Меню

Режиссер надо мною солнце не садится

«Надо мною солнце не садится»: почему якутский фильм из конкурса ММКФ похож на аниме

В конкурсе ММКФ всего три российских фильма, из них один сделан в Якутии, называется «Надо мною солнце не садится». Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов рассказывает о новой блистательной роли восходящей звезды Республики Саха, 74-летнего Степана Петрова, но выступает против упрощения якутского кино в угоду публике.

Летом в городе мается от безделья подросток (Иван Константинов, для Якутии часты исконные русские имена и фамилии), который ведет с приятелем «инстаграм с вайнами» (за этим парадоксальным определением скрывается просто видеоблог с глупыми юмористическими скетчами). Родители тинейджера решают упечь его на подработку, отправить его на остров фактически сторожем, и даже интернет туда провели. Делать толком нечего, но в соседнем доме, как рассказывают, водятся духи (типичное для якутов поверье). Там, оказывается, еще живой, но явно ненадолго, дряхлый старик (Степан Петров), который оказывается интереснейшей личностью. Юноша продолжает делать видеоблог, но уже собственный, без неприятного сверстника-«продюсера», но с новообретенным другом — дедом, мечтающим найти дочь, с которой давно потерян контакт.

Якутия — что тот отдаленный остров, к которому подвели интернет. В предыдущих сериях: кино там стали всерьез снимать после распада СССР, в нулевых местные фильмы в региональном прокате регулярно начинают побеждать импортные, в 10-х о провинциальном феномене заговорили на фестивалях. Первый российский смотр из крупных, который рискнул, — ММКФ, там фильм «Царь-птица», блистательное околофольклорное произведение о памяти веков, выиграл главный приз в прошлом году. В этом — «Надо мною солнце не садится», производства «Сахафильм», но режиссер другой, дебютантка Любовь Борисова.

В контексте Якутии глобализация — важный, если не важнейший фактор влияния на все сферы. Там много веков переживают этот волнообразный процесс, но стараются ему не поддаваться: даже после, кажется, все же грядущей волны китайской ассимиляции якуты наверняка не сдадутся и останутся такими же и на том же месте. А вот кино — не факт. Фольклорность почти совсем пропала под натиском беспощадных новых времен в фильме «Надо мною солнце не садится», даже в отдаленных селениях на пару полуразваленных сараев уже есть контакт с Большой землей, а значит, нет шансов у старой Якутии, которую олицетворяет герой поразительного непрофессионального актера Степана Петрова. Его старость, переходящую в мудрость, а затем и в вечность, сначала не понимает его приятель, новообретенный вдруг в последнее лето. Но уже скоро они будут вести задушевные беседы, вместе ездить на охоту (и никакой континентальной жалости к животным — подросток сам убьет утку, ее съедят), потом летать в мечтах.

Легкость, с которой юнец и отшельник говорят о грядущей смерти последнего, восхищает. Но в то же время, несмотря на некоторые экзотизмы, «Надо мною солнце не садится», как ни жаль, лишена сильнейших параллелей сквозь десятилетия, миллениумы и вечную мерзлоту, что были свойственны даже самому простенькому якутскому кино все эти годы. Якуты демонстрируют тотальную готовность приспособиться к зрителю, перемелодраматизируют действие. Есть в происходящей легкомысленной элегии что-то от аниме. Не похожесть на аниме в общем смысле (ну, не может быть так уж похоже игровое кино на анимационное), а именно «анимешность», легкая стилизация, несконцентрированное ощущение японской мультипликационной абсурдированности, в фильме «Надо мною солнце не садится» присутствует. Например, атрибуты возвышенного киношного счастья: полеты во сне и наяву (в плохонькой комбинированной съемке дед с псевдовнуком в своей фантазии взмывают над суровым, но живописным пейзажем), боги из машин, чудеса из рукава и как итог — всеобщие любовь и взаимоуважение под перезвон капели слез.

