Меню

Роман шмелева солнце мертвых

Солнце мертвых

Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев самый русский — так говорили о нем Иван Бунин, Константин Бальмонт, Иван Ильин. И на родине, и в вынужденной эмиграции Иван Шмелев, по его собственному признанию, писал «только о России, о русском человеке, о его душе и сердце, о его страданиях».

«Солнце мертвых» — трагическое повествование о кровавых событиях Гражданской войны в России, унесшей жизнь единственного сына И.Шмелева. «Страшней этой книги — есть ли в русской литературе?» — заметил А.Солженицын. «Лето Господне», одно из последних произведений И.Шмелева, признано вершиной творчества автора, пронизано светом, любовью и теплыми воспоминаниями.

Солнце мертвых 1

Лето Господне 38

Неупиваемая чаша 120

Забавное приключение 131

Небывалый обед 138

Иван Сергеевич Шмелев
Солнце мертвых

Солнце мертвых

За глиняной стенкой, в тревожном сне, слышу я тяжелую поступь и треск колючего сушняка…

Это опять Тамарка напирает на мой забор, красавица симменталка, белая, в рыжих пятнах, — опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каждый день бутылки три молока — пенного, теплого, пахнущего живой коровой! Когда молоко вскипает, начинают играть на нем золотые блестки жира и появляется пеночка…

Не надо думать о таких пустяках — чего они лезут в голову!

Итак, новое утро…

Да, сон я видел… странный какой-то сон, чего не бывает в жизни.

Все эти месяцы снятся мне пышные сны. С чего? Явь моя так убога… Дворцы, сады… Тысячи комнат — не комнат, а зал роскошный из сказок Шехерезады — с люстрами в голубых огнях — огнях нездешних, с серебряными столами, на которых груды цветов — нездешних. Я хожу и хожу по залам — ищу…

Кого я с великой мукой ищу — не знаю. В тоске, в тревоге я выглядываю в огромные окна: за ними сады, с лужайками, с зеленеющими долинками, как на старинных картинах. Солнце как будто светит, но это не наше солнце… — подводный какой-то свет, бледной жести. И всюду — цветут деревья, нездешние: высокие-высокие сирени, бледные колокольчики на них, розы поблекшие… Странных людей я вижу. С лицами неживыми ходят, ходят они по залам в одеждах бледных — с икон как будто, заглядывают со мною в окна. Что-то мне говорит — я чую это щемящей болью, — что они прошли через страшное, сделали с ними что-то, и они — вне жизни. Уже — нездешние… И невыносимая скорбь ходит со мной в этих до жути роскошных залах…

Я рад проснуться.

Конечно, она — Тамарка. Когда молоко вскипает… Не надо думать о молоке. Хлеб насущный? У нас на несколько дней муки… Она хорошо запрятана по щелям — теперь опасно держать открыто: придут ночью… На огородике помидоры — правда, еще зеленые, но они скоро покраснеют… с десяток кукурузы, завязывается тыква… Довольно, не надо думать.

Как не хочется подыматься! Все тело ломит, а надо ходить по балам, рубить «кутюки» эти, дубовые корневища. Опять все то же.

Да что такое, Тамарка у забора. Сопенье, похлестывание веток… обгладывает миндаль! А сейчас подойдет к воротам и начнет выпирать калитку. Кажется, кол приставил… На прошлой неделе она выперла ее на колу, сняла с петель, когда все спали, и сожрала половину огорода. Конечно, голод… Сена у Вербы нет на горке, трава давно погорела — только обглоданный граб да камни. До поздней ночи нужно бродить Тамарке, выискивать по глубоким балкам, по непролазным чащам. И она бродит, бродит…

А все-таки подыматься надо. Какой же сегодня день? Месяц — август. А день… Дни теперь ни к чему, и календаря не надо. Бессрочнику все едино! Вчера доносило благовест в городке… Я сорвал зеленый «кальвиль» — и вспомнил: Преображение! Стоял с яблоком в балке… принес и положил тихо на веранде. Преображение… Лежит «кальвиль» на веранде. От него теперь можно отсчитывать дни, недели…

Надо начинать день, увертываться от мыслей. Надо так завертеться в пустяках дня, чтобы бездумно сказать себе: еще один день убит!

