Василий Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала:
Краткое содержание
Напивается Наум Евстигнеич, в прошлом колхозник, строго раз в месяц – когда пенсию получит. А потом три дня мучается похмельем. А опохмелиться – денег жалко. Наум старик прижимистый, хозяйственный. Погреб забит картошкой, салом, грибами. Еще и дети помогают. Те самые, что уехали из деревни в город. «Черти драные. Тут ли счас не жить!» Наум отводит душу в разговорах с квартирантом Юркой. Отец парнишки утонул на лесосплаве, а у матери еще трое ребятишек младше Юрки. В их деревне нет школы-десятилетки. Вот Юрка и квартирует у старика за немалую для них плату 5 рублей. Его мечта – выучиться на хирурга.
Старик противоречит Юрке во всем. Ругает город, учителей, науку, учебники. Работай – и все будет. А школьник защищает все «Новое». К примеру, в космос летать надо, чтобы установить контакт с местными. Поучиться у них всему. Чтоб раз – и прямо с печки по видеоприемнику поболтать с внуками. Ну, и чтоб человек до 120 лет жил. Но уже сейчас прогресс во всем. Чуму и бешенство победили. А Академик Павлов ради науки, умирая, свои ощущения студентам пересказывал. «А сколько он собак прирезал, чтобы рефлексы доказать!», нервную систему объяснить. Юра втолковывает деду, что надо несколько раз перебороть рефлекс, не пить – и свободен!
Наум наслушался, да притащил парнишке шмат вкуснейшего сала. На этот раз не в долг, а даром. Сытый Юрка веселеет. А Наум все про Павлова думает. Ведь и у него были дети. «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Тут Юрка даже спорить не стал.
Читательский дневник по рассказу «Космос, нервная система и шмат сала» Шукшина
Сюжет
Старый Наум Евстигнеич мается с похмелья и спорит с квартирантом 8-классником Юркой, бедным пареньком из многодетной семьи, что растет без отца (тот утонул на работе), мечтает стать хирургом и учится в здешней школе. Деду обидно, что молодежь стремится в город. И его дети. И без этого люди жили. Юрка объясняет важность науки. В космосе – обмен технологиями с пришельцами, нервную систему академик Павлов изучил. Вот продержится раз-другой дед без выпивки в день пенсии – и рефлекс отомрет. Этот Павлов, умирая, все стадии студентам описал. В ответ Наум кормит мальчишку салом, и утешается мыслью, что и у Павлова были дети. Ведь одному и работа не в радость.
Отзыв
Рассказ о споре поколений, деревни и города. Дед Наум обижен на детей, ставших горожанами. Ему одиноко. Но по привычке он продолжает вести хозяйство, копить, беречь каждую копейку. Даже себе на опохмел жалеет. И с бедного квартиранта берет хорошую плату. Но в один день сдается, соглашается, что жизнь идет вперед, без науки никак. Его дети тоже в городе прогресс двигают. Он жалеет будущего хирурга, кормит даром. Ведь совсем одному плохо. И раз уж не своих, хоть чужого покормить. Кстати, мечта Юры о связи по «видеоприемнику» теперь сбылась. Рассказ учит с уважением относиться к чужой точке зрения, помогать друг другу, прощать обиды, не сдаваться, верить в лучшее, трудиться на пользу всем – каждый на своем месте.
Источник
Левитан Ефрем сказка «Малышам о звездах и планетах»
Читательский дневник по книге «Малышам о звёздах и планетах» Ефрема Левитана
Автор: Ефрем Павлович Левитан.
Название произведения: «Малышам о звёздах и планетах».
Число страниц: 135.
Жанр произведения: научно-познавательная повесть.
Главные герои: папа, Света, Алька, гном Кнопкин.
Характеристика главных героев:
Папа — умный, добрый, весёлый.
Любит рассказывать сказки.
Света — забавная и добрая девочка.
Алька — смешной и характерный мальчик.
