Меню

Рельеф вратах солнца тиауанако

Врата Солнца

Врата Солнца (Gate of the Sun)

Врата Солнца — каменная арка, принадлежащая цивилизации Тиуанако. Врата Солнца расположены рядом с озером Титикака на высоте 3825 метров над уровнем моря. Они являются частью экспозиции Тиуанако. Врата Солнца имеют впечатляющие размеры: высота — 3 метра, ширина — 4 метра, толщина — 0,5 метра. Сегодня можно только догадываться, для чего предназначались каменные ворота из цельной скалы.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Известный исследователь Вацлав Шольц так рассказывает о них: «Эти ворота в прошлом, видимо, были разбиты, позднее восстановлены и вновь поставлены вертикально, но где они находились первоначально, неизвестно. Над входным проемом высечен рельеф, в центре которого большая человеческая фигура, сжимающая в руках жезлы. Волосы фигуры и жезлы украшены головами кондора и пумы. К поясу подвешены человеческие головы, и кажется, что это существо плачет. Впечатление такое, будто по его лицу текут слезы… Вратами Солнца назвал этот монумент археолог-любитель Артур Познански, усматривавший в рельефных изображениях свидетельство культа Солнца и некий календарь. Это название привилось, хотя в фигурах рельефа и не прослеживается никакой связи с Солнцем».

Обратим внимание, что, по мнению Познански, на Вратах Солнца изображен календарь, цикл которого был равен 290 дням, соответствующий календарю планеты Венера! Гипотеза А. Познански, связанная с изменением наклона эклиптики, позволяет отнести возведение рассматриваемых ворот к 12 тысячелетию до нашей эры и говорит о том, что продолжительность года, и, вероятно, суток была иной.

Заслуживает особого внимания еще один факт. Среди различных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, исследователи обнаружили несколько десятков изображений токсодона — трехлапого млекопитающего, обитавшего в Южной Америке как на воде, так и на суше. Так вот, оказалось, что токсодоны вымерли именно более 12 тысяч лет назад. Этот факт является одним из веских аргументов в пользу гипотезы Артура Познански. Город Тиуанако поставил перед нами множество вопросов, которые до сегодняшнего дня является глубокой тайной. Кто построил этот таинственный город, можно только догадываться. Однако общность преданий различных народов в разных частях мира говорит в пользу истинности рассказа инков – Тиуанако возведен могучими исполинами, для которых все эти камни не казались столь гигантскими. Однако, Всемирный потоп поставил точку в истории древних цивилизаций, навсегда скрыв их тайны.

Источник

ТИУАНАКО. ВРАТА СОЛНЦА.

ВРАТА СОЛНЦА

В даль­нем северо-западном углу храма Кала­са­сайя нахо­дится один из самых заме­ча­тель­ных мону­мен­тов древ­него мира – Врата Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol), высе­чен­ные из цель­ного блока серо-зеленого анде­зита. Они имеют около 3 м в высоту, 4 м в ширину и 0,5 м в тол­щину. Вес оце­ни­ва­ется в 10 т. Врата Солнца глав­ный иссле­до­ва­тель Тиа­у­а­нако Артур Познан­ски назвал «самым совер­шен­ным и важ­ным про­из­ве­де­нием искус­ства… наслед­ством и изящ­ным сви­де­тель­ством куль­туры, зна­ний и циви­ли­зо­ван­но­сти людей и их пра­ви­те­лей».

Врата стоят на том месте, где (в оче­ред­ной раз) были най­дены уже в XIX в. Как сви­де­тель­ствуют гра­вюры и пер­вые фото­гра­фии, они был рас­ко­лоты на две части. При этом пра­вая поло­вина накло­ня­лась над левой. По сло­вам корен­ных жите­лей, ворота рас­ко­ло­лись в резуль­тате удара мол­нии.

