«Космос». Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе
Анна Ивановна Выборнова. Практический психолог.
«Космос». Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе
Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе.
«Космос»
Цель занятия:
— развитие у дошкольников произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, восприятия, общей моторики, мелкой моторики рук, речи,
— повышение учебной мотивации;
— развитие наблюдательности, усидчивости, сосредоточенности, закрепление умения работать в парах;
— снижение напряжения, релаксация;
— создание чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроя.
Методы и методики: сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, игры с правилами, дидактические игры, беседа психолога с детьми.
Материалы: ватман с изображением Солнечной галактики ;
запись с подвижной музыкой и мелодией для релаксации;
дидактический материал по теме «Космос»
просторное помещение с ковром.
Количество участников: педагог-психолог и 12 детей.
Время: 25-30 минут.
Ход занятия:
Дети стоят в круге на ковре.
Психолог:
-Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Солнечной Галактике. Путь туда неблизкий, нужно преодолеть сложные испытания. Как вы думаете, мы справимся? (ответы детей).
Но прежде чем отправиться в дорогу, мы поприветствуем друг друга так,как приветствуют друг друга звездочки:
Давайте вспомним, как можно поздороваться без помощи слов?» (ответы детей).
Звучит динамичная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т. п.).
Игра повторяется 2-3раза.
Психолог. «Сейчас я вас приглашаю сесть в круг на ковер и отправиться в путешествие, по бескрайним просторам космоса. Но сначала мы с вами поприветствуем нашу солнечную галактику. И вспомним какие планеты мы с вами знаем.
2. Пальчиковая гимнастика
На Луне есть звездочет
Он ведет планет учет:
(На каждую строчку загибаем пальчик)
Дети садитесь удобнее, я расскажу вам сказку о маленькой звездочке, которая хотела стать большой звездой, освещать путь планетам и звездам,но никак не хотела учиться.
(Воспитанники садятся на гимнастические коврики)
Звучит (космическая музыка)
2 Сказка «Звездочка, которая не хотела учиться»Автор:Выборнова А. И.
В космосе есть огромное количество звёзд на небе. Но была среди них самая любопытная, ей было столько же лет сколько и вам, О ней и сказка.
Жила-была звёздочка. Она хотела стать большой звездой, освещать путь планетам и звездам, но никак не хотела учиться. Мечтала отправиться покорять просторы Солнечной галактики, но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется не имея знаний, которые дают в звездной школе, но как вы помните, наша маленькая звездочка хотела стать Большой звездой без всяких знаний и умений и главное, чтобы это произошло как можно быстрее. Она считала, что она и так все знает и умеет.
Однажды она все таки решилась покорить космос. Пролетев немного пути от своего дома, маленькая путешественница залюбовалась звездами. Летала наша маленькая звездочка, даже не заметила как к ней подлетел большой метелорит
Здравствуйте, какая вы красивая планета- сказала маленькая звездочка большому метеориту.
-И совсем, я не планета, я – метеорит, а ты кто такая?
-Я звездочка, хочу освещать путь планетам и звездам.
Как же ты можешь помогать если ты даже меня метеорита, от планеты отличить не смогла, ты что совсем не ходишь в звездную школу?
Расстроилась наша маленькая звездочка, задумалась полетела дальше.
Вдруг возле нее что-то пронеслось со свистом и с огромным сияющим хвостом, закружилось и остановилось…
Здравствуй маленькая звездочка, Я –комета, не могла бы мне помочь, пока я летела, на моей карте солнечной галактики перепутались все планеты, давай вместе соберем мою карту и выстроим планеты правильно, но наша маленькая звездочка, к сожалению ничем не могла помочь комете, она не знала как правильно расположены планеты в солнечной галактике.
Опечалилась маленькая звездочка. Вдруг она увидела яркий-яркий свет и полетела на него, но чем ближе она подлетала к огромному святящемуся шару, тем теплее ей становилось…Да это же самая большая звезда в солнечной галактике! Это же Солнце. догадалась маленькая звездочка.
