Чайковский
Жизнь и творчество русского композитора
Шесть романсов, ор.73
Посвящены Н.Н.Фигнеру.
Особенностью творческого метода Чайковского является наличие у каждого крупного сочинения, оперы или симфонии, произведений-спутников малых форм. Так случилось и с циклом романсов ор.73 на стихи молодого тогда поэта Д.Ратгауза, еще студента Киевского университета. Чайковский, получив летом 1892 года письмо от киевского студента с его стихами и предложением написать на них романсы, был занят сочинением симфонии, которая впоследствии стала предшественницей Шестой «Патетической». Первое письмо Ратгауза не сохранилось. Остается догадываться, какие именно стихи в нем содержались. Предположительно в них находились тексты двух будущих романсов Чайковского «Ночь» и «Мы сидели с тобой». В следующем, сохранившемся письме, на тексте «Закатилось солнце» Чайковский сделал нотный набросок будущего романса. Позже, параллельно с сочинением и инструментовкой Шестой симфонии, весной 1893 года, Чайковский написал весь цикл из шести романсов для тенора и фортепиано. Посвятил их Н.Н.Фигнеру, первому исполнителю партии Германа в «Пиковой даме».
Весь цикл романсов в форме вокальных зарисовок в миниатюре воспроизводит идеи Шестой симфонии. И даже последний в цикле романс «Снова как прежде один», завершающийся словами: «Друг, помолись за меня, я за тебя уж молюсь» совпадает по своему трагическому характеру с финалом Шестой симфонии. Все шесть романсов связаны между собой неким внутренним сюжетом, рисующим картину человеческой жизни, её светлых и трагических сторон.
Так случилось, что Чайковский был первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза. После Чайковского к его творчеству обращались многие русские композиторы.
Но для Чайковского романсы ор.73 стали не только последними произведениями в его жизни в этом жанре, но и последними автобиографическими признаниями, сделанными композитором в форме вокальных миниатюр — психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти («Мы сидели с тобой»), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой («Ночь»), страстных признаний с горечью трагической развязки («В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней») и скорбного прощания — ухода из жизни («Снова как прежде один»).
Примечательно, что в романсе «Ночь» настолько автобиографически точно композитор рисует картину человеческого одиночества, что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского дома.
Сочиняя романсы на стихи Д.Ратгауза, Чайковский, как и в случаях с фортепианными пьесами ор.72 и Шестой симфонией, скрывал подробности хода сочинения этой музыки. Он даже старался бравировать, как и в случае с фортепианными пьесами ор.72, некой необходимостью через силу писать ради денег. Однако история создания романсов, как и фортепианных пьес, показывает, как постепенно Чайковский пришел к их созданию, как образы этих сочинений созвучны были его собственным переживаниям, отраженным не только в фортепианных и вокальных миниатюрах, но и в таком великом шедевре Чайковского, как Шестая симфония.
Впервые романсы стали звучать уже после смерти Чайковского. Причем первые из них были исполнены в концертах памяти композитора осенью 1893 года.
Источник
Романс чайковского закатилось солнце
Р—РђРљРђРўРЛОСЬ СОЛНЦЕ
Музыка П. Чайковского
Слова Д. Ратгауза
Закатилось солнце, заиграли краски
Мягкой позолотой в синеве небес…
В обаянье ночи сладострастной ласки
Тихо что-то шепчет задремавший лес…
Рв душе тревожной умолкают муки,
Рдышать всей грудью в эту ночь легко…
Ночи дивной тени, ночи дивной звуки
Нас с тобой уносят, друг мой, далеко.
Вся объята негой этой ночи страстной,
Ты ко мне склонилась на плечо главой…
Я безумно счастлив, о мой друг прекрасный,
Бесконечно счастлив в эту ночь с тобой.
Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.
Ратгауз Даниил Максимович (1868-1937)
Источник
Особенности гармонии П.И. Чайковского на примере шести романсов на слова Ратгауза
Логика гармонического развития, выявление основной аккордовой базы, гармонических оборотов, употребляющихся в цикле романсов П.И. Чайковского на слова Ратгауза. Значение гармонии и характерные закономерности гармонического стиля П.И. Чайковского.