Он смелый, забавный, любопытный и смышлёный.
Кнопкин — придуманный папой гном.
Краткое содержание книги «Малышам о звёздах и планетах»
Сказка Е. Левитана — это удивительные и загадочные путешествия в мир в астрономии.
Автор знакомит нас с безграничным миром звёзд и Вселенной.
А главными героями рассказа являются маленькая девочка Света и мальчик Алька.
Папа детей придумал для них увлекательную игру.
Каждый день он рассказывал им про Солнце, про звёзды, про Луну и придумывал для детей необычные задания.
Но для Светы и Альки казалось, что задания им посылает сказочный гном Кнопкин.
Однако, в далёком мире гнома жили и другие сказочные персонажи — Лучик и Недоучка.
Особенно злился Кнопкин от проделок гнома Недоучки.
Однажды Недоучка написал рассказ, в котором было столько ошибок, что даже Света и Алька смеялись.
Ведь они просто не могли сосчитать, сколько ошибок сделал маленький гном.
План сказки:
1. Знакомство с гномом Кнопкиным.
2. Астрономические задания от папы.
3. Подарок от Кнопкина.
4. Действительно ли Солнце кружочек?
5. Лучший друг гнома — Лучик.
6. Опыты с лучом света.
7. Бег от Солнца до Земли.
8. Поход на речку.
9. Как Света и Алька за Солнцем следили.
10. Лекция в планетарии.
11. Как Солнце людям помогает.
12. Пирамиды или как задобрить планету.
13. Гном Недоучка и его рассказ.
14. Ошибки в рассказе.
Основная мысль сказки «Малышам о звёздах и планетах»
Главная мысль сказки заключается в том, что астрономия интересная и важная наука.
Основная идея рассказа в том, что каждый человек должен знать, на какой планете он живёт.
Чему учит сказка
Произведение учит нас любить окружающий мир, замечать любые мелкие изменения и детали.
Учит быть любознательными и пытливыми.
Краткий отзыв о сказке «Малышам о звёздах и планетах» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я поняла, что до сих пор очень мало знала о нашей планете, о солнце и других звёздах.
Об огромном космическом мире.
Эта увлекательная книга заставляет по-новому взглянуть на Солнечную систему и многие физические явления.
Автору удалось в увлекательной и местами юмористической форме рассказать детям о строении космоса и его законах.
Мне понравилось, что Алька и Света с таким воодушевлением познавали тайны космоса.
Они очень любознательные и добрые ребята.
Я всем советую прочить эту книгу, чтобы больше узнать о звёздах и планетах.
Пословицы к сказке
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
Знания и мудрость украшают человека.
Век живи — век учись.
Ученье — свет, неученье — тьма.
Словарь неизвестных слов
Компас — прибор для определения сторон света.
Млечный путь — наша галактика.
Отрывок, поразивший больше всего:
Местные жители — их называют солнечники — собрались, чтобы встретить меня.
Солнечный оркестр играл торжественный марш.
Вы бы только видели этих музыкантов: все они были тоненькие-тоненькие и очень яркие.
Оказывается, музыкантами были Лучики.
Мне сказали, что это слуги Солнечного царя и что они всегда живут на Солнце и никуда их царь не отпускает.
Источник
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
14.01.2020
Железников В. «Космонавт»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Космонавт» и их характеристика
- Учитель. Физик. Добрый, честный, принципиальный человек.
- Княжин. Рыжий мальчик. Мечтатель. Целеустремленный, упорный.
План пересказа рассказа «Космонавт»
- Рыжий новичок
- Решение задачи
- Все кружки Княжина
- Мечта Княжина
- Большая беда
- Княжин в очках
- Надежда есть!
Кратчайшее содержание рассказа «Космонавт» для читательского дневника в 6 предложений
- В классе появился новый мальчик, Княжин, который любил физику.
- Княжин записался во все кружки подряд, и учитель не понимал зачем.
