Расширенная вселенная Звездных войн
Звёздные во́йны (англ. Star Wars ) — фантастическая сага, задуманная американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов, и позднее расширенная. Первый фильм назывался «Звездные войны», но после выхода следующего эпизода, у первого фильма появился подзаголовок «Новая надежда». Первый фильм вышел 25 мая 1977, и имел огромное влияние на международную поп-культуру, однако произведение по вселенной — одноимённая книга-новеллизация — появилось ещё в 1976 году, так как продюсеры опасались провала фильма в прокате. Спустя двадцать два года после выхода первого фильма на экраны был выпущен Star Wars: Episode I и Лукас начал режиссировать вторую трилогию. По его признанию, идея фильма возникла под влиянием исследований Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии («Герой с тысячью лицами» и др.)
Содержание
Иерархия проекта
В настоящее время иерархию проекта можно представить следующим образом:
- «Звёздные войны» (марка) — совокупность всех вымышленных и документальных материалов, выпущенных по официальной лицензии «Lucasfilm».
- Вселе́нная «Звёздных во́йн» (англ.Star Wars Universe — SWU ) — совокупность всех вымышленных материалов по тематике «Звёздных войн», выпущенных по официальной лицензии.
- Киноэпопея «Звёздные войны» — шесть фильмов-эпизодов (1977—2005). Неофициально выделяют «Классическую Трилогию» (IV—VI эпизоды).
- Расши́ренная вселе́нная «Звёздных во́йн» (англ.Star Wars Expanded Universe — SW:EU ), сокращённо РВ — Вселенная «Звёздных войн» за исключением киноэпопеи — дополняет и расширяет вселенную на временной период в пять с лишним тысяч лет.
- Вселе́нная «Звёздных во́йн» (англ.Star Wars Universe — SWU ) — совокупность всех вымышленных материалов по тематике «Звёздных войн», выпущенных по официальной лицензии.
В настоящее время проект объединяет в себе киноэпопею из 6 эпизодов, три телефильма, три анимационных сериала, романы (в том числе и аудиороманы), повести и рассказы, комиксы и журналы, энциклопедии и художественные альбомы, литературу по ролевым играм, игрушки, видео- и компьютерные игры, фильмы и книги, и т. д. и т. п.
Киноэпопея
В кинематографический цикл «Звёздные войны» входят шесть эпизодов, снятых в два этапа. Сначала были сняты IV—VI, и лишь через шестнадцать лет I—III.
Мультфильмы и сериалы
Помимо шести кинофильмов, по «Звёздным Войнам» были сняты мультипликационные фильм и телесериалы.
Краткая хронология «Звёздных войн»
32 года до битвы при Явине
22 года до битвы при Явине
20 лет до битвы при Явине
19 лет до битвы при Явине
0 год — битва при Явине
3 года после битвы при Явине
4 года после битвы при Явине
Войны
В шестисерийной киносаге было всего три основные войны:
Один из важнейших элементов вселенной — это «Сила», вездесущее энергетическое поле, подконтрольное редким одарённым живым существам. Это описано в первом произведенном фильме как «энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает нас, проникает через нас, и связывает галактику.» Сила даёт разнообразные сверхъестественные способности (телекинез, ясновидение, сила убеждения), и также может усилить некоторые физические характеристики; эти способности могут быть улучшены в ходе обучения. Упрощённо Сила делится на Светлую и Тёмную стороны. Орден Джедаев использует Светлую сторону, а ситхи — Тёмную, однако в Расширенной Вселенной фигурируют и другие школы и ордены адептов как Светлой, так и Тёмной стороны.
Культурное влияние
Оказал большое влияние на массовую культуру, объединив увлечённых людей в фан-клубы, клубы ролевой реконструкции. Киноэпопея положила начало целому одноимённому фантастическому поджанру в кинематографе. Популярность проекта оказалась столь велика, что его название общественность перенесла на американскую правительственную программу «СОИ — Звёздные войны».
Продукция по мотивам
Во всём мире производится множество различных предметов, имеющих непосредственное отношение к «Звёздным войнам». Компания «Lucas Arts» зарабатывает значительные деньги от продажи прав на сувенирную продукцию «Звёздных войн», на что и была рассчитана их маркетинговая стратегия. Если бы не продажа сопутствующей продукции, вряд ли все последующие после 4 эпизода фильмы вообще были бы сняты. Основной объект для копирования — это Световой меч. Лицензированные копии световых мечей некогда производили две компании — «Master Replicas» и «Hasbro». С некоторых пор, «Master Replicas» потеряла лицензию на производство «реплик» световых мечей — она перешла к компании «Hasbro».
