Меню

Рама это бог солнца

Бог Рама в Индуизме — один из множеств аватаров Вишну

Поклонение Раме очень популярно среди индусов, это подтверждается многочисленными храмами, посвященными ему, которые располагаются не только в Индии. История жизни Рамы и основная цель его воплощения (уничтожить короля демонов Равана), описана в «Рамаяне».

«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите около 4 века до н. э. в восточной Индии. Авторство приписывают легендарному мудрецу – отшельнику Вальмики. По одной из легенд Вальмики в юности был разбойником, но искупил содеянное зло строгим обетом: много лет стоял на одном месте пока с ног до головы не был покрыт муравейником.

Поэма посвящена подвигам Рамы – героя, совершившего поход из северной Индии на остров Ланку (современная Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Полагают, что в основе «Рамаяны» лежат исторические реальные события.

Правление царя Дашаратхи

Царь-Солнце, корона вселенной, владыка дня, несущийся по небу на золотой колеснице, прародитель жизни на земле, дал некогда жизнь далекому предку царя Дашаратхи. Этот род на весь мир прославился своей мудростью, верностью законам и заботой о благе своих подданных. Царство Кошала богатело год от года. Однако его правитель Дашаратха не знал полного счастья, ведь у него не было детей.

Однажды царь поехал на охоту. Там он поразил стрелой оленя. Впоследствии оказалось, что олень был единственным сыном слепых отшельников, которые жили в этом лесу. Убитые горем родители прокляли Дашаратхи, предвестив ему потерю сына.

Царь рассказал о случившемся верховному жрецу, и тот посоветовал ему принести щедрые пожертвования богам. Во время священнодействий из жертвенного пламени возникло небесное существо, державшее в руках золотой сосуд с напитком. Его поровну разделили и выпили три жены Дашаратхи, и в надлежащее время каждая из них подарила царю сына.

Рождение Рамы

Всемилостивый бог Вишну, всегда стремящийся помогать людям в их бедах, сошел на землю приняв форму души человека. Он вселился в зародившееся тело мальчика, старшего сына царя Дашаратхи, рожденного царицей Каушальей, нареченного Рамой.

Так появился на земле герой, судьбой которого стала борьба с повелителем зла и мрака, с самым могучим из ракшасов. Но не знал об этой судьбе Рама и рос среди своих братьев как земной царевич, поглощая знания и готовясь к тому, чтобы когда-нибудь стать правителем Кошалы.

Этот отпрыск Солнечного рода был отмечен всеми достоинствами – щедростью и благородством, силой и отвагой, преданностью родителям и любовью ко всем людям. Он зажигал счастье в сердцах каждого на кого он смотрел и к кому обращал свою речь.

Детство и юность Рамы

Братья росли, учились разным наукам, особенно военному делу и искусству управлять государством. Рама с малых лет славился сообразительностью, храбростью и воинским умением, поэтому мудрец Вишвамитра попросил его прогнать злых демонов, которые делают ему разные пакости во время пожертвований.

Рама с братом Лакшманом пошли с Вишвамитрой, который научил их обращаться с божественным оружием, и братья совершили немало славных подвигов.

Женитьба царевича

Тем временем Джанака, царь соседнего государства, устроил для старшей дочери Ситы сваямвару — давний свадебный обряд, когда девушка-царевна через определенное испытание сама выбирает себе мужа. Прекрасная Сита являлась аватарой богини Лакшми (жены Бога Вишну), которая родилась из борозды на поле и была приемной дочерью царя Видехи Джанаки.

У царя Джанаки был лук, который когда-то подарил ему бог Шива. Так царь объявил: кто натянет тетиву этого тяжелого лука, тот и станет мужем его дочери. Из всех многочисленных претендентов на руку и сердце царевны с задачей справился лишь Рама: он так натянул тетиву, что та лопнула. Сита украсила Раму свадебной гирляндой и признала своим мужем.

Изгнание

Тем временем царь Дашаратха решил короновать Раму. Но одна из жен Дашаратхи Кайкейа хотела, чтобы правителем стал ее сын Бхарата, а не пасынок Рама. Дашаратха вынужден был уступить жене, поскольку она спасла ему жизнь, и царь дал ей обещание выполнить любое желание. Это случилось во время очередной войны с асурами (демонами). Царя ранили и возможно убили бы, если бы не его младшая жена Кайкейа, правившая колесницей и вывезшая его с поля боя.