- Княжин мечтал стать космонавтом и хотел знать все необходимое.
- Княжин перестал ходить в кружок, и его друг сказал, что у мальчика беда.
- Учитель увидел Княжина в очках, и тот был в отчаянии.
- Но учитель подсказал Княжину выход, и мальчик стал счастлив.
Главная мысль рассказа «Космонавт»
Хорошо когда у человека есть цель в жизни и время, чтобы ее достичь.
Чему учит рассказ «Космонавт»
Рассказ учит ставить перед собой цель, и уметь ее добиваться. Учит настойчивости, упорству, решительности. Учит стремится к знаниям. Учит не отчаиваться и находить выход из сложных ситуаций.
Отзыв на рассказ «Космонавт»
Мне понравился этот рассказ про мальчика, который решил, что его мечта рухнула, и никогда не осуществится, потому что у него оказалось плохое зрение. Но потом он понял, что есть и иные способы добиться своей цели, надо просто не отступать и не сдаваться. И это открытие окрылило его, сделало счастливым.
Пословицы к рассказу «Космонавт»
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Топор своего дорубится.
Где нельзя перескочить, там можно перелезть.
На каждое хотенье имей терпенье.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Космонавт»
Учитель сразу заметил в классе новенького мальчика на последней парте. Да и сложно было не заметить такого рыжего человека. Учитель узнал, что мальчик переехал, так как их дом снесли, и что он любит физику.
Учитель стал объяснять новый материал, и услышал, как Княжин, так звали нового мальчика, просит своего соседа по парте не мешать ему слушать. Учитель вызвал Княжина к доске и тот решил задачу быстро и четко.
Через неделю учитель узнал, что Княжин записался в физический кружок, и обрадовался. Но потом он увидел, что мальчик записался во все кружки, кроме кружка пения.
Учитель спросил Княжина зачем он записался во все кружки, а тот сказал, что это тайна, но ему очень надо. Тогда обиженный учитель сказал, что мальчик может к нему не ходить на физику, потому что все равно ничего не успеет. Княжин побледнел и открыл учителю свою тайну — он хотел стать пилотом космического корабля.
Учитель посмотрел в отчаянные глаза мальчика и понял, что этот сумеет. Три месяца Княжин ходил в кружок физики, а потом вдруг перестал. Он похудел и осунулся.
Левушкин, сосед Княжина по парте, сказал, что у того большая беда. Учитель хотел на днях поговорить с мальчиком, но в тот же вечер увидел Княжина в книжном магазине, где тот искал что-нибудь новенькое.
Княжин тоже заметил учителя и побежал прочь, на его глазах были очки.
Учитель догнал мальчика и стал утешать его, говоря, что очки носят многие люди и не стыдятся этого. Княжин сказал, что у него была мечта, а теперь он узнал, что близоруких не берут в космонавты. И учитель сказал, что мальчику не обязательно быть пилотом, что он может полететь астрономом, врачом или инженером.
И совершенно счастливый Княжин побежал домой.
Источник
«Детские космические сказки»
Фролова Александра Викторовна
«Детские космические сказки»
Детская сказка про космос
Сколько звёзд на небе, больших и малых, сияющих и
сверкающих? Так много, что нам и не снилось. Но есть среди них самая любопытная,
самая весёлая звездочка по имени Алида. Про неё и сказка.
Сказка «Звездочка Алида»
Автор: Ирис Ревю
В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по
имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной
и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля.
Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на
которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка
потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.
Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по
Космическому государству и собирался навестить планету Земля.
Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле
вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно? Мама отпустила Алиду.
И путешествие звёздочки началось. Много километров пролетели они в Космическом
пространстве, и, наконец, оказались у планеты Земля. Внимательно смотрела Алида
на незнакомую планету. Там бегали дети, и, увидев звезду Алиду,закричали: «Новая
звезда, новая звезда!» И тогда Алида засияла ещё ярче.
