Меню

Развитие лексико грамматических категорий по теме космос

Тема» День космонавтики». НОД по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОНР, подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка с применением новых логопедических технологий: интеллектуальная карта, синквейн, метод ассоциативных связей.

Скачать:

Вложение Размер
«День космонавтики» 652.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «День космонавтики»

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением логопедических технологий: интеллектуальных карт синквейна, метода ассоциативных связей.

  • Развитие психологической базы речи дошкольников.
  • Согласно ФГОС формирование интереса к слову как историко-культурному феномену; в соответствии с принципом радиантного мышления вести ребёнка от переживания слова к его познанию.
  • Развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  • Активизация словаря по теме «день космонавтики».
  • Формирование навыков построения предложений по выделенным направлениям.
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  • Активизация психических процессов (памяти, восприятия, воображения, мыслительных операций).
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  • Оборудование: интеллектуальная карта по теме, дидактические игры, картинки (при возможности интерактивная доска).

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Введение в тему . Отгадывание загадок:

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Сели все на карусели

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

В космосе всегда мороз,

Космонавт, проверив трос,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

Чтение стихотворения «Юрий Гагарин», В. Степанова

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Игра « Что с чем рядом?» (на ориентировку в пространстве)

Предъявляется ряд предметов (космическая тематика). (Как вариант можно использовать интерактивную доску).

— Что справа от ракеты?

— Что слева от ракеты?

-Что сверху от ракеты?

— Что между ракетой и космонавтом?

— Между чем космонавт?

Что после скафандра?

В слове «космос» какой первый звук? Последний? Придумать слова о космосе на звуки «Р», «С», «Г» (ракета, спутник, Гагарин,…)

  • Игра «Спрячь слоги в ладошки». Определение слоговой структуры слов по теме «День космонавтики»: вселенная, космос, звёзды, солнце.

Лексико-грамматический анализ темы. (При возможности использовать интерактивную доску) Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. Лексика: астронавт, космонавт, ракета, полёт; тренироваться, испытывать, изучать, выдерживать; сильный, выносливый.

Логопед показывает и называет предметные картинки по теме «Космос». Объясняет детям, что скоро День космонавтики. Людей, которые совершают полёты в космической технике, называют космонавтами или астронавтами. Уточняет, кого берут в центр подготовки космонавтов: сильных, выносливых, грамотных, уравновешенных молодых людей. Подчеркивает, что будущим космонавтам необходимо заниматься спортом, тренироваться, испытывать новое оборудование, изучать планеты , выдерживать сильные нагрузки на организм в космосе.

Логопед показывает и называет предметные картинки с изображением .

Что медленнее ? (показ картинок: самолёт, ракета) Ответ:-Самолёт медленнее ракеты.

Что больше? (показ картинок Солнце, Земля) Ответ:- Солнце больше Земли.

Что мощнее? (показ картинок телескопа и микроскопа?) Ответ: Телескоп мощнее микроскопа.

Зачем ракете двигатель?

Зачем человеку изучать космос?

Зачем космонавтам тренироваться?

Зачем человек изобретает новые более современные ракеты для полета в космос?

Зачем космонавту нужны особые продукты питания?

Сильный-…, высокий-…., быстрый-…, темнота-…., первый-…. .

Руки в стороны разводим,

Приседаем и встаём Тренировку мы проводим,

Но ничуть не устаём

С парашютом прыгну вниз

Я теперь паращютист.

Если надо покручусь

На космонавта я учусь.

Дети разводят руки в стороны

Прыжок на двух ногах.

Поворот вокруг себя на 180 градусов.

Логопед. Уже много лет 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Первый полет в космос совершил Ю.А. Гагарин – гражданин России. Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Он ощутил невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в океане. Там пролитая вода висит в воздухе. Удивительно! А за окном – иллюминатором всегда темно.

Все это первым увидел, узнал, испытал Ю. Гагарин. Он проложил людям дорогу в космос. Покорил космос. Он много тренировался.

Давайте мы попробуем совершить путешествие в центр подготовки космонавтов?

Работа по интеллектуальной карте: называние картинок, выделение основных понятий, формирование навыков построения предложений.

Первым делом нам надо сдать экзамен на профессиональную пригодность. Готовы?

Давайте посмотрим на карту (интеллектуальная карта «День космонавтов») и назовём картинки по каждой ветке дерева карты.

(При возможности используем интерактивную доску)

( Далее дети составляют предложения по каждой ветке карты.)