С одной стороны, якутские авторы, выходя за пределы самодеятельности, которая вдруг начинала говорить о довольно сложных материях, рискуют потерять подтекст и вернуться к кустарному уровню. С другой, глобализация и универсализация киноязыка — это единственный путь, которому в общем смысле благоволит и этническая философия возвращения к природе и к земле. Она выражена и в «Надо мною солнце не садится»: там главный герой наконец взрослеет и обретает почву под ногами, только оторвавшись от городской рафинированности, от семейной гиперопеки. Проще говоря, чтобы распространить на всю Землю учение о любви к природе, пусть даже эта природа к якутам традиционно сурова, необходимо фильмы адаптировать под аудиторию, которой все эти фольклоризмы не очень интересны. Да и просто, если без искусствоведческих теорий заговора, нужно продвигать за рубеж, а не только по России, самобытную национальную кинематографию, которая вполне может в не таком уж отдаленном будущем навести шума в этих ваших Каннах. То якутское кино, которое увидели бы и поняли везде, переиначивая старый газетный штамп, — от Калининграда до Японии.

Читайте также:  Поделка для сада солнце для дня

Фильм к претензиям в легкомысленности очень уязвим. Щадить и защищать его я не буду, хотя якуты вполне достойны того, чтобы вообразить себе в кино слезливый мир, полный наивной нежности и нежной наивности. Хорошего отношения особенно достоин артист Степан Петров, который снялся пока только в двух фильмах (из известных за пределами Якутии), но ему нужно успеть поскорее выдать какое-нибудь государственное звание вроде заслуженного артиста, пусть даже хотя бы только Республики Саха. Именно он для меня и тех редких зрителей, которые следят за якутским кино извне, — символ этой скромной индустрии, тонкий, ветхий актер, способный сходу заменить дедушку не только экранному мальчику, но и заэкранному зрителю. Как Вечный дед из «Сибириады» Кончаловского, он живет где-то там далеко в лесу, и встреча с ним каждый раз облагораживает и восхищает. Вот хотя бы ради еще одной роли Петрова стоило снимать и смотреть эту картину.

Источник

Режиссёр фильма «Надо мной солнце не садится» рассказала, что думает об отзывах критиков

Картина Любови Борисовой «Надо мной солнце не садится», номинированная на Московском международном кинофестивале, вызвала много разных откликов признанных мэтров киноискусства. ЯСИА, кропотливо собрав самые интересные отзывы киноведов, перенаправило их режиссёру, которая со своей командой сейчас находится в Москве в ожидании итогов фестиваля, и попросило прокомментировать — уловили ли столичные зрители ту идею, которую якутяне пытались до них донести?

Фильм «Надо мной солнце не садится», номинированный на ММКФ и уже показанный московскому зрителю, вызвал очень много разных откликов.

Так, редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов сравнил «Надо мной солнце не садится» с аниме из-за его легкомысленности, легкой стилизации и абсурдности.

Кинокритик Алексей Филиппов назвал картину «тем самым незамысловатым зрительским кино, за которое не стыдно». Ну, а киноблогер Никита Березовой остался в восторге и прокомментировал показ так: «Он живой, искренний, добрый и не зайдёт лишь зрителям-кирпичам. Похоже, в нашей стране есть хорошее кино, просто искать нужно глубже».

Авторы фильма отмечают, что отзывы в СМИ после фильма в целом положительные, такой была и реакция зала.

Якутская команда на ММКФ

«После показа было видно, что зрителям понравился наш фильм. Нас долго не отпускали, говорили слова благодарности. В тот момент я поняла, что фильм действительно получился и понятен всем без исключения, а не только якутскому зрителю», – прокомментировала корреспонденту ЯСИА режиссёр «Надо мной солнце не садится» Любовь Борисова.

Однако якутской кинокоманде не удалось избежать сравнений с другими работами. Напомним, что в прошлом году на Московском международном кинофестивале состоялся триумф фильма «Царь-птица» Эдуарда Новикова, взявшего главный приз основного конкурса.