А дети прыгали и хлопали в ладоши.
«Весело там», — подумала Алида, и решила по возвращении домой рассказать о
необыкновенном путешествии к планете Земля звёздам-сестричкам и, конечно, маме.
Сказочная история о планете Марс
На сказочной планете Марс творятся удивительные вещи. Всё там
не по земному. Диковинно и странно.
Дети с планеты Земля думают о волшебном космосе и о планете Марс. Как там,
далеко-далеко, где нет деревьев, но есть вулканы, где не течёт река, но есть её русло?
«Путешествие на Марс»
Автор сказочной истории: Ирис Ревю
Когда узнали Маша и Витя про далёкий космос, никто и не знает. Но всё время
думали ребята о далёких планетах. Особенно им полюбилась планета Марс. А
полюбилась она потому, что есть у Марса шапки. Совсем как у людей. Только у Марса
Эти две шапки называются так: северная полярная шапка и южная полярная шапка.
И так ребятам захотелось посмотреть на шапки эти, что они всё время про это думали,
и в какой-то момент неведомая сила сама собой перенесла их на Марс.
Идут они по сказочной планете, шапками любуются. А шапки на Марсе – это
огромные скопища водяного льда. Но на планете оказались не только шапки. А ещё
барханы, дюны, гребни, долины, овраги.
Погода на Марсе не детская. Днем, как на Земле – плюс двадцать пять градусов, а
ночью очень холодно – минус восемьдесят. Как ночь настала, ребята домой и
засобирались. Только вот как выбраться-то обратно?
И тут им попался суровый господин Ветер. Самый настоящий Ветер, который есть и
на Земле. Только он гораздо сильнее, чем на родной планете.
— Ветер, Ветер, ты умеешь и можешь многое, — закричали они ему. — Помоги нам
Зашумел Ветер, и в следующее мгновенье неведомая сила подхватила ребят. Они и
не заметили, как очутились на Земле.
— Как хорошо, что мы побывали на Марсе! – подумали они. — Как хорошо, что мы
посмотрели на удивительные шапки этой сказочной планеты.
Волшебная сказка про космос для детей.
Хорошо, если сказок про космос станет больше. Ведь,
как известно, мы рождены для того, чтобы сказку сделать былью. «Жила-была
планета Земля. Её освещало Солнышко. Оно было большое, золотое…»
Сказка «Про находчивую девочку и щедрое Солнце»
Автор: Ирис Ревю
Жила-была планета Земля. Её освещало Солнышко. Оно было большое,
золотое, доброе. Солнышко вставало утром и начинало свою работу. Его тёплые лучи
освещали Землю и согревали всё живое. Люди, звери, птицы – все были довольны. Но
когда Солнышко ложилось спать, на Земле наступала такая темнота, что и рассказать
Но вот однажды одна маленькая девочка сказала Солнышку:
— Спасибо, Солнце, за то, что ты светишь днём. Хорошо, если бы кто-то светил и
ночью. А то я так боюсь темноты.
Солнышко нахмурило свой прекрасный лобик,подумало и решило:
—С помощью своих лучей я совершу волшебство: мои лучики подарят Луне свет, а
она будет посылать свет на Землю.
Так и случилось. Теперь ночи на Земле не были такими тёмными. Кроме того,
вызвались освещать Землю ночью и звезды.
Люди были очень довольны. А маленькая девочка теперь спокойно спала ночью. Ей
снились сны про Землю, Луну, звезды и, конечно же, про Солнце.
Вопрос: Кто совершил волшебство в сказке?
Волшебная сказка про космос
Про космос сочиняются волшебные сказки. Потому что
все, что связано с космосом, волшебно, захватывающе, увлекательно. Далекому
космосу чужды земные законы, там свой свод правил. Многое в космосе удивляет
нас, но не удивляет звезды.
