Меню

Российские планы исследования космоса

Российские планы исследования космоса

На прошлой неделе различные СМИ и информационные агентства подробно и с разных сторон осветили новый проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, подготовленный и недавно утвержденный Роскосмосом. Теперь мы можем собрать всю эту информацию и проанализировать космические планы России на ближайшее десятилетие. Касаться прикладной космонавтики мы не будем.

Первое, с чего нужно начать – это средства выведения. Пожалуй, впервые при планировании новой программы учитывалось, что ракеты-носители и разгонные блоки не самоценны. При выборе проектов были учтены задачи научно-исследовательской и прикладной космонавтики.

Роскосмос принял вполне обоснованное решение отказаться от разработки сверхтяжелого носителя для полетов к Луне. Вместо него в программу включена работа по созданию тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В», способной поднимать на низкую орбиту Земли груз до 34-37 т. Аванпроект носителя, как ожидается, будет представлен уже в конце этого года. Для полетов на орбиту Луны потребуется два пуска «Ангары-А5В», для высадки на ее поверхность – четыре.

Судя по заявлениям главы Роскосмоса Игоря Комарова, новую тяжелую кислородно-водородную верхнюю ступень для «Ангары» разработает самарский РКЦ «Прогресс». Кислородно-водородный буксир для отправки пилотируемых миссий к спутнику Земли будет создаваться в Центре им. Хруничева на основе разгонного блока КВТК, а керосиновый буксир для возврата к Земле – в РКК «Энергия» на основе блока ДМ.

Первый пуск «Ангары-А5В» планируется на 2023 год. Это смелый план, учитывая, что у космических предприятий современной России практически нет опыта по работе с водородными двигателями. Маловероятно, что заявленный срок удастся выдержать.

Отдельно стоят сравнительно небольшие, но существенные расходы на создание нового носителя среднего класса. Нигде не говорилось об этом прямо, но можно предположить, что речь идет о проекте ракеты «Союз-5», который до сих пор прорабатывался РКЦ «Прогресс» в инициативном порядке. «Союз-5» – двухступенчатая одномодульная ракета, способная выводить до 9 тонн на низкую орбиту Земли. Отличительная особенность проекта – ставка на перспективные с точки зрения многоразового использования кислородно-метановые двигатели. В трехблочном варианте ракета сможет выводить на орбиту Земли 16,5 тонн или 26 тонн с дополнительной третьей ступенью. 16,5 тонн будет достаточно для запусков околоземной модификации перспективного пилотируемого корабля. Кроме того, разработчики утверждают, что для пусков «Союза-5» можно будет использовать стартовый стол ракет «Союз-2» со сравнительно небольшими модификациями. Стоит отметить, что самарское предприятие традиционно создает ракеты для пилотируемой программы, а носителя для околоземного ПТК НП пока нет. Это еще один аргумент в пользу того, что именно «Союз-5» станет неназванным носителем среднего класса.

(Примечание: есть мнение, что в рамках ФКП ракета среднего класса будет разрабатываться лишь в одномодульной версии «Союз-5.1», поскольку для трехмодульной версии потребовалось бы значительное изменение стартового комплекса. Такая ракета сможет заменить лишь «Союз-2», однако она никак не пригодится при эксплуатации ПТК НП.)

Проект создания ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью МРКС-1 в проекте ФКП не нашел отражения даже в виде опытно-конструкторских работ, предполагающих лишь «бумажное» проектирование.

Наконец, информационные агентства сначала написали об отмене проекта электрореактивного буксира с ядерной установкой, а затем опровергли со ссылкой на заявление официального представителя Роскосмоса Игоря Буренкова. По обрывкам неофициальной информации можно сделать вывод, что проект значительно урезали. Разработка и запуск демонстрационного образца ядерного буксира из программы вычеркнуты, однако летные испытания ядерной энергетической установки и электрореактивной двигательной системы в каком-то ограниченном виде все-таки состоятся в 2020-х годах.

Программа пилотируемых полетов подверглась существенному сокращению. Из проекта ФКП полностью вычеркнута свободнолетающая лаборатория ОКА-Т, которая, как предполагалось, будет заправляться топливом на МКС и отлетать от станции для проведения опытов в более чистых микрогравитационных условиях. Количество запусков грузовых кораблей «Прогресс» будет сокращено с четырех до трех в год. Это решение принято по объективным причинам – новые американские корабли уменьшили потребность в доставке грузов не МКС. Хорошая новость: финансирование получит трансформируемый модуль от РКК «Энергия». К сожалению, его запуск запланирован только на 2025 год. Модуль не является жизненно необходимым для других планов, а если будет принято решение о продлении эксплуатации МКС до 2028 года, он станет совсем ненужным до этого срока. Поэтому шансов увидеть его в космосе в период действия новой ФКП не очень много.

