Меню

Ракета луна м характеристики

Тактический ракетный комплекс 9K52 Луна-М

В 1961 году на вооружение Советской армии был принят комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9 с ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями. Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961 г. начинаются работы по разработке его модернизированного варианта с увеличенной дальностью стрельбы. Эти работы завершились созданием фактически нового тактического комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М». Для этого комплекса была создана ракета 9М21, новая пусковая установка и транспортная машина на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ. Первый пуск ракеты 9М21 состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение комплекс 9K52 «Луна-М» поступил в 1964 году. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Данный комплекс стал самым массовым в Советской армии, пик развертывания боевых машин комплекса пришелся на 1986г., когда их насчитывалось в войсках порядка 750 штук. Разработанный в 1968г. вариант комплекса 9К52ТС, предназначенный для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью, широко поставлялся на экспорт. Его покупателями стали армии примерно 15 стран, включая вооруженные силы государств Варшавского договора, Кубы, Египета, Ирака, Кувейта, КНДР. Боевой дебют комплекса состоялся в ходе арабо-израильской войны 1973г. Комплекс «Луна-М» применялся в ряде региональных конфликтов, в том числе, в Афганистане, ирано-иракской войне 1980-88гг., войне в Заливе 1991г.

Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», оснащенной упрощенной системой управления. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) новой ракеты на дальности 70км не превысит 500м . Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания, дали еще большее круговое вероятное отклонение по сравнению с прототипом. Корректор дальности работал неудовлетворительно и продолжение работ по этой ОКР было признано нецелесообразным.

Ракетами 9М21 предполагалось оснастить также комплекс 9К53 «Луна-МB». Разработка комплекса «Луна-МB» была начата по Постановлению Совета министров от 05.02.1962 г. В этом комплексе использовалась пусковая установка 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами Ми-6 или Ми-10. Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, главная из них заключалась в необходимости проведения предварительной топогеодезической привязки стартовой позиции, а также большая «парусность» вертолета Ми-10 c пусковой установкой 9П114 на внешней подвеске. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

На западе комплекс получил обозначение FROG-7.

В состав комплекса 9K52 «Луна-М» входят:

пусковая установка (ПУ) 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ (см. схему)

транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ .

Преимущество комплекса 9K52 «Луна-М» перед его предшественником состояло в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны (см. фото сбоку, сверху). Это позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Пусковая установка 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, за счет использования колесной базы толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены ( для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16-18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части). Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладают весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для фиксации пусковой установки во время пуска ракеты используются четыре откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

Читайте также:  Луна не знает пути кто написал

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н18А. Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

Так как головные части 9Н32 в ядерном снаряжении требовали подержания постоянного температурного режима для обеспечения заданной мощности взрыва, а в головных частях Луны-М системы внутреннего подогрева не было, то пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29 имели в своём комплекте термочехлы с электрообогревом, предназначенные для поддержания температуры ядерных боевых частей в заданном температурном режиме. На самом чехле располагался термодатчик, который обеспечивал включение и выключение спиралей обогрева в зависимости от температуры. Количество термочехлов совпадало с количеством перевозимых ракет (для 9П113 — 1, для 9Т29 — 3). Для обеспечения подогрева ГЧ во время длительных стоянок без запуска маршевых двигателей в составе вышеуказанных агрегатов был бензоагрегат, расположенный слева по ходу движения между третьим и четвертым мостом.

Ракетная часть 9М21 состоит из трех двигателей, стартового, основного маршевого и двигателя проворота. Все двигатели твердотопливные Различные дальности полета ракеты (см. схему) достигаются применением тормозных щитков, а также изменением угла возвышения при старте (см. схему траектории). Стартовый двигатель размещен вокруг сопла основного двигателя. Он работает во время движения ракеты по направляющим ПУ. Воспламенение заряда стартового двигателя производится газами основного двигателя, проникающими через специальные отверстия. Заряд стартового двигателя выполнен из одноканальных цилиндрических шашек пороха РСИ-60, расположенных по окружности в три ряда. Основной (маршевый) двигатель обеспечивает заданную дальность полета ракеты. Он работает только на активном участке траектории, а дальше полет происходит по инерции. Заряд основного двигателя состоит из одноканальных цилиндрических шашек, выполненных из нитроглицеринового (баллиститного) пороха НМФ-2. Бронированные торцы шашек удерживают заряд в процессе горения, обеспечивает центровку ракеты. Пороховой заряд по длине разделен на две части. Каждая часть удерживается в камере ракетного двигателя своими диафрагмами, что примерно вдвое уменьшает нагрузки в местах крепления. На работу РДТТ заметно влияет начальная температура заряда, что в конечном итоге отражается на величине тяги двигателя. Этот фактор может быть устранен поправками в угол возвышения направляющей перед стартом. Кроме того в ракете 9М21 предусмотрено применение сменных сопловых втулок, вкладыши в которых имеют различный диаметр критического сечения. При повышенных температурах применяются втулки с большим критическим сечением, при пониженных — наоборот.

