кладовая солнца:. нужно выписать в 2 колонки:1 )колонка сказочная 2)колонка реальная
1.Сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло. Это всё черты жанра сказки.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
2.Кладовая солнца – это не только вымысел, не сказка. Кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Произведение Пришвина удачно соединяет правду и вымысел и отражает важнейшие мысли писателя о природе и человеке. Сказка осознается писателем как синоним мечты, которая предшествует всякому делу, а затем уже превращается в руках человека в правду. У Пришвина сказка и быль неразрывно связаны, без сказки не будет и правды.
В сказке все события происходят в одном времени, время всегда движется в одном направлении и никогда не возвращается назад. В «Кладовой солнца» события происходят в настоящем и прошлом времени: повествование прерывается воспоминаниями о прошлом.
В сказке нет описаний пейзажа, тем более подробных, обстоятельных – в произведении Михаила Пришвина таких описаний достаточно много.
И конечно, в сказке нет научных описаний, которые есть у Пришвина.
Таким образом, в произведении Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» мы находим как элементы сказки, так и элементы, не соответствующие этому жанру. Поэтому сам писатель и определил жанр своего произведения, как сказка-быль.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
«Кладовая солнца». Какие черты сказки, а какие реальные события?
Повесть «Кладовая солнца» относится к жанру сказка-быль. Рассказ, относящиеся к жанру быль основан на реальном событии со сказочными мотивами. Небольшая выдумка в рассказе придает достоверности и полнее раскрывает характер главных героев.
Повесть начинается со сказочного зачина «Жили-были», а животные обладают человеческими характерными чертами.
К реальным событиям относятся приключения ребят в лесу, как они заблудились, описание природы и то, как ребята научились отличать хорошее от плохого.
Это действительно интересный вопрос, потому что события, которые описывает Пришвин в своем рассказе никак нельзя назвать сказочными. Историю двух маленьких детей, которые во время войны остались сиротами, которым пришлось рано повзрослеть и самим заботиться о своем пропитании является вполне обычной для того смутного времени.
Также представляется обычным и поход детей за ягодой, и приключения на болоте. Очень многое в этом произведении позволяет отнести его именно к были, тем более, что автор рассказывает историю так, словно сам был ее свидетелем. Он пишет, что жил через дом от своих героев.
Но в рассказе имеются и сказочные элементы — это прежде всего образы животных, собаки травки, волка, зайца. Даже описание неживой природы часто сказочное, достаточно вспомнить историю сосны и ели.
Автор соединил в одном произведении черты были и черты сказки, а потому и определил его жанр как сказка-быль.
Настя — сообразительная, умная и принципиальная. Насте было обидно подчиниться младшему Митраше, который захотел идти на север в направлении Блудова болота, и при этом допустила ошибку, оставшись в лесу сама. Ведь Блудово болото — страшное место, о котором ходят легенды. К томе же там обитает изощренный страшный волк Серый помещик. Она пошла той тропой, которая по ее мнению приведет ее к клюкве. Она увлеклась сором настолько, что забыла на время о Митраше.
В сказке — были «Кладовая солнца» Пришвин рассказывает небольшую притчу о сосне и ели. Они растут у Лежачего камня близко-близко друг к др, соперничают. Они сплелись корнями и переплелись ветками, но враждуют. Ветер поднимается, колышет вершины, сучья и ветки. Деревья трутся друг о друга, сдирая кору. Шумят и стонут под порывами ветра. А надо бы жить вместе хорошо, раз так получилась.
Так и люди, живет рядом, в одном доме, в одной стране и грызут друг друга, «кушают», а можно жить вместе и дружно, развиваться, делиться и строить.
Ель и сосна погубят друг друга, поломают друг о друга свои ветки, порвут кору и засохнут в злобе и раздражении.
Ответим на вопросы к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»
- Действие произведения разворачивается в небольшой деревеньке, которая стоит на краю огромного Блудова болота, Время действия — военные или послевоенные годы.
- В этом произведении автор использует сказочные эпизоды — оживляет окружающую людей природу. Деревья становятся словно живыми, они обладают своей волей, им может быть больно и тоскливо, как в эпизоде с сосной и елей. Животные в рассказе обладают чертами поведения человека, они интересуются происходящим, они помогают детям, попавшим в беду. Есть в рассказе и камень, возле которого дети делают свой выбор пути, а это прямая аналогия со сказкой. Эти эпизоды помогают писателю сделать действие захватывающим, и лучше описать природу.
- Былью это произведение называют потому, что действие происходит в конкретном месте с обычными людьми. Описываются реальные события, достоверность которым придает личное присутствие в деревне автора.
Разберемся в прочитанном:
- Автор с любовью описывает детей. Он гордится их самостоятельностью. Но вместе с тем он отмечает, что Митраша не слушается сестру, что он часто действует наперекор, самоутверждается как мужчина. Настя трудолюбивая, заботливая и осторожная. Митраша тоже трудолюбивый, самостоятельный, уверенный в себе.
- Настя сравнивается автором с золотой курочкой. Мы сразу понимаем, что у нее золотые волосы и она очень работящая, постоянно в делах. Митраша сравнивается с мужичком в мешочке и перед нами встает образ делового мальчика, хозяина.
- Особо ничего удивительного в жизни детей нет, они научились жить вместе, каждый взял на себя какой-то круг обязанностей.
- Автор осуждает спор детей и специально приводит аналогию с переплетенными стволами деревьев, каждому от такого спора только хуже.
- Митраша попадает в беду из-за излишней самоуверенности и стремлении казаться взрослее. Автор осуждает эти качества, но не позволяет мальчику погибнуть.
- Настя забывает о Митраше собирая клюкву. Она входит в азарт и не замечает времени. Она ползает по поляне, не смотрит по сторонам.
- Рассказ о ели и сосне призван нам напомнить о том, что если враждовать друг с другом, то ничего хорошего от этого не будет. Но если найти взаимопонимание, то все будет совсем иначе.
- Блудово болото — огромный и страшный мир, в который попадают дети. Оно не враждебно человеку, но равнодушно к нему. И если человек забывает об опасностях болота, то его ждет наказание. Между тем, болото — это кладовая торфа, сокровище, которое люди стремятся использовать. Торф многие годы копился в болоте, а торф не зря называют также консервами солнечной энергии. Энергия, которую солнце отдало растениям, сохранилась в торфе.
- Приближение хмари должно было насторожить детей, напомнить им об опасности, но дети все равно поссорились, не замечая знаков, которые им подавала природа.
- Травка приняла Митрашу за умершего хозяина, а Митраша обращался к собаке очень ласково, называл ее «умницей». Травка поверила человеку и помогла ему выбраться из трясины. Она радовалась, что снова нашла хозяина.
- Главным героем сказки является не собака, которая спасла Митрашу, а болото, на котором происходит действие. Это и равнодушная сила природы, и вместе с тем богатство, доступное людям.
- Сказка-быль в авторском понимании — это значит в рассказе имеется и реальное, и сказочное, и эти два слоя повествования тесно переплетаются.
- Суровая борьба за любовь — это борьба с самим собой, со своими отрицательными качествами, такими как жадность или равнодушие, эгоизм. Труднее всего человеку победить самого себя, но когда это удается, он получает право любить и самому быть любимым.
Источник