Что такое Вселенная?
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Ппо программе А.А.Плешаковой, Н.И. Сониной.
Материал включае — конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 39 КБ |
chto_takoe_vselennaya..ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Тема: Вселенная
Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока : разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения.
Задачи:
1. Образовательные:
• разъяснить ученикам, что такое Вселенная;
• рассказать ученикам как представляли себе Вселенную древние Индийцы, египтяне, греки, жители Месопотамии, вавилоняне;
• разъяснить ученикам взгляды Пифагора на форму Земли;
• объяснить ученикам суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;
2. Развивающие:
• развивать у учащихся умение самостоятельно работать с учебником;
• развивать у учащихся умение сравнивать и делать выводы;
• развивать у учащихся умение составлять сообщения и рефераты по дополнительным материалам и литературе;
3. Воспитательные:
• физическое воспитание: сменять один вид деятельности другим, следить за осанкой;
• эстетическое воспитание: воспитывать умение выступать перед аудиторией и высказывать свое мнение.
Оборудование: презентация, рисунки Вселенной, Земли и Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.
Ход урока:
1. Организационный момент (3 мин.):
• отмечаю отсутствующих;
• настраиваю класс на рабочий лад;
• проверяю готовность к уроку; учебник, тетрадь, набор — тетрадь и альбом-задачник.
2. Изучение новой темы
Многие годы люди любовались прекрасным звездным небом, восхищались красотой Луны и Солнца. Но людей всегда интересовал вопрос: КАК ЖЕ УСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ?
— Что представляет собой Вселенная?
— Что следует относить к небесным телам?
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника стр.4
Все, что мы знаем о Вселенной сейчас, было накоплено за многие годы.
В древности представления о Вселенной были совсем иными, нежели сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.
• Заполнение таблицы с использованием учебника, вместе с учителем:
Таблица в тетрадь — Мнения о строении Вселенной.
1. Древние Индийцы.
Земля плоская, опирается на спины 4 слонов, слоны стоят на черепахе, а черепаха на змее.
2. Народы берегов Тигра и Евфрата.
Земля – это гора, которую окружает море. Над горой в виде опрокинутой чаши – небо.
3. Жители Месопотамии.
Земля в виде диска, лежащего на 12 колоннах.
В центре Вселенной город Вавилон.
Впервые предположил, что Земля имеет форму шара.
Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной.
7. Аристарх Самосский.
Центр Вселенной не Земля, а Солнце.
Вокруг неподвижной Земли движутся подвижные Луна, планеты, Солнце, но также есть и сфера неподвижных звезд.
3. Закрепление:
• Вопросы к классу:
Что такое Вселенная?
Как представляли себе Вселенную древние индийцы?
Как устроена Вселенная по Аристотелю?
Как устроена Вселенная по Аристарху Самосскому?
Как устроена Вселенная по Птолемею?
4. Обобщение (2 мин.):
Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как ее представляли себе люди в древности. Вам понравился сегодняшний наш урок?
На, следующем уроке, мы узнаем, что знали люди в средние века, запишите, пожалуйста, домашнее задание.
5. Домашнее задание (3мин):
- Прочитать стр. 4-5.
- Рабочая тетрадь – стр.12-13, задания 1,2,3, 4.
- Выполнить задание «Подумайте!», стр. 8.
- Нарисовать рисунок Представление Вселенной — Григорьев И., Поляков С. – индивидуальное.
- Подготовить сообщения из дополнительных источников об Аристотеле, Птолемее, свободно владеть материалом сообщения и уметь рассказать его перед классом. – творческое.
Источник
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок «Вселенная» систематизирует и обобщает знания учащихся о Вселенной и планетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе
(по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И.)
Тема: Обобщение изученного по теме «Вселенная»
— обобщить и систематизировать знания по изученной теме;
— расширить представления учащихся о строении Вселенной.
— формирование представлений о Вселенной, расширение представлений о научной картине мира через познание взглядов древнегреческих ученых, обогащение словарного запаса учащихся
— продолжать развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), способы применения полученных знаний конкретно на практике.
— воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.
- мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение1) .
I. Организационный момент
Класс делится на три группы (три космических отсека), назначаются командиры отсеков. В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде звездочки. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку “отлично”. Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку “хорошо”.
Слова учителя: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космическом корабле: “Союз 5А”, а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания (ЛИБО поднимаете цифры с номером правильного ответа, либо звездочку) и узнать тему урока ( слайд 1)
- Расшифруйте анаграмму — поменять местами буквы и узнаете тему нашего урока ( слайд 2,3 )
- цели нашего полета
IV. Изучение нового материала
Цель определена. открыли свои “бортовые журналы” и записали тему урока: “Вселенная”.
Мне доверено руководить вашим полетом из “центра управления полетами”.
Класс разделен на 3 группы — это 3 отсека нашего корабля. В каждом отсеке свой капитан. Познакомимся с ними…. Каждый капитан будет помогать мне вести бортовой журнал, в котором фиксирует правильные ответы участников полета каждого отсека корабля.(прикреплять звездочки на доску)
III. Проверка знаний учащихся
- Цель полета – Вселенная, а что ж это такое? (поднять всем членам экипажа цифру с правильным ответом. (2)
Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета! ( ФИЛЬМ-отрывок )
Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабль вышел на космическую орбиту. (ФИЛЬМ-отрывок)
1. Разминка: вопросы каждой команде.
1. Корабль “ Союз” ” поднялся на высоту 180 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли? (метеоры) (Ребята дают развернутое объяснение).
2. Корабль “ Союз” ” приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу? (астероиды) (Ребята дают развернутое объяснение).
3. Внимание, на горизонте корабля “ Союз” “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление? (комета)
(Ребята дают развернутое объяснение).
Молодцы! все идет по плану. С первым заданием вы справились отлично. Полет проходит нормально, все системы работают в норме. Теперь можно и вспомнить представления Вселенной в древности.
2. Первые представления о Вселенной в древности: вопросы каждой команде.
1слайд- По просторам вод глубоких Черепаха все плывет, На своей спине широкой
Трех слонов вперед везет На хребте у них Земля, Окружила их змея.(ответ 2)
2слайд — КАКОЙ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗЕМЛЮ? (ответ 3)
3слайд ВСЕЛЕННАЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ (ВАВИЛОНЯН-ответ 1)
Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Давайте их вспомним.
4 слайд Аристотель предложил свою модель Вселенной, где в центре была Земля
5слайд Аристарх… .(ответ 2) считал, что центром Вселенной является не земля, а Солнце
6слайд Джордано Бруно – Вселенная бесконечна, не имеет и не может иметь центра.
7слайд ПИФАГОР СЧИТАЛ, ЧТО ЗЕМЛЯ
8слайд ЧТО ОБЪЯСНИЛА СИСТЕМА ПТОЛЕМЕЯ?
9слайд МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОЛНЦЕ, ВПЕРВЫЕ СОЗДАЛ:
Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры отсеков корабля должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.
(Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
Термины: планета, сверхгигант, телескоп).
Молодцы, командиры устранили неисправности, и вы летите дальше.
Но вот снова перед нами появляются загадочные тела – отгадаем?
3. Загадочные небесные тела ( отгадывание загадок по отсекам )
4. Определить планету и рассказать о ней.
5.Тест “Выбери из трех”. Работа в группах.
Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо (Тест “Выбери из трех”) Приложение1.
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.
“Световой год – это путь, который проходит свет за один год.
Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.
За год свет преодолевает 10 триллионов километров.
Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).
Раньше считали, что между звездами — пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.
Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.
“Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.
Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.
Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.
Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:
“Местное скопление” Галактик
— Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой.
Посмотрите какая красивая наша планета.
Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?
Ребята, ваш полет подходит к завершению.
Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки.
VI. Задание на дом
Записываем домашнее задание: с. 23-52, ответить на вопросы серии “Проверьте свои знания”, “Какие утверждения верны”, “Подумайте”.
Урок закончен, до свидания.
Ребята, кого бы вы поблагодарили за этот урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 «Б» классе Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования совр.
