Меню

Радостное солнце трепетало повсюду

Диктант №565 «К озеру»

К озеру

Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру. Это стало традицией.

Я приходил всегда неожиданно. Шел тихими осенними ле­сами, где, кроме птиц, не было встречных, узнавал старые пни, светлые поляны, изгибы заброшенной дороги.

Приходил я обычно в поздние сумерки, когда бледные звезды предвещали холодную ночь и запах дыма казался лучшим запа­хом в мире. Он говорил о близости озера, теплой избы, веселых разговоров, постели из сухого сена, говорил о пении сверчка и бесконечных ночах, когда я просыпался от струнного грома, от мелодий Бетховена и Верди, заглушавших дрожащий вой голодных волков.

Каждый раз Ленька выскакивал из избы и бежал мне на­встречу. Он стеснялся показывать свою радость и только крепко здоровался со мной за руку. Потом мы долго говорили о прочи­танных книгах, об урожае, зимовке на полюсе, затмении солнца и ловле вьюнов. У нас было много увлекательных тем для раз­говоров.

Диктант №566 «У окна»

У окна

Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу. Всю ночь и утро сеял частый осенний дождь. Деревянные домики, серые и печальные, каза­лись насквозь промокшими. Одинокие деревья гнулись от ветра, и их почерневшие листья льнули друг к другу, шепча и жалу­ясь. Рядом, в потемневшем кривом домике, отвязалась ставня и с тупым упорством захлопывала половину окна, таща за собой мокрую веревку, и снова со стуком ударялась о гнилые бревна.

Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом. Деревянная вычурная резьба покры­вала, будто кружевом, весь фасад, начиная от высокого темно-красного фундамента и доходя до конька железной крыши. Даже в эту погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стекла отчетливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозеленой жизни. Андрей Николаевич любил смотреть на этот дом и воображать счастливую жизнь его обитателей — бес­печных и красивых людей.

Диктант »Радость» (№568)

Радость

С коньками под мышкой Светлана неторопливо шагала в про­тивоположную от катка сторону, боясь растерять свою неожидан­ную радость. Она не знала, куда и зачем идет. Лишь бы только не стоять на месте. На набережной канала, огибавшего разрушен­ный стадион, девушка остановилась. В этот момент вспыхнули и ярко загорелись фонари. Они залили светом весь Невский про­спект и в одно мгновенье изменили облик города.

Это было неожиданно и так соответствовало внутреннему со­стоянию Светланы, что она остановилась. Светлане казалось, что все люди должны радоваться ярким фонарям, хорошей по­годе, шумному движению, толкотне. Всюду, куда бы она ни взглянула, все горело, отсвечивало, блестело, сверкало. В окнах магазинов ослепительно сияли красным, зеленым, голубым све­том слова реклам. Блестели кузова автомашин, отражая тысячи огней. Сверкали стеклянные вывески. Даже скользкие тротуа­ры, еще не посыпанные песком, блестели.

Диктант »После грозы»

После грозы

Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от пыли и гари. Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо!

Выделенные слова проговаривать по слогам.

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

  • слова с безударными гласными в корне – 12 слов;
  • слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;
  • слова с приставками – 6 слов;
  • слова с предлогами – 6 слов;
  • слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;
  • слова с мягким знаком – 6 слов;
  • слова из словаря – 7 слов.
  • существительные с безударными падежными окончаниями – 4 слова;
  • прилагательные с безударными падежными окончаниями – 9 слов.

  • Найдите и графически обозначьте однородные члены предложения
  • В предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Выписать слова парами с вопросом.
  • вариант – Промытое голубое небо широко улыбалось.
  • вариант – Радостное солнце трепетало повсюду.

  • определять и выделять графически все члены предложения;
  • выделять из предложения словосочетания

    Источник

    Сборник текстов контрольных и проверочных диктантов по русскому языку

    текстов контрольных и проверочных

    Сентябрь 2009 г

    по теме: «Сохранность знаний 2 класса»

    (3 класс – 1 четверть)

    Наша семья решила отдохнуть в выходной день на реке. На берегу

    реки Кедровка мы нашли прекрасное местечко. Вечерком развели огонь.

    Мы вспоминали разные песни. Сестра Наталья с большим чувством

    читала стихи. Как было весело и интересно!

