Меню

Разговор с солнцем анализ

Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня.

В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…». Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» создается образ мастера, который для Маяковского сравним с солнцем, возвышенным и повседневным. Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! («Вакхическая песня», 1825) Особенности композиции стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части: изображение обычного (пейзаж, поэт за работой) Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею — дыра, И в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

И необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем, осознание поэтом родства их деятельности и общности задач): Что я наделал! Я погиб! Ко мне, По доброй воле, само, Раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?

Чаи гони, Гони, поэт, варенье!» Такая структура наглядно раскрывает одну из мыслей стихотворения: величие подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение, смысл которого выражает глагол «светить», родственный пушкинскому «жечь глаголом» в «Пророке»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей».

Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и ниоких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! Художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Основным в стихотворении является прием фантастики — лирический герой зовет солнце к себе на чай, и оно откликается на приглашение: И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! Занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди!

Послушай, златолобо, Чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!» Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю.

Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело — масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом. Связь двух планов — обычного и необычного — и их переход друг в друга подчеркнуты каламбуром — «игрой» значений многозначных слов: чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я». «Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей.

Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например: А мне, ты думаешь, Светить Легко? Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой — передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека.

Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов — слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится». Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта — лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца.

Читайте также:  Под солнцем нет больше ничего

ПОЭМА «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» (1920)
Жанр: лирическая поэма.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
⦁ Диалог поэта с солнцем, которое олицетворено: шагает в поле, разговаривает басом, пьёт чаи и т. д.
⦁ Сопоставлена жизнь солнца и творчество поэта, их ежедневный труд.
⦁ Договариваются объединить свои усилия в общем деле: «я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами … » и клянутся: «светить всегда, светить везде»,
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: предназначение поэта.
⦁ Идея: солнце и поэт — светила: лучи солнца согревают, лучи поэзии наполняют умы и сердца людей огнём жизни.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Гипербола: в сто сорок солнц закат пылал.
⦁ Разговорная лексика: дармоед, шляться, задом.
⦁ Неологизмы: златолоба, занежен.

Источник

Владимир Маяковский — Необычайное приключение: Стих

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче
(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения «Необычайное приключение» Маяковского

Стихотворение «Необычайное приключение…» было написано Маяковским в 1920 г. В его основу легли впечатления от действительного пребывания поэта на даче Румянцева.

В произведении в фантастической форме Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась автору зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. Коммунизм провозглашал неограниченные силы и возможности человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автор может запросто обратиться к самому солнцу. В этом взгляде также заложено отрицание религии и всех суеверий. В патриархальном обществе солнце обожествлялось. Крестьянин в царской России относился к нему, как к высшему существу, от которого напрямую зависела его жизнь. Христианство ставило на это место единого Бога, но солнце, как одно из творений Высшей силы, все равно было недоступно.

Материализм давал научное объяснение существования всех космических тел. Это уже значительно принижало положение солнца. Оно представлялось просто одной из бесконечного множества звезд, причем далеко не самой яркой. Во время Маяковского люди уже мечтали о полетах в космос, поэтому расстояние до солнца «сокращалось».

Поэт – человек нового общества. Ему по плечу любая задача или проблема. Разозлившись на солнце (!), он смело приглашает его к себе в гости. Маяковский даже упрекает светило. Он занят работой, а солнце каждый день беззаботно гуляет по небу. Несмотря на самоуверенность, поэт все же испытывает невольный страх, когда видит, что солнце действительно направляется к нему в дом. Но этот страх постепенно проходит, потому что гость также признает в поэте равного себе. В этом заключается еще одно жизнеутверждающее положение коммунизма. В мире не существует невыполнимых задач. Человека останавливает лишь неуверенность в собственных силах. Нужно без сомнений браться за любое дело, и это неизменно приведет к успеху.

Читайте также:  Яркое солнце пляж море

Поэт и солнце ведут спокойный неторопливый разговор. Они делятся своими проблемами. Лирический герой понимает, что солнце также выполняет нелегкий работу. Это еще больше их сближает. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. Очень характерно, что в приливе дружеских чувств солнце обращается к поэту «товарищ». В финале Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

Таким образом, Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…» излагает свою утопическую мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему.

Источник

Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В.В. Маяковский)

Владимир Маяковский — выдающийся поэт-футурист. Он создавал поистине яркие произведения на самые значимые темы. Благодаря его труду в поэзии появилось новаторство, бьющее через край. «Необычайное приключение» — удивительное стихотворение Маяковского, в котором творчество поэта сопоставляется с образом солнца. Многомудрый Литрекон предлагает вам проанализировать известное стихотворение Владимира Маяковского. Анализ произведения «Необычайное приключение» по плану поможет Вам поскорее разобраться в прочитанном. Приятного просвещения!

