Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Знакомство с тестовыми заданиями ГИА задание А3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati_lvg._gia_a3_variant.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИА А3 Вариант №1
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):
1) эпитет 3) сравнение
2) метафора 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):
1) метафора 3) олицетворение
2) эпитет 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).
2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).
3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).
4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).
2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).
3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).
4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).
2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).
3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).
4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).
2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).
3. Раскинув луч — шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).
4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).
2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).
3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).
4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).
2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).
3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).
4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
ГИА А3 Вариант №2
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):
1) олицетворение 3) эпитет
2) сравнение 4) метафора
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):
«Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):
1) метафора 3) сравнение
2) эпитет 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):
1) эпитет 3) олицетворение
2) метафора 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).
2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).
3. Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).
4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).
2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).
3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).
4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).
2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).
3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).
4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).
2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).
3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).
4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).
2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).
3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).
4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).
2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).
3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).
4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):
Источник
Найти средства выразительности в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение…» Тек…
Найти средства выразительности в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение…»
Текст:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Источник
Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В. Маяковский)
История создания
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 г., когда поэт после работы каждый день ездил на дачу в подмосковное Пушкино, где жил вместе с семьей Бриков. Это место четко указано в произведении.
В. Маяковский был одним из тех деятелей искусства, которые горячо и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию в 1917 г. Его революционная поэзия проникнута солнечными и радостными нотами.
Это жизнерадостное восприятие отразилось в данном стихотворении.
Жанр и особенности
По жанру стихотворение можно рассматривать как сказку. Солнце, один из главных героев произведения, предстает живым существом. У стихотворения много общего с народным эпосом, в котором солнце – светило, дарящее жизнь и тепло обитателям Земли.
Повествование ведется от первого лица.
Из художественных средств В. Маяковский в своем творчестве наиболее часто использовал метафоры («оживление» неодушевленных предметов) и гиперболы (преувеличения). В стихотворении метафор очень много: солнце ходит, переводит дух, говорит басом и т.п. Есть гипербола: «в сто сорок солнц закат пылал».
Стиль стихотворения очень восторженный и эмоциональный. Фраза «Светить – и никаких гвоздей!» широко известна и стала пословицей. Эмоциональность подчеркивается эпитетами, которые иногда используются в нестандартных сочетаниях: солнце ало и златолобо, из него струится странная ясь.
Широко используется разговорная лексика: дармоед, слазь, довольно шляться. Поэт использует придуманные им слова: занежен, горбил, вспоем.
Также встречаются омонимы – слова, которые одинаковые по звучанию, но различные по смыслу: солнце заходит – заходить на чай, гоню огни – чаи гони.
В стихотворении используется четырехстопный и трехстопный ямб. Рифма является перекрестной: АБАБ.
Тема и идея
Темой произведения является место искусства, в частности, поэзии в жизни общества. Идея произведения заключается в том, что искусство должно участвовать в активном преобразовании жизни: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца!».
Этот лозунг применим не только к творческому, но и любому другому труд. Можно сказать, что основная мысль произведения – труд должен быть созидающим!
Сюжет
Жарким июльским летом уставший поэт приезжает на дачу. Изнемогая от жары, он злится на солнце и зовет его не заходить «без дела», а зайти в дом. С ужасом он видит, что солнце шагает по саду.
Поэт и солнце начинают «гонять чаи». Поэт жалуется на то, что его «заела» повседневная рутина и работа с плакатами. Но солнце призывает его не жаловаться, а «лить свое солнце» стихами.
Система образов
В стихотворении два главных персонажа – автор (поэт) и солнце. Поэт уставший, немного раздраженный, но жизнелюбивый. Солнце – не дармоед и бездельник, как казалось поэту, а трудолюбивое и великодушное светило. И солнце, и поэт посвятили свою жизнь людям.
Главная мысль
Нужно не жаловаться, а следовать своему признанию и жить, помогая другим.