1-я ветвь. Что такое космос? Что запускают с Земли в космос? (ракеты, спутники)

2-я ветвь. Как космонавты подготавливаются, тренируются?

3-я ветвь. Назвать первого космонавта. Кто ещё побывал в космосе?

4-я ветвь. Какой транспорт нужен космонавту.

5-я ветвь. Чем питается космонавт?

6-я ветвь. Зачем космонавты выходят в открытый космос, что ещё делают?

7-я ветвь. Зачем космонавту скафандр?

Логопед . Космонавты всё знают о космосе, могут интересно рассказать о нём. Мы тоже попробуем себя в роли рассказчика-космонавта.

Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте . Можно параллельно интеллектуальной карте использовать зрительный план к теме , где обозначена тема , далее цифра 1-ветви( В данном случае по теме «День космонавтики их 7, уточняем это с детьми ),2- зрительные образы(картинки), которые используются для каждой ветви, 3- придумывание предложений к к аждой ветви, 4-составление рассказа по теме с использованием придуманных предложений .

Космос- это мир звёзд, Вселенная..

Чтобы полететь в космос космонавты много тренируются, проходят учение на тренажёрах: термокамера с высокой температурой; сурдокамера, где полная тишина и нет звуков; в центрифуге, где полная невесомость.

В космосе побывали многие космонавты: Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, а самый первый космонавт Юрий Гагарин.

Чтобы человеку отправиться в космос необходим особый транспорт- ракета. Ракета может доставлять на орбиту спутники, которые нужны для приема телепередач, установки телефонной связи с любой точкой планеты, для составления прогнозов погоды.

Питаются все космонавты в невесомости, поэтому вся еда в тюбиках, банках, пакетах: борщ мясо, щи, соки и другое .

Космонавты проводят в кабине эксперименты с растениями, фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз , выходят в открытый космос.

У космонавтов специальная одежда: скафандр, который защищает их от вредных излучений, помогает поддерживать температуру тела, снабжён микрофоном.

Закрепление знаний по теме

Логопед. Космонавты — люди творческие, догадливые, могут разгадать любые карты, схемы, планы. В «Центре подготовки космонавтов» для нас поступило необычное задание -составить описание слова по зрительному плану.

  • Работа по составлению синквейна. Логопед показывает картинку и предлагает, опираясь на зрительный план, составить описание по ней. (При возможности используем интерактивную доску)

Какой? (здоровый, выносливый )

Что делает?( тренируется, экспериментирует, летает)

Моё отношение к космонавту ( Я хочу быть космонавтом. …)

Слова, связанные с темой космонавт ( Ракета, космос, космодром)

Какая? (быстрая, огромная )

Что делает?( взлетает, перевозит)

Моё отношение к ракете ( Ракета быстро совершает полёт вокруг Земли)

Слова, связанные с темой ракета ( космодром, космонавт, невесомость)

Логопед. В наш «Центр подготовки космонавтов» поступило новое секретное задание- определить звуки в слове, расшифровать таинственный смысл слова.

Работа по составлению образа слова ( метод ассоциативных связей). Логопед с детьми исследуют звуковой состав слова. Разбивают слово на звуки (слоги).Затем к каждому звуку или слогу подбирают слова, ассоциативно связанные с анализируемым словом. Если не удалось на какой-то звук(звуки) подобрать слово, этот факт тоже анализируется. Из потока ассоциаций логопед выбирает наиболее подходящие слова.

Логопед. Хвалит детей, объявляет, что путешествие в «Центр подготовки космонавтов» окончено, а все дети получают удостоверение « Будущий космонавт».

Источник

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»

Ирина Степанова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».

• Уточнять и расширять знания детей о космосе;

• Активизировать словарь по данной теме;

• Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, внимание, память;

Развивать интерес к выполнению заданий;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

• Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихов и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

зрительная гимнастика, шарики Су-Джок, презентация «Космос», глобус

Ход НОД:

1.Логопед обращается к детям:

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними…

Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное)

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Ребята, какой праздник мы отмечали 12 апреля?

Послушайте и отгадайте мою загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

— Правильно, это космонавт. Кто такой космонавт?. Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым.)

Кто сможет назвать фамилию человека, который первым полетел в космос? СЛАЙД 1

Правильно, это Ю. А, Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос и поэтому 12 апреля стали считать Днём космонавтики.

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

— А вы хотели бы стать космонавтами? (да). Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где вы пройдёте специальную подготовку!

— Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Что делают космонавты, чтобы быть здоровыми?

(Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм — делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы.)

Давайте и мы начнем с массажа и разомнем пальцы рук с помощью специальных тренажеров (Су-Джок) .

Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем —(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко.

-Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны?

Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

— Итак, 1е задание! На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных букв. Нужно среди них найти буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в красный круг.

Какие буквы вы обвели красным цветом? (спросить нескольких детей). Как вы догадались, что эти буквы обозначают гласные звуки? (можно спеть, когда их произносим, звук не встречает препятствия).

2-е задание: Кто загадку отгадает, тот со мною поиграет…

Не дойти до них ногами,

Не достать до них руками,

Их не видно ясным днём,

В темноте горят огнём.

— Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!

СЛАЙД 2 Д/игра «Веселый счет» Ребята, сколько звезд в этом созвездии?

А здесь? Сколько тут звезд? Молодцы.

В школе будущих космонавтов, как и в обычной школе, бывают перемены. Давайте и мы отдохнем.

Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»

Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.

Наш космический отряд.

Руки в стороны — к плечам, И. п. — стоя, ноги вместе, руки к плечам.

Дружно мы покажем вам. На счет «раз» — руки в стороны, на счет «два» — вернуться в и. п

На пояс обе руки ставим И. п. — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

И наклоны выполняем. Наклоны вправо и влево.

Руки за голову — и вот И. п. — стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч.

Наклоняемся вперед. Наклоны вперед, держа спину прямо.

Приседаем и встаем И. п. — стоя, руки на поясе. На счет «раз» — присесть,

И ничуть не устаем. руки вперед, на счет «два» — вернуться в и. п.

Раз — прыжок, два — прыжок, Прыжки на обеих ногах вправо-влево,

Ногу ставим на носок.

И опять шагаем, Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.

-Прежде чем отправиться в полет космонавты отрабатывают свой полет на специальных тренажерах.

Я приглашаю вас в тренажерный зал.

Фонопедические упражнения «Ракета»

Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш.».

Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук [а].

Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.

Логопед показывает высоту звука рукой.

Включаем двигатель. Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью

Игра «Куда летит самолет?»

В тренажерном зале космонавты отрабатывают свой полет на самолетах.

Посмотрите внимательно на картинки в верхнем ряду. Ребята, куда летит самолет на первой картинке? Как вы это определили?

(нос самолета смотрит вверх) Я предлагаю вам найди стрелку в нижнем ряду, которая показывает «вверх» и поставить на нее желтый квадрат. Молодцы. Остальные квадраты расставьте самостоятельно.

Молодцы, все учебные задания вы выполнили на «отлично».

-Ребята, я вижу необычные планеты. Как вы думаете, кто живет на этих планетах? Чья это планета?

— Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение. Давайте хором его расскажем!

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Ребята, какую планету мы называем нашим домом? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар. Перед вами глобус — модель нашей Земли (показываю глобус). Что обозначено на глобусе синим цветом? А зеленым -?

Кроме Земли какие ещё планеты вы знаете?

Посмотрите, вот они какие, каждая из них движется вокруг солнца по своей орбите, т. е. по своему кругу.

Ребята, вы все справились со всеми заданиями в космической школе, и в будущем, я думаю, из вас получатся настоящие космонавты.

Есть такая примета — если увидишь падающую звезду и загадаешь желание, то она обязательно сбудется.

Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много маленьких звездочек. Я хочу с вами ими поделиться…Загадайте желание и оно обязательно сбудется.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка Конспект фронтального занятия по формированию лексико — грамматических средств языка в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Мебель».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Дикие животные» Тема: «Дикие животные» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании.

Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию связной речи на тему: «Фрукты» Тема: «Фрукты» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений о фруктах; уточнение, расширение и активизация словаря по.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему: «Выручим Чиполино из беды» Тема: «Овощи» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений об овощах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима» Цель: формирование лексико – грамматических средств языка Коррекционно — образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Зима»,.

«Животные жарких стран». Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе «Кораблик» по развитию лексико — грамматических средств языка и элементам обучения.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Уточнение и расширение знаний детей о домашних животных. Развитие навыка составления описательного рассказа.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Первый снег» Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и типичных явлениях в природе. Образовательные задачи: Закрепление представлений.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу» Цель: Развитие навыка составления описательного рассказа по картине. Образовательные задачи: Закрепление представлений о смене времён года.

Источник

Читайте также:  Аккумулятор для фонаря космос accu6v4ah
Adblock
detector