Сказка «Космическое чудо»
Где-то в далекой Галактике жили-были звёзды. Они чувствовали себя
счастливыми, потому что были свободными, красивыми и доброжелательными. Они
дарили свой волшебный свет просто потому, что родились звездами. Они были горды
тем, что являлись частью огромного и волшебного Космоса.
Все звезды чем-то отличались друг от друга. Звезды белого и голубого цвета нрав
имели спокойный, а желтые, оранжевые и красные звезды были побойчее.
И вот однажды в космосе случилось чудо. Дело было так. Много лет ничто не
нарушало покой звёзд. И вдруг в космическом пространстве появилось нечто –
огромное, блестящее. Оно появилось без спросу и неслось на огромной скорости. У
звёзд даже рты раскрылись. От изумления они ничего не могли произнести. И
только одна маленькая красная звездочка восхищенно сказала:
…В Космосе, как и на Земле, есть свои феи. Они тоже творят волшебство. Одна из
космических фей, Чудея, заметила, как маленькая красная звездочка восторженно
смотрит на блестящую новинку.
— Хочешь взглянуть на неё поближе? — спросила фея звездочку.
— Это было бы чудесно, — тихо произнесла та.
— Я здесь для того, чтобы творить волшебство, — сказала фея.
Своей волшебной палочкой фея дотронулась до звездочки, и та вмиг оказалась
неподалеку от блестящего чуда. Звездочка засмеялась и начала сиять на все лады. А
Вскоре она успокоилась, и долго, с восторгом, смотрела на блестящую диковину. В
какой-то момент ей показалось, что оттуда кто-то приветливо помахал ей рукой…
Вопросы к волшебной сказке про космос
1. Почему звезды чувствовали себя счастливыми?
2. Звезды какого цвета были спокойными?
3. Что нарушило покой звёзд?
4. Кто на Земле и в Космосе творит волшебство?
5. Какое желание было у маленькой звёздочки?
6. Исполнилось ли оно?
Главная мысль сказки заключается в том, что в жизни всегда есть место чуду.
Важная мысль сказки также заключается в том, что как это волшебно, когда наши
желания исполняются! В сказках их исполняют феи, чародеи, маги, а в жизни
волшебство нам порой приходится совершать самим. Достичь волшебного,
невозможного можно – надо совершать волшебное по чуть-чуть каждый день!
Какие пословицы подходят к сказке?
Доброе волшебство творится добрыми людьми.
Добрым мечтам – добрые крылья.
Детям о космосе. Сказка о млечном пути.
Как-то раз Павлуша с папой отправились в поход. Не на прогулку, а в самый
настоящий поход с палаткой и ведром картошки.
Доехали до леса, долго шли по тропинке. Даже нашли пару грибочков. И вышли на
Здесь папа поставил палатку и начал собирать хворост, показывая Павлуше как
определять, годен он для костра или нет.
А вокруг звенели, надрываясь, трели невидимых глазу птиц. Летали бабочки и
плескалась в чистой воде реки маленькая рыбка.
Павлуша, глядя на круги воды,спросил:
— Папа, а мы рыбачить будем?
— Не сейчас, Павлик, сейчас мы приготовим легкий ужин, накупаемся. А как только
солнце коснется краешка земли, будем доставать удочки.
— Эх… а я хочу сейчас. Ты посмотри, пап, сколько там рыбы — она даже в воде не
помещается, наружу выпрыгивает.
Папа улыбнулся, погладил Павлушку по голове, и сказал:
— Помещается, просто ей сейчас весело. День-то вон какой веселый, солнечный. Вот
и плещется юная рыбка. Но такую мелочь мы ловить не будем, пусть растет.
Дождемся когда крупная рыба на вечерний клев пойдет.
Павлик сделал серьезное лицо и отправился в лесок, еще хворост собирать.
Начало темнеть. Уставший от плескания в воде и отлично поужинавший
походной кашкой Павлик задремал на одеяле возле палатки.