Солнце заметило маленькую звездочку и ласково спросило
-Здравствуй маленькая звездочка, почему ты грустишь?
Как же мне не грустить, я так хотела стать большой звездой освещать путь планетам и другим звездам, а оказалось, что я даже метеорит от планеты отличить не могу, не знаю как расположены планеты в солнечной галактике…
Не печалься, все маленькие звездочки когда-нибудь становятся большим,но для этого сначала нужно ходить в звездную школу получать знания о нашем огромном космосе.
Звездочка поблагодарила Солнце и решила отправиться домой. Уже на следующий день она пошла в школу вместе со стальными звездочками мечтая о том, что когда-нибудь она станет большой звездой и обязательно будет помогать планетам, метеоритам, кометам.
Автор:Выборнова А. И.
Ребята, а давайте вместе превратимся с вами в маленьких звездочек.
Воспитатель надевает шапочки- звезочки.
Для этого нам нужно лечь на наш волшебный ковер-самолет, закрыть глаза и представить себя звездочкой, я прочитаю вам небольшой рассказ, а затем каждый из вас расскажет какую звездочку он видел.
Психолог читает текст релакс «Полет в космос»
Дети садятся на ковер звучит музыка.
Воспитатель включает музыку.
Психолог:
Сейчас помечтаем. Мы лежим на волшебном ковере-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, все отдыхают…
Посмотрите на темное ночное небо с яркими звездами. Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Каждый занял свое место. Сейчас поднимется в небо. Вдох — выдох (3 раза). Представьте, что у вас в руках штурвалы (рули) Крепко- крепко сожмите в кулачках и сильно надавите на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Вдох — выдох. Все расслабляются. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать вдох – выдох (3 раза).
Мы летим в космосе. На ночном небе зажглись многочисленные яркие звездочки, которые улыбаются и вежливо здороваются с нами. Приветливо смотрят на нас и приглашают к себе в гости. В нашей Галактике много красивых, разноцветных камет, которые своими волшебными хвостиками украшают всю галактику. Мы маленькие звездочки, рассматриваем планеты, нам становится тепло и уютно, Впереди огромная, сияющая звезда-это Солнце Давайте подлетим к солнышку и помашем ему ручкой.
А теперь немного потянитесь, выпрямитесь и снова окажитесь в этой комнате с нами.
Как вы себя чувствуете? Что представляли?
Рассказы детей.
Ну вот мы и стали с вами маленькими звездчками, давайте отправимся в в нашу звездную школу и попробуем выполнить задания которые выполняют ученики этой школы.
Дети садятся за столы которые стоят полукругом.
На доске психолог выкладывает 5ть картинок. Дети называют их.
Психолог: Ребята, как вы думаете какая картинка здесь лишняя? Почему?
2. Игра на внимание. 5й лишний.
Молодцы, ребята, как хорошо вы справились с этим заданием.
Тогда давайте попробуем сделать следующее заданиее «Звездной школы»
3. Игра «Разрезные картинки»
Ребята, сейчас каждый попробует собрать свою картинку, как только вы справитесь поднимаем руку и называет что у вас получилось.
4. Коллективная работа «Солнечная галактика»
Дети садятся на стульчики.
Дети, вам понравилось сегодня путешествовать вместе (Психолог передает звездочку, одному из детей, звездочка передается каждому из рук в руки, каждый рассказывает, что понравилось.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.
Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Космос» .
Конспект коррекционного занятия с элементами сказкотерапии и изотерапии «Ложь» Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М. Панфиловой «Задача для лисёнка» Программные.
Конспект познавательного занятия с элементами сказкотерапии во второй младшей группе «Чистота — залог здоровья» Конспект познавательного занятия с элементами сказкотерапии во II младшей группе «Чистота – залог здоровья» Цель занятия: • Закрепить навыки.
Конспект занятия педагога-психолога в старшей логопедической группе «Я и природа» Тема занятия в старшей логопедической группе «Я и природа»[/b] Задачи: Обучающая — навыки мышечной релаксации, умениям контролировать и.