Рубрика | Музыка |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2016 |
Размер файла | 1,7 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В романсе «Ночь» часто встречается отклонение в тональность субдоминанты, так как оно является частью гармонической лейтформулы, возникшей в начале: t5/3=d5/3 — D7>s — s5/3 — t5/3. Это отклонение кратковременно, но за счёт многократного повторения оно хорошо воспринимается на слух. Модуляций в данном романсе нет.
В романсе «В эту лунную ночь» отклонения разнообразны. В первой части встречаются отклонения в тональности ЃуVI (такт 3), II (такт 7), III (такт 8) ступеней, также в конце части происходит модуляция через отклонения в тональность III ступени: T5/3=VI5/3 — II6/5 — K6/4 — D7 — t5/3 (такта 10-12). В средней части сначала возвращается основная тональность As-dur, затем происходят отклонения в тональности VI (такт 17), V (такт 17), III (такт18), II (такт 19) ступеней. В третьей части появляются отклонения в тональности VI (такт 25) и V (такты 28-29) ступеней, последнее отклонение необычно по аккордовому составу: ЃуII2>D — D7.
Отклонения в романсе «Закатилось солнце» играют важную роль, вносят динамику, разнообразие и красочность в музыку. В первой части романса происходят каденционные отклонения в тональности II (такт 8) и III (такт12) ступеней, о которых уже говорилось выше (см. раздел Каденции). Перечисленные отклонения достаточно краткие, местная тоника не выдерживается дольше одного такта. Более длительное отклонение встречается во втором предложении средней части, которое практически полностью написано в тональности VI ступени (такты 15-18): II7>VI — D7>VI — VI5/3= t5/3 — II4/3 — D7 — s5/3 — t6. Затем происходит подход к репризе, постепенное возвращение в основную тональность.
В романсе «Средь мрачных дней» отклонение и модуляция выполняют важную выразительную и психологическую функцию. В конце второй строфы происходит модуляция в тональность VI ступени, это модуляция через отклонение, так как f-moll появлялся в первой строфе (такты 16-17), но в качестве краткой местной тоники. Модуляция закрепляется заключительной каденцией второй строфы, и часть третьей строфы написана в миноре, при этом в тексте идёт речь о печали. В момент кульминации романса появляется красочная и редко употребительная тональность — Heses-dur. В сочетании с текстом «Хочу я жить — тобой дышать, тебя любить» она звучит просветлённо, жизнеутверждающе.
В романсе «Снова, как прежде, один» отклонения краткие и немногочисленные, преобладает основная тональность a-moll. Отклонения в трагичную субдоминантовую сферу встречаются в тактах 10-11 (D9>s — s6/4), 17-18 (D7>s — s6), в доминантовую сферу в тактах 19-20 (DDVII4/3 — d6 — VI4/3>d — d6).
«Мы сидели с тобой» — E-dur>C-dur>E-dur>cis-moll>gis-moll>H-dur>E-dur>cis-moll> E-dur>cis-moll>fis-moll>gis-moll>cis-moll.
«Ночь» — постоянно чередуются основная тональность и тональность субдоминанты (f-moll>b-moll).
«В эту лунную ночь» — As-dur>Fes-dur>As-dur>b-moll>c-moll>As-dur>c-moll>As-dur>f-moll>Es-dur>c-moll>b-moll>As-dur>f-moll>Es-dur>As-dur.
«Закатилось солнце» — E-dur>fis-moll>E-dur>gis-moll>E-dur>cis-moll>E-dur>fis-moll >E-dur> cis-moll >E-dur.
«Средь мрачных дней» — As-dur>f-moll>As-dur>f-moll>As-dur>Des-dur>Heses-dur>As-dur.
«Снова, как прежде, один» — a-moll>d-moll>a-moll>d-moll>e-moll>a-moll.
В цикле романсов ор. 73 на слова Д.М. Ратгауза композитор использует традиционные, наиболее распространённые лады — гармонический минор и натуральный мажор, реже встречаются другие их разновидности.
В первой части романса «Мы сидели с тобой» встречается гармонический и натуральный мажор. Во второй его части преобладает гармонический минор, реже появляются натуральный мажор (такты 12-13; 15-17) и мелодический минор (такт 24).
Романс «Ночь» написан в гармоническом миноре, также встречаются мелодические хроматизмы, связанные с движением по хроматической гамме. Повышение IV ступени связано с появлением двойной доминанты.
В романсах «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней» лады традиционные, это натуральный мажор и гармонический минор.
Последний романс цикла ор.73 «Снова, как прежде, один» написан в гармоническом миноре.
