Запущенные ракеты: удастся ли Украине сохранить свою космическую отрасль
Если в космической отрасли Украины не провести реформы в течение ближайших двух лет, восстановить её будет невозможно. Об этом заявил глава украинского Государственного космического агентства (Госкосмагентство) Владимир Усов. По его словам, в этой сфере царит «запустение, которое за последние годы превратилось в статус-кво».
«Если в течение года или двух лет эту ситуацию не изменить, то и потенциала, и мощностей, и людей, которые ещё остались, не будет и восстановить потерянное станет невозможно. Пока есть окно возможностей, но оно может достаточно быстро закрыться. Если сегодня резко не провести реформы в космической отрасли, то через несколько лет как таковой её на Украине не будет», — сказал Усов в интервью агентству УНИАН.
При этом он отметил, что государство пока не способствует развитию этого сектора экономики.
«Космической программы нет, поэтому и происходит такое ситуативное финансирование. Деньги никогда не бывают получены в полном объёме, редко даже 50 процентов, поэтому можно говорить, что на этот год бюджетом практически не предусмотрено развитие космической отрасли. Исключительно на фонд зарплат, какие-то аренды, хранение. Ни инвестиций в науку, ни в развитие, ни в создание новых моделей космических аппаратов — денег ни на что нет», — рассказал директор Госкосмагентства.
Владимир Усов сообщил, что в задачи агентства входит срочное принятие космической программы сроком на пять лет, а также реструктуризация и трансформация украинских предприятий, занятых в этой отрасли.
«Чтобы они управлялись современно, эффективно и могли самостоятельно распоряжаться своими ресурсами, сотрудничать с международными игроками, привлекать инвестиции, работать в логике современных бизнесов, а не в логике государственных предприятий 80—90-х годов», — пояснил чиновник.
По словам Усова, космическая программа Украины должна получать от государства не менее 5 млрд гривен (около $180 млн) в год.
«Тогда мы можем говорить о том, что у страны будет свой независимый доступ к космосу, будут свои спутниковые группировки. Но это — небольшая сумма по меркам европейских и азиатских космических агентств, а также американского», — добавил он.
Для сравнения, в проекте госбюджета на 2020 год на космическую программу было заложено 670 млн гривен ($24,2 млн).
В феврале 2019 года Усов разместил в Facebook пост, в котором сообщил, что из 17 предприятий, входящих в состав Госкосмагентства, восемь являются убыточными, а два находятся в стадии ликвидации.
Источник RT в Государственном космическом агентстве отметил, что, несмотря на наличие в стране таких некогда мощных космических предприятий, как КБ «Южное» или завод «Южмаш», государство не поддерживает реализацию их проектов и не выделяет им денег.
«Космическая отрасль на Украине финансируется по остаточному принципу. И ситуация всё хуже. Например, в этом году завершается сотрудничество по американской программе ракет-носителей «Антарес» и, судя по всему, она не будет продлеваться. Похоже, что спасти отрасль сможет только чудо. У государства нет для этого ни возможностей, ни средств», — отметил собеседник RT.
Космическая держава
Во времена СССР «Южмаш» был одним из передовых предприятий ракетной отрасли. На нём производились жидкостные баллистические ракеты Р-12 — самые массовые в Советском Союзе — и Р-14, на тот момент считавшиеся самыми мощными в мире.
С 1995 года завод производил ракеты «Зенит» для проекта «Морской старт», первый запуск состоялся в 1999 году. Однако в 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено. Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов», со слов помощника директора завода, приносил около 80% выручки.
В 2017 году занимавший на тот момент пост руководителя Госкосмагентства Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» простаивают, а с 2014 по 2017 год не было выпущено ни одной ракеты.
При этом официальный Киев продолжает говорить об Украине как о космической державе. Одним из самых громких подобных заявлений стало высказывание Петра Порошенко, сделанное им в 2017 году. Тогда по случаю 20-летия со дня первого полёта в космос украинского космонавта Леонида Каденюка Порошенко заявил, что Украина входит в десятку космических мировых держав и каждый раз успешно подтверждает свои позиции в этой области.
«20 лет назад произошло историческое событие для независимой Украины. Леонид Каденюк на борту американского космического корабля «Колумбия» осуществил полёт в космос. С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», — написал глава государства в Facebook.
Он также добавил, что украинские ракеты-носители выводят на орбиту Земли «космические аппараты и спутники из разных стран по всему миру», а сама страна «является активным участником международных космических программ».
При этом один из самых крупных проектов Украины в космической сфере — строительство космодрома Алкантара в Бразилии — закончился провалом.