Об этом упоминает в своём материале журналист Вадим Рутковский. Он похвалил сюжет, достойный Голливуда, и актёрский дуэт Степана Петрова и Ивана Константинова. При этом он отметил, что «вряд ли второй год подряд на ММКФ победит якутский фильм: слишком уж похоже «Солнце» на телемуви».

Любовь Борисова и Сардана Саввина

Так же считает автор «Вечерней Москвы» София Заломанина. «Картина не так умело балансирует на грани реальности и вымысла, как предыдущий победитель ММКФ, и в этом её единственный недостаток. Тогда как «Царь-птица» завораживал зрителя вплетением в историю народных поверий, зачаровывал таинством якутской души. «Надо мною солнце не садится» дарит лишь лёгкие намеки на те же ощущения. Фильм стал немного более универсальным для смотрящего, более близким к реалиям современного мира, но и в этом его упрекать не хочется. Якуты исследуют новые жанры, представляя миру многообразие форм кино», – выразила своё мнение она.

С этим не согласна автор фильма Любовь Борисова. «Критику очень интересно читать, хоть её и немного совсем. Была мысль, что мы слишком отошли от этнографического материала и сняли более универсальное кино. Нас всё время сравнивают с нашим прошлогодним фильмом «Царь-птица». Тут можно только разводить руками, нельзя же всё время снимать одно и то же. Хочется пробовать разные жанры и темы», – ответила она корреспонденту ЯСИА.

Сейчас команда фильма «Надо мною солнце не садится» ждёт закрытия кинофестиваля, чтобы узнать итоги конкурса. Завершится Московский международный кинофестиваль 25 апреля.

Источник

Актер Иван Константинов: «Надо мною солнце не садится» — это вечная тема отцов и детей

Иван Константинов, студент Арктического государственного института культуры и искусств, исполняет главную роль в фильме «Надо мною солнце не садится», участвующем в Московском международном кинофестивале. Молодой артист рассказал корреспонденту ЯСИА о различиях со своим персонажем, коллеге по съемкам Степане Петрове и будущих планах.

Новая картина режиссера Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» представит Россию в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Мировая премьера фильма состоится именно там, а 8 мая стартует прокат по Якутии. Сегодня команда вылетела представить свою работу в Москве.

Читайте также:  Сатурн по сравнению с солнцем

Ивану Константинову 20 лет, он родом из села Тымпы Вилюйского улуса, и это его первая роль в кино. Он является студентом кафедры театрального искусства АГИКИ, учится на актера драматического театра и кино. По его признанию, он не снимался даже в клипах, а в постановке участвовал только в роли гардемаринов в спектакле «Созвездие Марии». Он сыграл главного героя Алтана, который приехал на подработку в северный поселок.

— Посмотрев трейлер, уловила нечто схожее с фильмом «1+1»…

— Многие так говорят. Но мне кажется, они не похожи. В «1+1» — столкновение характеров: простой человек из трущоб и интеллигент из богатого сословия. У нас в фильме — проблема отцов и детей. Про то, как старшее поколение не понимает молодое и наоборот.

— К какому жанру ты бы отнес ваш фильм?

— Я поначалу не думал, что это фестивальная картина. Простой камерный фильм для всей семьи. Перечитав сценарий, я понял, что в нем затрагивается много проблем, вечных тем. Надеюсь, фильм затронет каждого. Наше кино — и фестивальное, и массовое.

Сам я фестивальное кино не смотрю. Но могу оценить работы Тарковского, Кубрика, Квентина Тарантино. Якутским кино также интересуюсь, из последнего, что мне понравилось, – фильм «Дьол», после него я пребывал в шоковом состоянии.

— Как ты стал одним из главных героев?