Первая версия мечей от «Master Replicas» под названием «Master Replicas Force FX» обладала:
- 64 яркими светодиодами в лезвии,
- Лезвие плавно разгоралось и гасло — от рукояти меча к кончику лезвия и обратно,
- Повторяла звуки из фильма при движение и ударах,
- Имела прочное несъёмное лезвие из поликарбоната.
Но и был серьезный недостаток; при сильном ударе светодиоды могли сломаться и перестать работать. В случае поломки, меч можно отослать в компанию «UltraSabers» для переделки в меч «UltraSabers».
Вторая версия мечей от «Master Replicas» под названием «UltraSabers Force FX» обладала:
- Одним сверх-ярким светодиодом «Luxeon III» в основании лезвия,
- Прочным съёмным лезвием из поликарбоната (Рукоять без лезвия можно было повесить на пояс),
- Свет резко появляется и плавно затухает по всей длине лезвия,
- Повторяла звуки из фильма при движение и ударах,
- Специальная плёнка, мешающая внешнему свету попасть внутрь меча и более сильно распределяющая света от диода.
Данная версия лишена недостатка мечей «Force FX» — мечём можно было бить, не боясь сломать светодиоды (Впрочем, оставался шанс сломать само лезвие). Но в тоже время, тоже имела свой недостаток — лезвие освещалось не равномерно.
Кроме того, каждый меч «Master Replicas» является точной копией меча соответствующего персонажа из фильма — только рукоять потолще, из-за необходимости вмещать батарейки AA. Реплики мечей от «Hasbro» используют батарейки AAA, и соответственно, имеют более тонкую рукоять.
Мечи от «Hasbro» делятся на несколько типов:
- Простой игрушечный меч с телескопическим лезвием, без специальный эффектов,
- Продвинутая версия предыдущего меча, со звуком и слабой подсветкой лезвия,
- Реплика. Практически тот же «Force FX», только звук немного лучше.
Так же, были выпущены в продажу наборы для переделки «Force FX» в «UltraSabers» и наборы «force Fx lightsaber construction set» для самостоятельно сборки светового меча из готовых деталей, правда, имеет три разноцветных светодиода в основание меча и выглядел гораздо хуже оригинального «Force FX».
Помимо «реплик» мечей, в продаже есть копии космических кораблей, оружие, костюмы, а также других предметы из вселенной «Звёздных войн».
Источник
Вся правда: Расширенная вселенная «Звёздных войн»
Когда в конце 2012 года Disney приобрела компанию Lucasfilm со всеми активами, включая, конечно же, «Звёздные войны», поклонники далёкой галактики предполагали, что мышиная корпорация примется наводить в их любимой вселенной свои порядки. Но даже скептики не догадывались, что новые владельцы саги начнут новую эпоху в её истории с того, что спишут в утиль практически все произведения под брендом Star Wars, созданные за предыдущие двадцать с лишним лет.
Однако именно так и произошло. Незадолго до анонса актёрского состава седьмого эпизода Disney объявила, что Расширенная вселенная — то есть все книги, комиксы и игры по «Звёздным войнам» — отныне не считается каноном. Теперь в канон входят только шесть фильмов, а также мультсериал «Войны клонов». А остальное выброшено на обочину и скромно именуется The Legendary Star Wars.
Разумеется, далеко не все зрители, смотревшие и любящие «Звёздные войны», знакомы с Расширенной вселенной, и потому о ней сложился ряд глупых мифов, которые в последнее время регулярно звучат не только в фанатских обсуждениях, но и в публикациях, так сказать, серьёзных изданий. И мы решили, что необходимо их развеять.
Миф: Расширенная вселенная никогда не была каноном
Теперь вовсю говорят, что произведения Расширенной вселенной никогда и не считались настоящим каноном «Звёздных войн». В этом имеется доля истины. Как только сага переросла рамки фильмов, сам Лукас стал проводить грань между своими работами и произведениями по их мотивам. Мол, есть его кинематографические «Звёздные войны», и есть параллельная реальность, сформированная книгами и прочей сопутствующей медиапродукцией.