    Наступила ночь. Кругом стояла тишина. Ветерок принёс аромат

    трав и ночных цветов. На болоте квакали лягушки. Утром у нас был

    ранний подъём. Местность звенела птичьими голосами. Нас ждал

    радостный и счастливый денёк.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне –19 слов;

    — слова с парными согласными в корне – 2 слова;

    — слова с непроизносимыми согласными в корне – 6 слов;

    — слова с мягким и твёрдым знаками – 9 слов;

    — слова с предлогами – 5 слова;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши — 7 слов;

    — слова из словаря – 4 слова,

    по теме: «Изменение имён существительных по падежам».

    (3 класс – 1 четверть)

    Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась

    сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные

    дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на

    осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем

    к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-

    Читайте также:  Прочитайте солнце скрылось вечернее солнце скрылось

    дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно

    речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 14 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 6 слов;

    — слова с приставками – 9 слов;

    — слова с предлогами – 11 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;

    — слова с мягким знаком – 7 слов;

    — слова из словаря – 6 слова.

    — Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и

    — Определите род существительных.

    1 вариант – Земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;

    2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.

    — определять грамматические признаки существительного: число, род;

    — образовывать форму единственного числа имён существительных;

    по теме: «Изменение имён существительных по падежам».

    (3 класс – 1 четверть)

    Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья

    давно сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая

    листва не шуршит под ногами. Иногда от дерева к дереву перелетают

    птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм.

    Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор.

    На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих

    следов. Они о многом могут рассказать человеку.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 16 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слов;

    — слова с приставками – 8 слов;

    — слова с предлогами – 8 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 3 слова;

    — слова с мягким знаком – 8 слов;

    — слова из словаря – 4 слова.

    В четвёртом и пятом предложениях определить падеж имён

    — определять падеж имен существительных;

    — распознавать падеж имён существительных.

    по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных».

    (3 класс – 2 четверть)

    Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые

    дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый

    иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.

    Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.

    Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом

    Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли

    Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 14 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;

    — слова с приставками – 13 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов;

    — слова с мягким знаком – 7 слов;

    — слова из словаря – 6 слов;

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 9 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.

    — Найдите существительные в Р. п. и Д. п. Обозначьте орфограмму.

    — распознавать существительные в Р. п. и Д. п.

    — писать безударные падежные окончания.

    по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных».

    (3 класс – 2 четверть)

    Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Они летели,

    кружились и падали. Снег покрывал чёрную грязь на дороге, лежал

    на крыше, на каждой ступеньке крыльца.

    Таня подставила ладонь, снежинки и на ладонь упали. Но Таня

    не успевала их разглядеть. Снежинки быстро таяли на тёплой ладони.

    Тогда девочка одела варежку и смогла рассмотреть каждую из них.

    Снежинки состояли из шести лучей и были неповторимы. Это настоящее

    снежное чудо. Дома Таня нарисовала красивые снежинки в альбоме.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 11 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 3 слова;

    — слова с приставками – 6 слов;

    — слова с предлогами – 8 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 4 слова;

    — слова с мягким знаком – 8 слов;

    — слова из словаря – 2 слова.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 5 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.

    Найти все существительные в П. п. Обозначить склонение

    этих существительных и выделить окончание.

    — определять падежи имен существительных;

    — распознавать падежи имён существительных.

    — писать безударные падежные окончания сущ. 1,2,3 склонения в П. п.

    по теме: «Имя существительное».

    (3 класс – 3 четверть)

    Около берёзовой рощи был низенький холмик. На нём росла

    ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался

    чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверх-

    ности воды. Мы часто видели как по широкой пустоши пробегал

    заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки показа-

    лась мордочка мышки. Мы смотрели на красивый полёт ласточки.

    Далеко в лесу раздавался голос кукушки.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 11 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слова;

    — слова с приставками – 6 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 8 слова;

    — слова с мягким знаком – 5 слов;

    — слова из словаря – 2 слова.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 8 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 5 слов.

    Найдите все существительные в Р. п и Д. п. Обозначьте склонение

    этих существительных и выделите окончание.

    Читайте также:  Защита от солнца грудных детей

    — Морфологический разбор существительных:

    1 вариант – у ольхи; 2 вариант – кукушки.

    — определять падежи имен существительных;

    — распознавать падежи имён существительных;

    — различать склонение существительного;

    — писать безударные падежные окончания сущ. 1,2,3 склонения в Р. п и Д. п.

    — делать морфологический разбор имён существительных

    по теме: «Имя прилагательное».

