Врата Солнца — каменная арка, принадлежащая цивилизации Тиуанако. Врата Солнца расположены рядом с озером Титикака на высоте 3825 метров над уровнем моря. Они являются частью экспозиции Тиуанако. Врата Солнца имеют впечатляющие размеры: высота — 3 метра, ширина — 4 метра, толщина — 0,5 метра. Сегодня можно только догадываться, для чего предназначались каменные ворота из цельной скалы.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Известный исследователь Вацлав Шольц так рассказывает о них: «Эти ворота в прошлом, видимо, были разбиты, позднее восстановлены и вновь поставлены вертикально, но где они находились первоначально, неизвестно. Над входным проемом высечен рельеф, в центре которого большая человеческая фигура, сжимающая в руках жезлы. Волосы фигуры и жезлы украшены головами кондора и пумы. К поясу подвешены человеческие головы, и кажется, что это существо плачет. Впечатление такое, будто по его лицу текут слезы… Вратами Солнца назвал этот монумент археолог-любитель Артур Познански, усматривавший в рельефных изображениях свидетельство культа Солнца и некий календарь. Это название привилось, хотя в фигурах рельефа и не прослеживается никакой связи с Солнцем».
Обратим внимание, что, по мнению Познански, на Вратах Солнца изображен календарь, цикл которого был равен 290 дням, соответствующий календарю планеты Венера! Гипотеза А. Познански, связанная с изменением наклона эклиптики, позволяет отнести возведение рассматриваемых ворот к 12 тысячелетию до нашей эры и говорит о том, что продолжительность года, и, вероятно, суток была иной.
Заслуживает особого внимания еще один факт. Среди различных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, исследователи обнаружили несколько десятков изображений токсодона — трехлапого млекопитающего, обитавшего в Южной Америке как на воде, так и на суше. Так вот, оказалось, что токсодоны вымерли именно более 12 тысяч лет назад. Этот факт является одним из веских аргументов в пользу гипотезы Артура Познански. Город Тиуанако поставил перед нами множество вопросов, которые до сегодняшнего дня является глубокой тайной. Кто построил этот таинственный город, можно только догадываться. Однако общность преданий различных народов в разных частях мира говорит в пользу истинности рассказа инков – Тиуанако возведен могучими исполинами, для которых все эти камни не казались столь гигантскими. Однако, Всемирный потоп поставил точку в истории древних цивилизаций, навсегда скрыв их тайны.
Источник
ТИУАНАКО. ВРАТА СОЛНЦА.
ВРАТА СОЛНЦА
В дальнем северо-западном углу храма Каласасайя находится один из самых замечательных монументов древнего мира – Врата Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol), высеченные из цельного блока серо-зеленого андезита. Они имеют около 3 м в высоту, 4 м в ширину и 0,5 м в толщину. Вес оценивается в 10 т. Врата Солнца главный исследователь Тиауанако Артур Познански назвал «самым совершенным и важным произведением искусства… наследством и изящным свидетельством культуры, знаний и цивилизованности людей и их правителей».
Врата стоят на том месте, где (в очередной раз) были найдены уже в XIX в. Как свидетельствуют гравюры и первые фотографии, они был расколоты на две части. При этом правая половина наклонялась над левой. По словам коренных жителей, ворота раскололись в результате удара молнии.
Но, как рассказывает в своей книге «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков» (1877) Э. Скуайер, Врата Солнца не всегда имели вертикальное положение. От него мы узнаем, что А. д’Орбиньи, который посетил руины Тиауанако в 1883 г., застал их лежащими. Однако когда Э. Скуайер работал в Тиауанако (1860-е гг.), врата уже были подняты.
На гравюрах из книги Э. Скуайера, сделанных, по его утверждению, с фотографической точностью, обе части портала стоят вертикально и достаточно глубоко уходят в землю.
Кто поднял врата и с какой целью? На этот вопрос Э. Скуайер не нашел ответа. Никто ничего не знал об этом, либо, по его словам, кто-то заботился о том, чтобы никто ничего не узнал.