Как каторжанин-бессрочник, я устало надеваю тряпье — милое мое прошлое, изодранное по чащам. Каждый день надо ходить по балкам, царапаться с топором по кручам: заготовлять к зиме топливо. Зачем — не знаю. Чтобы убивать время. Мечтал когда-то сделаться Робинзоном — стал. Хуже, чем Робинзоном. У того было будущее, надежда: а вдруг — точка на горизонте! У нас не будет никакой точки, повек не будет. И вcе же надо ходить за топливом. Будем сидеть в зимнюю долгую ночь у печурки, смотреть в огонь. В огне бывают видения… Прошлое вспыхивает и гаснет… Гора хворосту выросла за эти недели, сохнет. Надо еще, еще. Славно будет рубить зимой! Так и будут отскакивать! На целые дни работы. Надо пользоваться погодой. Теперь хорошо, тепло — можно и босиком или на деревяшках, а вот как задует от Чатырдага, да зарядят дожди… Тогда плохо ходить по балкам.

Читайте также:  Что любит малина солнце или тень

Я надеваю тряпье… Старьевщик посмеется над ним, в мешок запхает. Что понимают старьевщики! Они и живую душу крючком зацепят, чтобы выменять на гроши. Из человеческих костей наварят клею — для будущего, из крови настряпают «кубиков» для бульона… Раздолье теперь старьевщикам, обновителям жизни! Возят они по ней железными крюками.

Мои лохмотья… Последние годы жизни, последние дни — на них последняя ласка взгляда… Они не пойдут старьевщикам. Истают они под солнцем, истлеют в дождях и ветрах, на колючих кустах по балкам, по птичьим гнездам…

Надо отворить ставни. А ну-ка, какое утро.

Да какое же может быть утро в Крыму, у моря, в начале августа?! Солнечное, конечно. Такое ослепительно-солнечное, роскошное, что больно глядеть на море: колет и бьет в глаза.

Только отпахнешь дверь — и хлынет в защуренные глаза, в обмятое, увядающее лицо солнцем пронизанная ночная свежесть горных лесов, долин горных, налитая особенной, крымской, горечью, настоявшеюся в лесных щелях, сорвавшеюся с лугов, от Яйлы. Это — последние волны ночного ветра: скоро потянет с моря.

Милое утро, здравствуй!

В отлогой балке — корытом, где виноградник, еще тенисто, свежо и серо; но глинистый скат напротив уже розово-красный, как свежая медь, и верхушки молодок-груш, понизу виноградника, залиты алым глянцем. А хороши молодки! Прибрались, подзолотились, понавешали на себя тяжелые бусы-грушки — «мари-луиз».

Я тревожно обыскиваю глазами… Целы! Еще одну ночь провисели благополучно. Не жадность это: это же хлеб наш зреет, хлеб насущный.

Здравствуйте и вы, горы!

К морю — малютка гора Кастель, крепость над виноградниками, гремящими надалеко славой. Там и золотистый «сотерн» — светлая кровь горы, и густое «бордо», пахнущее сафьяном и черносливом, и крымским солнцем! — кровь темная. Сторожит Кастель свои виноградники от стужи, греет ночами жаром. В розовой шапке она теперь, понизу темная, вся — лесная.

Правее, дальше — крепостная стена-отвес, голая Куш-Кая, плакат горный. Утром — розовый, к ночи — синий. Все вбирает в себя, все видит. Чертит на нем неведомая рука… Сколько верст до него, а — близкий. Вытяни руку и коснешься: только перемахнуть долину внизу и взгорья, все — в садах, в виноградниках, в лесах, балках. Вспыхивает по ним невидимая дорога пылью: катит автомобиль на Ялту.

Правее еще — мохнатая шапка лесного Бабугана. Утрами золотится он; обычно — дремуче-черен. Видны на нем щетины лесов сосновых, когда солнце плавится и дрожит за ними. Оттуда приходит дождь. Солнце туда уходит.

