Альдебаран — звезда в созвездии Тельца: характеристика и интересные факты
Одной из самых ярких звезд северного полушария является звезда Альдебаран. Ее невозможно не заметить, глядя в ночное небо. Наблюдая за ней с самых древних времен, люди разных народов связывали с ней множество разных легенд и мифов.
Место расположения
Находится звезда Альдебаран в созвездии Зодиака, называемом Тельцом. Звездные карты, на которых созвездиям придавали вид животных или героев, соответствующих названиям, неизменно изображают его глазом быка. Персы причисляли его к Царским звездам. Так называли четыре звезды, считающиеся хранительницами неба. Также к ним причисляли Антарес, Фамальгаут и Регул. На небе Бычий глаз наблюдается самой яркой звездой скопления Гиад, но фактически располагается гораздо ближе к Земле. Звезда Альдебаран находится на расстоянии около шестидесяти световых лет от Солнца. Из-за плоского характера наблюдений за небом, она сливается с Гиадами, словно ее наложили на скопление. Альдебаран двойная звезда. С ней рядом, составляя единую гравитационную систему, находится красный карлик спектрального класса М2. Расстояние до нее составляет несколько сотен астрономических единиц. На самом деле, эти звезды расположены в пространстве нетипично одиноко. Словно остров, Альдебаран и его компаньон отдалены от ближайшего соседа более, чем на двадцать световых лет.
История названия
Альдебаран — это арабское название. Как те, что имеет большинство звезд на нашем небосклоне. Связано это с тем, что в Средние века астрономия развивалась, главным образом, как раз на Востоке. Пока Европа переживала темные века, арабы, воспользовавшись наследием эллинов и римлян, обогатили ее новыми знаниями и открытиями. Одно из них — перевод книги Клавдия Птоломея. Греческий ученый, проживавший в Александрии, в своей книге, написанной в 140 году нашей эры, описал более 1000 звезд. Арабы перевели ее и в течение несколько веков вносили дополнительную информацию. Когда в Европе вновь вспомнили об астрономии, знания, изложенные Птолемеем, уже являлись частью более обширного труда, называвшегося «Альмагест».
В переводе с арабского языка название «Альдебаран» означает идущий следом. Такое имя связано с тем, что это путешествующая по небосклону звезда. Также ее называют Бычьим глазом, за положение в созвездии Тельца. Греки называли Альдебаран Лампарусом, римляне – Палилием. Эти названия означают факел, светящий в ночном небе. Иногда их переводят, как «маяк». В персидском царстве звезду упоминали более чем за 3000 лет до нашей эры.
Физические характеристики
Бытует мнение, что звезда Альдебаран является сверхгигантом. Это не совсем так. Главная звезда системы, Альдебаран А, является нормальным гигантом. Ее спектральный класс определяют, как К5 III. Размер соответствует примерно тридцати восьми диаметрам солнца или пятидесяти трем миллионам километров. Масса по разным данным составляет от 1,13 до 2,5 от массы Солнца. Звезда старше нашего светила и представляет собой его будущую фазу развития. В процессе термоядерных реакций Альдебаран сжег весь свой водород и перешел на гелий. В процесс эволюции ее размер увеличился, а свет сместился в оранжевый спектр. Светимость звезды в сто пятьдесят раз превосходит яркость Солнца. Причиной этого являются ее размеры. Альдебаран занимает четырнадцатое место по показателю видимого блеска на небосклоне Северного полушария. Свет имеет переменный характер с амплитудой около двух десятых m.
Спутники Альдебарана
Важным открытием 1993 года стало обнаружение долгопериодических колебаний излучения Альдебарана. Его интерпретировали как признак существования субзвездного объекта на расстоянии 1,35 ае от звезды. Им может быть либо коричневый карлик, либо газовый гигант — планета более чем в 11 раз превосходящая массой Юпитер.
Позднее, в 2015 году, ученые заявили об обнаружении еще одной экзопланеты в системе Альдебарана. Предположительно она в шесть с половиной раз превосходит по размерам Юпитер и совершает полный орбитальный оборот за время близкое к семистам земным суткам. Вероятнее всего, это — горячий газовый гигант.
Вторая звезда системы — Альдебаран В, она считается тусклым красным карликом М2.
