Меню

Разработка урока кладовая солнца пришвина

Разработка урока по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_po_proizvedeniyu_m.prishvina_kladovaya_solnca.docx 17.58 КБ
slaydy_k_uroku_po_proizvedeniyu_m.prishvina_kladovaya_solnca.ppt 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Кашарская Средняя Школа

План-конспект открытого урока по литературе

Человек и природа в сказке-были

М.А.Пришвина «Кладовая солнца»

Учитель: Лукомская Н.А.

«Человек и природа в сказке-были М.А.Пришвина «Кладовая солнца»».

« Я ведь, друзья мои, пишу

О природе, сам же только

О людях и думаю».

Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование урока: портрет М.А.Пришвина, рисунки-иллюстрации учебников.

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца». На прошлом уроке мы уже познакомились с главными героями Настей и Митрашей, с особенностями жанра сказки-были. На дом вы получили задание и теперь с удовольствием поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, а вместе нам, я надеюсь, удастся понять нечто важное.

На этом уроке нам предстоит поговорить о приключениях Насти и Митраши, которые произошли с ними на Блудовом болоте, о причинах их бедствий и постараемся понять, к каким людям приходит успех и кому удается выйти победителем в столкновении с силами природы.

Тема нашего урока звучит так: «Человек и природа», а эпиграфом взяты слова самого автора. По ходу урока вы постараетесь понять, есть ли взаимосвязь между этим высказыванием писателя и героями «Кладовой солнца».

Дома в тетрадях по литературе вы должны были вписать всех героев повести, попытаться определить главных и второстепенных. Назовите их, пожалуйста. ( Ученики называют ).

-Верно, кроме активно действующих героев в образах людей, вы заметили, что героями могут быть и растения, и дикие животные.

-А как назвать одним словом все, что вы сейчас говорили?

( Ученики: Природа ) – Правильно, ребята, одним из героев сказки-были является природа. Природа может быть человеку и другом, если он бережно относится к ней, и строгим учителем, если человек теряется в столкновении с природой или использует ее в своих корыстных целях. Это сейчас мы и проследим на главных героях повести.

-Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? ( Учащиеся готовили наизусть отрывок «Ели и сосна», учащиеся читают выразительно наизусть).

-Какие впечатления произвели на вас эти два хвойных дерева? ( Обращаю внимание на выставку иллюстраций, подготовленную учащимися).

-Давайте выберем наиболее точную иллюстрацию для данного отрывка и обоснуем свой выбор.

-Как называется прием, когда писатель наделяет явления природы признаками живых существ? (Олицетворение)

-Какую роль играет в тексте олицетворение?

( Олицетворение подчеркивает восприятие автором природы как живого существа ).

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра , дружные, любящие друг друга.

Как ведут себя дети в лесу?

( Могучая природа очаровала, околдовала их. Еще не произошел спор, но изменения в природе мы уже можем понять ).

-Что произошло потом?

Чтение по ролям диалога брата и сестры.

-Как ведет себя каждый из них?

-Как природа помогает понять настроение спорящих?

-Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?

Давайте повторим путь Насти и Митраши. Знание текста, сообразительность, схема пути помогут нам словесно изобразить маршрут ребят.

-Прежде всего, отправимся вслед за Митрашей. Почему же Митраша становится пленником болота? ( Здесь читаем и объясняем загадочные слова мудрого лесника, в которых старый охотник выказывает свое отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящихся к природе).

-Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя. Какая природа окружает ее?

-Как же ведет себя Настя среди такого богатства? ( Ее охватывает жадность). Такая жадность не нравится писателю, и он показывает великана лося.

-Что говорится о нем? Для чего дается это описание? ( для контраста)

-Почему, глядя наползающую Настю, Лось не признает в ней человека?

— Сравниваем Настю и черный пень

— Что они делают? ( Автор вновь упрекает Настю, оставившую брата).

Но вот девочка доползла до щедрого пня. Что происходит дальше? Кто заставляет Настю стать на ноги? ( Змея)

Ученики : Да, только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь.

— От кого же приходит помощь?( Пень, Лось, Травка.) Одним словом — природа. Так в данном эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли дети? Кто остается человеком в любой жизненной ситуации?

Верно ли утверждение автора, взятое нами в качестве эпиграфа урока?

А итогом работы будет небольшая письменная работы. Вы должны написать сиквейн, выразив в нем основную мысль нашей беседы на уроке.

Д/з Ответ на вопрос: Почему Травка пришла на помощь Митраше?

Источник

Урок-мастерская по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Разработка урока-мастерской по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Скачать:

Вложение Размер
urok-masterskaya._m.m.prishvin._kladovaya_solntsa.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.

Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”.

1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 2 студии

–Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо.

– Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу?

2. Проверка домашнего задания.

— Где и когда происходит действие?

— Что в «Кладовой солнца» является сказочным, а что напоминает быль?

— Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?

3. Работа по теме урока.

Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим работу с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца», и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты.

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

. Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником.( Учебник, стр.61,68)

— Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.

Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Про кого сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
2. А как учителя называли между собой Митрашу?
3. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
4. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
5. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
6. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае отмечает наша страна каждый год?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на определения.

Эпитет. Метафора.
Гипербола. Сравнение.

Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; поглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора – мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

2. Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.

Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (43–44) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.

– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 2.

Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (47–48) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Выступление студий.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
– Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). ( Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
– Почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?

Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши.

Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

Учитель . А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Учитель . Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, Дома попытаетесь создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.

Выполнение задания не более трёх минут.

4. Рефлексия. Учитель. – Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем).

– Как вы поняли слова Пришвина?

– Как относится он к своим героям?

– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.

– Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?

5. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.

6. Домашнее задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)

Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.

Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.

Урок-мастерская «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. »Цель: Создание коллективной творческой работы «Гимн Солнцу»Задачи:Показать воплощение образа Солнца в литературе, музыке, живописи.Фор.

Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац.

На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе.

Итоговый урок по творчеству А.Т.Твардовского в 8 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению.

Источник

Читайте также:  Смеялось солнце над луною
Adblock
detector