Так Дашаратха был вынужден отправить царевича в изгнание сроком на 14 лет, лишив при этом права занять трон. Вместе с Рамой в изгнание отправились его жена Сита и брат Лакшман.

Непосильная тяжесть легла на душу царя Дашаратхи. Не видел он теперь радости ни в чем. Ни днем, ни ночью он не находил себе покоя. Неотступными сделались его мысли о смерти, которая вскоре забрала царя.

Бхарата, узнав правду, отправился на поиски изгнанников. Вскоре он нашел родных, но Рама отказался возвращаться, так как дал клятву и не мог ее нарушить. Он назначил младшего брата правителем-наместником и простился с ним. Долгие годы они проводят в лесах, встречаются с отшельниками. Рама борется с ракшасами (демонами).

Похищение Ситы

Несчастья царевича изгнанием не закончились. Однажды царь ракшасов Равана, который правил на острове Ланка (современная Шри-Ланка), совершая полет на своей колеснице, увидел Ситу и воспылал к ней страстью.

В лесу, где остановились изгнанники, появился волшебный олень, в которого превратился демон Марича. Рама по просьбе Ситы отправился на охоту, оставив жену под наблюдением брата. Однако, хитрый Марича, сымитировав голос царевича, выманил и Лакшмана. Так Равана в отсутствие Рамы удалось похитить Ситу и пленить ее у себя во дворце.

Читайте также:  Экзальтация солнца юпитер нептун

Каждый день он приходил к Сите, не теряя надежды пробудить в ней желание стать его женой. Он клялся ей в своей любви и преданности, которая будет бессмертной, ибо он сам бессмертен. Равана приносил ей драгоценные дары и не мог понять, как это обычная женщина не желает даже взглянуть ни на него, ни на его подарки.

Победа Рамы

Рама страдает без жены и когда узнает о ее местонахождении, собирает армию, которая в основном состоит из антропоморфных обезьян и медведей сына бога Ханумана, верного друга Рамы. Вскоре началась война Рамы с Раваной. Благодаря юношескому подвижничеству, он стал неуязвимым для богов, но убить его мог смертный герой.

В ходе боя был ранен Лакшмана. Его удалось вылечить волшебной травой, которую в очень короткий срок принес с Гималаев Хануман вместе с горой, где она росла.

Рама убивает похитителя своей жены и освобождает ее. После этого природа и земля оживают и расцветают. Тем временем истекает срок их изгнания.

Слух о победе Рамы достиг обитателей его царства за один день. Вся Кошала знала, что возвращается законный наследник престола. Летящие на колеснице, к ночи достигли границ своей страны. Взглянув вниз, они увидели море огней, возвещавших о великой радости. Все сверкало и счастьем сияли глаза людей, встречавших своего справедливого правителя после столь многих лет разлуки с ним.

Проверка на верность

Снова обретя жену, Рама все же пребывает в печали, ведь долгое время она пробыла в плену у другого мужчины. Он решает проверить Ситу на верность. Сначала она проходит испытание огнем – входит в костер и не сгорает, более того сила огня подымает ее над землей и подталкивает в объятия Рамы.

Бог огня Агни, таким образом, утверждает, что Сита невиновна. Но Рама и его окружение продолжают сомневаться в верности Ситы, поэтому вторично изгоняют ее из царства.

В изгнании она рожает двух сыновей. Автор поэмы – Вальмики предоставляет кров в своей отшельнической обители Сите. Когда её сыновья Лава и Куша выросли, он рассказал им историю их отца и наставил их на путь сказительного искусства.

В качестве бродячих певцов они приходят в столицу Айодхи и исполняют эту поэму перед Рамой. Отец их узнает, возвращает жену. Однако он и придворные снова подверглись сомнению. Тогда Сита сказала: «Если я чиста – пусть меня поглотит земля». Земля разверзается и поглощает ее, тем самым доказывая ее чистоту и воссоединяя ее с матерью богиней земли.

Рама предстает как идеальный сын, брат, истинный муж, верный друг, справедливый царь, и благородный противник. Рама рассматривается как архетип праведности и самых востребованных добродетелей. Он воплощает красоту и силу моральных принципов, является созвучием всех лучших качеств.