Почему-то кажется мне, что с дремуче-черного Бабугана сползает ночь…

Не надо думать о ночи, о снах обманных, где все — нездешнее. Ночью они вернутся. Утро срывает сны: вот она, голая правда, — под ногами. Встречай же его молитвой! Оно открывает дали…

Не надо глядеть на дали: дали обманчивы, как и сны. Они манят и — не дают. В них голубого много, зеленого, золотого. Не надо сказок. Вот она, правда, — под ногами.

Я знаю, что в виноградниках, под Кастелью, не будет винограда, что в белых домиках — пусто, а по лесистым взгорьям разметаны человеческие жизни… Знаю, что земля напиталась кровью, и вино выйдет терпким и не даст радостного забытья. Страшное вписала в себя серая стена Куш-Каи, видная недалеко. Время придет — прочтется…

Я уже не гляжу на дали.

Смотрю через свою балку. Там — мои молодые миндали, пустырь за ними.

Каменистый клочок земли, недавно собиравшийся жить, теперь — убитый. Черные рога виноградника: побили его коровы. Зимние ливни роют на нем дороги, прокладывают морщины. Торчит перекати-поле, уже отсохшее: заскачет — только задует Север. Старая татарская груша, дуплистая и кривая, годы цветет и сохнет, годы кидает вокруг медовую желтую «буздурхан», все дожидает смены. Не приходит смена. А она, упрямая, ждет и ждет, наливает, цветет и сохнет. Затаиваются на ней ястреба. Любят качаться вороны в бурю.

А вот — бельмо на глазу, калека. Когда-то — Ясная Горка, дачка учительницы екатеринославской. Стоит — кривится. Давно обобрали ее воры, побили стекла, и она ослепла. Осыпается штукатурка, показывает ребра. А все еще доматываются в ветре повешенные когда-то сушиться тряпки — болтаются на гвоздях, у кухни. Где-то теперь заботливая хозяйка? Где-то. Разрослись у слепой веранды вонючие уксусные деревья.

Читайте также:  Альт саксофон ноты луч солнца золотого

Дачка свободна и бесхозяйна, — и ее захватил павлин.

Источник

Солнце мертвых

Скачать книгу

О книге «Солнце мертвых»

Тяжело и больно читать некоторые произведения, но, когда понимаешь, что это всё происходило в реальности и об этом нужно знать, просто нет сил отложить книгу и оставить её без внимания. Точно так же, как невозможно потом забыть о прочитанном. Такой стала книга Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Это выдающийся русский писатель, мастер слова, использующий яркие образы, запоминающиеся обороты. Язык повествования красив, но то, о чём рассказано в этой книге, вызывает совершенно противоположные эмоции.

Эта книга – поток сознания человека. Но эти мысли не становятся отражением характера одного человека. Они отражают целый исторический период, жизни и судьбы других людей, таких же, как и рассказчик. И во многом это описано очень достоверно за счёт того, что писатель сам прошёл через всё это, прочувствовал на себе.

Жуткий контраст прекрасной крымской природы и кошмарной жизни людей. Время красного террора, расстрелы без всяких выяснений, тотальный голод, страх и понимание, что смерть может прийти в любой момент к кому угодно. Люди разделились на тех, кто пытается как-то выжить и помочь другим, и тех, кто использует эту ситуацию в своих целях. Люди отдают последнее за кусок хлеба и могут быть убиты за корову или козу. Жизнь коровы дороже, чем жизнь человека.

Каждый день становится кошмаром, между днями нет никакой разницы. Это один сплошной день ужаса. Когда жизнь перестаёт быть жизнью, а становится существованием. И хочется не думать об этом, хочется занять себя чем-то, чтобы только не думать. Но как гнать от себя мысли, когда всё это происходит у тебя на глазах? Когда кто-то умирает или от голода, или от рук тех, кто совсем недавно был другом или соседом…

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Солнце мертвых» Шмелев Иван Сергеевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

В этой книге столько боли, как только она уместилась в сердце одного человека

На протяжении всей книги чувствуешь дыхание горячего сухого солнца, какое-то пустое, злое — и почти натуральное беспросветное чувство голода и надвигающееся сумасшествие

Если ищите легкого чтива на вечер – не читайте, это до дрожи тяжелая книга

«Солнце мертвых» производит сильное впечатление, конечно

Источник

Солнце мертвых — Шмелев И.С.