Запуск ракетного двигателя производится путем подачи электрического импульса через бортовой разъем на пиропатроны, инициирование которых приводит к зажиганию воспламенителя из зернистого дымного пороха, который, в свою очередь, воспламеняют пороховой заряд основного двигателя. Двигатель проворота служит для компенсации момента, возникающего из-за эксцентриситета вектора тяги, и расположен в районе центра массы ракеты. Сопла двигателя посредством изогнутых газоводов выведены на боковую поверхность ракеты, векторы тяги двигателя проворота направлены тангенциально к поверхности корпуса и создают вращающий момент. Двигатель проворота работает на порохе марки РСИ-60, время работы

0.4с, включается после схода ракеты с направляющих. В хвостовой части 9М21 установлены стабилизаторы, обеспечивающие устойчивый полет ракеты по траектории.

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1 — 9400 мм. Скорость полета ракеты около 1200 м/с.

Читайте также:  Рисуем звездное небо с луной

При расчёте данных на пуск ракеты 9М21 учитываются метеоусловия, а именно направление и средняя скорость ветра на высоте. Для этого в составе стартовой батареи имеется метеоотделение, которое производит несколько выстрелов вертикально вверх из баллистического ружья. По направлению и расстоянию падения пуль (дневная с красной ленточкой, ночная — светящаяся) от точки выстрела, вычисляется направление и средняя скорость ветра. Для предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия все пусковые установки, способные запускать ракеты в ядерном снаряжении, комплектуются кодо-блокировочными устройствами. В пусковых установках 9К52ТС, не предполагавшим использование головных частей в ядерном снаряжении, кодо-блокировочные устройства отсутствуют. ПУ 9К52ТС термочехлами не комплектовалась, так как отпадает необходимость подогрева головных частей.

Источник

Тактический РК «Луна-М» с неуправляемой БР 9М21

Основное предназначение ТРК «Луна-М» — уничтожение живой силы, техники, вооружения и укрепленных сооружений, находящихся в тактической зоне обороны противника.

В 61 году Советская армия принимает на вооружение РК «Луна». Состав нового ракетного комплекса:
— СПУ 2П16;
— ракета 3Р9 – 3Р10;
— Кран К-51 для загрузки ракет;
— Транспортировочная машина 2У663 с 2-мя ракетами.
Основные характеристики:
— ядерная БЧ 3Н14;
— СПУ 2П16 гусеничного исполнения на базе танка ПТ-76Б;
— дальность действия ракет 32-45 километров;
— КВО 800-2000 метров;
— вес СПУ 18 тонн;
— вес ракеты 2150-2300 килограмм;
— скорость хода до 40 км/ч.

В ходе испытаний и дальнейшего использования был выявлен ряд недостатков, комплекс постоянно дорабатывался. В 1961 году СМ СССР принял постановление о начале работ по модернизации комплекса, с устранением выявленных недостатков и повышенной дальностью действия ракетного комплекса.

Работы по модернизации привели конструкторов к созданию нового комплекса:
— создана новая ракета 9М21;
— создана новая ПУ на колесном шасси;
— создана новая машина для транспортировки.
Модернизированный комплекс получает имя «Луна-М».
Первое испытание ракеты 9М21 модернизированного тактического комплекса «Луна» состоялось в конце 1961 года, а в массовое производство комплекс поступил в 64 году. Производство осуществлял завод «Баррикады».
Тактический РК «Луна-М» в Советском союзе стал одним из самых массовых в своем сегменте. На 86 год, данных комплексов было выпущено около 750 единиц.
Экспортный вариант данного комплекса 9К52ТС, без ракет с ядерной боевой частью, был разработан в 68 году. Основные зарубежные пользователи: Ирак, КНДР, Куба, Египет. Всего около 15 государств взяли на вооружение данный комплекс.
Первое боевое крещение комплекса состоялось за рубежом, в арабо-израильском военном конфликте 73 года. Комплекс участвовал в боевых действиях в Афганистане, ирано-иракском конфликте в 80 годах, в боевых действиях в Заливе 91 года.
Один из недостатков ТРК «Луна-М» — небольшая точность стрельбы, используя даже ядерный боеприпас не было гарантии в уничтожении бронированных и хорошо укрепленных КП противника.
Это привело в 66 году к выходу постановления СМ СССР о начале работ по созданию ракеты с КВО не более 0.5 километра. Но первые же испытания «Луна-3» показали еще большее КВО.
Работы признаются неудовлетворительными, и дальнейшая разработка прекращается.
Еще одна модернизация «Луна-МВ», начатая по решению СМ СССР в 62 году, дошла до процесса создания прототипов. Однако трудности, испытанные при реализации проекта в 65 году приводят к прекращению работ над «Луна-МВ».
ТРК «Луна-М» в зарубежных источниках носит название «FROG-7».