Но, по данным боливийского археолога Карлоса Понсе Санхинеса (Carlos Ponce Sanjines), возглавившего изучение Тиауанако с 60-х гг. прошлого века, врата были подняты во время войны за независимость от испанского господства (1810 – 1826), когда Тиауанако и доколумбовое прошлое были поддержаны молодыми борцами за независимость в качестве икон новой нации. В 1825 г. Хосе Антонио де Сукре (José Antonio de Sucre), вначале именовавшийся освободителем Боливии, а затем ее президентом, приказал выкопать из земли и поднять Ворота Солнца в Тиауанако как «символ роста новой нации».
Таким образом, тайна подъема врат, открылась и оказалось, что их подняли люди, а не неведомые силы, как было принято думать. Но тогда как же быть со свидетельством А. д’Орбиньи, который в 1883 г. видел их лежащими? Конечно, может статься, что сеньор Сукре приказал их поднять в 1825 г., а его приказ был выполнен после 1833 г. Но это маловероятно, поскольку, по свидетельству того же д’Орбиньи, в 1833 г. «иконоборцы» вновь активизировались и взорвали одни из храмов Тиауанако.
В какой-то момент времени, как показывает одна из старых фотографий, бóльшая часть врат, похоже, накренилась так, что уперлась внутренней стороной в землю.
В 1903 г. Врата Солнца были полностью вырыты из земли французской научной миссией, возглавляемой Жоржем Креки де Монфором.
Рисунок из книги А. Познански
А. Познански, который приступил к изучению Тиауанако в 1904 г., обратил внимание на то, что лицевая сторона Врат Солнца и, в частности, ее рельеф прекрасно сохранились, тогда как их задняя сторона сильно пострадала от эрозии. Поскольку врата вырезаны из андезита, требуется, по его словам, несколько тысяч лет, чтобы истереть его таким образом. В результате А. Познански пришел к выводу о том, что врата были повалены лицом вниз, а спустя время занесены аллювиальной почвой, что позволило лицевой стороне сохраниться несравненно лучше. В таком состоянии их нашли около 1630 г. «испанские конкистадоры «искоренители идолопоклонства в Перу»». На рисунке А. Познански показал, как он представляет себе положение поваленных врат на тот момент.
А. Познански называл «Солнечную Дверь» «самым славным памятником», «высшим образцом» третьего (последнего) периода строительства Тиауанако. Он считал, что она незакончена и предполагал, что ее планировали установить во внутреннем святилище Каласасайи, которое он именовал sanctissimum (превосходная степень от латинского «sanctus» – священный) или sanctum sanctorum (святая святых) и также считал незаконченным.
Так мог выглядеть фасад храма с Вратами Солнца в представлении немецкого археолога и писателя Эдмунда Кисса.
Некоторые исследователи считают, что в прошлом врата были частью большого здания, которое могло быть размещено на вершине пирамиды Акапана, где есть различные куски из того же материала, что и этот портал. Алан Колата (Alan L. Kolata), американский археолог, антрополог и этноисторик, наряду с боливийскими учеными исследовавший Тиауанако и его окрестности в течение 80-х и начале 90-х гг. XX в., высказывал предположение, что Врата Солнца первоначально стояли на площадке восточного входа платформы Пума-Пунку. Однако большинство ученых придерживается мнения о том, что Врата Солнца – часть Каласасайи.
Поскольку ось Каласасайи, которая считается астрономической обсерваторией, ориентирована вдоль линии восток-запад, некоторые ученые высказывали предположение, что Врата Солнца могли изначально быть установлены в центре этого огороженного пространства, а не у северной оконечности его западной стены, как сегодня. Однако огромный вес врат свидетельствует против их намеренного переноса и в пользу того, что они всегда стояли там, где находятся сейчас. Кроме того, место у середины западной стены было занято террасой, центр которой, в свою очередь, располагался на оси восток-запад всего храма Каласасайя.