История создания

Знаменитое стихотворение «Необычайное приключение» было написано в 1920 году. В это время в России шла Гражданская война, а Маяковский работал в Российском телеграфном агентстве. В городе были перебои с едой, война обескровила хозяйство, и Маяковский, как и многие другие люди в то время, страдал от недостатка еды и переизбытка работы. Ему приходилось упорно и много трудиться, чтобы внести свой вклад в информационную войну против «белого движения». Как-то раз в автобиографии «Я сам» писатель упомянул об этом непростом периоде его жизни:

«Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей»

При Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна Роста» — плакаты, посвященные злободневной теме, которые занимали видное место на лучшей витрине города. Маяковский был одним из основоположников этой деятельности. Он лично создал более 500 полотен. Однако творческая рутина требовала от поэта огромной самоотдачи. Вместо стихов нужно было писать лозунги для партийных нужд, и на обдумывание одной западающей в сознание строки уходило много времени и сил. Типичные для творца сомнения о призвании и назначении его дара помог развеять летний отпуск. Летом 1920 года Владимир Маяковский ездил на подмосковную дачу в Пушкино. Там и возник у поэта замысел произведения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Продолжая традицию многих русских поэтов-классиков, он сравнил поэта с природной силой, обеспечивающей жизнь на земле.

Жанр, направление, размер

Направление творчества Маяковского — футуризм. По жанру лирическое стихотворение «Необычайное приключение» похоже на сказку, написанную во времена футуризма. Причем атмосфера весёлой сказки ощущается уже с первых строк произведения. Смело можно сопоставить данное стихотворение с народным эпосом. В центре повествования — солнце, однако оно изображено автором не как источник тепла и света. Владимир Маяковский вложил в его образ совсем другое значение. Здесь солнце предстаёт неким странником, который только и путешествует, до конца не поняв, в чём его предназначение. Однажды писатель даже гневно упрекнул солнце в безделье. Одну ночь поэт и солнце проверили вместе за разговором. Они спорили, у кого из них жизнь труднее. Именно после такого откровенного диалога поэт пришёл к выводу, что его представления о солнце были ошибочными. Ведь оно каждый день приносит людям радость и тепло.

Уникальность произведения создаётся использованием необычных рифм. Это и точная рифма: «РОСТА — просто», и совсем непривычная: «не тая — ты да я».

Владимир Маяковский в стихотворении мастерски выстраивает стихи в лесенку, чтобы выделить отдельные слова и фразы: «А мне, ты думаешь, Светить Легко?». В своей книге «Как писать стихи» поэт рассказал о причинах использования новой стихотворной формы. По его мнению, такой приём более чётко оформляет ритм произведения, и делает его более выразительным.

Композиция

Композицию стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» нагляднее выразить следующей схемой:

  1. Экспозиция. «Рутинная работа поэта».
  2. Завязка и развитие действия. «Спор поэта с солнцем. Приглашение в гости».
  3. Кульминация. «Путешествие солнца. Разговор поэта с небесным светилом».
  4. Развязка. «Вывод поэта».

Также стихотворение можно условно разделить на описание обыденного пейзажа и изображение фантастического разговора.

Образы и символы

Можно утверждать, что в произведении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» представлены два главных героя — это солнце и поэт. Образ солнца здесь одушевлённый. Герои, кажется, противопоставлены друг другу, но, на самом деле, их объединяет одно — упорный труд. Лирический герой — поэт, который работает изо дня в день . Поначалу он считает солнце бездельником, однако глубоко в этом заблуждается.

Образ лирического героя в стихотворении напоминает нам не служителя музы, а каторжника, обреченного на рутинный и тяжкий труд. Он, зная ни зим, ни лет, рисует плакаты и злится на солнце за то, что оно ленится. Перед нами не традиционный поэт, воспевающий природу и возвышающий ее, не сибарит, наслаждающийся красотой пейзажа, а поэт-трудоголик, которого бездеятельность стихии злит, а не вдохновляет. Он ищет в окружающем мире не эстетику, а мотивацию к труду. Лирический герой вспыльчив, но отходчив: он сразу же жалеет о грубости, обращенной к солнцу. В диалоге со светилом перед нами раскрывается уже не отчаянный трудоголик и бригадир от поэзии, а настоящий человек, обремененный своими переживаниями и усталостью. Его «заела Роста», и от упорной работы во благо светлых идей он уже поник, но Солнце развеивает его сомнения и дарит новые силы для преодоления себя.