ТРК «Луна-М» состоит из:
— баллистической ракеты 9М21;
— пусковой установки 9П113, шасси ЗИЛ-135ЛМ;
— машины для транспортировки ракет 9Т29, шасси ЗИЛ-135ЛТМ.
Первое преимущество «Луна-М» пред «Луна» — кран для заряжания боезапаса ракет был выполнен на пусковой установке. Это дало возможность отказаться от отдельного крана.
Грузоподъемность гидромеханического собственного крана – 3000 килограмм.
Увеличилась скорость передвижения комплекса, она составила 60 км/ч, за счет колесного шасси и более устойчивого исполнения ПУ. Весь комплекс имеет очень высокую проходимость пересеченной местности.
Пусковая ТРК «Луна-М» рассчитана на выполнение 200 пусков баллистических ракет. Фиксация ПУ для выполнения пуска ракет обеспечивается четырьмя опорами с домкратами винтового исполнения. Пусковая 9П113 снабжена гидроприводным устройством для управления направляющей ракеты и обеспечена аппаратурой предстартовой подготовки.

Читайте также:  Все земляне которые побывали луне

В состав оборудования ПУ входят:
— оборудование связи;
— оборудование для ориентирования и навигации;
— оборудование для обеспечения жизнеобеспечения;
— оборудования для подачи электроэнергии;
Ракета для использования в комплексе создавалась в различных вариантах:
— 9М12Б имеющая ядерную БЧ 9Н32;
— 9М21Ф имеющая осколочно-фугасную БЧ 9Н18Ф;
— 9М21Г имеющая химическую БЧ 9Н18Г;
— 9М21Д имеющая агитационную БЧ 9Н18А.
БЧ 9Н18Ф имела 200 килограмм ТГА-40/60 и обеспечивала при подрыве образование 15 тысяч осколков. В 69 году на вооружение комплекса поступает новая БЧ 9Н18К кассетного типа. Вес БЧ 420 килограмм, 42 поражающих элемента весом по 7.5 килограмм каждый. Поражающая эффективность живой силы противника обеспечивалась не нескольких гектарах.
Ракеты с ядерной боеголовкой не имели оборудования для поддержания температурных параметров хранения, поэтому в комплексе имелись специальные термочехлы. Чехлы имели электрообогрев, с датчиком температуры, который включал или выключал электрообогрев при достижении определенных температур. Количество чехлов равнялось количеству ракет.
Для прогрева ГЧ, в комплексе имелся бензоагрегат, который располагался с левой стороны ПУ между 3-м и 4-м мостом.
9М21 имеет три твердотопливных двигателя: стартовый, маршевый и проворотный.
Различная дальность полета достигается при помощи тормозных щитков и угла направляющей при пуске ракеты.
Двигатель для производства старта ракеты расположен по диаметру сопла маршевого двигателя. Обеспечивает движение ракеты по направляющей пусковой установки. Начало работы стартового двигателя обеспечивается проникающими газами, от маршевого двигателя проходящими по спецотверстиям. Стартовый двигатель имеет заряд из пороховых шашек РСИ-60. Шашки располагаются по три в ряд, по окружности.
Маршевый двигатель обеспечивает достижение заданной дальности полета. Работает на активной траектории полета, конечную траекторию полета ракета проходит по инерции.
Маршевый двигатель имеет заряд из шашек с особым порохом НМФ-2. Торцы шашек имеют бронирование, что поддерживает во всем заряде процесс горения и дополнительно выполняют центровку ракеты.
Заряд МД поделен на две части. Каждая из них удерживается в РДТТ собственными диафрагмами. Такое размещение заряда уменьшает почти вдвое нагрузку на крепления.
На работу маршевого двигателя влияет начальные температурные характеристики заряда. Они также влияют на величину тяги маршевого двигателя. Один из способов устранения данных влияний – внесение соответствующих поправок в угол подъема направляющей ракеты.
Кроме того, имеются втулки для разных температурных характеристик: с увеличенным сечением для больших температур и с уменьшенным — для низких.
Проворотный двигатель обеспечивает компенсацию момента, который возникает при отклонении вектора тяги, расположен в точке равновесия ракеты. Также как и стартовый двигатель имеет пороховой заряд РСИ-60. Время работы проворотного двигателя 0.4 секунды. Начало работы – сход ракеты с направляющей.
Хвостовая часть 9М21 оборудована стабилизаторами для обеспечения устойчивости полета.
При проведении расчетов для запуска ракеты необходимо учитывать полевые метеоусловия: направление ветра и скорость ветра на высотах. Для получения этих данных производят вертикальный выстрел из баллистического оружия. По падению баллистических пуль определяют направление и скорость ветра.

Основные характеристики ТРК «Луна-М»:
— дальность действия до 70 километров;
— мертвая зона до 15 километров;
— масса ПУ 16400 килограмм;
— вес ракеты – 2500 килограмм;
— скорость ракеты 1.2 км/с;
— команда ПУ 5 человек;
— команда транспортной машины 2 человека.
— проходимость: подъем до 30 градусов, брод до 1.2 метра глубиной.

Дополнительная информация
Имелись средства для обеспечения безопасности применения ракет с ядерной боеголовкой. ТРК «Луна-М», способный к применению данных ракет, обеспечивался кодовыми блокирующими устройствами.

Источник

Adblock
detector