Конспект занятия с элементами сказкотерапии «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы Конспект занятия «Путешествие по сказкам» Грузд Светлана Ивановна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский.
Конспект занятия в средней группе «Эмоциональное развитие детей посредством игры-драматизации с элементами сказкотерапии» Цель: Создание у детей эмоционального настроя посредством игры – драматизации по сказке «Теремок» с элементами сказкотерапии. Развитие личности.
Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение. Ход занятия: Психолог:.
Конспект открытого развивающего занятия педагога-психолога в рамках недели «Космос» в средней группе Цель: сформировать у детей представления о космическом пространстве. Задачи: — развитие эмоциональной и когнитивной (развитие внимания,.
Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие» Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Сказочное путешествие». Цель: проверить прочность усвоения детьми.
Источник
НОД с использованием сенсорной комнаты «Путешествие в космос»
наталья нелюдимова
НОД с использованием сенсорной комнаты «Путешествие в космос»
Методическая разработка подгрупповой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»с использованием сенсорной комнаты
«Космическое путешествие».
Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей в специализированных детских садах и группах для дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Возрастная категория: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Познавательное развитие: развитие интересов ребенка, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Физическое развитие: развитие ловкости, подвижности, координации движений и мелкой моторики.
Художественно –эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия мира природы через звуки природы.
Социально–коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, формирование готовности к совместным действиям со взрослым, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного речевого развития, обучения и социализации детей с ОВЗ.
— Создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального фона в комнате;
-Принятие правил группы;
-Достижение состояния релаксации;
— Закрепление знаний по теме «Космос»;
— Закрепление навыка самооздоровления, посредством проведения пальчиковой гимнастики и двигательных минуток.
Развитие у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия;
Развитие внимания, памяти, воображения;
Развитие связной речи:
-умение составлять распространенные предложения;
-стимулировать детей к речевым высказываниям.
-развитие координации речи с движениями;
-развитие мелкой моторики пальцев рук.
— развитие зрительно-пространственного восприятия.
Развитие лексико-грамматического строя речи:
-учить образовывать однокоренные слова, существительные мн. ч., Р. п.
-учить согласовывать существительные с числительными
-Формирование положительной установки на участие в занятии.
— создание ситуации успеха;
— воспитание чувства ответственности, навыка самоконтроля, взаимопомощи, патриотизма.
Методы и приемы:
— практические: Развитие мелкой моторики «Барометр настроения», «Что внутри?», «Запуск ракеты». Массаж массажными ковриками «Полет в космос», выполнение упражнения самооздоровления «Невесомость».
-наглядные: рассматривание картин «Космос», пузырьковая колонна, проектор «звездное небо»
-словесные: рассуждения, ответы на вопросы, заучивание стихотворений, текстов пальчиковых минуток, договаривание текста по смыслу.
Предварительная работа: беседа о сенсорной комнате, знакомство с комнатой и интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты. Разучивание стихов.
Материалы и оборудование:
• маты напольные, сухой душ
• сенсорная дорожка,
• пузырьковая колонна, проектор «звездное небо»
• пуфик-кресло с гранулами,
• колонки, музыкальные диски
• модуль с манкой
• мешочки с различной крупой
• массажный мяч, корзинки
• картинный материал «космос»
Список используемой литературы.
1. Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате. ООО «МисэН»
2. Темная сенсорная комната — мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 394 с.
3. Журнал Обруч. Дошкольное и начальное образование. №2, 2011г
Ход занятия.
Организационный момент. Активизация внимания детей, создание эмоционального фона.
[Логопед встречает детей в дверях СК и организует приветствие. ]
Логопед : Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня отправимся в необычное путешествие в этой волшебной комнате.
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? [Дети разуваются, заходят в СК и подходят к коробу с манкой].
Упражнение «Барометр настроения». Развитие мелкой моторики.
[Каждый ребенок на песке (манке) рисует своё настроение (Смайлики-веселые, грустные, задумчивые)при этом проговаривает стих-е]
Прекрасно всё на небе.