Реквием

«Мы в Бер­лине! Неве­домо для чего. Бежал от сво­его гopя. Тщетно… Мы с Олей раз­биты душой и мыка­емся бес­цельно… И даже впер­вые види­мая загра­ница — не тро­гает… Мерт­вой душе сво­бода не нужна…

Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем Ита­лия на один или два месяца. И — Москва! Смерть — в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду уми­рать туда. Туда, да. Там у нас есть малень­кая дачка. Там мы рас­ста­лись с нашим бес­цен­ным, нашей радо­стью, нашей жиз­нью… — Сере­жей. — Так я любил его, так любил и так поте­рял страшно. О, если бы чудо! Чудо, чуда хочу! Кош­мар это, что я в Бер­лине. Зачем? Ночь, за окном дождь, огни пла­чут… Почему мы здесь и одни, совсем одни, Юля! Одни. Пойми это! Бес­цель­ные, ненуж­ные. И это не сон, не искус, это будто бы жизнь. О, тяжко. »

Так писал, вырвав­шись из крас­ной Рос­сии за гра­ницу, Иван Сер­ге­е­вич Шме­лев своей люби­мой пле­мян­нице и душе­при­каз­чице Ю.А. Куты­ри­ной в январе 1922 года.

Он еще не знал, что нико­гда не вер­нется на родину, еще таил надежду, что его един­ствен­ный сын Сер­гей, рас­стре­лян­ный во время боль­шого тер­рора конца 1920 — начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не ото­шел от пере­жи­того в малень­кой, вымо­ро­жен­ной и голод­ной Алуште. И еще не родился замы­сел назван­ного «эпо­пеей» рек­ви­ема — «Солнца мертвых».

Эпо­пея созда­ва­лась в марте-сен­тябре 1923 года в Париже и у Буни­ных, в Грассе. На калей­до­скоп страш­ных впе­чат­ле­ний должна была лечь тра­ур­ная тень лич­ной тра­ге­дии. В «Солнце мерт­вых» о погиб­шем сыне — ни слова, но именно глу­бо­кая чело­ве­че­ская боль, кото­рую Шме­лев не мог унять даже выстра­дан­ным сло­вом, при­дает всему повест­во­ва­нию огром­ную мас­штаб­ность. Мно­гие зна­ме­ни­тые писа­тели, а среди них Томас Манн, Гер­хард Гауп­т­ман, Сельма Лагер­леф, счи­тали «Солнце мерт­вых» самым силь­ным из создан­ного Шме­ле­вым. Эми­грант­ская кри­тика — Нико­лай Куль­ман, Петр Пиль­ский, Юлий Айхен­вальд, Вла­ди­мир Лады­жен­ский, Алек­сандр Амфи­те­ат­ров — встре­тили шме­лев­скую эпо­пею вос­тор­жен­ными откли­ками. Но, пожа­луй, наи­бо­лее про­ник­но­венно напи­сал о «Солнце мерт­вых» пре­крас­ный про­заик Иван Лукаш:

Читайте также:  Девушки красавицы вы мне очень нравитесь солнце улыбается

«Эта заме­ча­тель­ная книга вышла в свет и хлы­нула, как откро­ве­ние, на всю Европу, лихо­ра­дочно пере­во­дится на „боль­шие“ языки…

Читал ее за пол­ночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева?

О смерти рус­ского чело­века и рус­ской земли.

О смерти рус­ских трав и зве­рей, рус­ских садов и рус­ского неба.
О смерти рус­ского солнца.

О смерти всей все­лен­ной, — когда умерла Рос­сия — о мерт­вом солнце мертвых…»

Несмотря на ужас пере­жи­того, Шме­лев про­тив рус­ского чело­века не озло­бился, хотя жизнь «новую» про­клял. Но и там, под чужим небом, желал упо­ко­иться в Рос­сии, в люби­мой им Москве, 3 июля 1959 года Юлия Алек­сан­дровна Куты­рина писала автору этих строк:

«Важ­ный вопрос для меня, как помочь мне — душе­при­каз­чице (по воле заве­ща­ния Ивана Сер­ге­е­вича, моего неза­бвен­ного дяди Вани) выпол­нить его волю: пере­везти его прах и его жены в Москву, для успо­ко­е­ния рядом с моги­лой отца его в Дон­ском монастыре…»

Твор­че­ство Шме­лева, его память осве­щает солнце — вечно живое солнце рус­ского стра­да­ния и рус­ского подвижничества.