П.И. Чайковский в данном цикле придаёт целостность романсам за счёт наличия признаков волновой драматургии даже в таком миниатюрном жанре. Также целостность часто обусловлена наличием мелодико-гармонической лейтформулы или остинатности в каком-либо из средств выразительности, что объединяет весь романс единой идеей.
В романсе «Мы сидели с тобой» ярким объединяющим началом является частое появление одного и того же мелодико-гармонического оборота: Т5/3 — D7>S -DDVII7- VII4/3, который приобретает значение лейтинтонации в романсе и символизирует идею, на которой сосредоточены мысли героя. Целостность романсу придаёт и единая линия нарастания, активизации, драматизации, которая наиболее ярко показана в гармонии, а также в динамике, темпе и фактуре. Объединяющую функцию выполняет здесь также органный пункт, который присутствует на протяжении практически всего романса.
В романсе «Ночь» к принципам целостности можно отнести остинатность в ритме, неизменность фактуры, наличие мелодико-гармонической лейтформулы, которая сохраняется на протяжении всего романса. Также объединяющим началом является то, что в романсе развивается один целостный трагичный образ, его качества не изменяются в процессе развития. Принципы волновой драматургии также придают романсу целостность.
Целостности романса «В эту лунную ночь» способствует единая линия динамического нарастания вплоть до кульминации.
Романс «Закатилось солнце» целостный за счёт чёткой трёхчастной формы, ясно выраженных в гармонии каденций, остинатного ритма и единого принципа движения мелодии на протяжении всего романса. Также объединяющим началом является постепенное накапливание энергии вплоть до кульминации и то, что практически весь романс основан на автентических оборотах. Завершённость и целостность романсу придаёт своеобразное обрамление, так как фортепианное вступление и кода основаны на одном тематическом материале.
В романсе «Средь мрачных дней» фортепианное вступление и кода создают обрамление. Можно выделить признаки волновой драматургии в романсе, каждая строфа — это волна со своей кульминацией. Также целостность романсу придаёт единство образа и способа его музыкального воплощения на протяжении всего произведения.
Целостность романса «Снова, как прежде, один» обеспечивается за счёт остинатности в мелодии, ритме, фактуре, гармонии. Так же за счёт наличия мелодико-гармонической лейтформулы и единства, неизменности трагического образа на протяжении всего романса.
В романсах цикла ор. 73 П.И. Чайковский применяет все известные принципы развития: повтор (точный и вариантный), разработка, производный контраст, контраст сопоставления (одноплановый и разноплановый).
Среди принципов музыкального развития в романсе «Мы сидели с тобой» можно выделить повтор, разработочные принципы и контраст сопоставления. Повторы в романсе встречаются довольно часто, есть точные повторы и варьированные (секвенции). Разработочные принципы применяются во второй части романса, например, начальный мотив второй части (который станет в дальнейшем звеном хроматической секвенции) представляет собой перегармонизованный фрагмент основной темы романса. Принцип контраста сопоставления проявляется в соотношении основной темы и темы второго периода второй части. Они ярко контрастны по всем элементам музыкального языка (гармония, темп, динамика, лад, фактура, ритм, мелодия), но их объединяет наличие органного пункта и повторы при изложении музыкального материала. Здесь снова необходимо упомянуть о глубоком психологизме музыки П.И. Чайковского, несмотря на полную контрастность двух тем и образов, композитор сумел показать их единство в сознании одного человека.
Во втором романсе цикла ор. 73 «Ночь» основным принципом развития является вариантный повтор. Весь романс основан на повторах основной мелодико-гармонической лейтформулы, возникшей в начале, но при повторах происходят небольшие изменения и появляются различные варианты. Постоянное повторение концентрирует всё внимание слушателя на одной главной идее романса — трагической безысходности, характерной для позднего творчества П.И. Чайковского в целом.
В романсе «В эту лунную ночь» развитие происходит за счёт вариантного повтора, также используются разработочные приёмы развития (выделяется фрагмент темы и развивается секвентно). Применяется принцип контраста сопоставления (контраст одноплановый, дополняющий основной образ новыми гранями) в средней части романса.
