика из популярных французских комиксов, которые печатались с 1952 года на страницах журнала «Вайан», в дальнейшем переименованного в журнал «Пиф»

Роль «шпионского» фотоаппарата исполнил советский «Киев-Вега»

Магнитофон Феди Лобанова (в трех эпизодах — космический сбор, невесомость, день рождения Козелкова) — это кассетник «Воронеж-44», производившийся начиная с 1971 года

Вся музыка для дилогии была написана Владимиром Чернышевым от начала и до конца. Он был, безусловно, талантливым композитором. А зов роботов — это вообще его любовь и муки. Причем партитуры он всегда писал сам. Это был адский труд, но писать партитуру — не хотел доверять никому, да и специально обученные люди стоили дорого.

Источник

Adblock
detector