Папа не стал будить сорванца и один отправился к реке с удочкой.
Но Павлик заснул не надолго. В ночной темноте что-то треснуло. Наверное ночной
зверек случайно наступил на сухую ветку. Звук был подобен грому. И от него
Проснулся, и увидел ясное, полное ярких звездочек небо.
Он лежал на спине на мягком одеяле и пытался сосчитать крохотные ночные
светильники. Но сколько не пытался, постоянно сбивался со счета. Так их было
Поняв, что считать звезды — дело не простое, Павлик сдался. Он просто лежал и
смотрел в небо. Одни звезды еле светили, другие были яркие, как лампочки. Но вот
он заметил среди них какое-то странное явление. Вроде и не звезды, и не чернота. А
как будто белое пятно между ними.
— Что это? — вслух спросил Павлик у папы.
— Ты уже не спишь? — вопросом на вопрос ответил папа. Он закрепил удочку в
ближайшем кусте и пошел к сыну.
— Что ты там увидел? — переспросил он.
— Вон там, что-то белое. Везде небо черное, а там — нет.
— А, это… это млечный путь. — Ответил папа.
— Путь? Это дорога для звездочек?
— Нет, малыш. Это так называют скопление большого числа звезд. Их очень много и
они очень далеко от нас. Поэтому каждую звездочку рассмотреть невозможно, а все
вместе они выглядят как белое пятно.
— О… — издал удивленный звук Павлуша, — как это интересно. А почему они так
все вместе собрались, в белое пятно?
— Это долгая история, но если не боишься уснуть, то могу рассказать.
— Да-да, папа! Я не усну!
— Хорошо, тогда слушай. Когда-то очень давно, когда еще ни меня, ни тебя не было
— И дедушки тоже не было. Ты не перебивай, а слушай.
— В те времена не было так много звезд, как сейчас. А была одна большая, очень
большая и горячая звезда.
— Как солнце, только еще больше.
— И в этой большой звезде жили светлячки. Они жили очень дружно. Вместе пели,
танцевали, вместе плакали, когда кому-то из них было плохо.
Но однажды они поссорились. Уже никто не знает из-за чего. Разругались, и все тут.
И не просто два светлячка, а все. Ни один ни с одним даже говорить не хочет, чтобы
И как только перестали они дружить, как большая звезда распалась. Бах, и
разлетелась маленькими звездочками по всему нашему небу.
Потом часть светлячков, ставших звездочками, все же помирились, и решили
сблизиться. Но соединиться в одну большую звезду они так и не смогли. До сих пор
стараются держаться рядом, но подальше от других звезд.
А нам они видны как млечный путь, словно кто-то из космонавтов пролил кружку
молока, которую хотел выпить на ночь.
— Павлуш, ты спишь…. Спит… А я еще так много хотел рассказать о звездах…
Сказка про звезды и космос: откуда взялись созвездия.
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько на небе звезд? А может и хотели их
посчитать? Звездное небо — это большая тайна, которая издавна манит к себе
взрослых и детей необычными яркими огоньками и интересными явлениями. Но
оказывается то, каким мы видим его, — только красивая обертка, а на самом деле
существует целый звездный мир со своими историями, приключениями и другими
интересными событиями. Какими именно? Об этом расскажет наша сказка
Детские сказки Детские сказки это совершенно особый жанр народных сказок и это не только средство забавы, но одно из важнейших средств развития мышления.
Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна «Светофор»Светофор — наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.
Детские стихи и сказки про животных Уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что Вам понравилось стихотворение про слоника. Хочу предложить Вам еще несколько миниатюр. Докучная.
Фотоотчет «Космические старты» Фотоотчет «Космические старты» (средняя группа) День космонавтики наша группа решила отметить космическими стартами. В соревнованиях приняли.
Коллективная работа «Космические дали» Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе. Задачи: Продолжать знакомить с космическими объектами; Уточнить знания детей о планетах.
Источник