Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое, так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол),
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное),
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
- благодаря прохожему,
- невзирая на погоду,
- напротив дома,
- в течение часа,
- в продолжение разговора,
- насчет щенка,
- наподобие сферы,
- согласно расписанию,
- вблизи него,
- наперекор судьбе,
- около меня,
- мимо вас,
- рядом со мной.
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем,
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения, соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
- либо ночью, либо днем,
- реки и ручьи,
- мелкая, но быстрая,
- то солнце, то дождь.
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты, не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать,
- повесить нос — расстроиться,
- кривить душой — обманывать,
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Источник
1. Укажите то, что не является словосочетанием.
1)несмотря на дождь
2)сияние луны
3)радоваться солнцу
4)начинаю беспокоиться
2. Выбери предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое.
1)Братья побежали прятаться.
2)Они продолжали разговаривать.
3)Он пришел в себя.
4)Небо лыло пасмурно.
3. Составное именное сказуемое верно указано в предложении.
1)Гениальное ВСЕГДА Дом БЫЛ ТЕПЛЫМ.
3)Дерево ПОХОЖЕ НА ПТИЦУ.
4)Он БУДЕТ РАБОТАТЬ в саду
4. Укажи предложение, которое не является безличным.
В январе было холодно.
Надо чаще повторять пройденное.
Никогда тебе этого не сделать!
Меня обязательно встретят.
5. Укажи неопределенно-личное предложение.
Переходите улицу внимательно!
Мне вдруг сделалось страшно.
И на обломках самовластья напишут наши имена!
Маленькая комната в гостинице.
6. Укажи определенно-личное предложение.
Стану сказывать я сказку, песенку спою.
Еду ли ночью по улице темной, бури заслушаюсь в пасмурный день.
Что же вы все смеетесь?
Об этом нельзя было думать.
7. Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. (Знаки препинания не расставлены).
В опасности забор не препятствие.
Лес будто терем расписной.
Мой долг предупредить тебя об опасности.
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
8. Укажи приложение, которое пишется через дефис.
любитель (рыболов)
(умница) дочка
(река) Томь
(господин) президент
9. Укажите предложение с обобщающим словом. (Знаки препинания не расставлены.)
Море порт город гора всё превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
В этой песне нет ничего от старого рабьего мира.
10. Укажите предложение с уточняющим обстоятельством времени.
В море, у самой отмели, поблескивают серебряные сельди.
Поздно вечером, ровно в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.
Зарево рас над центром города, далеко вокруг.
Ответы
1)- 5
2)-3 но я не уверена .
3)-2..
4)-4.
5)-5.
6)-(а-3)(б-1). (в-2)..
7)-2,4,5..
8)-2,4.
9)- я незнаююю
10)-3 вроде бы..
11)-1,4
12)-4 ну это как я считаю
13)-1,2
это я сама только решила я точно незнаю ты еще ответов дождись потом проверь правельно или нет надеюсь
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно поддержало докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода высказались против кандидата. 4. На берегу стоят несколько верб. 5. Часть учеников уехало на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже отправилось в поход. 7. За коляской бежало четыре пса. 8. Над головой (просвистали) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхают в различных оздоровительных центрах.
Четверо ребят отправились на рыбалку . Чинить яхты – работа в дороге не очень приятная.
Через месяц путешественники появились в Москве.
5-составное именное
6- в 1 и 2 предл.
7. Выпишите сказуемые, определите вид сказуемых?1) Пискнула, зашуршала, , пропищала. ( простое глагольное)2) Стали видны (сост.именное)3) был тверд, уверен, — именное
принужден был (именное).
8 примыкание: здесь его нет
9-Активно формируется
1. медвежья услуга (это фразеологизм)
2. ликование от успеха (сущ+сущ)
3. идти напевая (глаг+нар)
4. оконная рама (сущ+прилаг)
6. Оказался очень
7. мне показали новую квартиру
8. о любви в словах не говорят
9. откройте тетради и запишите тему урока
10. данная песня не вопль отчаяния
13. приметы чувствовались везде: в лесу, на озере и в поле
15.Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны
16. К сожалению в отпуск в этом году не пойду.
17. Завтра как сообщают газеты открывается художественная выставка.
Источник
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Источник
Что не является словосочетанием в русском языке
Основные признаки
По типу связи слов сочетания могут быть классифицированы на подчинительные и сочинительные. Определить, словосочетание это или нет, на конкретных примерах помогут некоторые признаки:
- Наличие минимум двух знаменательных единиц, среди которых нет сочетания подлежащего и сказуемого. В последнем случае речь идет о предложении. Например, «я сижу» — это короткое нераспространенное предложение, состоящее из главных членов, но не словосочетание.
- Присутствие грамматической связи. Компоненты, входящие в состав этой синтаксической единицы, должны быть объединены между собой. К примеру, «кошка духовка» — это не словосочетание, а набор двух не связанных между собой грамматически слов.
- Лексико-семантическая сочетаемость. Слова должны быть объединены не только грамматически, но и логически по значению, то есть семантически.
Относительно способа связи существуют две противоположные позиции. Одни лингвисты полагают, что словосочетанием могут называться слова, объединенные между собой исключительно подчинением («читать журнал», «синяя кофта», «гулять в лесу»).
Обороты типа «красивый и здоровый», «дикие и домашние», «в лесу и в поле» к подобным единицам не относятся, поскольку элементы в них объединены по принципу сочинения, то есть являются равнозначными. Другие же языковеды уверены, что и такие конструкции могут быть названы сочетаниями, поскольку словами либо предложениями они быть не могут.