Прекрасно на земле.
Прекрасно всё на свете.
Прекрасно всё во мне!
Логопед: А сейчас ребята я загадаю вам загадки.
1). На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете).
2). Освещает ночью путь,
Звездам не дает уснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна).
3). Планета голубая,
Она – твоя, она – моя,
А называется … (Земля).
4). Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит … (Солнце).
Ребята, а вы догадались на какую тему все загадки? (ответы детей)
[Логопед предлагает вспомнить, какой праздник мы отмечали недавно (День космонавтики)].
Правильно ребята и сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие. Вы молодцы!
— Я принимаю вас в команду космического корабля.Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Игра «Что внутри?». Развитие тактильных ощущений.
Логопед: Мы до обеда не вернемся на Землю, нужно будет подкрепиться в полёте. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно наощупь определить, какая крупа лежит в мешочке.
— Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (Мы сварим рисовую кашу) и т. д. [ Дети на ощупь определяют, какая крупа в мешочках и отвечают полными ответами. Используется крупа гречневая, рисовая, пшенная. ]
Упражнение «Полет в космос». Развитие воображения, фантазии и чувствительности, снятие эмоционального напряжения, развитие смелости и уверенности в себе.
Логопед: Ну все к полету готовы.
«Сегодня мы с вами полетим в космос. Но для начала нам необходимо попасть в ракету. Для этого у нас есть «волшебный лифт» (сухой душ, который нас перенесет в ракету». Пройти по трапу и занять космические кресла.
[Звучит космическая музыка. Дети по очереди заходят под сухой душ, задерживаются на несколько секунд, чтобы увидеть свое отражение в зеркале и выходят. Проходят по трапу (напольная сенсорная тропа) и занимают свои космические кресла (мягкие пуфы).]
Пальчиковая игра «Запуск ракеты». Развитие мелкой моторики.
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Д. : Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Л. : Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д. : Есть, включить контакты!
Л. : Завести мотор!
Д. : Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «л», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1, ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
Упражнение «Невесомость». Развитие координации движения.
Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.
[Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости. ]
Визуализация «Путешествие на Голубую звезду». Релаксация.
[Спроецировано звездное небо, включены пузырьковая колонна и звёздное небо, звучит спокойная музыка. ]
Логопед: Наша родная планета – Земля. На ней живут животные, птицы, насекомые, люди. Люди любят мечтать и хотят знать, а есть ли у нас соседи в космосе? Сейчас помечтаем и мы…
[Дети усаживаются обратно на пуфы. ]
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в путешествие к загадочной Голубой звезде.
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, но наша цель – Голубая звезда….
Игра с «метеоритом» «Один – много». Развитие лексико-грамматического строя. (образование существительных Р. п., мн. ч.)
Слова-картинки: звезда, спутник, комета, планета, ракета.
Логопед: Ребята вот мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.
— Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты.
[ Дети встают в круг и передают друг другу массажный мяч и образуют множественное число существительных родительного падежа. Логопед каждому показывает картинку. ]
Игра «Голубая планета». Развитие тактильных ощущений.
Логопед: Мы продолжаем летать с вами в космосе.И вот она уже близко: яркая, голубая. Давайте произведем мягкую посадку. Давайте проверим ножками,какая на ощупь поверхность планеты: твердая или мягкая, шершавая, колючая или гладкая.
[Дети проходят по сенсорной тропе, логопед акцентирует внимание на то, что чувствуют ножки детей. ]
Игра «Сосчитай-ка». Совершенствование лексико-грамматического строя. (согласование числительных с существительными).
Логопед: Ребята посмотрите, перед нами океан, где нет воды. Камни,всюду камни: белые, желтые, голубые, синие, розовые, необычные… Давайте погрузимся в этот океан и соберем их.
[Логопед раздает детям корзинки и дает каждому задание, дети залезают в сухой бассейн и собирают свое количество камушек.Затем говорят: я собрал 2желтых космических камня, я собрал 5 красных космических камней и т. д. ]
«Волшебный фонтан» (пузырьковая колонна). Развитие зрительного внимания, воображения, памяти.