— На эту роль меня посоветовал Алексей Егоров. Далее я встретился с режиссером Любовью Борисовой, она рассказала мне о картине, и я сразу согласился. Даже не спросил, почему именно меня выбрали, не хотел сглазить. Придя домой, я начал думать – вдруг не смогу? В ту ночь так и не уснул, меня одолевали сомнения. Но как началась работа, вошел в колею. Как получилось — увидим на премьере.

С раннего детства отец, он у меня из сферы культуры, замдиректора дома культуры, приучил меня к сцене, благодаря ему я часто выступал. Я не представляю себя в другой профессии. На сцене я могу стать кем угодно, хоть Гамлетом. Но это громко сказано, я еще не дорос до этой роли.

— Как тебе работа на одной площадке с артистом Степаном Петровым?

Степан Петров – веселый и простой, такой же, как на экране. Однажды наша лодка чуть не уплыла, так как не была привязана. Увидев, мы все помчались к ней. Вместе с нами бежал и Степан, хотел помочь. Крикнул ему, чтобы он оставался. Называли его дедом-экстремалом. Вообще, он себя чувствует молодым.

Его герой Байбал – старик, который потерял жену и остался один. В трейлере Алтан говорит, что Байбал почему-то ждет своего ухода на тот свет. Но при этом, персонаж вовсе не депрессивный. Неизвестно, сколько он прожил, сколько всего пережил. Он мог бы впасть в депрессию, но тут приехал паренек, мой герой. «Вот тот человек, который похоронит меня», – подумал Байбал.

— Твоя реакция, когда ты прочитал сценарий?

— Первое, о чем подумал – что за капризный ребёнок мой персонаж! Он злится на своего отца, считает его виноватым во всем, за то, что его мать умерла и отец не занимался его воспитанием. По ходу сюжета Алтан изменит свое мнение, начинает понимать, что к чему. Похож ли я на своего героя? Нет, я совсем не такой. Я не обижаюсь на родных. Хотя был один случай. В детстве, когда родители мне шоколадку обещали купить, и не купили. Вот тогда я обиделся по-настоящему (смеется).

На самом деле, я благодарен своим родителям, брату и сестре, родственникам за поддержку. Когда я участвую в разных конкурсах, уезжаю куда-то, помогают морально и материально. Поэтому я не понимал своего персонажа, почему он такой? Но потом я понял, что в жизни бывает по-разному. Он человек неплохой, просто у него есть свои тараканы.

— Было ли случаи, когда долго снимали одну сцену?

— Да, много раз. В одной сцене должен был быть туман, а мы не взяли с собой дым-машину. Пришлось создавать реальный дым, разжигая костер. Из-за этого кашляли, дубль не получался. Бывало, чихнешь или рассмеешься случайно. Но сами съемки не были напряженными, все было легко.

— На площадке действовал строго по сценарию или тебе давали свободу?

— Режиссер сначала объясняла, что и как должно быть в этой сцене. Так было понятно, что она хочет от актеров. У нее уже есть свое видение, как должен вести себя персонаж. Меня преподаватели учат актерскому мастерству, поэтому я, видимо, привык слушаться. Но импровизация приветствовалась, конечно.

Читайте также:  Период полного вращения урана вокруг солнца

— Как проходили съемки в Булунском улусе?

— Нас было немного. Любовь Борисова, два оператора, Анатолий Кириллин — дядя Толя, плюс мы со Степаном. Такой командой мы полетели в Тикси, прибыли в 1 или 2 часа ночи. Тиксинцы посадили нас на лодку и сказали плыть в Найбу. Четыре часа мы плыли по морю, было очень ветрено, страшно.

Оказывается, из-за легкого тумана на воде не видно горизонта. В один момент мне показалось, что на нас надвигается огромная волна. Сразу вспомнил фильмы типа «Посейдон» и начал бояться цунами. Лег на дно лодки, смотрел на наших водителей, вроде они не беспокоились. Мои опасения были напрасны.