В 2003 году Бразилия и Украина подписали договор о долгосрочном сотрудничестве по коммерческому использованию космодрома Алкантара, под который нужно было разработать ракеты-носители «Циклон-4».
Бразильская сторона обеспечивала создание общей инфраструктуры, необходимой для доставки и пусков ракет. В свою очередь, государственные украинские предприятия завод «Южмаш», конструкторское бюро «Южное» и компания «Днепротяжмаш» отвечали за разработку ракеты-носителя, подготовку производственной базы для её изготовления и строительство стартового комплекса.
На реализацию проекта и обслуживание кредитов, привлечённых с 2004 по 2011 год под правительственные гарантии, Украина, по данным СМИ, потратила почти 4 млрд гривен.
Запуск украинского «Циклона», запланированный на 2010 год, неоднократно переносился. К 2015-му запуск так и не было произведён, и Бразилия в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с Киевом. При этом заключённый в 2003 году договор не предусматривал каких-либо санкций за его невыполнение сторонами, поэтому Бразильское космическое агентство отказалось от переговоров с Киевом о компенсации затрат из-за прекращения сотрудничества.
В октябре 2019 года президент Владимир Зеленский заявил, что предложил президенту Бразилии Жаиру Болсонару перезапустить проект по использованию бразильского космодрома Алкантара.
Неземные амбиции
Тем не менее Украина продолжает искать международных партнёров для совместного строительства космодромов, с которых можно было бы запускать ракеты «Циклон». Так, в 2018 году украинское космическое агентство обратилось с подобным предложением к Австралии. Украинский посол Николай Кулинич заявил, что на реализацию проекта потребуется пять лет.
«Украина готова запускать ракеты хоть завтра утром — нужна площадка. Мы предлагаем наших людей и наши экспертные знания, а у Австралии есть подходящее место», — приводит его слова РИА Новости.
Однако за прошедшие с этого предложения два года австралийские власти не проявили какого-либо интереса к сотрудничеству с Украиной в области космоса.
В конце 2019 года КБ «Южное» сообщило, что ведёт проектные работы по созданию целой линейки перспективных космических ракет-носителей сверхтяжёлого класса Mayak. По данным предприятия, ракеты планируется использовать в том числе для вывода на «опорную околоземную орбиту» украинской лунной транспортной системы Земля — Луна — Земля. При этом «Южное» до сих пор продолжает вести разработку ракеты-носителя «Циклон-4».
Ранее Украина активно была задействована во всех космических программах СССР. Этот потенциал можно было развивать, но только с Россией, потому что были пересекающиеся технологические цепочки, однако сейчас у Украины таких возможностей нет, отметил в разговоре с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
В частности, он напомнил, что Россия выкупила плавучий космодром «Морской старт», который изначально предназначался для того, чтобы обеспечить «Южмаш» работой, потому что ни Украина, ни США не были заинтересованы в содержании этого проекта.
Космическая промышленность сегодня, как и вся остальная промышленность Украины, находится в разрушенном состоянии, отмечает военный аналитик полковник в отставке Виктор Литовкин.
«Без российских предприятий, конструкторских бюро и взаимодействия с Россией космическая отрасль Украины ничего из себя не представляет. Однако Украина прервала техническое, научно-техническое, военно-технические сотрудничество с Россией, ввела против неё санкции», — подчеркнул эксперт.
Оставшиеся на Украине предприятия со времён СССР не могут самостоятельно справляется с теми задачами, которые стоят перед космической отраслью, а западных партнёров не привлекают совместные проекты, добавил Виктор Литовкин.
«Не уверен, что США или другие партнёры Киева на Западе заинтересованы в возрождении космической промышленности Украины, поскольку им не нужны конкуренты», — отметил эксперт.
Мнение экспертов разделяют и представители ведущих политических партий Украины. Так, источник RT в партии «Батькивщина» считает, что Украина не в состоянии на государственном уровне заниматься космическими технологиями.
«К сожалению, страна преуспевает только в торговле сырьём — зерном и лесом. Никакого стратегического планирования, которое поддерживало бы конкурентоспособные отрасли, нет. Украина опять упускает свой шанс на производство передовых продуктов, который будет окончательно упущен через несколько лет», — говорит депутат.
В свою очередь, источник RT в партии «Европейская солидарность» говорит, что восстановить космическую отрасль невозможно.
«Где взять заказчиков? Европейское космическое агентство открестилось от работы с украинцами, остальные страны тоже не горят желанием сотрудничать. Репутация у страны такая, что можно не только не получить товар, но и не вернуть средства за предоплату. Никто не хочет тратить огромные деньги на продукты непонятного качества. Кто и что может сейчас гарантировать иностранным заказчикам на Украине? Да и кто может дать эти гарантии, если министры за год менялись уже несколько раз?» — заключает собеседник RT.