В романсе «Закатилось солнце» к принципам развития можно отнести наличие развивающей середины, которая тематически сходна с основной частью, но здесь встречается более длительное отклонение в параллельный минор, а также множество вспомогательных хроматизмов в мелодии. Развитию способствует и постоянное повторение одной ритмоформулы в комплексе со сходным строением мелодии каждой фразы, за счёт чего происходит постепенное нагнетание и накопление энергии вплоть до кульминации.
Принципами развития в романсе «Средь мрачных дней» являются точный повтор (вторая строфа повторяет первую без изменений, разница только в каденциях) и одноплановый контраст сопоставления (в третьей строфе появляется новая тема, схожая с первой по эмоциональному направлению).
В последнем романсе цикла ор.73 «Снова, как прежде, один» к принципам развития относится точный повтор и принцип производного контраста (в начале второй части появляется новая тема на основе первой темы с некоторыми изменениями)
Лейтгармония П.И. Чайковского присутствует в большинстве его произведений, в том числе и в данном цикле романсов. Гармония альтерированной субдоминанты (или двойной доминанты с увеличенной секстой) используется здесь двумя способами — как напряжённое вспомогательное созвучие к тонике, или как резкий перелом и формирование острой неустойчивости, создание стимула дальнейшего движения при разрешении в доминанту.
Функцию лейтинтонации в романсе «Мы сидели с тобой» приобретает начальный мелодико-гармонический оборот. Он появляется на протяжении всего романса практически без изменнений. Так же в романсе присутствует оборот, который в творчестве П.И. Чайковского принято называть лейтгармонией — вспомогательный оборот к тонике с альтерированной двойной доминантой.
В романсе «Ночь» используется типичная лейтгармония П.И. Чайковского: разрешение двойной доминанты в тонику. В данном романсе особенно часто встречается оборот DDУмVII4/3 — t5/3. Здесь проявляются свойства именно альтерированной субдоминанты, иначе говоря, плагальность, которая усиливает трагизм образа.
Излюбленная лейтгармония П.И. Чайковского присутствует и в романсе «В эту лунную ночь». Здесь двойная доминанта появляется в двух типах оборотов:
— разрешается в доминанту, чем подчёркиваются её автентические свойства;
-разрешается в тонику, обретая плагальную окраску.
Двойная доминанта используется как по типу доминанты (секстаккорд, септаккорд), так и по типу вводного.
В романсе «Закатилось солнце» лейтгармония П.И. Чайковского появляется только один раз (в такте 20: DD6/5 — D7), как и в романсе «Средь мрачных дней» (в такте 25: DD6/5 — D7). Это можно объяснить тем, что данные романсы, наиболее просветлённые во всём цикле ор.73, а двойная доминанта у композитора чаще всего принадлежит к трагической образной сфере, для её обозначения даже был введён термин «фатум-аккорд», а Н. Туманина называет её «аккорд смерти».
В романсе «Снова, как прежде, один» к лейтгармонии относится мелодико-гармоническая лейтформула, которая возникает в первой части романса. Эта формула включает в себя лейтгармонию П.И. Чайковского — альтерированную двойную доминанту, которая разрешается в тонику, реализуя плагальные функции альтерированной субдоминанты, поэтому она появляется в романсе достаточно часто (практически в каждом такте).
В романсе «Мы сидели с тобой» в качестве характерного оборота можно выделить эллипсис, представленный в виде доминантовой цепочки. Этот вид эллипсиса характерен для творчества П.И. Чайковского в целом и в этом романсе он тоже появляется довольно часто (такты 1-3, 6, 13-14, 16). Также в данном романсе часто появляется альтерированная двойная доминанта — лейтгармония П.И. Чайковского, она присутствует в эллипсисах, в каденции (такт 13), во вспомогательном обороте к тонике (такты 27-30).
В романсе «Ночь» к характерным оборотам можно отнести отклонение в тональность субдоминанты (1, 5, 7, 9, 15, 19 такты) и разрешение альтерированной двойной доминанты по типу вводного в тонику (6, 8, 11, 12, 14, 17, 18 такты), где двойная доминанта выполняет функцию альтерированной субдоминанты, создавая плагальный оборот.
К характерным оборотам в романсе «В эту лунную ночь» можно отнести проходящие обороты, которых в романсе достаточно много из-за преобладания поступенного движения баса и мелодии в противоположном направлении. Также для данного романса характерен эллипсис: D6/4>ЃуVI — DDУмVII7 — D5/3 — DD6 — D2 (доминантовая цепочка, такты 3-5); VII5/3>II — D2>III — II4/3>VII (такты 7-8); II2>V — VII7>V — D7>III (такты 17-18).