Но, как рас­ска­зы­вает в своей книге «Перу. Эпи­зоды путе­ше­ствия и иссле­до­ва­ние в стране инков» (1877) Э. Ску­айер, Врата Солнца не все­гда имели вер­ти­каль­ное поло­же­ние. От него мы узнаем, что А. д’Орбиньи, кото­рый посе­тил руины Тиа­у­а­нако в 1883 г., застал их лежа­щими. Однако когда Э. Ску­айер рабо­тал в Тиа­у­а­нако (1860-е гг.), врата уже были подняты.

На гра­вю­рах из книги Э. Ску­ай­ера, сде­лан­ных, по его утвер­жде­нию, с фото­гра­фи­че­ской точ­но­стью, обе части пор­тала стоят вер­ти­кально и доста­точно глу­боко ухо­дят в землю.

Кто под­нял врата и с какой целью? На этот вопрос Э. Ску­айер не нашел ответа. Никто ничего не знал об этом, либо, по его сло­вам, кто-то забо­тился о том, чтобы никто ничего не узнал.

Читайте также:  Ноты танго утомленное солнце для аккордеона

Но, по дан­ным боли­вий­ского архео­лога Кар­лоса Понсе Сан­хи­неса (Carlos Ponce Sanjines), воз­гла­вив­шего изу­че­ние Тиа­у­а­нако с 60-х гг. про­шлого века, врата были под­няты во время войны за неза­ви­си­мость от испан­ского гос­под­ства (1810 – 1826), когда Тиа­у­а­нако и доко­лум­бо­вое про­шлое были под­дер­жаны моло­дыми бор­цами за неза­ви­си­мость в каче­стве икон новой нации. В 1825 г. Хосе Анто­нио де Сукре (José Antonio de Sucre), вна­чале име­но­вав­шийся осво­бо­ди­те­лем Боли­вии, а затем ее пре­зи­ден­том, при­ка­зал выко­пать из земли и под­нять Ворота Солнца в Тиа­у­а­нако как «сим­вол роста новой нации».

Таким обра­зом, тайна подъ­ема врат, откры­лась и ока­за­лось, что их под­няли люди, а не неве­до­мые силы, как было при­нято думать. Но тогда как же быть со сви­де­тель­ством А. д’Орбиньи, кото­рый в 1883 г. видел их лежа­щими? Конечно, может статься, что сеньор Сукре при­ка­зал их под­нять в 1825 г., а его при­каз был выпол­нен после 1833 г. Но это мало­ве­ро­ятно, поскольку, по сви­де­тель­ству того же д’Орбиньи, в 1833 г. «ико­но­борцы» вновь акти­ви­зи­ро­ва­лись и взо­рвали одни из хра­мов Тиауанако.

В какой-то момент вре­мени, как пока­зы­вает одна из ста­рых фото­гра­фий, бóль­шая часть врат, похоже, накре­ни­лась так, что упер­лась внут­рен­ней сто­ро­ной в землю.

В 1903 г. Врата Солнца были пол­но­стью вырыты из земли фран­цуз­ской науч­ной мис­сией, воз­глав­ля­е­мой Жор­жем Креки де Монфором.

Рису­нок из книги А. Познански

А. Познан­ски, кото­рый при­сту­пил к изу­че­нию Тиа­у­а­нако в 1904 г., обра­тил вни­ма­ние на то, что лице­вая сто­рона Врат Солнца и, в част­но­сти, ее рельеф пре­красно сохра­ни­лись, тогда как их зад­няя сто­рона сильно постра­дала от эро­зии. Поскольку врата выре­заны из анде­зита, тре­бу­ется, по его сло­вам, несколько тысяч лет, чтобы исте­реть его таким обра­зом. В резуль­тате А. Познан­ски при­шел к выводу о том, что врата были пова­лены лицом вниз, а спу­стя время зане­сены аллю­ви­аль­ной поч­вой, что поз­во­лило лице­вой сто­роне сохра­ниться несрав­ненно лучше. В таком состо­я­нии их нашли около 1630 г. «испан­ские кон­ки­ста­доры «иско­ре­ни­тели идо­ло­по­клон­ства в Перу»». На рисунке А. Познан­ски пока­зал, как он пред­став­ляет себе поло­же­ние пова­лен­ных врат на тот момент.