Читайте также:  Спрей от солнца брать

Образ Солнца не менее интересен. Светило осознает собственную важность и с порога требует у поэта чая и варенья. В то же время оно осознает ответственность и свою роль в мире, где только оно одно побуждает весь мир встряхнуться и проснуться. Солнцу тоже очень тяжело светить каждый день, но оно не сдается и уверенно идет к цели. Светило охотно приравнивает свет и тепло к стихам поэта, ведь все это — энергия бодрости, необходимая людям для жизни.

Оба героя противопоставлены серому миру, который им необходимо преобразовать своим светом.

Тематика и проблематика

Темы и проблемы изложены Многомудрым Литреконом в списке:

  1. Основная тема произведения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» — роль поэта в жизни общества. Солнце приходит в поэту в гости, и они начинают вести диалог. Несмотря на то, что вначале они спорят, впоследствии приходят к выводу, что, оказывается, у них есть много общего. Этим автор доказывает, что задача солнца и поэта (да и вообще любого человека) состоит в том, чтобы освещать этот серый мир, наполнять его яркими красками, дарить тепло и радость. В конце поэт понимает, что его дела обстоят намного лучше, чем у солнца, и признаёт, что каждый должен выполнять своё назначение и трудиться не покладая рук. Поэт не даром сравнивает свою деятельность со светом солнца: он ведь содействует идеологическому просвещению людей, рисуя злободневные плакаты и настраивая народ на перемены.
  2. Основная проблема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» — это усталость творца от работы пропагандиста. «Заела Роста» — признается автор. Ему, конечно, приятнее заниматься творчеством, а не ремеслом в рамках определённых политических целей. Однако Маяковский видел в поэте не небожителя, а такого же пролетария, который кровью и потом добивается результата и служит обществу, а не своим амбициям. Поэтому в финале поэт берет себя в руки и продолжает трудиться на своей кузнице.
  3. Тема природы в изображении футуриста звучит по-новому, но продолжает литературную традицию отечественных поэтов, которые тоже сравнивали свое творчество с явлениями из окружающего мира. Тот же Пушкин, которого Маяковский так хотел сбросить с корабля современности, сравнивал силу таланта с сиянием солнца: «Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума, да здравствует солнце, да скроется тьма!(«Вакхическая песня», 1825)». Так, Маяковский продолжает это сравнение и вносит свою лепту в раскрытие темы природы.
  4. Основной мотив произведения — мотивация к действию. Если уж человек взялся идти, значит, нужно дойти до цели и «светить в оба». Настроение стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» бодрое, оптимистичное и «боевое». Оно вдохновляет читателя на созидание.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» выражена в общем лозунге, к которому пришли главные герои:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание. Маяковский содействует просвещению народа и борется против «темного царства» невежества, предрассудков и серости.

Каков же смысл стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? Владимир Маяковский вложил в своё произведение довольно простую и ясную мысль. Абсолютно каждый человек должен понять свое предназначение, выбрать свой жизненный путь и идти по нему смело, невзирая на все трудности и препятствия. Автор утверждает, что человек должен посвятить всего себя своей миссии и упорно трудиться, чтобы добиться поставленных целей. Необходимо освещать серый мир яркостью и талантом своей неповторимой личности.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский использовал многочисленные тропы, и разбор произведения был бы куцым без них:

  • Начинается произведение с незамысловатой гиперболы: «В сто сорок солнц закат пылал».
  • Основным средством выразительности являются также метафоры. У Маяковского они весьма необычны и оригинальны:

“Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою

“Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле”

  • Еще одним могучим тропом является олицетворение, ведь Солнце ведет себя, как равноправный собеседник, и наделено человеческими чертами характера.
  • Образность и выразительность придаёт стихотворению также каламбур:

Например:
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!

  • Маяковский использует разговорную лексику, чтобы создать атмосферу непринуждённой беседы. Так, В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему».
  • Не обходится в стихотворении и без использования омонимов:

«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»

  • Отличительным элементом творчества Владимира Маяковского является большое количество неологизмов: «златолобо», «занежен», «вспоем». Они придают стихотворению неповторимый стиль.

Таким образом, в стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский размышляет о великом труде поэта. Но в то же время он защищает любой труд, если он посвящён большой цели.

Источник

Adblock
detector