Читайте также:  Лабиринты космос для детей 5 6 лет

Планы по созданию перспективного пилотируемого корабля практически не изменились. Из ФКП пропал лишь один беспилотный полет в 2022 году. Летные испытания ПТК НП должны начаться в 2021 году и продолжиться в 2023. На 2024 год планируется первый пилотируемый полет к МКС, а на 2025 год – пилотируемый облет Луны. Впервые в истории современной российской космонавтики лунные пилотируемые планы закреплены в официальной государственной программе, предполагающей выделение средств. Небольшое финансирование получил даже проект посадочного аппарата для пилотируемых миссий на поверхности Луны. Это не может не радовать. К сожалению, облет спутника Земли назначен на последний год действия программы. Даже если корабль к тому времени будет готов и отработан, каковы шансы, что то же самое мы сможем сказать и про технически сложную «Ангару-А5В», и про разгонные блоки? Можно вспомнить, что, согласно завершающейся в этом году ФКП 2006-2015, летные испытания ПТК НП должны были начаться в 2015 году. Старая программа оказалась реализована примерно наполовину.

Газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники недавно писала, что руководство Роскосмоса предлагает отказаться от запуска пилотируемого корабля «Союз» с космодрома Восточный в 2018 году (в ФКП прописан в 2019 году), чтобы в начале 2020-х осуществить запуск оттуда пилотируемого корабля нового поколения. Другие источники также утверждают, что сейчас изучается вопрос переноса первого пилотируемого полета ПТК НП на более ранний срок. Тем временем, президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев в интервью ТАСС сообщил, что уже в следующем году предприятие планирует построить «макеты для сертификационных и летных испытаний». Что под этим имелось в виду – сложно сказать.

Осталось поговорить о научно-исследовательских программах. Как известно из СМИ, проекты космических обсерваторий «Миллиметрон» («Спектр-М») и «Гамма-400» не получат достаточно финансирования. И хотя они не закрыты, запуск аппаратов до конца 2025 года не планируется. То же самое касается проекта по возврату лунного грунта «Луна-Грунт», в рамках которого планировалось широкое сотрудничество с европейцами. В ФКП совсем не попала станция для исследования Венеры («Венера-Д»).

Сроки запуска лунных станций «Луна-Глоб» (2019), «Луна-Ресурс» №1 (2021) и №2 (2022) не изменились. Начать работу над ними все еще планируется после запуска миссии «Экзомарс-2018» и, к сожалению, сроки еще могут поехать «вправо». Запуск обсерватории «Спектр-РГ» планируется весной 2017 года. Поскольку космический аппарат уже фактически готов и ожидает лишь установки телескопов, можно надеяться, что он отправится в космос в срок. Запуск обсерватории «Спектр-УФ» планируется в 2021 году, однако эта дата вызывает сомнения. НПО им. Лавочкина в это время будет сильно загружено лунными станциями. Наконец, «Интергелиозонд» (2025) и вовсе можно считать долгостроем с минимальными шансами на реализацию. Кроме того, в ФКП, по непонятным причинам, включили повтор неудачной миссии «Фобос-Грунт» под названием «Экспедиция-М». Вторая попытка доставить грунт со спутника Марса планируется на 2024 год, однако проект выглядит сомнительным со всех сторон.

Источник

Россия сохраняет масштабные планы на космос

Первый российский космонавт может ступить на поверхность Луны в 2031 году. Такую идею озвучил генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев на конференции в РУДН. Специалисты не исключили, что предстоящая лунная гонка может быть по масштабам значительно больше предыдущей. Обнародованы и ряд других масштабных космических планов России.

Доставлять космонавтов на Луну планируется на сверхтяжелых ракетах «Энергия-5В», проектирование которых уже начато.

«В планах стоит создание сверхтяжелой ракеты-носителя, которая строится по модульному принципу из тех ключевых узлов, которые уже эксплуатируются в тех или иных ракетах-носителях», – передает ТАСС слова гендиректора корпорации «Энергия» Владимира Солнцева.

Он также сообщил, что при создании ракеты будет взята верхняя водородная ступень ракеты-носителя «Ангара-А5В», а от перспективной ракеты среднего класса «Феникс» используют первую и вторую ступени.