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович «Десятичные дроби».
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на.
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: «Времен связывающая нить: урок в школьном музее». Урок проходит на базе школьного музея «Отечество» (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-.
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и.
Источник
конспект урока тема:» Вселенная»
план-конспект урока по астрономии (5 класс) по теме
конспект обобщающего урока тема: » Вселенная»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 84 КБ |
kartochki_k_uroku.doc | 30.5 КБ |
urok.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №85» им. Н.Д. Пахотищева
города Тайшета Иркутской области
Конспект урока по природоведению
в 5 классе
« Вселенная »
Куденко Светлана Анатольевна
Открытого урока по предмету «Природоведение»
ТЕМА УРОКА : Вселенная.
ТИП УРОКА : Обобщение и систематизация знаний.
ФОРМИРУЕМЫЕ И РАЗВИВАЕМЫЕ ПОНЯТИЯ :
Вселенная, Солнечная система, её состав; Солнце – звезда, планета Земля, её положение в Солнечной системе, планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
ЗАДАЧИ УРОКА (обучающие, развивающие, воспитательные):
Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звездном небе и созвездиях.
Начать формировать навыки обобщения знаний: учить детей пользоваться планом и сравнивать изучаемые объекты.
Создать на уроке ситуацию, способствующую развитию умения следить за ходом общего разговора, участвовать в общем деле, умения оказывать друг другу помощь и принимать её.
Развивающие задачи реализуются на основе выполнения системы творч е ских заданий дифференцированного характера типа «Соедините линиями».
Развивать у учащихся творческое понимание процесса обучения
Закрепить знания и произносительные навыки терминологии по теме Вселенная.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Составление модели Солнечной системы (задание способствует запоминанию порядка следования планет в Солнечной системе, учит применению мнемонических приемов для облегчения запоминания);
2. Обучение умению сравнивать понятия;
3. Обучение умению работать по плану;
4. Организация проверки знаний с использованием заданий с выборочным ответом.
· Слайды с изображением звездного неба. Солнца и планет Солнечной системы
· Наборы карточек с вопросами и ответами для проверки усвоения знаний.
· Таблички: Звезды и Планеты.
ВСЕЛЕННАЯ — это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.
АСТЕРОИДЫ – это малые планеты.
МЕТЕОРЫ – это вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.
МЕТЕОРИТЫ — это космические тела, упавшие на землю.
ЗВЕЗДЫ – это гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.
СОЗВЕЗДИЯ – это участки звездного неба.
План обобщения темы:
1. Что такое Вселенная?
2. Небесные тела.
3. Звезды. Звезда Солнце:
4. Планеты. Планета Земля:
а. Место в Солнечной системе,
б. Форма и размеры.
мы отправляемся сегодня в путешествие по вселенной. Для того чтобы перейти на следующий этап путешествия вы должны будите сделать задания.
Ход урока : на компьютере изображение Вселенной
Знакомство с планом, беседа по вопросам плана.
Мы сегодня отправимся в путешествие по Вселенной, но для этого нам нужен скафандр. Давайте сошьем его! Решение задачи.
СЛАЙД №1 – ЗАДАЧА.
1. Что такое Вселенная?
ВСЕЛЕННАЯ — это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.
2. Назови небесные тела.
3. Мозговой штурм : о чем говорят цифры : 15 млн. градусов, 88, 54, 16, 30, 18, 8.
15 млн. градусов – температура внутри Солнца.
88 – звездное небо поделено на созвездия.
54 – можно видеть созвездий на территории нашей страны.
16 – спутников у Юпитера.
30 – спутников у Сатурна.
18 – спутников у Урана.
8 – спутников у Нептуна.
4. Планеты Солнечной системы. СЛАЙД № 3 ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
На какие две группы делятся планеты (ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ, ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ)
Перечислите планеты земной группы.
СЛАЙД №4 ЦВЕТОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПЛАНЕТ
Планета Марс, с каким цветом ассоциируется, (ребята поднимают цветную табличку, какие ощущения вызывает этот цвет)
5. Отметьте, какие из перечисленных ниже особенностей подходят для планет земной группы: (работа с карточками) №1
— большое расстояние от Солнца
— небольшое расстояние от Солнца
— мало или нет спутников
ПРОВЕРКА СЛАЙД №5 ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ.