    (3 класс – 3 четверть)

    Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой

    товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все

    дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

    Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы

    и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий

    снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-

    шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его

    осветил стройные деревья.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 17 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слова;

    — слова с приставками – 6 слов;

    — слова с предлогами – 8 слов;

    — слова с шипящими на конце – 2 слова;

    — слова с мягким знаком – 8 слов;

    — слова из словаря – 3 слова.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 10 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 7 слов.

    — Подчеркнуть все прилагательные;

    — Морфологический разбор прилагательного:

    1 вариант – снежным (ковром); 2 вариант — (по) лесным (полянам);

    — Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:

    1 вариант – из соседн… села, по звёздн… небу, в здоров… теле,

    рыж… лисицу, по широк… долине;

    2 вариант – до поздн… вечера, к весенн… севу, в мехов… полушубке,

    рыж… белку, к березов… роще.

    — распознавать падежи имён прилагательных;

    — писать безударные падежные окончания прилагательных;

    — делать морфологический разбор прилагательного.

    по теме: «Изученные части речи».

    (3 класс – 3 четверть)

    Мы выехали из села перед восходом солнца. На горизонте алела

    утренняя заря. Дорога в соседнюю деревню была гладкой и ровной.

    По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты

    снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно пух. За узкой

    речкой тёмной стеной возвышался лес. Мы въехали в сосновую рощу.

    Со всех сторон нас обступают стройные сосны с красивыми могучими

    стволами. Тяжёлая шапка снега падает с макушки высокой сосны.

    Скоро покажутся избы.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 17 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 6 слов;

    — слова с приставками – 5 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 3слова;

    — слова с мягким знаком – 3 слова;

    — слова из словаря – 2 слова.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 5 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 13 слов.

    — Морфологический разбор прилагательного:

    1 вариант – (в)сосновую (рощу); 2 вариант — (за) узкой (речкой);

    — Морфологический разбор существительного:

    1 вариант – (с) макушки; 2 вариант – (из) села.

    — выделять все грамматические признаки имени существительного и

    прилагательного и определять их роли в предложении.

    (3 класс – 3 четверть)

    Утренняя заря осветила местность. Яркие звёзды на небе стали

    бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на

    вершине могучего дуба. С реки потянул лёгкий свежий ветерок.

    Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса.

    В густой зелени деревьев зазвенели весёлые птичьи голоса. Хорошо

    идти по узкой лесной тропинке. Длинные тени лежат под ногами.

    Тишина. Только пёстрый дятел стучит по коре белой берёзы.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 22 слова;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;

    — слова с приставками – 7 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 3 слова;

    — слова с мягким знаком – 6 слов;

    — слова из словаря – 7 слов.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 6 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.

    — Определить время, число, род глаголов:

    1 вариант – стучит, осветила; 2 вариант – лежат, заиграл;

    — Подобрать синоним к каждому глаголу:

    1 вариант – увидеть — …, сообразить — …, вынимать;

    2 вариант – спешить — …, бояться — …, грустить — ….

    — определять изученные грамматические признаки глагола;

    — подбирать синонимы к глаголу.

    (3 класс – 3 четверть)

    Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце при-

    пекает всё сильнее. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи

    текут и звенят. Смолой пахнут душистые почки.

    Не успеваю замечать шаги весны. Вот зазеленела листва на

    деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели

    голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь

    свои голоса. Для птиц приход весны – главный праздник!

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 22 слова;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;

    — слова с приставками – 8 слов;

    — слова с предлогами – 2 слова; не с глаголами – 3 слова;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща — 4 слова;

    — слова с мягким знаком – 7 слов;

    — слова из словаря – 5 слов.

    — Определить части речи и надписать над словами предложения.

    На лесных полянах зацвели голубые подснежники.

    — Выделить суффиксы глаголов:

    1 вариант – замечать, течь, нести; 2 вариант – считать, вести, беречь.

    Читайте также:  Бывало зайдет солнце прольются небеса

    — Определить время глагола:

    1 вариант – думаю, задумает, придумал, думать;

    2 вариант – рисовать, рисую, нарисует, зарисовал.

    — определять изученные части речи;

    — видеть и выделять изученные суффиксы глаголов;

    — определять время глагола.

    по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

    (3 класс – 4 четверть)

    Наступила весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка.

    Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. Речка бежит широкая и бурная.