Но Э. Скуайер не был согласен с такой точкой зрения. Он писал:
«Они (Врата Солнца – Ф.Ó.) не настолько велики и не так тяжелы, что не могли быть перемещены пятьюдесятью людьми с веревками, рычагами и валами, и хотя мы не знаем ни одной причины, почему они должны были быть удалены от своей первоначальной позиции, мы знаем, что многие из тяжелых камней были перемещены таким образом, в том числе монолитные ворота входа на кладбище (Врата Луны – Ф.Ó.)».
В нижней части Врат Солнца имеются ниши и геометрически правильные вырезы. Особенно много их на той части, которая считается тыльной. «Ниши вырезаны в камне с поразительной точностью, внутренние кромки идеально обработаны. Это невозможно было сделать грубыми, примитивными орудиями», – пишет А. Элфорд, предварительно напомнив, что андезит – «одна из самых твердых пород, и очень трудно поддается обработке».
А. Познански убедительно доказал, что на нишах Врат Солнца были установлены золотые пластины, которые могли поворачиваться на выступающих петлях или «поворотных штырях». Эти петли должны были быть изготовлены из бронзы, чтобы выдерживать вес пластин. И действительно, А. д’Орбиньи обнаружил в углублениях для штырей следы бронзы.
Гравюра из книги Э. Скуайера.
Но самая искусная и загадочная резьба находится на верхней части фронтальной стороны врат. Там мы видим рельефное изображение, состоящее из почти трехмерной центральной фигуры верховного божества и его крылатых спутников, которых называют также второстепенными божествами или крылатыми гениями. Всего крылатых существ 48 (32 с человеческими головами и 16 с головами кондоров) – по 24 (в 3 ряда) с каждой стороны от центральной фигуры. С. Скуайер писал:
«Крылатые фигуры с человеческой головой и головой кондора в трех линиях квадратов представлены припавшими на одно колено, с лицами, обращенными к большой центральной фигуре, как бы в восхищении, и каждый из них держит перед собой жезл или скипетр. Скипетры фигур в двух верхних линиях раздвоены и в точности соответствуют скипетру в левой руке центральной фигуры, а скипетры нижнего ряда соответствуют тому, что представлен в правой руке».
А. Познански обратил внимание на то, что только по пять изображений каждого ряда вырезаны так же рельефно, как фигура бога, а самые крайние лишь слегка намечены, как будто их добавили позднее. Под ними помещен в орнаменте ряд голов, напоминающих по типу лицо верховного божества, но меньшего размера. Этот орнамент называют меандровидным. Однако здесь не просто меандр: его элементы представляют собой небольшие ступенчатые пирамиды.
Но если всмотреться в фотографию, то можно заметить, что не только фигуры спутников по краям врат лишь намечены, но и соответствующие им части нижнего меандровидного орнамента. При этом левый от нас край фриза проработан менее правого. Э. Скуайер заметил, что незаконченные боковые части от законченной средней части отделяет «очень четкая линия», которая «наиболее выражена в нижнем ярусе». Он писал:
«По обе стороны от этой линии, стоя на лучистых головах, которые я уже упоминал, расположены спина к спине и глядя в разные стороны, две небольшие, но интересные фигуры людей, увенчанные чем-то вроде пернатой шапки и держащие у рта нечто вроде труб. Хотя они имеют всего три дюйма (7,6 см) в высоту, эти фигурки украшены таким же образом, как и крупные, с головами тигров, кондоров и т.д.».
На гравюре, изображающей центральную часть композиции фриза Врат Солнца, которая опубликована в книге Э. Скуайера, орнамент с «горнистами», как их позже назвал А. Познански, расположен под фигурой Бога Врат. Это не соответствует действительности. Но, я думаю, художник намеренно поместил его здесь, чтобы мы могли на них посмотреть.
Замечу также, что в качестве горнов и труб андцы использовали и используют сейчас морские раковины путуту (pututo). Но вполне возможно, что на вратах изображены трубы, подобные той, которая экспонируется в Музее антропологии Лимы. Такие trompetos обладали мощным голосом, могущим призывать на торжественные церемонии. Декор этой трубы весьма изысканный и богатый. Она украшена объемной головой царственной пумы Тиауанако, обрамленной вязью узоров, составленных из голов кондоров.