Расстояние от системы до Солнца по последним данным, полученным со спутника Hipparcos в 1989 году, определено как 65,1 светового года.
Сравнение светимости звезд
Важным параметром, по которому различают звезды, является их светимость. Это количество излучения, которое выделяет светило в пространство. Для наглядности сравним звезды Альдебаран, Регул, Сириус и Солнце. Их светимость будет 153L, 288L, 22L и 1L соответственно. L – это величина энергии выделяемой Солнцем, принятая астрономами за единицу.
Как и когда наблюдать
Лучше всего наблюдать за звездой Альдебаран в зимнее время. Найти звезду относительно просто. Нужно мысленно провести линию через три светила пояса Ориона слева направо, и тогда в ее продолжении Альдебаран окажется первым. Практически там же, в созвездии Тельца, на небе можно наблюдать рассеянное скопление Гиад. Но их близость к Альдебарану кажущаяся. На самом деле Гиады находятся на рассстоянии 150 световых лет от Земли, что почти в два с половиной раза дальше. И Бычий глаз просто проецируется на их свечение.
Мифы и легенды
Звезда Альдебаран с древних времен привлекала внимание людей. И как все заметные на небе объекты стала героем большого количества легенд и сказаний. Например, греческий миф, посвященный Тельцу, частью созвездия которого является звезда Альдебаран. Он рассказывает о царе Агеноре. Дочь царя Европа была так прекрасна и привлекательна, что, увидев ее, сам Зевс решил заполучить девушку. Воплотившись в быка бог-громовержец спустился в мир людей. Европа восхитилась его огромными рогами и села на спину животного. В тот же миг бык помчался к морю и, переплыв его, оставил Европу на острове Крит. Там она стала возлюбленной Зевса. От этой любви родились три сына. Во все времена у многих народов бык считался олицетворением мощи и выносливости. Глаз его, место которого занимает Альдебаран среди звезд, считают символом мудрости и способности проникать в самую суть вещей. Согласно мифу, Европа полюбила Зевса в образе быка, именно увидев его необыкновенные глаза, из которых струился божественный свет.
Любопытные факты
Многие уфологи предполагают, что именно звезда Альдебаран населена инопланетной цивилизацией. Начиная с двадцатых годов прошлого века, медиумы входят в контакт с этой культурой. Наиболее популярной из них считают Марию Оршич. Согласно ее заявлениям, а также тому, что рассказал другой медиум по имени Сигрун, эта цивилизация активно вступала в контакт с нацистами. Инопланетяне передавали через медиумов Третьему рейху ценные сведения. Модель звезды Альдебаран и ее планетной системы найдена в штабе нацистов. Например, о летательных аппаратах, на которых использовали неизвестные на Земле технологии. Интересно, что по информации, полученной из этих источников, цивилизация Альдебарана построена на расистских принципах. Инопланетяне делятся на высших и низших в зависимости от генетических данных. Их история изобилует конфликтами с применениями ядерного оружия. После поражения Третьего рейха связь с ними прекратилась.
Источник
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная презентация создана для учащихся 1го класса для расширения кругозора и знакомства со Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solntse_svetit_dnjom_a_zvjozdy_nochju.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир вокруг нас Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар . Солнце не просто светит днем, оно- то и создает нам день.
Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы ехать без остановки 200 лет. Эта звезда выделяет огромное количество энергии, часть которой доходит до нас с вами.
Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды. Одни светятся ярче, другие слабее. Одни голубые, другие желтые, а третьи красные. Невооруженным глазом ночью в небе можно увидеть около 6000 звезд. Если взять бинокль или телескоп, то можно увидеть еще больше.
Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью. Звёзды — это раскаленные небесные тела. Все, что раскалено — светится. Почему же мы их не видим?
Днем Солнце «перекрывает» своим ярким светом более слабый свет других, далеких звезд, и мы их не видим.Кажется , что нет ничего, кроме Земли с её обитателями, голубого неба и яркого солнышка.
Многие звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.
Рассмотрим наиболее известные звёзды в некоторых созвездиях. Альдебаран Регул Солнце Сириус
Вылепим из пластилина модели звёзд, правильно покажем форму, цвет и размеры. Альдебаран Регул Солнце Сириус
В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами? Вспомните как раньше называли ученых-астрономов?