Логопед: «Ребята, мы продолжаем изучать Голубую звезду, посмотрите, что это такое? Это волшебный фонтан.
[Дети подходят к колонне, наблюдают за пузырьками, рассказывают, что видят (какие пузырьки, куда движутся, как меняется цвет).]
Игра «Семейка слов». Развитие лексико-грамматического строя.
(образование однокоренных слов).
Ребята давайте посмотрим с вами наверх, что мы там видим?
Дети: звезды, звездное небо.
Логопед: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Молодцы! Вы образовали правильные слова.
Визуализация «Путешествие на Голубую звезду». Релаксация.
Логопед: «Ну вот ребята! Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на Землю».
Мы возьмем с собой все это: доброту, радость и чистоту. Мы поделимся ими с людьми на своей планете Земля. Садимся в ракету. [Дети усаживаются в мягкие пуфы. ]
Корабль взлетает. Мы улетаем с Голубой звезды. Мы летим в космосе. Голубая звезда становится маленькой звездочкой, которая ярко светит нам в просторах космоса.
Мы видим Землю. Медленно опускаемся на нее. Откройте глаза, потянитесь. Приземлились!
Приземление. Воспитание любви к Родине, гордости за свою планету.
Логопед:- Ура! Мы приземлились! Посмотрите, какая наша планета красивая! Я прошу вас выйти из ракеты и поздороваться с ней.
[Дети встают с пуфов и проходят к сухому душу, задерживаются в нем на секунду и проходят по сенсорной тропе. Дети подходят к модулю с песком (манкой) и прикасаются ладонью к макету земного шара и читают стихотворение. ]
Здравствуй, наша планета Земля!
Нет на свете прекрасней тебя!
Хоть весь космос вокруг облети-
Краше Родины мест не найти!
Окончание занятия. Подведение итогов. Оценка работы детей.
Логопед: Ребята наша земля не только красива, но и богата разными полезными ископаемыми. В недрах нашей земли спрятаны различные драгоценные металлы, камни. И для того, что бы их достать, нужно углубиться в недра Земли.
[Логопед убирает макет, а дети ищут в манке призы. ]
[Включается свет, выключается звездное небо и музыка. ]
— Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родной детский сад!
Мы вернулись из космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Нарисуйте в нашей ЗЕМНОЙ волшебной песочнице, какое сейчас у вас настроение.
Молодцы! Вы все хорошо занимались! Спасибо за дружное путешествие!
«Путешествие в космос» Фотоотчет. В этом году мы отмечаем 55-летие полета первого человека в космос. Такое событие не обошло вниманием и наш детский сад. В своей группе, мы.
Фотоотчет «Путешествие в космос» Вот и наступил этот замечательный «День космонавтики» Всю эту неделю мы с ребятами говорили о космосе. В начале с интересом смотрели презентацию.
Фотоотчёт «Путешествие в космос» 12апреля 1961года в космос впервые в мире полетел наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. И теперь каждый год наша страна отмечает этот.
Конспект интегрированного занятия «Загадочный космос» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». .
Конспект НОД «Путешествие в космос» Цель: обобщить представления детей о космосе. Задачи: — познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики; — дать.
Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие» Занятие в сенсорной комнате. » Волшебное путешествие»Занятие разработано на основе методических рекомендаций — Колос Галины Георгиевны;.
Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.
Развлечение «Путешествие в космос» (фотоотчёт) 12 апреля-День Космонавтики. Многие из нас любят этот праздник. В нашем детском саду «Кораблик» проходила творческая неделя о Космосе. Ребята.
Стенгазета ко Дню космонавтики «Путешествие в космос» Стенгазета ко дню космонавтики : «Путешествие в космос». В нашем детском саду есть мини музей «Планетарий». И вот, когда детям было.
Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе» Воспитатель — Филиппова Наталья Александровна «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Республика Хакасия.
Источник