В романсе «Закатилось солнце» характерными оборотами являются многочисленные автентические обороты, на которых основан весь романс.
В романсе «Средь мрачных дней» к характерным оборотам можно отнести задержания с последующим разрешением, они встречаются очень часто.
Характерными оборотами в романсе «Снова, как прежде, один» являются плагальные обороты, где двойная доминанта, субдоминанта и аккорды VI ступени разрешаются прямо в тонику. Примеры таких оборотов можно найти в каждом такте романса.
Творчество П.И. Чайковского — яркая страница в истории мирового музыкального искусства. Глубокое проникновение в мир сокровенных человеческих чувств и переживаний, детальный психологизм музыки обусловили особенности индивидуального творческого стиля композитора, среди элементов которого важнейшее место занимает гармония. Проведя гармонический анализ цикла романсов ор. 73 на слова Д.М. Ратгауза можно сделать следующие выводы:
Гармонический язык П.И. Чайковского базируется на принципах композиторов-романтиков, в ней есть традиционные черты, но также есть и уникальные, новаторские элементы.
Гармония в творчестве П.И. Чайковского многофункциональна:
— Формообразующая функция — гармония обеспечивает целостность формы за счёт ясно выраженных каденций в каждом разделе формы (при этом по аккордовому составу каденции очень разнообразны и часто необычны). В романсах композитора отклонения и модуляции образуют функции высшего порядка, преобладают переходы в плагальную сферу, что подчёркивает общее трагическое начало данного цикла романсов. Также целостности способствует применение П.И. Чайковским мелодико-гармонических лейтформул, которые часто создают обрамление романса в целом и перекличку между собой отдельных его разделов;
— Динамическая функция — за счёт гармонии проявляется динамика или, напротив, статика в музыке романсов. В моменты динамического развития тематизма композитор использует более напряжённые созвучия и последовательности (альтерированные аккорды, септаккорды побочных ступеней, эллиптические обороты, доминантовые цепочки), кратковременные отклонения, частую смену функций. Для передачи более стабильного состояния он применяет принцип гармонического остинато, более продолжительные отклонения, редкую смену функций;
— Красочно-колористическая функция — композитор в музыке романсов применяет выразительные отклонения и модуляции (например, в романсе «Средь мрачных дней» встречается отклонение в редко применяемую тональность Heses-dur, которая является тональностью второй низкой ступени для основной тональности романса As-dur), красочные аккорды (септаккорды побочных ступеней и их обращения). Также гармония в сочетании с фактурой выполняет изобразительную функцию;
— Психологическая функция — средствами гармонии композитор передаёт внутреннее состояние героя романсов (с этим связана и трактовка композитором поэтического текста, он сочетает обобщённый и детализированный подход к тексту, отражая в музыке не сами события, а чувства и эмоции героя произведения, вызванные происходящим). Для создания трагичных образов П.И. Чайковский использует напряжённые созвучия, эллиптические обороты, доминантовые цепочки, плагальные последовательности, которые подчёркивают трагическую образную сферу. Драматические настроения он создаёт за счёт активного тонального движения и частой смены функций гармонии. Для создания более светлых образов использует более традиционную гармонию, консонантные созвучия, автентические или полные обороты, редкую смену функций. Важнейшую психологическую роль играет лейтгармония. Композитор применяет мелодико-гармонические лейтформулы, которые появляются на протяжении всего романса и выражают основную его идею, передают состояние героя. Также в романсах появляется аккорд, который принято считать лейтгармонией в творчестве П.И. Чайковского — альтерированная двойная доминанта, выражающая чаще всего трагическое начало.
Таким образом, в ходе написания курсовой работы была изучена литература, посвящённая вопросам творчества П.И. Чайковского, сделан гармонический анализ цикла романсов ор.73 на слова Д.М. Ратгауза, обобщены основные положения гармонического языка композитора, реализованы цель и задачи работы.
1. Истомин И. Гармония П.И. Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке, выпуск III. М.: Музыка, 1989.
2. Синьковская Н. О гармонии П.И. Чайковского. М.: Музыка, 1983.
3. Туманина Н.В. Чайковский. Великий мастер. М.: Издательство Академии наук СССР, 1968.
4. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х ч. Ч. I. М.: Музыка, 1996.
Источник