С помощью какого прибора звездочеты наблюдали за звёздами?
Источник
Окружающий мир 1 класс учебник Плешаков 2 часть ответы стр 32
👉 Ответы к странице 32. Окружающий мир 1 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Вспомните, что можно увидеть на небе днём и ночью. Что вы знаете о Солнце и звёздах?
Днём на небе можно увидеть облака и Солнце. Ночью, когда на улице темно, мы можем на небе заметить звёзды и Луну.
Солнце – это яркая звезда. Она очень горячая и греет всех живых существ на нашей планете. Звёзды – это небесные тела. Они появляются на небе в темное время суток.
А знаете ли вы, что Солнце – это ближайшая к Земле звезда? Все звёзды – огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца. Подумайте, почему они кажутся нам маленькими светящимися точками.
Почему звёзды кажутся нам маленькими светящими точками
Я думаю, что звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что мы находимся очень далеко от них. Когда мы видим какой-либо предмет вдалеке, то он кажется нам крошечным. Если мы будем приближаться к нему, то вместе с сокращением расстояния будут увеличиваться размеры предмета. Получается, что если мы сядем на космический корабль и полетим к звездам, то мы убедимся, что на самом деле они огромного размера.
Вылепите из пластилина модели звёзд, изображённых на рисунке. Правильно покажите их форму, цвет и сравнительные размеры. Проверьте работу друг у друга.
Как вылепить модели звёзд из пластилина
Для того чтобы вылепить из пластилина модели звёзд, представленных на фото, нужно взять 4 разных цвета.
- Самая маленькая звезда – Солнце. Тебе нужно взять желтый пластилин и вылепить из него круглый шарик.
- Вторая по величине – Сириус. Возьми синий пластилин и скатай кружок, который по размерам будет больше Солнца.
- Третья звезда – Регул. Она белого цвета, поэтому вооружись таким пластилином и слепи его больше, чем предыдущую звезду.
- Самая крупная из представленных звезд – Альдебаран. Она намного больше остальных звездочек. Возьми красный пластилин и скатай из него шарик, по размерам намного больший, чем Регул.
Для того чтобы увидеть, что у тебя должно получиться, посмотри на картинку, представленную в задании.
Источник
Конкурс «Мой лучший урок» Номинация: «Урок окружающего мира»
Муниципальное казённое образовательное учреждение- Казанская средняя общеобразовательная школа
Конкурс «Мой лучший урок»
Номинация: «Урок окружающего мира»
Тема: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Урок окружающего мира
(по учебнику «Окружающий мир»)
Раздел: Почему и зачем?
1 урок в разделе.
Тема: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
— познакомить учащихся с целями и задачами изучения раздела «Почему и зачем?»;
— дать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде; о форме, цвете, сравнительных размерах некоторых звёзд (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце); познакомить с созвездием Льва;
— развивать умение сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;
— формировать умение моделировать объекты окружающего мира;
— формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника
— формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;
— развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Прогнозируемые предметные результаты: у первоклассников формируются представления о небесных телах, познакомятся с тем, что такое Солнце, научатся изготавливать модели звёзд.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: «Окружающий мир 1 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011,часть 2; «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь для уч-ся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011, пластилин, подкладные листы, влажные салфетки для рук, макет земли, солнца, компьютер, экран, презентация к уроку,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
И очень многое узнать.
На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ» — вспомним, какие вопросы этого раздела задавал нам Муравьишка Вопросик и как мы на них отвечали.
1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
2. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
3. Животные, которые вымерли очень-очень давно.
4. Время года, которое наступает после осени.
5. Основная работа этого человека — печь хлеб.
6. В нее одевались первобытные люди.
7. Первый месяц весны.
8. Излюбленная пища белых медведей.
9. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да сто
ять не велит».
10. Крупное животное — житель жарких стран.
11. Третий день недели.
1. Астроном. 2. Страус. 3. Динозавр. 4 Зима. 5. Пекарь. 6. Шкуры.
7. Март. 8. Рыба. 9.Мороз. 10 Слон. 11.Среда
III. Самоопределение к деятельности
— Мы начинаем изучать новый раздел, заключительный в курсе 1 класса. Откройте в учебнике стр.31 и прочитайте его название.