В период становления индуизма постепенно наращиваются представления о воплощениях богов и к концу первого тысячелетия нашей эры, несомненно, Рама понимается как аватара бога Вишну. С этого времени начинают появляться и переложения «Рамаяны» на разные региональные языки, где Рама уже с самого начала абсолютно беспрекословно предстает богом. Большинство индуистов считают Раму реально существующей исторической личностью, царем, правившим Кошалой – царством в Индии со столицой Айдохья. Сюжет «Рамаяны» местами имеет аллегоричный характер и под видом подвигов Рамы изображает распространение в середине 2 тысячелетия до н. э. арийской цивилизации на юг Индии.

Песню о Раме сложил народ, выразив в ней свою неумирающую мечту о непобедимом, идеальном, самоотверженном герое, о защитнике народа от всякого зла. Супруга Рамы Сита почитается всеми индийцами как Мать Индии. В каждой семье детям пересказывают легенды из «Рамаяны», стараясь воспитать в них чувство долга, ответственности и благородства.

Главным секретом поэмы служит то, что Рама не только человек – он был избран богами как представитель их силы в мире людей, а поэтому ему предстояло поразить зло и утвердить правду, живя ради свершения этой великой миссии.

Источник

Бог Рама в индуизме: жизнеописание, образ в искусстве

Бог Рама — известное индийское божество. Это аватара Вишну, то есть его воплощение в человеческом облике. Он почитается в индуизме, известен как древнеиндийский царь, правивший в древнем городе Айодхьи. Считается, что он был седьмой аватарой Вишну. Сошел в мир около 1,2 миллиона лет назад. Большинство индуистов уверены, что Рама был реально существовавшим человеком, царем, который правил большей частью современной Индии из своей столицы. Наравне с Кришной почитается как одна из самых популярных аватар в индуизме. Особенно ему поклоняются последователи направления вайшнавизма.

Происхождение имени

Имя бога Рамы в дословном переводе означает «темнота» или «черный». В женском роде это слово является фактически эпитетом ночи.

Интересно, что в Ведах упоминаются двое Рам. Если верить комментариям индийского мыслителя Шанкары, у имени два значения — это блаженная сущность Верховного Брахмана, в которой обретается духовное блаженство, а также Бог, который принял прекрасную форму.

В иерархии индийских богов Рама занимает особое место. И он является одной из самых известных аватаров Вишну.

Детство и юность

Жизнеописание Рамы подробно приведено в «Рамаяне» — это древнеиндийский эпос на санскрите. Герой нашей статьи родился у царя Дашаратхи и одной из его жен Каушальи. Он появился на свет в древнем городе Айодхья, который расположен на территории современного штата Уттар-Прадеш. Воспитывался еще с тремя братьями, которые в то же время родились у двух других жен его отца. Особенно сильно были привязаны друг к другу Рама и Лакшман.

Читайте также:  Spf от солнца расшифровка

Согласно индийской «Рамаяне», обучал братьев мудрец Васиштхи, который преподавал им законы дхармы, философию Вед, многие другие науки. Мальчики росли в семье кшатриев, поэтому собирались стать славными воинами. Обучаясь военному искусству, убили много ракшасов, которые приводили в ужас лесных жителей, оскверняли жертвоприношения брахманов.

Утверждается, что бог Рама и его братья с детства были значительно выше остальных людей, обладали сообразительностью, удивительной проницательностью, воинским мастерством.

Свадьба

Когда стало известно о выборе жениха для Ситы, на место проведения обряда пришли Рама и Лакшман. Им предстояло поучаствовать в состязании в борьбе за руку девушки. Претенденты должны были натянуть огромный лук Шивы и выстрелить из него.

Считалось, что эта задача не под силу обыкновенному человеку. Все предыдущие претенденты не могли даже сдвинуть лук с места, но когда к нему подошел Рама, то легко разломал его пополам. Свадьбу отметили пышно и торжественно.

Божественная миссия

На пути свадебной процессии встретился Парашурама, который был шестой аватарой Вишны. Он не мог поверить, что кому-то удалось сломать лук Шивы, но все же вызвал бога на поединок. Все войско Рамы было не в состоянии принять участие в битве, так как были под воздействием мощной мистической силы. Рама же выхватил лук Вишны и нацелился прямо в сердце оппоненту. Он пообещал оставить его живым, только если тот укажет новую цель для стрелы. Парашурама в тот же момент почувствовал, что лишился мистической силы, осознав, что новым воплощением Вишну стал Рама.

Герой нашей статьи выстрелил в небо. Но даже тогда не все еще осознали его божественную сущность. Индуисты верят, что пущенная им стрела до сих пор летит в космосе, преодолевая вселенную. Когда она вернется обратно, мир будет разрушен.