Фриз врат принято считать календарем. Теперь с этим согласна и официальная наука. Однако когда Артур Познански впервые высказал подобную мысль, к его идее отнеслись, мягко говоря, с большим недоверием. Привожу версию А. Познански в изложении З. Ситчина:
«Он зарисовал центральную фигуру, меандр под ней и пятнадцать исходных барельефов с каждой стороны и пришел к выводу, что это календарь с состоящим из двенадцати месяцев годом, который начинается в день весеннего равноденствия (сентябрь в южном полушарии), и что большая центральная фигура связана именно с этим месяцем и днем равноденствия. Поскольку в момент равноденствия продолжительность дня равна продолжительности ночи, Познански предположил, что сегмент под главной фигурой в центре меандра обозначает другой месяц равноденствия, то есть март. Затем он поставил в соответствие другим сегментам меандра остальные месяцы. Обратив внимание, что на двух крайних сегментах вместе с головой бога изображен горнист, Познански выдвинул гипотезу, что таким образом обозначаются два месяца, в которые солнце уходит дальше всего на север и юг, то есть июнь и декабрь, и когда жрецы трубят в горн, призывая его вернуться. Другими словами, Ворота Солнца – это каменный календарь.
По версии Познански, это был солнечный календарь. В нем не только начало года привязывалось к моменту равноденствия, но также было обозначено второе равноденствие и дни солнцестояния. В этом календаре было одиннадцать месяцев по тридцать дней (количество крылатых спутников бога над меандром) плюс «большой месяц» из тридцати пяти дней, месяц Виракочи, в сумме составляющие 365 дней солнечного года.
Познански должен был обратить внимание, что состоящий из двенадцати месяцев и начинавшийся в день весеннего равноденствия год составлял основу первого ближневосточного календаря, введенного шумерами в Ниппуре примерно в 3800 году до нашей эры.
Изображения бога, а также его крылатых спутников и ликов-месяцев на первый взгляд кажутся реалистичными, но на самом деле состоят из множества определенных элементов, преимущественно геометрической формы. Познански выполнил серьезную работу по изучению этих элементов, встречающихся и на других памятниках. Он классифицировал их в соответствии с изображенным объектом (животное, рыба, глаз, крыло, звезда и т.д.) или понятием (Земля, небо, движение и т.д.). Познански также выяснил, что круги и овалы всевозможных цветов и размеров служат для обозначения Солнца, Луны, планет, комет и других небесных тел (рис. а), что на барельефе часто встречается отображение связи Небо–Земля (рис. b) и что доминирующими символами являются крест и ступени (рис. с). В последнем элементе, лестнице, он усмотрел «фирменный знак» Тиауанаку – его памятников и всей цивилизации, – откуда этот символ распространился по всей Америке. Он признал, что этот знак напоминает зиккураты Месопотамии, но поставил под сомнение возможность присутствия шумеров в Тиауанаку.
Все эти особенности усиливали ощущение Познански, что Ворота Солнца являются частью большого комплекса в Тиауанаку, который выполнял функцию обсерватории…
Рисунок из книги Э. Кисса «Ворота Солнца Тиуанаку и учение Гербигера о мировом льде».
Эдмунд Кисс, как и А. Познански, считал, что резьба на Вратах Солнца представляет своего рода календарь, который отмечал солнцестояния, равноденствия, каждый день в году, положение Луны на каждый час, и все эти данные даже учитывали вращение Земли. По его словам, «люди, которые изобрели этот календарь, принадлежали к цивилизации более высокой, чем наша». По расчетам Эдмунда Кисса, Тиауанако было построено приблизительно за 27000 лет до Рождества Христова. Этот календарь, утверждал он, был выгравирован на камне астрономами из третичного периода. После многих лет исследований с учетом каждой детали фриза Э. Кисс пришел к следующим выводам. На Вратах Солнца в Тиауанако высечен календарь, который делит год на 12 месяцев, каждый из которых имеет 24 дня. Только месяцы с февраля по апрель насчитывают 25 дней. Каждый из дней имеет 30 часов. Каждый час состоит из 22 минут.