История создания
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» увидело свет в 1920 году. Если до революции в работах поэта звучали минорные мотивы, то после революции, в том числе и в данном стихотворении, можно увидеть призыв к светлому будущему и светлый оптимизм.
Известно, что Маяковский умело обращался с метафорами, и это произведение — не исключение, автор создал необычайную работу, которая схожа с настоящим русским народным эпосом, сказкой.
Образец 2
Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции – «Необычайное приключение», оно очень оптимистично, в отличие от прошлых работ, в нём чувствуется готовность поэта к светлому новому будущему.
Это произведение целиком построено на метафоричных образах. Поэт – человек, который усердно трудится не покладая рук, он освящает людям путь, а солнце, по его мнению, ленивое существо, которому ничего не стоит светить, а больше оно ничего не делает. Поэт зовёт к себе солнце поговорить, и оно приходит. Однако, светило, вместо того, чтобы принять слова творца, говорит ему обратное – мол, оно светит, и это огромная работа. В итоге оба сходятся на мнении, что и солнце, и поэт похожи – оба освящает людям дорогу, но выполняют это по-разному, что очень важно, ведь каждый должен работать тем, кем ему хочется, к чему лежит душа, иначе всё будет валиться из рук и не получаться. Это и есть главная тема стихотворения. Огромную роль здесь играют последние строки, автор подытоживает диалог с солнцем и говорит, что это их долг – всегда и везде светить.
Помимо этого, Маяковский в стихотворении обращается к самому солнцу, то есть не боится его, а делает он это, вдохновившись надвигающимся, казалось, коммунизмом. Если все равны и нет какого-то главного, центрального существа, то и солнце, конечно же, становится поэту товарищем. Он сравнивает себя со светилом, ведь солнце – это огромнейшая звезда, которая очень-очень ярко освещает всё, а Маяковский был высоким и большим, о чём сам неоднократно упоминал.
В стихотворении используется много разговорных слов, так, что читатель забывает о том, с кем на самом деле говорит солнце. Маяковский в своих произведениях любит использовать восклицательные знаки, и «Необычайное приключение» без них тоже не обошлось. Они находятся в местах особого напряжения действия, а также после реплик-призывов.
Владимир Владимирович, умело используя метафору и «крепкие» слова, смог показать и доказать читателю, что каждый должен не только трудиться, но и делать это для всеобщего блага. Но главное – всегда выполнять ту работу, которая нравится тебе самому, к которой лежит душа, и только тогда ты сможешь светить «до дней последних». Эта тема стихотворения актуальна и в наши дни.
Жанр, направления, рифма
«Необычайное приключение…» — это настоящая русская сказка, которая написана во времена футуризма. В стихотворении есть такие интонации, из-за которых доверяешь поэту, чувствуешь каждую строчку, и это особенность в стихах Маяковского.
Здесь как никогда кстати та самая лесенка, которой пользовался автор — она помогает выделять паузы и логические ударения, чтобы читатель ничего не упустил.
Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА — просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая — ты да я».
В анализе стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.
Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, приносить пользу обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.
Основная тема
Тема произведение простая — какова же роль поэта в жизни общества? Разговаривая, солнце и поэт рассуждают, что если человек и может вместо пера взять инструменты в руки, то светило себе такого позволить не может.
В конце концов, поэт понимает, что у него дела обстоят лучше, чем он предполагал, и смысла жаловаться нет. Сходятся новые знакомые на том, что каждый должен выполнять своё дело — пускай солнце светит людям собой, а поэт продолжит изливать свет своими стихами.
Вариант 3
Стихотворение «Необычайное приключение..», созданное в 1920 году, посвящено теме поэта и поэзии. В. Маяковский размышляет о том, какова функция поэта в обществе, каковы его задачи.