Вопросы: 1. На каких планетах, кроме Земли, есть атмосфера? ( Венера, Марс.)
2. Каково главное отличие планеты Земля от других планет?
3. Самая маленькая планета из этой группы (Меркурий)
4. Ближайшая к Солнцу планета (Меркурий)
5. Самая дальняя планета (Марс)
6. У какой планеты этой группы самая плотная атмосфера (Венера)
7. Какие планеты этой группы имеют спутники (Земля, Марс)
6. Выбери планеты-гиганты (зачеркни лишнее): карточка №2
Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун.
7. Отметьте, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к планетам – гигантам: (работа с карточками) №3
— большое расстояние от Солнца
— небольшое расстояние от Солнца
— мало или нет спутников
— отсутствие твердых поверхностей
ПРОВЕРКА СЛАЙД №6 ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ
ВОПРОСЫ : характеристика планет.
Самая большая планета, названа в честь главного римского бога-царя богов. Юпитер имеет 16 спутников. Гигантский быстро вращающийся шар, в его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых он выглядит полосатым.
Назван в честь бога земледелия. Эта самая необычная по внешнему виду планета. Ее окружают яркие кольца, имеет рекордное число спутников – 30.
Получила название в честь бога олицетворявшего небо. Стал первой планетой открытой с помощью телескопа. 18 спутников.
Назван в честь бога моря. Вначале его местоположение было рассчитано учеными и лишь, затем обнаружен с помощью телескопа в 1846 г. 8 спутников.
8. Пронумеруйте планеты в порядке их удаления от Солнца. (карточка№4)
СЛАЙД №7 – ПОРЯДОК ПЛАНЕТ
Дать определение 1. что такое астероид?
4. В какой части солнечной системы движется большинство астероидов?
9. Соедините линиями (работа с карточкой №5) 2 человека
Это природное явление издавна внушало
Людям страх, считалось предвестником
Эпидемий, голода, войн. Астероиды
Крупнейшие из этих небесных тел, падая
На Землю, вызывают сильный взрыв, после
Которого остается большой кратер. Кометы
Обнаружено более 5 тысяч этих небесных
Тел. Они небольшие, неправильной формы,
обращаются вокруг Солнца. Метеоры
В ясную темную ночь можно до 6 раз в час
Наблюдать на небе это явление. Многие люди
Думают, что это падающие звезды. Метеориты
10. Что такое звезды? Созвездия?
Во фронтальной беседе, а затем в индивидуальных ответах дети перечисляют признаки звезд.
Солнце желтая звезда ( цветоощущение ребят )
11. Закончите составление схемы (работа с карточкой №6)
Сверхгиганты ___________ _____________
12. Солнце – ближайшая к нам звезда.
Слайд №10 вопросы
1. Шарообразная форма.
2. Источник света и тепла.
3. Не излучает собственного света.
5. Раскаленное небесное тело.
6. Находится в центре Солнечной системы.
7. Вращается вокруг своей оси.
8. Движется вокруг центра Солнечной системы
9. Здесь наблюдается смена времен года.
11. Здесь происходит смена дня и ночи.
А теперь мы возвращаемся из бесконечной Вселенной на свою родную планету.
Давайте пофантазируем мы с вами работники конструкторского бюро. Из набора геометрических фигур нужно собрать инопланетянина. (1 ученик у доски).
Ø Подведение итогов урока. Ребята комментируют урок по плану:
1. Тема урока. ( Вселенная).
2. Задача урока. (Обобщить знания по теме).
5. Что усвоили на уроке?
6. Что больше всего понравилось?
7. Какие получили оценки?
Ø Домашнее задание:
Подготовиться к пересказу текстов о звездах и планетах.
- написать сказку о планете.
- придумать название неизвестной звезде (вырезать эту звезду)
- написать рассказ о встрече с инопланетянами.
Источник