Изгнание

Отец Рамы Дашаратха, предчувствуя наступление старости, решил возвести сына на трон. Новость всех обрадовала, кроме второй жены царя, у которой была коварная служанка Мантхара. Она стала ее убеждать, что муж желает ей только плохое.

Будучи в ревности, Кайкейи попросила возвести на трон Бхарату, а Раму изгнать в лес на 14 лет. Так как царь до этого пообещал исполнить любое ее желание, он был вынужден подчиниться. К тому же он был ей должен, так как много лет назад супруга спасла его от верной гибели. Убитый горем он заперся в спальне, а новость об изгнании Раме объявила сама Кайкейи.

Тот сразу согласился покинуть город. В печали были все жители и придворные. Сам Рама понимал, что царь не имеет права нарушить слово, поэтому не имел претензий к отцу. Сите он в самых мрачных красках описал перспективы жизни в лесу, попросив остаться в Айодхье. Но девушка заявила, что готова на любые трудности, чтобы следовать за своим мужем. За ним также поехал Лакшмана. Дашаратха умер через неделю после их отъезда.

Бхарата отправляется на поиски

Во время всех этих событий сам Бхарата был в отъезде, а когда узнал, что сотворила его мать, страшно разгневался, даже грозился отречься от нее. Чтобы загладить вину, он отправился на поиски Рамы. Он его отыскал в одежде отшельника, скитающегося по лесам. Бхарата стал упрашивать вернуться в Айодхью, чтобы начать править царством.

Бог Рама отказался, заявив, что намерен провести в изгнание отведенные ему 14 лет, так как к этому его обязывает долг чести. Он не может нарушить слово, которое дал Дашаратхе. Вернувшись, Бхарата поместил на трон сандалии брата в знак того, что будет править только как наместник.

Рама верил в силу судьбы, поэтому не держал зла на Кайкейи. В классической интерпретации благодаря этому изгнанию он смог выполнить свою миссию, сокрушив империю злого Раваны.

Похищение Ситы

Супруга бога Рамы, Сита, является со своим мужем протагонистами одной из самых популярных любовных историй. Они сильно друг друга любили. Если рассматривали Раму как аватара Вишну, то его супругу — как женскую ипостась Лакшми.

Однажды в героя бога влюбилась сестра Раваны, когда увидела его в лесу. Она призналась ему в своих чувствах, но тот отверг девушку, сославшись на то, что уже женат. В шутку Рама предложил ей попытать счастья с Лакшманой, который оставался холост. Но и тот отверг ее любовь.

Пребывая в гневе, Шурпанакха разозлилась на Ситу, попыталась ее убить и съесть. За нее заступился Лакшмана, который отрубил сестре Раваны уши и нос. Отомстить за сестру решил Кхара, отправив 14 ракшасов с заданием убить Ситу, Лакшмана и Раму. Но герой нашей статьи с ними легко расправился. В поединке он убил и самого Кхару.

Тогда Шурпанакха пришла к Раване, чтобы рассказать о произошедшем. К тому же она упомянула об удивительной красоте Ситы, предложив ему взять ее в жены. Тогда тот согласился отомстить.

Равана знал о могуществе братьев, поэтому пошел на хитрость. Он попросил своего дядю обернуться золотым оленем. В теле животного тот начал резвиться неподалеку от хижины индийского бога Рамы. Сите он так понравился, что она попросила мужа поймать зверя. Рама бросился за ним в погоню, а когда понял, что отстает, выстрелил из лука. Раненое животное крикнуло голосом мужа Ситы. Та решила, что супруг попал в беду, бросилась на помощь.

Читайте также:  Солнце превратится сверхновую звезду

На поиске отправился Лакшмана, предварительно очертив хижину магическим кругом. Оставаясь внутри него, женщина была в полной безопасности. Как только Лакшмана ушел, Рамана, скрывавшийся поблизости, вышел в образе старика, попросив у Ситы еды и воды. Сита, ничего не подозревая, вышла за пределы круга. В тот же момент Равана вернул себе прежний облик, посадил женщину в летающую колесницу и скрылся. Сита просила лесных животных и растения рассказать богу Раме (Рамачандре), что с ней произошло. Тем временем Лакшмана с братом убили оленя, но в хижине не нашли Ситы.

Равана привез женщину на Ланку, где начал добиваться благосклонности от нее. Та категорически отказала ему. Равана не мог прибегнуть к насилию, поэтому ограничился угрозами и запугиванием, в конце концов, решив выжидать.

