Меню

Руми солнце ни разу не сказало земле

Ex Oriente lux, из персидской поэзии, Руми

Из «Дивана Шамса Тебризи»

Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы,
Поиски оставьте эти, вы — есть Он, а Он — есть вы.

Вы — посланники Господни, вы Пророка вознесли,
Вы — закона дух и буква, веры твердь, ислама львы,

Знаки Бога, по которым вышивает вкривь и вкось
Богослов, не понимая суть божественной канвы.

Вы в источнике бессмертья, тленье не коснется вас,
Вы циновка Всеблагого, трон Аллаха средь травы.

Для чего искать вам то, что не терялось никогда?
На себя взгляните — вот вы, от подошв до головы.

Если вы хотите Бога увидать глаза в глаза —
С зеркала души смахните муть смиренья, пыль молвы.

И тогда, Руми подобно, истиною озарясь,
В зеркале себя узрите, ведь Всевышний — это вы.

Я ловчим соколом летел с ладони всеблагого
Туда, куда вело меня божественное слово.

Я облетел все семь планет, все девять сфер небесных,
Вершин Сатурна достигал и возвращался снова.

Еще Адам не создан был, а я был стражем рая,
И с гуриями я вкусил блаженства неземного.

На царском троне восседал, владел кольцом с печатью,
До Сулеймана я смирял любого духа злого.

В огонь входил — и пламя вмиг преображалось в розы,
Шел по цветам я, по огню багряного покрова.

Став перлом, с неба я упал в ларец земной юдоли,
А вознесусь — и небо вмиг венчать меня готово.

Все времена поют вослед за Шамсом песню эту,
Но спета мною до времен ее первооснова.

Паломник трудный путь вершит, к Каабе устремлен,
Идет без устали, придет — и что же видит он?

Тут камениста и суха бесплодная земля,
И дом высокий из камней на ней сооружен.

Паломник шел в далекий путь, чтоб Господа узреть,
Он ищет Бога, но пред ним стоит как бы заслон.

Идет кругом, обходит дом — все попусту; но вдруг
Он слышит голос изнутри, звучащий, словно звон:

«Зачем не ищешь Бога там, где Он живет всегда?
Зачем каменья свято чтишь, им отдаешь поклон?

Обитель сердца — вот где цель, вот Истины дворец,
Хвала вошедшему, где Бог один запечатлен».

Хвала не спящим, словно Шамс, в обители своей
И отвергающим, как он, паломничества сон.

Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна — а умрет лишь то, что видит глаз.

Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.

А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем свой подъем.

Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным — тайна тайн в чередованье том!

И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, — о, как непрочен он!

Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.

О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись —
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь.

перевод Д. Самойлова

Камзол бутона тесный в восторге разорвал
Цветок — и на престоле красою засиял.
Но царствовал недолго он в нашем цветнике:
Лицо твое увидел: от зависти завял.

Я с милой проходил цветущим садом,
Нечаянно цветка коснулся взглядом.
Она воскликнула: «Неверный, постыдись!
Куда ты смотришь? — Я с тобою рядом!»

Небесное вино моя красотка пьет,
Рубины алых губ струят нектара мед.
Я милых уст рабом согласен быть навеки,
Когда б умел молчать прелестный этот рот.

В бреду я с жаром называл то кубки, то вино,
Упоминал я дичь, силки, жемчужное зерно.
Потом о золоте твердил и чистом серебре, —
Влюбленному мой бред ночной понять немудрено.

На меня, на несчастного, милая нежно взглянула,
Рассмеялась она, к моему изголовью прильнула,
По щеке потрепала, шепнула: «О бедненький мой,
Ты растрогал меня. » И объятья сама распахнула.

Флейта сказала: «Я стеблем зеленым росла.
Острым мечом меня злая рука подсекла.
Сделал меня утеснитель поющей игрушкой,
И оттого моя песня, простите, грустна».

Источник

Долгое Эхо Руми

Если сердце потерял на пути любви,
То беги тотчас к Руми — крепость призови…

Выше всех религий кредо:

— Свет Любви — твоя победа!

Если ты не влюблен, то почти не живешь…
В день суда без любви ты навеки падешь.
Умирая в любви, ты воскреснешь, пойми.
Оставайся живым! – вот завет от Руми.