В селе Найба мы жили в больнице, нас хорошо встретили, кормили. Топили печь, иногда этим по старшинству занимался Степан. Жили с телевизором, но без интернета, ночами бегали в администрацию ловить вай-фай, чтобы опубликовать фото в инстаграм.

Некоторые сцены зависели от природных условий. Если требовалось солнце, ждали солнечный день. Обычно начинали с 10 утра и заканчивали вечером в восемь. По плану, кстати, мы на день раньше закончили, на съемки был заложен месяц.

— Что больше всего запомнилось?

— Около деревни Найба есть ферма, где держат песцов, туда по сюжету устраивается работать мой персонаж. Ранее я их не видел, даже не знал, какие звуки они издают. По телевизору песцов показывают милыми и пушистыми, тут же они более дикие, беспокойные, к тому же по весне у них еще не вырос новый мех. Их сложно приручить даже местным, мне тем более было тяжело. Но был один главный работник, когда он приходил их покормить, песцы успокаивались.

Было интересно. Нельзя назвать это новым занятием для меня, к работе на ферме я привык. Но с песцами еще не встречался.

— Были ли мистические случаи?

— Конечно. Нам говорили, что в больнице в Найбе есть привидения. Меня они не трогали. Но остальные их слышали, из-за этого было боязно. Пытаешься прислушиваться, потом забиваешь и засыпаешь в наушниках с музыкой. Говорили, что слышны шаги призрака и то, как он топил печь. Оказывается, эту больницу перенесли откуда-то в послевоенные годы.

— Чем различаются роли на сцене театра и в кино?

— Различий очень много. В кино ты можешь говорить так, как в обычной жизни – постановочный голос не подойдёт. Это зависит от жанра, но в основном нужно быть максимально естественным. А вот в театре поставленный голос приветствуется, ведь тебя должен услышать зритель даже из самого дальнего уголка. С одной стороны, кажется, что в театре сложнее, чем в кино. В фильмах ты играешь одного персонажа и должен его вести, в театре ты можешь играть одного и того же героя по-разному в разных постановках.

Как студенту-театралу, мне труднее было показать именно настоящую жизнь. Легче всего было бы сыграть какой-то образ и держать его. Выбирать между кино и театром мне сложно, хотелось бы развиваться в обоих направлениях. Вот есть ведь Роман Дорофеев, который хорош и на сцене театра, и на экране кино.

— В каком кино ты хотел бы сняться?

— В Якутии не особо распространен и не развивается жанр боевика. Его не воспринимают серьезно. «Бойцовский клуб», к примеру, не совсем боевик, но с его элементами – культовый фильм. Хотелось бы сыграть в таком немного сумасшедшем кино. Мог бы сняться в сериале. Персонажа можно развивать от серии к серии. В фильме же за полтора часа нужно измениться.

— Как объяснишь название фильма «Надо мною солнце не садится»?

— Во-первых, Найба – северный поселок, солнце там реально не садится летом. Во-вторых, Байбал считает, что он скоро отправится на тот свет, поэтому мой герой пытается продлить ему жизнь. Он не хочет, чтобы погасло солнце над головой старика. Байбал со своей мудростью помогает ему посмотреть на сложные жизненные ситуации с другой стороны. Солнце в фильме – символ чего-то светлого в жизни.

— Что сказал бы зрителям, сомневающимся, идти или нет на ваше кино?

— О вкусах не спорят. Ты не узнаешь, понравится ли тебе фильм, пока сам его не посмотришь. Заранее критиковать – это как судить по обложке. Лучше посмотрите и сделайте свой обоснованный отзыв. Сам я, кстати, еще не видел итоговую версию, только отрывки, которые озвучивал. Сказали, что актерам лучше не смотреть фильм до премьеры. Не знаю, увижу ли картину на Московском кинофестивале, так что жду начала проката вместе со всеми.

Фильм «Надо мною солнце не садится» начнут показывать в кинотеатрах Якутии с 8 мая.

Источник

Adblock
detector