Определение термина
Чтобы отличить словосочетание от не словосочетания, следует запомнить следующее определение синтаксической единицы — это некоммуникативный элемент синтаксиса, в который включены значимые слова (два и более), объединенные между собой подчинительной связью, обладающие конкретным лексическим и грамматическим значением, сочетающиеся на семантическом уровне. Таким образом, словосочетание характеризует определенное явление действительности, но в более развернутом и сложном виде, чем это сделало бы простое слово.
Сравним «платье» и «красное платье». В первом случае становится очевидным, что речь идет о конкретном предмете одежды, во втором примере человек получает более подробную информацию, узнав о расцветке текстильного изделия.
Еще один пример: «в лесу» и «грибы в лесу» — две простые конструкции, относящиеся к синтаксису. Но в первом случае становится понятным только место действия — лес. Это слово с предлогом. Во втором варианте читатель получает более детальную информацию, узнает, что в лесу находятся грибы.
Словосочетание является составной частью предложения и само по себе в процессе коммуникации не участвует. При синтаксическом разборе предложения иногда важно выделить все имеющиеся в нем сочетания слов. Пример: «Осенью в лесу можно встретить многообразие грибов: подберезовиков и подосиновиков, опят и маслят». Здесь можно найти несколько сочетаний:
- Осенью в лесу.
- Многообразие грибов.
- В лесу можно.
- Многообразие грибов в лесу.
В каждую из этих конструкций входит более чем одно знаменательное слово. В своем сочетании они позволяют детальней охарактеризовать предмет или явление действительности, чем это сделало бы одно слово. Однако конструкции «можно встретить» или «в лесу» к числу рассматриваемых лексических единиц не относятся. В первом случае речь идет о составном глагольном сказуемом, во втором — о слове с предлогом. Они не являются словосочетаниями, и примеры наглядно иллюстрируют разницу.
Фразеологизмы и другие исключения
Есть несколько групп-классов лексических и синтаксических единиц, которые нельзя отнести к категории сочетаний. Хоть в их состав входят две знаменательных единицы и более, объединенных между собой по смыслу, назвать их словосочетаниями нельзя. К их числу относятся несколько групп:
- Фразеологизмы. Например, «повесить нос», «спустя рукава», «как кошка с собакой». Как правило, данные сочетания можно заменить синонимичной единицей или оборотом. Например, в первом случае это «приуныть», во втором — «кое-как, недобросовестно», в третьем — «врагами», «недружно». Такие устойчивые идиоматические единицы очень похожи на словосочетания, но не относятся к этому классу грамматических конструкций. Их отличительные черты — наличие единого смысла и возможность замены синонимом.
- Сочетание подлежащего и сказуемого. Это грамматическая основа. Даже если имеются только они без какого-либо распространения, то речь идет о простом нераспространенном предложении. Здесь подлежащее может быть выражено существительным, сказуемое — глаголом («светит солнце», «гуляют дети», «льет дождь»). Еще пример — «льет сильный дождь». Это предложение, в котором главными членами являются «льет (подлежащее) дождь (сказуемое)», а существительное с прилагательным «сильный дождь» представляет собой словосочетание, поскольку связь между ними подчинительная.
- Сочетания однородных членов. Некоторые исследователи относят их к числу сочетаний, но большинство языковедов склоняется к тому, что ключевым признаком таких конструкций является наличие подчинения. К примеру, «красные и зеленые» — это не словосочетание, а пара однородных определений в составе предложения, а «красные шары» — словосочетание. Причем и те и другие могут входить в состав текста, делая его более информативным и интересным для читателя либо слушателя.
- Сочетание слова с предлогами (даже сложными) — это не словосочетание. Например, «около магазина» — это слово с предлогом, поскольку «около» не несет в себе смысловой нагрузки. «Напротив школы», «на уроке» — это сочетания существительных и предлогов.
Поиск в предложении
Чтобы выделить словосочетание в тексте, важно помнить его основные признаки, то есть наличие двух слов — главного и зависимого. От главного можно задать вопрос к зависимому: «грибы в лесу» — грибы (где?) — в лесу; «красное платье» — платье (какое?) — красное. «Правильный выбор» — тоже словосочетание.
Отсутствие равноправия — также важный признак. Пытаясь выявить, где скрываются словосочетания в предложении или тексте, важно помнить, что их должна связывать подчинительная связь, то есть одно слово должно быть зависимо от другого по значению.
Состоять между собой в подчинении, согласно наиболее популярной позиции языковедов, они не могут. Следующая возможность выявить словосочетание — задать вопрос от главного слова к зависимому. Когда речь идет о ряде однородных членов, то сделать это не получится, даже если они обладают противоположным значением.
Варианты типологии
Есть несколько видов словосочетаний. Самыми распространенными являются именные, в которых главный компонент — имя существительное, прилагательное, местоимение или числительное («красивый фрукт», «гадкий я», «семеро милых»). Вопрос в этом случае задается от имени к зависимой части: фрукт (какой?) красивый, я (какой?) гадкий, семеро (каких?) милых.
Глагольные сочетания — такие, в которых главным словом выступает глагол, причастие либо деепричастие («бежать быстро», «бежавший на скорость», «бегая рысью»). Можно и осложнить: «бежать изящной рысью». Это сложное сочетание, в котором содержится несколько вариаций: бежать (как?) рысью, рысью (какой?) изящной.
Следующий тип — наречные, в них главное слово выражено наречием. «Очень хорошо» — пример такого сочетания, главной и зависимой лексемами являются наречия.
Чтобы выявить словосочетание в тексте, важно знать общие признаки этой синтаксической единицы, а также уметь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Избыточные обозначения, например, принадлежность элементов разным частям речи, также помогут не допустить ошибки.
Источник