А. Познан­ски назы­вал «Сол­неч­ную Дверь» «самым слав­ным памят­ни­ком», «выс­шим образ­цом» тре­тьего (послед­него) пери­ода стро­и­тель­ства Тиа­у­а­нако. Он счи­тал, что она неза­кон­чена и пред­по­ла­гал, что ее пла­ни­ро­вали уста­но­вить во внут­рен­нем свя­ти­лище Кала­са­сайи, кото­рое он име­но­вал sanctissimum (пре­вос­ход­ная сте­пень от латин­ского «sanctus» – свя­щен­ный) или sanctum sanctorum (свя­тая свя­тых) и также счи­тал неза­кон­чен­ным.

Так мог выгля­деть фасад храма с Вра­тами Солнца в пред­став­ле­нии немец­кого архео­лога и писа­теля Эдмунда Кисса.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели счи­тают, что в про­шлом врата были частью боль­шого зда­ния, кото­рое могло быть раз­ме­щено на вер­шине пира­миды Ака­пана, где есть раз­лич­ные куски из того же мате­ри­ала, что и этот пор­тал. Алан Колата (Alan L. Kolata), аме­ри­кан­ский архео­лог, антро­по­лог и этно­и­сто­рик, наряду с боли­вий­скими уче­ными иссле­до­вав­ший Тиа­у­а­нако и его окрест­но­сти в тече­ние 80-х и начале 90-х гг. XX в., выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что Врата Солнца пер­во­на­чально сто­яли на пло­щадке восточ­ного входа плат­формы Пума-Пунку. Однако боль­шин­ство уче­ных при­дер­жи­ва­ется мне­ния о том, что Врата Солнца – часть Каласасайи.

Поскольку ось Кала­са­сайи, кото­рая счи­та­ется аст­ро­но­ми­че­ской обсер­ва­то­рией, ори­ен­ти­ро­вана вдоль линии восток-запад, неко­то­рые уче­ные выска­зы­вали пред­по­ло­же­ние, что Врата Солнца могли изна­чально быть уста­нов­лены в цен­тре этого ого­ро­жен­ного про­стран­ства, а не у север­ной око­неч­но­сти его запад­ной стены, как сего­дня. Однако огром­ный вес врат сви­де­тель­ствует про­тив их наме­рен­ного пере­носа и в пользу того, что они все­гда сто­яли там, где нахо­дятся сей­час. Кроме того, место у сере­дины запад­ной стены было занято тер­ра­сой, центр кото­рой, в свою оче­редь, рас­по­ла­гался на оси восток-запад всего храма Кала­са­сайя.

Но Э. Ску­айер не был согла­сен с такой точ­кой зре­ния. Он писал:

«Они (Врата Солнца – Ф.Ó.) не настолько велики и не так тяжелы, что не могли быть пере­ме­щены пятью­де­ся­тью людьми с верев­ками, рыча­гами и валами, и хотя мы не знаем ни одной при­чины, почему они должны были быть уда­лены от своей пер­во­на­чаль­ной пози­ции, мы знаем, что мно­гие из тяже­лых кам­ней были пере­ме­щены таким обра­зом, в том числе моно­лит­ные ворота входа на клад­бище (Врата Луны – Ф.Ó.)».

Читайте также:  Бамбук любит солнце или тень

В ниж­ней части Врат Солнца име­ются ниши и гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ные вырезы. Осо­бенно много их на той части, кото­рая счи­та­ется тыль­ной. «Ниши выре­заны в камне с пора­зи­тель­ной точ­но­стью, внут­рен­ние кромки иде­ально обра­бо­таны. Это невоз­можно было сде­лать гру­быми, при­ми­тив­ными ору­ди­ями», – пишет А. Элфорд, пред­ва­ри­тельно напом­нив, что анде­зит – «одна из самых твер­дых пород, и очень трудно под­да­ется обра­ботке».