Но вот официальная позиция Lucasfilm была иной. Расширенная вселенная начала развиваться на заре 90-х, и проекты, выходившие с её условным логотипом, в большинстве своём позиционировались как официальная часть саги. Конечно, порой появлялись шуточные истории, не входившие в канон, вроде комиксов, описывающих альтернативные варианты событий Оригинальной трилогии или попадание Хэна Соло на Землю и его смерть от стрел индейцев. Но то были просто забавные исключения, а основная масса книг, игр и комиксов до недавнего времени считалась частью «правильной» мифологии.
Миф: Лукас игнорировал Расширенную вселенную и никак не участвовал в её развитии
Бытует мнение, будто Джорджу Лукасу не было никакого дела до Расширенной вселенной и он не имел отношения к историям, которые сочиняли писатели, а также сценаристы комиксов и игр. Кроме того, анонс о новом статусе РВ подчёркивает, что каноном остались лишь те произведения, в создании которых участвовал лично Лукас. Дескать, вот он и был универсальным критерием, по которому решалось, что оставлять в официальной истории саги.
Действительно, не раз возникали ситуации, когда Лукас своими работами перечёркивал сюжеты, придуманные другими авторами. Например, в 90-х те придумали Бобе Фетту одну биографию, а с выходом приквелов выяснилось, что она была совершенно иной.
Однако в то же время Лукас не раз активно участвовал в судьбе РВ и заимствовал из неё приглянувшиеся ему элементы. Скажем, сексапильная джедайка Эйла Секура дебютировала на страницах комиксов, где её приметил Лукас, а после этого она появилась и в фильмах.
Любопытно, что несколько наиболее одиозных историй Расширенной вселенной родились при участии Джорджа. Например, именно с его подачи в серии комиксов «Тёмная империя» император Палпатин «воскрес» в виде клона. Лукас одобрил убийство Чубакки в романе «Вектор-Прим» и вместе со сценаристами трудился над сюжетом игры [Star Wars: The Force Unleashed], повествующем о тайном ученике Дарта Вейдера. Все они ныне вычеркнуты из канона, несмотря на причастность Лукаса. Более того, подобная судьба постигла и Star Wars: Clone Wars 2003 года выпуска, где Лукас и вовсе выступал в качестве сценариста.
Миф: Вся Расширенная вселенная — хлам
На протяжении долгих лет существования Расширенной вселенной её художественная ценность регулярно ставилась под сомнение. Особо рьяные критики попросту заявляли (и, кстати, продолжают это делать сейчас), что она целиком состоит из второсортных работ, паразитирующих на популярности «Звёздных войн». Нельзя не признать, что действительно вышло изрядное количество неудачных произведений. Были и откровенно халтурные книги с банальными сюжетами, и игры-однодневки, обречённые на забвение уже через месяц-другой после релиза.
Но в то же время РВ подарила нам немало отличных историй. Можно вспомнить, например, романы Мэтью Стовера, Тимоти Зана, Майкла Стэкпола, Джеймса Лучено, которые по уровню ничуть не уступают оригинальным фильмам, а то и превосходят их. Вспомним и игры вроде [Knights of the Old Republic] или серий X-Wing с Jedi Knight , ставшие классикой в своих жанрах и любимые отнюдь не только преданными фанатами далёкой галактики. Да и хороших комиксов по «Звёздным войнам» издано достаточно.
Миф: Новый подход Disney
Компания Disney собирается писать историю «Звёздных войн» заново и заявляет, что отныне подход к канону будет совершенно иным, чем прежде. Все проекты Star Wars станут частью единого канона, и специально созданная «сюжетная группа» из четырёх человек возьмётся строго следить за его цельностью.
Однако едва ли эта команда, составленная из рядовых в общем-то сотрудников Lucasfilm, о половине которых даже фанаты раньше не слышали, справится с возложенной на неё задачей. Наверное, в ближайшие пару лет «Звёздные войны» действительно обойдутся без серьёзных противоречий между источниками — просто из-за малого количества новинок. Но учитывая, что Disney явно собирается штамповать различные проекты про далёкую галактику с максимальной интенсивностью, вскоре во всём этом будет снова трудно ориентироваться — и едва ли четыре специалиста сумеют толково разрулить ситуацию.