Похождения Ханумана

Лакшмана и Рама заключили союза и царем обезьян Сугривой, чтобы освободить Ситу. Подойдя к морю, было решено построить мост. Преданный Хануман, обладавший большой силой, перепрыгнул пролив, чтобы отправиться на поиски женщины. Найдя ее во дворце Раваны, он обо всем рассказал Раме.

Встретившись со злодеем, Хануман свернул в спираль свой хвост, чтобы получилось сидение заметно выше трона Раваны. Этим он его сильно разгневал, тот потребовал убить обезьяну. Но тот представился в качестве посла, поэтому его жизнь оказалась неприкосновенна. Тогда Равана приказал слугам подпалить ему хвост, а после отпустить. Хануман с горящим хвостом начал прыгать с одного здания на другое, распространяя огонь по всей столице. Затем перепрыгнул обратно на континент.

Сражение

Когда мост был построен, Рама переправился на Ланку. Лакшмана с братом несколько раз были ранены в сражениях. Но они вылечились волшебной травой. Несмотря на значительные потери, обезьянье войско побеждало ракшасев.

Наконец случилась решающая схватка между божествами. Рама стрелами отсекал одну за другой головы Раваны, но каждый раз на этом месте вырастали новые. Тогда он использовал оружие Брахмы. В наконечнике этой стрелы была сосредоточена сила огня. Особыми ведийскими мантрами он запустил ее в Равану. Она пронзила грудь противника, а потом вернулась в колчан. После смерти злодея на небесах началось ликование. За эту победу бог Рама в индуизме ценится особо высоко.

Испытание огнем

После смерти противника Рама и Сита получили возможность отправиться назад на колеснице. Но бог отказался ее принять, считая оскверненной из-за пребывания во дворце ракшасы.

Сита была уязвлена таким отношением. Она решила доказать свою невинность, пройдя испытание огнем. Женщина вошла в костер, приготовленный Лакшманой. Бог огня вывел ее невредимой, попросив Раму принять жену назад. Тот объявил, что и без испытания знал о чистоте супруги, но хотел доказать ее невинность всем окружающим.

Конец изгнания

После завершения срока изгнания Рама с женой, братом и обезьянами торжественно вступили в город, где его помазали на царство. Эпоха правления бога продолжалась около десяти тысяч лет. Считается, что это был век процветания, которого еще никогда не было в мировой истории. В это время на земле царили мир и благополучие, не было засух, земля давала обильные урожаи, даже дети не плакали, все забыли о бедности, болезнях и преступлениях.

Как-то Рама переоделся в простого человека, отправившись в город узнать, что о нем думают подданные. Он стал свидетелем того, как стиральщик избил жену, которую заподозрил в измене. При этом он сказал, что не такой глупец, как Рама, чтобы поверить в чистоту жены, которая несколько лет провела в плену у другого мужчины.

Чтобы избавить Ситу и себя от клеветы, он отправил ее жить в лесную хижину. В то время женщина была беременна. В изгнании она родила близнецов — Кушу и Лаву. Когда дети вышли из младенческого возраста, их послали к Раме. Увидев своих сыновей, он сразу вспомнил о счастливом прошлом, вернув Ситу обратно во дворец.

Собрав всех подданных, он попросил жену еще раз доказать свою невинность и верность ему. Сита была в отчаянии, взмолившись к матери-Земле, подарившей ей жизнь, чтобы та приняла ее обратно. В ответ на эту просьбу земля разверзлась и забрала ее в свои объятия.

Считается, что на этом миссия аватары Рамы была окончательно выполнена. Он отправился на берег индийской священной реки, оставив тело, вернулся в собственную духовную вечную обитель.

Следующей, восьмой аватарой Вишну, стал Кришна. Первые свидетельства о существовании его культа относятся к V–IV веку до нашей эры.

Образ в искусстве

В индийском искусстве этого бога, как правило, изображают в виде воина, вооруженного луком, за плечом у него колчан со стрелами, а на голове — корона вишнуитского типа.

Часто его сопровождает Лакшман. Рядом с ним часто встречается скульптурное изображение супруги бога Рамы, которую звали Сита. Она представлена в позе трех наклонов.

Также его нередко изображают вместе с предводителем обезьян по имени Хануман. Интересно, что бронзовые статуэтки этих персонажей индуизма всегда выполнены в положении стоя, Сита обязательно располагается справа от Рамы, а Лакшман — с левой стороны.

Источник

Adblock
detector