В своем произведении поэт создает вымышленную фантастическую ситуацию: на чаепитие к нему заходит само солнце. Поводом к такому визиту служат слова о тяжелой рутинной работе, зависть к просто так, без дела бродящему по небу светилу. Но практически сразу же лирический герой-поэт пожалел о своих словах, потому что прямо к его дому, разбрасывая во все стороны ослепительные лучи, движется огромное, жаркое солнце.
Несмотря на пышущий от гостя жар и преодолевая испуг, лирический герой стремится быть гостеприимным хозяином и угощает светило чаем с вареньем. В процессе беседы они становятся друзьями и находят немало общего в своей тяжелой каждодневной работе. Поэт приходит к осознанию, что и он, и солнце делают общее важное дело – освещают мир, дарят людям веру в светлое завтра. Говорить с читателем о лучшем, вести в это счастливое будущее, проливать свет в души – в этом видит лирический герой Маяковского свою задачу. В произведении Маяковского мастерски соединились размышления о роли и месте поэтического творчества, психологизм, юмор и даже реальные факты биографии поэта: например, лирический герой жалуется солнцу на тяжелую работу в РОСТа, а мы знаем, что в эти годы поэт действительно писал стихи и лично рисовал плакаты для окон Российского телеграфного агентства.
Образная система стихотворения подчинена задаче ярче раскрыть поэтический замысел, нарисовать выразительную картину. Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на [г], [р]: пригорок, горбил, горою, горы. В этих же строках звучит окказионализм «горбил», использование подобных, созданных поэтом, слов — прием, свойственный творчеству В. Маяковского. Также в стихотворении при описании солнца встречается окказионализм ясь в значении ясность, яркость.
Отметим, что поэт намеренно использует разговорные, просторечные слова, стремясь пересказать жизненный эпизод максимально просто: шляться, дармоед, во что попало, чёрт дернул. В стихотворную речь входит диалог, и реплики светила так же эмоциональны, в них играют своими значениями омонимы: гоню – гони.
Стихотворение «Необычайное приключение..» — признанный шедевр В. Маяковского, его строки «светить всегда, светить везде» стали крылатыми. И всё же, перечитывая его, читатель каждый раз восхищается талантом поэта, его неистощимой энергией, готовностью работать на благо Страны Советов.
Средства художественной выразительности
В «Необычайном приключении…» множество средств выразительности, которые делают его невероятно красивым. Масса неологизмов, таких как «занежен», «златолобо» делают стихотворение неповторимым, а омонимы и разговорная лексика заставляют читателя проникнуться беседой, забывая, что поэт разговаривает с самим солнцем.
Конечно же, не обошлось и без метафор, пускай зачастую и скрытых: солнце в стихотворении садится и заходит будто бы действительно нечто живое.
Автор: Лаура Мачюльските
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Aнализ стиха
Необычное приключение, которое произошло летом на даче с Маяковским. И послужило для создания этого шедевра. В основу произведения вошел обычный диалог поэта с солнцем. Основным поэтическим приемом стало сравнение жизни солнца и творческого пути поэта. Само название произведения дает понять, что сейчас произойдет реальный рассказ, о событиях которые происходили на даче с поэтом.
Произведение «Необычное приключение» выполненное не стандартно, оно раскрывает дачный пейзаж. Это можно увидеть из строк, где Маяковский тонко описывает силу летнего знойного дня. Так и произошел мнимый конфликт, в котором лирический герой стихотворения, бросает вызов высшим силам. Сам диалог героя с солнцем происходит в резкой форме. После принятия вызова солнцем, герой произведения начинает жалеть о своих словах.
В целом Маяковский, как и в лирике своей сильно драматизирует начало. Далее происходит фантастическое действие как будто два друга сидят и общаются, в роли друзей выступает образ поэта и солнца, они обсуждают ежедневные проблемы. И договариваются объединить свои силы, солнце совсем приобретает человеческий образ, с которым можно не только поговорить, но и похлопать по плечу.