    На деревьях появились маленькие листочки. На старой берёзе уже

    возится грач. В чистом весеннем воздухе поют птицы. Показалась

    молоденькая травка. Школьники сделали гряды на своём огороде и

    посадили новые сорта овощей. Летом они будут проводить борьбу с

    вредными насекомыми, а к осени устроят выставку овощей. Ребята

    сделали скворечники и написали красочные плакаты.

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 21 слово;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 2 слова;

    — слова с приставками – 6 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 6 слов;

    — слова с мягким знаком – 9 слов;

    — слова из словаря – 5 слов.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 7 слов;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 11 слов.

    — В предложение выделить главные и второстепенные члены.

    Выписать слова парами с вопросом.

    1 вариант – В чистом весеннем воздухе поют птицы.

    2 вариант – На деревьях появились маленькие листочки.

    — определять и выделять нужными линиями все члены предложения;

    — выделять из предложения словосочетания.

    по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

    (3 класс – 4 четверть)

    Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от пыли

    и гари. Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце

    трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты.

    Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной

    траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой

    воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное

    солнышко. Хором поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо!

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 12 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;

    — слова с приставками – 6 слов;

    — слова с предлогами – 6 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;

    — слова с мягким знаком – 6 слов;

    — слова из словаря – 7 слов.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 4 слова;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 9 слов.

    — Найдите и графически обозначьте однородные члены предложения

    — В предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены

    предложения. Выписать слова парами с вопросом.

    1 вариант – Промытое голубое небо широко улыбалось.

    2 вариант – Радостное солнце трепетало повсюду.

    — определять и выделять графически все члены предложения;

    — выделять из предложения словосочетания

    по теме: «Сложное предложение».

    (3 класс – 4 четверть)

    Над полями и лесами золотом сияет солнце, потемнели дороги.

    Не успел сойти на реке лёд, а уже прилетели белоносые грачи, вьют

    Медведица вывела медвежат на первую прогулку. Играют медве-

    жата на поляне у лесного ручья. Со страхом рассматривают они сбе-

    гающую с пригорка воду, залезают на скользкие коряги.

    Над хрупкими подснежниками запорхали лёгкие бабочки. Проснулись,

    Всё радо прекрасной весне!

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 16 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слов;

    — слова с приставками – 10 слов;

    — слова с предлогами – 9 слов; не с глаголом – 1 слово;

    — слова с мягким знаком – 4 слова;

    — слова из словаря – 5 слов.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 4 слова;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 9 слов.

    — В предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены

    предложения. Выписать слова парами с вопросом.

    1 вариант – Промытое голубое небо широко улыбалось.

    2 вариант – Радостное солнце трепетало повсюду.

    — различать главные и второстепенные члены предложения, выделять их

    — выделять из предложения словосочетания

    по теме: «Изученные орфограммы 3 класса».

    (3 класс – 4 четверть)

    Как хорошо бродить по весенней берёзовой роще! Как хорошо

    любоваться чудесной природой! Мы идём узкой тропкой. Земля

    вокруг подсохла, зазеленела молоденькая травка, раскрылись первые

    цветы. Подул лёгкий ветерок. В тёплом воздухе звучат звонкие го-

    лоса певчих птиц. Строгий дятел крепким клювом бьёт по стволу

    дерева. Вот воробей запел свою радостную песенку. На ясном небе

    светит солнце, маленькими пёрышками плывут облачка. Прекрасный

    мир пробудился для нового расцвета. Домой мы возвращались с доб-

    Проверяются умения писать слова с орфограммами:

    — слова с безударными гласными в корне – 16 слов;

    — слова с проверяемыми согласными в корне – 10 слов;

    — слова с приставками – 8 слов;

    — слова с предлогами – 6 слов;

    — слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща — 4 слова;

    — слова с мягким знаком – 7 слов;

    — слова из словаря – 5 слов.

    — существительные с безударными падежными окончаниями – 8 слова;

    — прилагательные с безударными падежными окончаниями – 13 слов.

    — Найдите в тексте и выпишите предложение с однородными членами

    предложения. Обозначьте однородные члены предложения.

    — Найдите и выпишите сложное предложение. Докажите свой выбор.

    — В седьмом предложении укажите части речи.

    — различать и обозначать графически однородные члены предложения;

    — различать сложное предложение, делать схему сложного предложения;

    Источник

  • Adblock
    detector