«По сути, создается конструктор, из которого мы начнем моделировать тот или иной тип носителя. Все это делается для того, чтобы сократить сроки и стоимость», – отметил Солнцев.

О времени создания ракеты глава корпорации-разработчика ничего не сказал. Как писал в августе член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш, не исключено, что это удастся сделать за пять–семь лет, то есть примерно к 2021–2023 годам. Если сравнивать с аналогами, у США был опыт эксплуатации ракет класса «Сатурн-5», с помощью которых американские астронавты высаживались на поверхность Луны.

Читайте также:  Рисование космос пошаговая инструкция

Однако и России есть чем похвастаться. В конце 1980-х годов создана сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» в рамках программы «Энергия – Буран», способная выводить на геостационарную орбиту 18 тонн груза. Это одна из мощнейших ракет в истории России. В 2016 году стало известно, что задел, сформированный в ходе разработки «Энергии», будет использован при создании новой РН.

Пилотируемый полет к спутнику Земли – перспектива все же долгосрочная. Но если несколько месяцев назад речь шла о 2035 годе, сейчас этот срок передвинулся на четыре года раньше.

Как считает академик, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый, это не такие уж и нереальные планы. По его словам, речь идет не просто о высадке на Луне, а о проведении на ее поверхности комплекса исследований. Но для начала туда отправятся автоматические межпланетные станции в рамках миссий «Луна-25, -26, -27, -28».

«Эта работа может рассматриваться как подготовка пилотируемого полета к спутнику Земли. Уже сейчас наш институт совместно с НПО им. Лавочкина прорабатывает вопросы, связанные с задачами будущих космонавтов. И если высадка на Луне произойдет, мы планируем закрепиться там всерьез и надолго и не исключаем возможности создания там целой космической обсерватории. Луна – это идеальное место для исследований в области астрофизики и астрономии», – рассказал газете ВЗГЛЯД ученый.

«В любом случае мы уже будем исследовать другую Луну – ее полярные области. Согласно последним исследованиям, там обнаружено некое подобие вечной мерзлоты с водяным льдом», – добавил академик.

Лев Зеленый также предрек возобновление «лунной гонки» наподобие устроенной СССР и США в 1950–1970-х годах. Только в XXI веке количество игроков может быть гораздо больше. В частности, масштабная лунная программа есть у Китая.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин с этим не согласен. Он считает, что конкуренция в космосе, подобная той, что была между СССР и США, в наше время уже неплодотворна, и предпосылок к возвращению к ней пока нет.

«Никто сейчас не будет конкурировать. Во всех странах мира космос не находится в авангарде общественных интересов. Да, Илон Маск (американский изобретатель, глава частной космической корпорации SpaceX – прим. ВЗГЛЯД) вернул его на первые полосы газет, но это должно затянуться на десятилетия. Учитывая, что проекты настолько сложны и инвестиционно емки, здесь оптимально объединить ресурсы», – рассказал специалист газете ВЗГЛЯД.

По его мнению, России в одиночку будет крайне сложно осилить столь масштабные проекты, как полет на Луну. Поэтому к словам о высадке на Луне через 15 лет эксперт пока относится скептически.

Впрочем, до отправки космонавтов на Луну РКК «Энергия» предложила оснастить Международную космическую станцию трансформируемым (надувным) модулем. Его планируется отправить к МКС в 2021 году.

Это весьма перспективный вид космических модулей. Впервые его опробовала частная американская компания Bigelow Aerospace в 2007 году, выведя на орбиту станции Genesis I и Genesis II. В конце мая этого года аналогичный модуль был развернут на МКС, и первым, кто побывал внутри, оказался российский космонавт Олег Скрипочка. Отличительной особенностью таких устройств является возможность кратного увеличения их размеров. Объем американского модуля составляет 16 кубометров после раскрытия.

Андрей Ионин эту точку зрения поддерживает, поскольку на базе таких капсул американский предприниматель Роберт Бигелоу как раз хотел развивать космический туризм.

«Такие технологии известны и перспективны. Нужно лишь их тщательнее оттестировать. Работы по созданию надувных модулей идут не только в России, но и в других странах», – отметил российский ученый.

По словам гендиректора РКК «Энергия» Владимира Солнцева, отечественный модуль будет почти в шесть раз больше аналога из США, его предназначение – хранение запасов и увеличение рабочих мест для научных исследований. В перспективе планируется использовать такие устройства для построения лунной базы и орбитальных станций.

