Упражнение 1.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)
Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается
Источник
Проект урока русского языка 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
г. Ульяновска имени Василия Тезетева
с углубленным изучением иностранных языков
Проект урока русского языка
«Разделение запятой рядом стоящих союзов»
Автор: учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Ульяновск 2014 год
— сформировать у учащихся
а) знание пунктограммы на стыке союзов при разрыве предложений;
б) знание отличий одиночных и двойных союзов;
в) умение находить место разрыва в предложении и определять границы придаточных предложений;
г) умение находить место разрыва предложения в речи;
д) умение выделять запятыми границы придаточных предложений на письме;
е) умение интонационно выделять при чтении место разрыва в предложении.
а) устную и письменную речь;
б) логическое мышление;
в) умение использовать сложные конструкции в речи.
— воспитывать чуткое отношение к языку писателей.
Актуализация изученных знаний по теме «Сложное предложение с разными видами связи»
Проверка домашнего задания:
1 уровень сложности: № 544 (1 человек у доски выполняет упражнение).
2 уровень сложности. № 544, Составить таблицу по теме «Знаки препинания в бессоюзных предложениях», привести примеры. (1 человек отвечает с места по таблице).
3 творческий уровень. Сочинение-миниатюра с использованием предложений с разными видами связи. (1 человек с мета зачитывает сочинение).
Актуализация изученных знаний по теме «Двоеточие и тире в бессоюзном предложении»
Графический диктант. Учитель читает предложение. Учащиеся чертят схему предложения в тетради.
1. Буревестник – интересная птица.
2. При взлёте буревестник напоминает самолёт: он не может сразу оторваться от воды, ему нужен разбег.
3. Обтекаемые и прямые в полёте крылья делают его похожим на истребитель – техника полёта у него просто изумительная.
4. А на воде он совсем другой: тут он похож на большого смирного голубя.
5. Увидит буревестник в небе добычу – смирный голубь превратится в хищника.
Учащиеся сверяют свои работы с написанным на доске. Сами определяют свой уровень.
Актуализация изученных знаний по теме «Сложное предложение с разными видами связи»
У доски отвечает 3 ученика.
1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы, объяснит орфограммы и знаки препинания. Найти грамматические основы, объяснить знаки препинания.
Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.
( Повествовательное, невосклицательное, сложное состоит из 3 частей, с разными видами связи, союзное, 1,2 сложносочиненное, одновременность, 1-2, 3 – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным времени;
1 – простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;
2- простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;
3 — простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими).
2 уровень сложности. Составить схему, дать характеристику этого же предложения.
3 творческий уровень. Составить схему по условию:
1. 3 части и 1 запятая.
2. 2 части и ни одной запятой.
3. 2 части «опасный союз» и 1 запятая.
4. 2 части и 2 запятые.
Все остальные учащиеся в это время повторяют орфограмму «Чередование гласных в корне». Словарный диктант с объяснениями.
Загорелый, озарять, коснуться, склонять, располагать, вымокнуть, сровнять (с землёй), равнение ( в рядах), росток, зарастал, запереть, постилать, начинать.
Изучение нового материала по теме «Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов и (но) если, и (но) когда, что если…»
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы или 2 подчинительных союза.
Нужно ли ставить между ними запятые? При каких условиях? На доске записаны 2 пары предложений. Рассмотрим первую пару. В чем их сходство и различие с точки зрения построения? Понаблюдайте за интонацией.
1. По небу носились тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно.
2. По небу носились тучи, и хотя шёл третий час дня, но было темно.
В этих предложениях по три части. В этих предложениях разная последовательность частей: в 1- третья часть разрывает вторую; во 2 – части следуют друг за другом. В 1-м предложении есть запятая между союзами, во втором нет. В 1-м предложении два одиночных союза, а во втором один двойной.
Попробуйте сделать вывод: на стыке союзов при разрыве предложения запятая ставится, если нет второй части двойного союза.
Можно использовать прием проверки: приём перестановки (переставить придаточное предложение).
Проверка: 1. По небу носились тучи, и было темно, хотя шёл третий час дня.
Во 2 предложении этого не получится.
Рассмотрим вторую пару предложений:
1. Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне.
2. Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне.
Анализируем по той же схеме.
Первичное закрепление (для всех уровней № 547).
1. Списывание с грамматическим заданием: сделать анализ предложения, используя алгоритм, составить схему. (Отвечают два ученика с места).
Вывод: при разрыве предложения на стыке союзов, если есть вторая часть двойного союза, будем ставить запятую.
2. Отвечаем на вопрос из упражнения № 548.
Чтобы проверить, нужно ли ставить запятую между двумя рядом стоящими подчинительными союзами, исключим придаточное, которое начинается со второго союза.
Если предложение исключается, ставим запятую.
3. 3. А материале № 545 ( 4 предложение) докажем, что запятой не нужно, с помощью перестановки придаточного предложения.
Вторичное закрепление (проходит по уровням).
1 уровень сложности: № 547 (3, 4, 5). Осложнённое списывание: списать, расставить знаки препинания, графически выделить грамматические основы предложений, союзы, указать номера частей. Сделать орфографический разбор.
2 уровень сложности6 № 547 (3,4,5). Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические, основы, составить схемы предложений.
3 творческий уровень: № 547 (3, 4, 5). Составить схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. К одной из них придумать своё предложение.
Проверка задания проходит у доски. Отвечают по одному ученику с каждого уровня. Один ученик – 3-е предложение, второй – 4-е предложение, третий – 5-е предложение.