Источник
Реквием ко Дню космонавтики. Космической Украине осталось жизни на 2 года
Тот факт, что космическая Украина в значительной мере зависела от России, после 2014 года повлиял на нее не лучшим образом. Несомненно, в любой отрасли в разные времена случаются взлеты и падения. Вот только вероятность того, что космическая отрасль на Украине будет взлетать, неумолимо стремится к нулю.
Украина определила свою роль в мировом разделении труда, и роль эта — сельскохозяйственное производство, причем дешёвых продуктов для стран третьего мира, потребление в которых не регулируется строгими стандартами качества, а о высоких технологиях можно забыть. Агония «Южмаша». «Морской старт» обернулся финишем украинского «Зенита»
Не случайно в свежем рейтинге инновационных экономик мира по версии Bloomberg Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, заняв 53-е место из 60. В 2018 году Украина занимала 46-е место в рейтинге. Bloomberg назвало результаты Украины наряду с Тунисом «самым большим поражением».
Богатое наследие
После провозглашения независимости Украины на ее территории осталось больше 100 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности СССР: конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, производственные объединения, испытательные центры.
Начиная с 50-х годов XX века в Днепропетровске (ныне Днепр) конструкторами и учеными в КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» («Южмаш») было создано четыре генерации ракетных комплексов стратегического назначения, около 400 космических аппаратов 70 различных модификаций, космические ракеты-носители семейств «Циклон», «Космос», «Зенит».
За свою работу «Южмаш» получил статус мирового лидера в области ракетостроения. Сегодня его называют основой ракетно-космической промышленности Украины.
Однако чтобы быть полноценной космической державой, Украине не хватает, например, собственного космодрома. Также у страны фактически отсутствуют космические аппараты на орбите. Собственный спутник связи «Лыбидь» запустить так и не удалось.
Годы независимости
Одна из главных ролей в космической отрасли Украины — у конструкторского бюро «Южное». КБ «Южное» проектирует то, что потом производит «Южмаш». Еще один важный участник цепочки — Павлоградский химический завод: это предприятие, которое занимается производством твердого топлива (к сожалению, его судьба достаточно тяжела, как и судьба «Южмаша»). В кооперации с «Южным» работает еще около 120 предприятий на Украине. Порошенко пообещал украинцам полеты в космос с американского мыса Канаверал
В портфолио украинской космической отрасли входят 3 семейства ракет-носителей, которые запускаются на 4 космодромах мира. Ракеты стартовали с космодромов Плесецк, Байконур, Уоллопс, платформы «Морской старт». На орбиту было выведено около 300 космических аппаратов по заказу разных стран мира.
В разные годы на украинские ракеты-носители приходилось от 3,1 до 12,9% пусков. Наиболее активными были первые 4 года независимости, а самой популярной — ракета-носитель «Циклон-3».
За годы независимости Украина запустила в космос три спутника для дистанционного зондирования Земли собственной разработки и производства — «Сич-1», «Сич-1М», «Сич-2».
КБ «Южное» разработало, а «Южмаш» произвел первую ступень для американской ракеты-носителя Antares и двигатель для европейской ракеты-носителя Vega. Долгосрочный контракт на производство первой ступени для Antares был подписан в 2008 году и действует до 2019 года. В 2013 году состоялся запуск с базы NASA в Уоллопс, ракета отправила на орбиту грузовик Cygnus с полезным грузом для МКС, в том числе научным оборудованием.
Vega представляет собой ракету-носитель легкого класса и использует украинский двигатель РД-843. Она предназначена для вывода на околоземную орбиту грузов весом 300-1500 килограммов. Запускается с космодрома Куру в Гвианском космическом центре. КБ «Южное» получило этот проект в 2004 году в рамках контракта с итальянской компанией Avio. Спустя 6 лет прошли первые квалификационные испытания, а в 2010 году проект был реализован.
Сейчас европейцы планируют заменить украинский двигатель на более экологичное решение, которое работает на метановом ракетном топливе. К слову, Vega является конкурентом украинским ракетам «Днепр» и еще не законченному «Циклону-4», а также американской ракете-носителю Antares, для которой Украина производит первую ступень.
Еще в 1995 году было создано американско-российско-норвежско-украинское предприятие «Морской старт» (Sea Launch), целью которого было строительство морской платформы в районе экватора для космических стартов. Именно экватор является самым лучшим местом для запуска, так как позволяет наиболее эффективно использовать вращение Земли и отправлять грузы в космос наименее ресурсоёмко.