А. Познан­ски убе­ди­тельно дока­зал, что на нишах Врат Солнца были уста­нов­лены золо­тые пла­стины, кото­рые могли пово­ра­чи­ваться на высту­па­ю­щих пет­лях или «пово­рот­ных шты­рях». Эти петли должны были быть изго­тов­лены из бронзы, чтобы выдер­жи­вать вес пла­стин. И дей­стви­тельно, А. д’Орбиньи обна­ру­жил в углуб­ле­ниях для шты­рей следы бронзы.

Гра­вюра из книги Э. Скуайера.

Но самая искус­ная и зага­доч­ная резьба нахо­дится на верх­ней части фрон­таль­ной сто­роны врат. Там мы видим рельеф­ное изоб­ра­же­ние, состо­я­щее из почти трех­мер­ной цен­траль­ной фигуры вер­хов­ного боже­ства и его кры­ла­тых спут­ни­ков, кото­рых назы­вают также вто­ро­сте­пен­ными боже­ствами или кры­ла­тыми гени­ями. Всего кры­ла­тых существ 48 (32 с чело­ве­че­скими голо­вами и 16 с голо­вами кон­до­ров) – по 24 (в 3 ряда) с каж­дой сто­роны от цен­траль­ной фигуры. С. Ску­айер писал:

«Кры­ла­тые фигуры с чело­ве­че­ской голо­вой и голо­вой кон­дора в трех линиях квад­ра­тов пред­став­лены при­пав­шими на одно колено, с лицами, обра­щен­ными к боль­шой цен­траль­ной фигуре, как бы в вос­хи­ще­нии, и каж­дый из них дер­жит перед собой жезл или ски­петр. Ски­петры фигур в двух верх­них линиях раз­дво­ены и в точ­но­сти соот­вет­ствуют ски­петру в левой руке цен­траль­ной фигуры, а ски­петры ниж­него ряда соот­вет­ствуют тому, что пред­став­лен в пра­вой руке».

А. Познан­ски обра­тил вни­ма­ние на то, что только по пять изоб­ра­же­ний каж­дого ряда выре­заны так же рельефно, как фигура бога, а самые край­ние лишь слегка наме­чены, как будто их доба­вили позд­нее. Под ними поме­щен в орна­менте ряд голов, напо­ми­на­ю­щих по типу лицо вер­хов­ного боже­ства, но мень­шего раз­мера. Этот орна­мент назы­вают меанд­ро­вид­ным. Однако здесь не про­сто меандр: его эле­менты пред­став­ляют собой неболь­шие сту­пен­ча­тые пирамиды.

Но если всмот­реться в фото­гра­фию, то можно заме­тить, что не только фигуры спут­ни­ков по краям врат лишь наме­чены, но и соот­вет­ству­ю­щие им части ниж­него меанд­ро­вид­ного орна­мента. При этом левый от нас край фриза про­ра­бо­тан менее пра­вого. Э. Ску­айер заме­тил, что неза­кон­чен­ные боко­вые части от закон­чен­ной сред­ней части отде­ляет «очень чет­кая линия», кото­рая «наи­бо­лее выра­жена в ниж­нем ярусе». Он писал:

«По обе сто­роны от этой линии, стоя на лучи­стых голо­вах, кото­рые я уже упо­ми­нал, рас­по­ло­жены спина к спине и глядя в раз­ные сто­роны, две неболь­шие, но инте­рес­ные фигуры людей, увен­чан­ные чем-то вроде пер­на­той шапки и дер­жа­щие у рта нечто вроде труб. Хотя они имеют всего три дюйма (7,6 см) в высоту, эти фигурки укра­шены таким же обра­зом, как и круп­ные, с голо­вами тиг­ров, кон­до­ров и т.д.».