Комплексное применение знаний с использованием дидактического материала.
1 уровень. Поработайте редактором. Перепишите предложения, поставив недостающие знаки и обозначив «потерявшиеся» основы.
1). Потом я простился сказал что если можно завтра снова зайду и ушёл.
2). Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение.
2 уровень. Мысленно делая графический разбор, расставьте знаки препинания и определите, к какому предложению относится эта схема.
1) Николай то умолял мать простить его и Моню и согласиться на их брак то угрожал матери тем что ежели Соню будут преследовать то он сейчас же женится на ней тайно. (Л.Толстой).
2) Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках вышла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого она отравилась бы потому что жизнь её пуста. (М.Булгаков).
3 уровень. Выпишите только те элементы предложения, которые влияют на пунктуацию. Не забудьте поставить знаки препинания!
Ключ к заданию с обратной стороны карточки.
1) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и чем больше темнел воздух тем белее становились предметы. (А.Чехов).
2) Мело весь месяц в феврале
Свеча горела на столе
Свеча горела. (Кто автор?)
1. Мы знаем, что, когда берёшь грибы, лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землёй, так что, если вы увидите стайку ландышей в лесу, надо иметь в виду, что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы и гаснут.4. Вот вам три охоты потому, что если называть охоту собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи. 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые, как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В.Солоухин).
1. [- = ], (что, (когда…), …), (потому что…).
2. [- = ], (так что, (если…), …), (что…).
4. [- = ], (что если …), то (…).
5. [- = ], (которые, ( как …), …).
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. (Л.Толстой).
Домашнее задание: Подобрать 3 примера на изученное правило.
Источник
Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
классный час (2, 3 класс) на тему
Аннотация к занятию
Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов
• обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
• расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.
• воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся
Краткая характеристика содержания
Познавательный игра — викторина о грибах будет полезна педагогам, работающим во 2 -4 классах, для проведения викторины или олимпиады по экологическому воспитанию для младших школьников, расширяет кругозор детей о царстве грибов. В 1 часть включены стихотворения, загадки о грибах, рубрика «Знаете ли вы»
2 часть — Грибная викторина .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный игра — викторина о грибах будет полезна педагогам, работающим во 2 -4 классах, для проведения викторины или оли | 650 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная игра – викторина
- Цель : расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов
- Задачи:
- обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
- расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.
- воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся
1.Читают стихотворение учащиеся
1.Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
2. Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась – и сразу задело.
Калину с рябиной раскрасилагусто,
На крепких зубах захрустелакапустой,
На мельницах свежей мукой за-белела,
Оранжевым шелком березы одела,
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далёкий полёт журавлей проводила.
3.Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Учитель . Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? ( Ответы детей. ) Угадайте загадку.
- За ночь сквозь мох прошел
Шапку черную нашел,
У тропинки встал как раз,
Выставляет на показ,
Ох, чудак,
Пускай бы лез,
В заросли под лапки:
Прибегут ребята в лес,
Брать такие шапки. ( Грибы. )
Чтение стихотворения учащимися В. Шульжик «По грибы».
Шел грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
— Я с грибами, — молвил лес, —
А ты с глазами или без?
Учитель.Наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.
Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь,
Её непременно с собою берешь. ( Корзина. )
– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете, какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем
- Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. ( Подберезовик. )
- Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. ( Поганка. )
- И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. ( Боровик. )
- Мальчик с пальчик в шапке красной. ( Сыроежки. )
- Нет грибов дружней, чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. ( Опята. )
- Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. ( Лисички. )
2.А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо не одной
Их обходим стороной .
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновым платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень.
Ножка крепкая как пень. ( Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик. )
– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.
- Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
- Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
- Известные всем шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней.
- Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.
- На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом.
- Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества.
- Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства.
- Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели.
- Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.
- Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.
- Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
2 часть — «Грибное царство»
Класс делится на 2 команды
1.Конкурс «Составь слова».
Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить пословицу из слов
-Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
— Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок.
— Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.
2.Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты».
- Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? ( Грибы. )
- Может ли гриб съесть дом? ( Да, домовой гриб, разрушая древесину. )
- Какие птицы едят грибы? ( Глухари. )
- У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? ( Дождевик. )
- Какие грибы появляются первыми? ( Сморчки, строчки. )
- Для кого мухомор не является ядовитым? ( Лосей, оленей. )
- Какой гриб лечит болезни? ( Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей. )
- Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? ( Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу. )
- Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? ( Плесень. )
- Для чего нужны грибы растениям леса? ( Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества. )
- Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
- Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. ( Мухомор. )
3. Игра «Съедобное и несъедобное»
По картинкам определить грибы и разделить их на группы
Конкурс 4. «Что бы это значило?» Участники каждой команды объясняют, что нарисовано на рисунке и, высказывая своё мнение, составляют правила по сбору грибов.
4.Вот и закончилось наша викторина. Неважно, кто
сегодня выиграл. Важно, что вы учитесь любить и понимать природу, бережно с любовью к ней относиться. И она ответит вам тем же.
Дети читают стихи:
Мы безумно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится.
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А покошены – сеном.
И с деревьями то же;
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Скажем на прощанье лесу: До свидания
5.Подведение итогов викторины.
1. Запартович Б.Б. «С любовью к природе, дидактический материал по природоведению». Изд-во «Педагогика», 1978.
2.Тарабарина Т.И . И учеба, и игра/6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.
3.Шорыгина Т.А. «Грибы какие они?». – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004.
Источник