В завершении произведения рушиться образ общего врага и заканчивается все на положительной ноте. При помощи метафор Маяковский совмещает фантастику и реальность.
Заключение
В стихотворении «Необычное приключение» Маяковского, чутко изображается, как герой произведения на равных общается с солнцем, так как они с поэтом делаю одно общее дело – несут миру свет. Солнце в этом стихотворение выступает в роли помощника для поэта. Прочитав его невозможно остаться равнодушным, оно одно из увлекательных и интересных работ Владимира Маяковского.
Образы и символы
Стихотворение построено в форме диалога с солнцем, Маяковский не боится к нему обратиться, потому что считает себя равным ему. Это отражает коммунистическую риторику новоиспеченной страны – все люди стали равными, и какого-то центра власти и света больше нет. Сам космос подчинился необходимости освобождения и раскрепощения отношений: само святило становится товарищем, спускается и становится на один уровень с независимыми гражданами нового государства.
Главные герои в стихотворении «Необычайное приключение…» — это лирический герой и солнце. Автор не случайно изобразил в качестве персонажа именно солнце. Это одна из самых ярких звезд, которое озаряет все вокруг, разгоняет тьму своим желтым цветом. Солнце габаритно, масштабно и величественно — именно так воспринимал себя Владимир Маяковский сам, а также все его ближайшее окружение.
Он придал солнцу могучий бас («дух переведя, заговорило басом…»), которым так же обладал. Он был такой же большой, как и солнце: сам поэт однажды сказал, что может убить человека одним кулаком, но делать этого не будет, у него другой характер.
Интересно так же то, что Маяковский обожал желтый цвет. Он также описывает это в стихотворении «Кофта фата». Поэт часто выступал в желтой кофте, которую сшила ему мать — Александра Алексеевна. Солнце в стихотворение тоже обладает любимым цветом Маяковского — желтым. Они с ним светят во все уголки, «льют» свет лучами и «стихами».
Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня.
В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…». Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» создается образ мастера, который для Маяковского сравним с солнцем, возвышенным и повседневным. Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! («Вакхическая песня», 1825) Особенности композиции стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части: изображение обычного (пейзаж, поэт за работой) Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею — дыра, И в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало.
И необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем, осознание поэтом родства их деятельности и общности задач): Что я наделал! Я погиб! Ко мне, По доброй воле, само, Раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?
Чаи гони, Гони, поэт, варенье!» Такая структура наглядно раскрывает одну из мыслей стихотворения: величие подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение, смысл которого выражает глагол «светить», родственный пушкинскому «жечь глаголом» в «Пророке»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей».
Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и ниоких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! Художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Основным в стихотворении является прием фантастики — лирический герой зовет солнце к себе на чай, и оно откликается на приглашение: И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! Занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди!
Послушай, златолобо, Чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!» Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю.
Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело — масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом. Связь двух планов — обычного и необычного — и их переход друг в друга подчеркнуты каламбуром — «игрой» значений многозначных слов: чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!
Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я». «Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей.
Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например: А мне, ты думаешь, Светить Легко? Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой — передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека.
Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов — слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится». Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта — лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца.
ПОЭМА «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» (1920) Жанр: лирическая поэма. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ ⦁ Диалог поэта с солнцем, которое олицетворено: шагает в поле, разговаривает басом, пьёт чаи и т. д. ⦁ Сопоставлена жизнь солнца и творчество поэта, их ежедневный труд. ⦁ Договариваются объединить свои усилия в общем деле: «я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами … » и клянутся: «светить всегда, светить везде», ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: предназначение поэта. ⦁ Идея: солнце и поэт — светила: лучи солнца согревают, лучи поэзии наполняют умы и сердца людей огнём жизни. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ⦁ Гипербола: в сто сорок солнц закат пылал. ⦁ Разговорная лексика: дармоед, шляться, задом. ⦁ Неологизмы: златолоба, занежен.
Источник