На гра­вюре, изоб­ра­жа­ю­щей цен­траль­ную часть ком­по­зи­ции фриза Врат Солнца, кото­рая опуб­ли­ко­вана в книге Э. Ску­ай­ера, орна­мент с «гор­ни­стами», как их позже назвал А. Познан­ски, рас­по­ло­жен под фигу­рой Бога Врат. Это не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти. Но, я думаю, худож­ник наме­ренно поме­стил его здесь, чтобы мы могли на них посмотреть.

Замечу также, что в каче­стве гор­нов и труб андцы исполь­зо­вали и исполь­зуют сей­час мор­ские рако­вины путуту (pututo). Но вполне воз­можно, что на вра­тах изоб­ра­жены трубы, подоб­ные той, кото­рая экс­по­ни­ру­ется в Музее антро­по­ло­гии Лимы. Такие trompetos обла­дали мощ­ным голо­сом, могу­щим при­зы­вать на тор­же­ствен­ные цере­мо­нии. Декор этой трубы весьма изыс­кан­ный и бога­тый. Она укра­шена объ­ем­ной голо­вой цар­ствен­ной пумы Тиа­у­а­нако, обрам­лен­ной вязью узо­ров, состав­лен­ных из голов кондоров.

Читайте также:  Масло для защиты от солнца с пантенолом

Фриз врат при­нято счи­тать кален­да­рем. Теперь с этим согласна и офи­ци­аль­ная наука. Однако когда Артур Познан­ски впер­вые выска­зал подоб­ную мысль, к его идее отнес­лись, мягко говоря, с боль­шим недо­ве­рием. При­вожу вер­сию А. Познан­ски в изло­же­нии З. Сит­чина:

«Он зари­со­вал цен­траль­ную фигуру, меандр под ней и пят­на­дцать исход­ных баре­лье­фов с каж­дой сто­роны и при­шел к выводу, что это кален­дарь с состо­я­щим из две­на­дцати меся­цев годом, кото­рый начи­на­ется в день весен­него рав­но­ден­ствия (сен­тябрь в южном полу­ша­рии), и что боль­шая цен­траль­ная фигура свя­зана именно с этим меся­цем и днем рав­но­ден­ствия. Поскольку в момент рав­но­ден­ствия про­дол­жи­тель­ность дня равна про­дол­жи­тель­но­сти ночи, Познан­ски пред­по­ло­жил, что сег­мент под глав­ной фигу­рой в цен­тре меандра обо­зна­чает дру­гой месяц рав­но­ден­ствия, то есть март. Затем он поста­вил в соот­вет­ствие дру­гим сег­мен­там меандра осталь­ные месяцы. Обра­тив вни­ма­ние, что на двух край­них сег­мен­тах вме­сте с голо­вой бога изоб­ра­жен гор­нист, Познан­ски выдви­нул гипо­тезу, что таким обра­зом обо­зна­ча­ются два месяца, в кото­рые солнце ухо­дит дальше всего на север и юг, то есть июнь и декабрь, и когда жрецы тру­бят в горн, при­зы­вая его вер­нуться. Дру­гими сло­вами, Ворота Солнца – это камен­ный календарь.

По вер­сии Познан­ски, это был сол­неч­ный кален­дарь. В нем не только начало года при­вя­зы­ва­лось к моменту рав­но­ден­ствия, но также было обо­зна­чено вто­рое рав­но­ден­ствие и дни солн­це­сто­я­ния. В этом кален­даре было один­на­дцать меся­цев по трид­цать дней (коли­че­ство кры­ла­тых спут­ни­ков бога над меанд­ром) плюс «боль­шой месяц» из трид­цати пяти дней, месяц Вира­кочи, в сумме состав­ля­ю­щие 365 дней сол­неч­ного года.