За гли­ня­ной стен­кой, в тре­вож­ном сне, слышу я тяже­лую поступь и треск колю­чего сушняка…

Это опять Тамарка напи­рает на мой забор, кра­са­вица сим­мен­талка, белая, в рыжих пят­нах, — опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каж­дый день бутылки три молока — пен­ного, теп­лого, пах­ну­щего живой коро­вой! Когда молоко вски­пает, начи­нают играть на нем золо­тые блестки жира и появ­ля­ется пеночка…

Не надо думать о таких пустя­ках — чего они лезут в голову!

Итак, новое утро…

Да, сон я видел… стран­ный какой-то сон, чего не бывает в жизни.

Все эти месяцы снятся мне пыш­ные сны. С чего? Явь моя так убога… Дворцы, сады… Тысячи ком­нат — не ком­нат, а зал рос­кош­ный из ска­зок Шехе­ре­зады — с люст­рами в голу­бых огнях — огнях нездеш­них, с сереб­ря­ными сто­лами, на кото­рых груды цве­тов — нездеш­них. Я хожу и хожу по залам — ищу…

Кого я с вели­кой мукой ищу — не знаю. В тоске, в тре­воге я выгля­ды­ваю в огром­ные окна: за ними сады, с лужай­ками, с зеле­не­ю­щими долин­ками, как на ста­рин­ных кар­ти­нах. Солнце как будто све­тит, но это не наше солнце… — под­вод­ный какой-то свет, блед­ной жести. И всюду — цве­тут дере­вья, нездеш­ние: высо­кие-высо­кие сирени, блед­ные коло­коль­чики на них, розы поблек­шие… Стран­ных людей я вижу. С лицами нежи­выми ходят, ходят они по залам в одеж­дах блед­ных — с икон как будто, загля­ды­вают со мною в окна. Что-то мне гово­рит — я чую это щемя­щей болью, — что они про­шли через страш­ное, сде­лали с ними что-то, и они — вне жизни. Уже — нездеш­ние… И невы­но­си­мая скорбь ходит со мной в этих до жути рос­кош­ных залах…

Я рад проснуться.

Конечно, она — Тамарка. Когда молоко вски­пает… Не надо думать о молоке. Хлеб насущ­ный? У нас на несколько дней муки… Она хорошо запря­тана по щелям — теперь опасно дер­жать открыто: при­дут ночью… На ого­ро­дике поми­доры — правда, еще зеле­ные, но они скоро покрас­неют… с деся­ток куку­рузы, завя­зы­ва­ется тыква… Довольно, не надо думать.

Как не хочется поды­маться! Все тело ломит, а надо ходить по балам, рубить «кутюки» эти, дубо­вые кор­не­вища. Опять все то же.

Да что такое, Тамарка у забора. Сопе­нье, похле­сты­ва­ние веток… обгла­ды­вает мин­даль! А сей­час подой­дет к воро­там и нач­нет выпи­рать калитку. Кажется, кол при­ста­вил… На про­шлой неделе она выперла ее на колу, сняла с петель, когда все спали, и сожрала поло­вину ого­рода. Конечно, голод… Сена у Вербы нет на горке, трава давно пого­рела — только обгло­дан­ный граб да камни. До позд­ней ночи нужно бро­дить Тамарке, выис­ки­вать по глу­бо­ким бал­кам, по непро­лаз­ным чащам. И она бро­дит, бродит…

А все-таки поды­маться надо. Какой же сего­дня день? Месяц — август. А день… Дни теперь ни к чему, и кален­даря не надо. Бес­сроч­нику все едино! Вчера доно­сило бла­го­вест в городке… Я сорвал зеле­ный «каль­виль» — и вспом­нил: Пре­об­ра­же­ние! Стоял с ябло­ком в балке… при­нес и поло­жил тихо на веранде. Пре­об­ра­же­ние… Лежит «каль­виль» на веранде. От него теперь можно отсчи­ты­вать дни, недели…

Источник

Adblock
detector