Проект подразумевал строительство ракетно-космического комплекса, состоящего из морского и ракетного сегментов, а также космического аппарата.
В плоскости ответственности КБ «Южное» и завода «Южмаш» лежало создание ракеты-носителя. Ею стала ракета серии «Зенит» — модификация трехступенчатой «Зенит-3SL». Блок полезной нагрузки для ракеты создавался компанией «Боинг», а третья ступень — разгонный блок DM-SL — российской «Энергией».
Практически одновременно с проектом «Морской старт» Украина и Россия пришли к заключению, что для ракет «Зенит» с грузом менее 4 тонн рационально производить запуски с наземного космодрома Байконур. Для осуществления этого плана в 1999 году было создано российско-украинское предприятие «Международные космические услуги». Чалый замахнулся на сотрудничество с США в космических масштабах
В том же году был подписан договор с Казахстаном и с США, необходимый для запуска космических аппаратов с платформы Байконур. Однако в 2015 году Россия отказалась от использования украинских ракет.
Кризис
В украинском Госкосмосе называют КБ «Южное» наиболее успешным предприятием отрасли. Однако в прессе время от времени возникает информация о его убыточности.
В КБ такую информацию опровергают, но не называют сумму прибыли и не публикуют финансовые отчеты. Единственное исключение — в 2016 году КБ отчиталось о 4,3 млрд грн ($160 млн) чистой прибыли. Однако впоследствии выяснилось, что это результат списания задолженности КБ перед Сбербанком России.
По данным Министерства экономического развития и торговли, 2015 год бюро закончило с убытком 1,1 млрд грн ($41 млн), по данным СМИ — 4,1 млрд грн ($150 млн). На балансе предприятия остаются многомиллионные долларовые обязательства с отсроченным сроком погашения.
КБ может «похвастаться» отсутствием новых разработок в ракетном производстве за весь период независимости. Приоритет на конструкторские разработки в КБ «Южное» привел к краху проекта «Циклон» и потере огромных денег. На старте проекта предусматривалось в качестве основного носителя использовать ракету-носитель «Циклон-3», к которой планировалось разработать только разгонный модуль. Однако постепенно эта задача переросла в разработку нового ракетоносителя «Циклон-4», что увеличило срок реализации проекта с трех до фактических двенадцати лет и значительно повысило стоимость проекта: со $105 миллионов до $488 миллионов. В итоге полный комплект документов так и не был разработан.
Судьба «Циклона-4», скорее всего, уготована и «Циклону-4М», который предлагается сегодня для совместной реализации с Канадой. У украинской стороны нет для новой ракеты собственного двигателя, а купить двигатель с нужными характеристиками на рынке невозможно. Его придется разрабатывать собственными силами, что абсолютно нереально в заявленные два-три года и в рамках бюджета в $200 миллионов.
Начиная с 2013 года «Южмаш» находился в глубоком кризисе из-за обвала объемов производства. Дела у завода обстоят, мягко говоря, неважно. В 2017 году председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» практически простаивают, предприятие готово производить десятки ракет, однако за период 2014-2017 годов не выпустило ни одной.
С 2019 года предприятие планировало выйти на 109,5 млн грн ($4,1 млн) прибыли. Основные надежды возлагались на заказ на 12 ракет-носителей «Зенит». Кроме того, в портфеле участие в международных проектах «Антарес» и «Вега», сотрудничество с KARI (Республика Корея) и ISRO (Индия). Мэр Днепра начал подготовку к полету в космос
Похоже, планам «Южмаша» не суждено сбыться. В марте нынешнего года российская частная компания S7 Space решила расторгнуть контракт на производство 12 ракет-носителей «Зенит» для пусков с плавучего космодрома «Морской старт».
«Максимум через два года история космической Украины закончится»
Украинский аналитик Александр Мордкович полагает, что большой ошибкой будет утверждать, что проблемы Украины в космической отрасли начались с Евромайдана 2013-14 годов.
«Украина выбыла из всех больших космических программ ещё до 2013 года. По разным, сложно объяснимым причинам.
Если выход из совместных с Россией и Казахстаном программ можно объяснить политическим влиянием США, то выход из проекта космодрома в Бразилии — это уже чистая экономика. Никто не мог конкурировать с ценой вывода тонны груза с экваториального космодрома «Циклоном». Но, тем не менее, Украина из проекта вышла.
Истории про заказ носителей для «Морского старта» — не более чем истории. В итоге остаются двигатели для «Веги», про которые уже заявлено, что они временная мера до разработки немецких нового поколения.
То есть максимум через два года история космической Украины будет закончена. Скорее всего навсегда», — рассказал Мордкович в комментарии изданию Украина.ру.
Источник