— Раздел «Почему и зачем» — самый сложный, потому что поможет нам понять причинно-следственные связи в окружающем нас сложном мире. А поймут их только самые любознательные и внимательные дети. Давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая раздел «Почему и зачем?»
— Сегодня мы с вами отправляемся в новое далёкое путешествие.
— А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
— А куда можно полететь на ракете?
— Отправляемся в путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
— Вот мы и на месте. Куда же мы прилетели?
— А знаете ли вы, что мы будем делать в космосе?
IV. Работа по теме урока.
1. Создание проблемной ситуации
-Ребята, отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачем
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое – прежаркое ( Солнце)
Лишь солнце погасло
Как по небу кто-то
Одно лишь добавлю,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звёзды)
Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о солнце и звездах.)
-Муравьишка Вопросик приготовил для вас новый вопрос.
3 слайд (просмотр).
Прочитайте вопрос: « Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Кто-то может ответить на этот вопрос?
Давайте вспомним, что мы о солнце знаем:
· Какой оно формы?
· На что похоже? С чем сравнивают солнышко?
· Можно ли прожить без солнца?
· А можем мы долететь до солнца?
· Знаете ли вы, почему наступает день?
— Солнце не просто светит днём, а оно – то и создаёт нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день.
Солнце – это тоже звезда, просто она очень большая и светит ярче, чем другие звёзды.
4 слайд Сообщение ученика о солнце Солнце: Самая ближайшая к земле звезда. Это огромный пылающий шар. Температура 20 млн. градусов. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показ)
Вот как солнышко встаёт –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт –
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется!
На стр. 22 в тетради даны два квадратика в них сейчас вы нарисуйте солнышко в одном грустное, а в другом весёлое.
А почему солнышко может загрустить?
А когда солнышко бывает весёлым?
А когда Солнце заходит, начинается ночь. Ночью становятся видны звёзды.
Посмотрите, а у нас в классе тоже много звёздочек, давайте их соберём, чтобы рассмотреть поближе
Что мы знаем о звёздах?
· Это раскаленные шары.
· Почему они нам кажутся маленькими?
· Сравним звёзды по размеру и цвету.
Кто может объяснить, почему звёзды разного цвета?
Распределим звёзды в группы по цвету.
4. Работа по учебнику
На стр. 22 учебник посмотрите на изображения звёзд, и прочитайте их название.
(Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран.) _
На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным.
— Белые и голубые звезды — очень горячие. Они горячее Солнца.
— Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце.
— Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.
— По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.
Регул – белая, в переводе с латыни означает « принц», форма сплюснутая
Сириус – голубая, самая яркая из всех звёзд на небе, означает « блестящий», « сверкающий»
Работа в группах. Вылепить из пластилина модели звёзд
Взаимопроверка, оценивание смайликами.
А как называют людей, которые изучают звезды?
— Людей, которые изучают звезды называют Астрономы. Раньше их называли звездочёты.
Они изучают звезды с помощью телескопа.
Звёзды светят и днём. Почему тогда их не видно днём, а видно только ночью?
— Днём звёзды светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
7. Продолжение работы по теме урока
— Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них люди объединяли отдельные группы в созвездия и самым ярким звездам дали имена. Названия каких звёзд и созвездий вы знаете?
— Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
Ниже созвездия Большой медведицы находится созвездие Льва.
Созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь». Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушённый лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
8. Первичная проверка знаний
Тест. «Солнышко» — да, «Звёздочка» — нет
1. Солнце – это самая большая звезда? Нет
2. Звёзды – это пылающие шары? Да
3. Солнце – ближайшая к Земле звезда? Да
4. По размерам Солнце меньше Земли? Нет
5. Звёзды отличаются друг от друга по размеру, по цвету. Да
Пора возвращаться с путешествия.
Скоро прозвенит звонок
Подведем скорей итог
Мне было интересно …
Мне было трудно …
У вас на парте лежат звёздочки. Оцените свою работу на уроке
Если вам было интересно, вы узнали что-то новое – нарисуйте весёлую звёздочку, если было не интересно, ничего нового не узнали – нарисуйте грустную звёздочку.
Источник