«Сегодня мы выступили с инициативой построения «боевого» образца», – сказал Владимир Солнцев на конференции «Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. РУДН и космос: 55 лет вместе».

Читайте также:  Виды космоса хорошего качества

Перспективы МКС и национальной орбитальной станции

Владимир Солнцев не уточнил, связаны ли новые узлы МКС с проектируемой российской национальной орбитальной станцией. Дело том, что в 2024 году МКС может прекратить свою работу, и на орбите останется только ее российский сегмент. Окончательное решение на международном уровне пока не принято. По словам Солнцева, пока в развитие отечественного сегмента МКС до 2024 года закладывается возможность его дальнейшего использования в качестве автономной российской станции после ухода МКС с орбиты.

Андрей Ионин объяснил, что будущее МКС зависит от стран – участниц проекта и он движется, по сути, по инерции.

«Два года назад были разговоры, что станцию надо закрыть, и я их поддерживал. В любом случае у нее есть свой срок жизни и значительное финансирование. Почему Россия и США не выходят из проекта? Потому что нет понимания, куда идти дальше. В Америке должны определиться с приоритетами развития космической отрасли. Они должны понять, отдают ли они космос в руки частного бизнеса с господдержкой или государство само возглавит этот процесс», – объяснил член-корреспондент Российской академии космонавтики.

«У России другая ситуация – ей нужно определиться, с кем кооперироваться в освоении космоса. Наилучшая перспектива, как мне кажется, это страны БРИКС. При реализации масштабных проектов размывается понятие национальной космонавтики – в силу непомерных затрат, которые ни одна страна мира, кроме США, потянуть не может», – добавил специалист.

Как известно из открытых источников, в 2018–2019 годах Россия отправит к МКС многофункциональный лабораторный модуль «Наука», узловой модуль «Причал» и научно-энергетический модуль. Собственно, они должны составить основу отечественной орбитальной станции. В 2025 году, как писала газета ВЗГЛЯД, к ней планируется присоединить трансформируемый и энергетический модули, создавать которые начнут в 2020–2021 годах.

Также Владимир Солнцев рассказал о том, каким может быть будущий преемник «Союза» – космический корабль «Федерация», проектируемый РКК «Энергия». По словам топ-менеджера, объем корабля по сравнению с «Союзом» вырос в три раза. Он должен обеспечить возможность доставки людей к Луне, дальним планетам и возвращения на Землю.

Планируется, что первый полет «Федерация» совершит в беспилотном режиме в 2021 году, уже в 2023 году он может доставить космонавтов на МКС.

В создании «Федерации» Андрей Ионин не видит никаких технологических проблем.

«Здесь есть вопросы только организации и должного финансирования. Главное – избежать шараханий из одной сторону в другую. Задача решаема в перспективе пяти–шести лет. Просто не стоит менять концепции каждый год. Главный минус «Союза» – это то, что он небольшой. Здесь зависит от того, какую задачу вы решаете. Если есть большие задачи – такой корабль нужен, если нет – можно обойтись «Союзом». И есть еще один важный момент – мозги конструкторов не должны застаиваться», – считает эксперт.

Отметим, в Соединенных Штатах разрабатывается сразу несколько пилотируемых космических кораблей. После закрытия программы Space Shuttle в 2011 году американские астронавты летают на МКС российскими «Союзами». Скорее всего, продолжаться это будет до 2017–2019 годов. Аппараты одновременно разрабатывают такие компании, как SpaceX, Lockheed Martin, Boeing и Bigelow Aerospace.

«То, что ведется разработка такого количества кораблей, – это не от большого ума. В США идет борьба за ресурсы и, по сути, решаются те же задачи, что и у нас, с той лишь разницей, что там поддерживается конкуренция. Они вполне могут себе это позволить и технологически, и финансово. Лично мне кажется, NASA очень нравится, что Boeing и Lockheed борются с Илоном Маском своими силами. Для них это оптимальная конфигурация», – добавил Ионин.

Слабой стороной российской космонавтики ученый назвал системы микроэлектроники. Он отметил, что отставание в этом направлении идет еще со времен СССР. В то же время сильными сторонами отечественной космической отрасли являются ракетное двигателестроение, электрические ядерные двигательные установки и пилотируемые полеты.

Добавим, кроме России и США в космос на своих аппаратах летали китайские тайконавты. Также разработки пилотируемых кораблей ведутся Европейским космическим агентством и Японией.

Источник

Adblock
detector