Легко представить, как лет через пять задумки режиссёра и сценаристов очередных кинематографических спин-оффов или мультсериалов вступят в конфликт с сюжетом какой-нибудь книги. Едва ли в столь вероятной ситуации «сюжетная группа» сможет отстоять цельность саги и заставить больших людей из Голливуда менять свои планы.
Более того, судя по всему, никакого продуманного плана развития саги у «сюжетной группы» нет. Об этом наглядно свидетельствует судьба книжной серии Empire and Rebellion, повествующей о ранних приключениях Хэна, Леи и Люка. Она стартовала в прошлом году и должна была состоять из трёх романов. Первые два успели выйти до объявления The Legendary Star Wars. Третий появиться на прилавках не успел, и теперь он войдёт в новый канон. Невольно закрадывается мысль, что сюжетная группа не то что на годы вперед не думает, а даже о завтрашнем дне саги имеет смутное представление.
Миф: Расширенная вселенная будет служить основой для новых историй
Сделав объявление о новом статусе Расширенной вселенной, Lucasfilm слегка подсластила её поклонникам пилюлю, заявив, что авторы «новой» саги смогут черпать идеи из прежних работ. Мол, вполне может быть, что персонажи или даже сюжеты, уже знакомые фанатам Расширенной вселенной, перекочуют в новые «Звёздные войны». Но, как показал мультсериал «Войны клонов», стартовавший в 2008 году, при таком подходе старые герои и истории, даже если и добираются до экрана, всё равно меняются до неузнаваемости.
Тут нужно небольшое пояснение. С 2002 по 2005 годы, пока готовился третий эпизод, события «Войн клонов» были подробнейшим образом расписаны в РВ. В хронологии практически не оставалось места для новых историй, но авторов нового анимационного сериала во главе с Лукасом это не смутило, и «Войны клонов» образца 2008—2014 годов фактически перечеркнули предшествующие сюжеты.
А те элементы Расширенной вселенной, которые авторы мультфильма всё же использовали, подверглись жестокому насилию. От ряда персонажей остались только имени и внешность — их характеры и биографии были радикально переписаны; других героев повторно убили; а родная планета суровых воинов мандалорцев превратилась в мир пацифистов.
В общем, будьте готовы, что если любимцы читателей вроде адмирала Трауна или Мары Джейд вдруг попадут на киноэкраны, то они будут иметь мало общего со своими книжными прототипами. Впрочем, исходя из кастинга седьмого эпизода, герои Расширенной вселенной в фильмах появятся едва ли, и, значит, они будут попросту выкинуты.
Миф: Lucasfilm стремится не запутать нового зрителя
Один из основных аргументов в пользу необходимости отмены Расширенной вселенной сводится к тому, что та служила бы серьёзным барьером для рядовых зрителей, которые пойдут в кино на новые эпизоды. Ведь неподготовленного человека за пару минут не введёшь в курс событий, описанных в книгах и комиксах.
Но действие седьмого эпизода развернётся спустя тридцать лет после Оригинальной трилогии, и Абрамсу в любом случае придётся делать внушительную вводную о событиях десятилетий, разделивших старые и новые фильмы.
Более того, когда новые фанаты придут в магазины за книжками по мотивам саги, то найдут там как романы, входящие в новый канон, так и томики The Legendary Star Wars, сюжеты которых теперь «не считаются». Как думаете, легко ли новичкам будет не запутаться в библиографии «Звёздных войн»? И на что больше похожи действия Disney, на заботу о новых зрителях или на банальную попытку заработать на прибыльной истории без лишних заморочек?
Миф: Канон не имеет значения
Конечно, ничто не мешает нам наслаждаться франчайзами Marvel и DC, Трансформерами, Терминатором, Чужими или Черепашками-ниндзя, несмотря на то, что в них уже давно нет и намёка на единый канон. Но в том-то и дело, что до самого недавнего времени «Звёздные войны» не были как все. Это была чуть ли не единственная вселенная (уж таких масштабов точно), где, невзирая на отдельные противоречия, сохранялась единая хронология, там новые произведения дополняли, а не перечёркивали старые.
Disney приобрёл невероятно масштабный и проработанный мир — и тут же отправил основную его часть в мусорное ведро. Это как если бы от России осталась одна только Москва, а остальные города иностранцы сровняли бы с землёй и решили отстроить заново.
Источник