Познан­ски дол­жен был обра­тить вни­ма­ние, что состо­я­щий из две­на­дцати меся­цев и начи­нав­шийся в день весен­него рав­но­ден­ствия год состав­лял основу пер­вого ближ­не­во­сточ­ного кален­даря, вве­ден­ного шуме­рами в Нип­пуре при­мерно в 3800 году до нашей эры.

Изоб­ра­же­ния бога, а также его кры­ла­тых спут­ни­ков и ликов-месяцев на пер­вый взгляд кажутся реа­ли­стич­ными, но на самом деле состоят из мно­же­ства опре­де­лен­ных эле­мен­тов, пре­иму­ще­ственно гео­мет­ри­че­ской формы. Познан­ски выпол­нил серьез­ную работу по изу­че­нию этих эле­мен­тов, встре­ча­ю­щихся и на дру­гих памят­ни­ках. Он клас­си­фи­ци­ро­вал их в соот­вет­ствии с изоб­ра­жен­ным объ­ек­том (живот­ное, рыба, глаз, крыло, звезда и т.д.) или поня­тием (Земля, небо, дви­же­ние и т.д.). Познан­ски также выяс­нил, что круги и овалы все­воз­мож­ных цве­тов и раз­ме­ров слу­жат для обо­зна­че­ния Солнца, Луны, пла­нет, комет и дру­гих небес­ных тел (рис. а), что на баре­льефе часто встре­ча­ется отоб­ра­же­ние связи Небо–Земля (рис. b) и что доми­ни­ру­ю­щими сим­во­лами явля­ются крест и сту­пени (рис. с). В послед­нем эле­менте, лест­нице, он усмот­рел «фир­мен­ный знак» Тиа­у­а­наку – его памят­ни­ков и всей циви­ли­за­ции, – откуда этот сим­вол рас­про­стра­нился по всей Аме­рике. Он при­знал, что этот знак напо­ми­нает зик­ку­раты Месо­по­та­мии, но поста­вил под сомне­ние воз­мож­ность при­сут­ствия шуме­ров в Тиауанаку.

Все эти осо­бен­но­сти уси­ли­вали ощу­ще­ние Познан­ски, что Ворота Солнца явля­ются частью боль­шого ком­плекса в Тиа­у­а­наку, кото­рый выпол­нял функ­цию обсерватории…

Рису­нок из книги Э. Кисса «Ворота Солнца Тиуа­наку и уче­ние Гер­би­гера о миро­вом льде».

Эдмунд Кисс, как и А. Познан­ски, счи­тал, что резьба на Вра­тах Солнца пред­став­ляет сво­его рода кален­дарь, кото­рый отме­чал солн­це­сто­я­ния, рав­но­ден­ствия, каж­дый день в году, поло­же­ние Луны на каж­дый час, и все эти дан­ные даже учи­ты­вали вра­ще­ние Земли. По его сло­вам, «люди, кото­рые изоб­рели этот кален­дарь, при­над­ле­жали к циви­ли­за­ции более высо­кой, чем наша». По рас­че­там Эдмунда Кисса, Тиа­у­а­нако было постро­ено при­бли­зи­тельно за 27000 лет до Рож­де­ства Хри­стова. Этот кален­дарь, утвер­ждал он, был выгра­ви­ро­ван на камне аст­ро­но­мами из тре­тич­ного пери­ода. После мно­гих лет иссле­до­ва­ний с уче­том каж­дой детали фриза Э. Кисс при­шел к сле­ду­ю­щим выво­дам. На Вра­тах Солнца в Тиа­у­а­нако высе­чен кален­дарь, кото­рый делит год на 12 меся­цев, каж­дый из кото­рых имеет 24 дня. Только месяцы с фев­раля по апрель насчи­ты­вают 25 дней. Каж­дый из дней имеет 30 часов. Каж­дый час состоит из 22 минут.

Источник

Adblock
detector