Читайте также:  Кладовая солнца трава возле дома антипыча

СКАЗКИ по мотивам Джалал-ад-дина РУМИ

Наш Император был воистину влюбленным
В свою Рабыню, но хотел узнать о том,
Что в сердце девушки хранится под замком.
Вот как-то раз позвал он в зал всех подчиненных…

Да произнес: — Даю вам волю! Заберите
Богатства все, что перед вами здесь сейчас.
Когда поверили ему, то в тот час
Поднялись шум и беготня.
Уж не взыщите…

Хватали слуги все, что было под руками
И разбегались, опасаясь перемены.
Одна Рабыня не рвалась бежать из плена:
Она стояла неподвижно, словно камень.

Когда был зал опустошен, она к нему
Как тень безмолвно подошла, и он спросил:
— Чего ты хочешь? — а она… едва без сил,
В ответ: — Я вас хочу и в вашем быть плену.

А на глазах ее увидел он росинки,
Что выдавали бурю чувств ее души
И приказание себе – ты не спеши…
Не разобьется сердце на две половинки…

И он: — Поскольку я и есть мои богатства,
А ты желаешь лишь меня, то все они,
Мои сокровища, воистину твои —
Моя любовь… и это целостное царство.

Внезапно с неба на рассвете
Спустилась полная луна,
В меня направив взгляд, она…
Схватила, как добычу в сети,

Как ястреб птаху понесла…
Мы оказались выше мира
В объятьях звездного эфира,
Куда луна меня взяла…

Сам на себя взглянул я вновь,
Но не увидел… ничего,
Плоть обратилась в существо
Души, неся в себе любовь.

О, чьей же милостью благой
Отплыл я в странствия душой,
Утратив прошлый облик свой,
И став… сияющей луной!

Я в новом странствовал миру
И теофаниею вечной
Был увлечен и бесконечной
Загадкой, тайной на пиру…

В моей луне все девять сфер
Прекрасным танцем потонули,
Все чувства вмиг мои… уснули,
Я растворился в Море мер…

Безмерной каплей бытия…
И, пританцовывая, ум
Мой отступил от цепких дум,
И Разум взял меня, шутя…

И сам запел!
И Море… пеной
Покрылось радостно играя,
И пузырьков мильон рождая,
Уж наслаждалось переменой.

Из каждой капельки морской
Возникло нечто в пузырьках
Мне неизвестных – мир в мирах –
Салют из света… золотой.

А пузырьки, покрыты телом
Тончайшей пены, получали
Причастье Моря!
Излучали
Свеченье мысли… за пределом…

Ума и чувств моих, увы…
В безмолвном танце синевы…

О, чьей же милостью благой
Отплыл я в странствия душой,
Утратив прошлый облик свой,
И став… сияющей луной!

Но каждый светоч тут же таял,
За караваном волн спеша
И умирая, чуть дыша,
Он искупления не чаял…

Не ждал спасения Его –
Шамсы Табризского, увы…
Безмолвный танец синевы
Не в силах видеть Существо…

Никто не в силах созерцать
Мою луну и сердца свет…
Постичь луны моей секрет
И бесконечным Морем стать…

Любовь — вот истинное Море,
А небеса — лишь пузырьки
На пене сладостной тоски,
Спешат растаять в лунном хоре…

О, чьей же милостью благой
Отплыл я в странствия душой,
Утратив прошлый облик свой,
И став… сияющей луной!

Я знаю, именно Любовь
Переворачивает круг
Времен земли, пойми же, друг,
Она — Единственная…
Вновь

Рождает тысячи миров,
И вне Ее дыханья нет!
Она и Рай, и Ад, и Свет,
И тайна — караван даров.

Из недр земных растет росток,
И снова жертвует собой,
Дабы насытить мир земной,
Рождая дух, даря исток!

Дух отдает себя дыханью,
Чей несравненный Аромат
Творит рождение стократ,
Плоды даруя Мирозданью!

Частичка каждая пьяна
Его волшебным Совершенством,
Свершает бег, ища блаженства,
Блаженством вечности полна…

Она поет: — Хвала Творцу!
И бесконечно повторяет,
Растет и снова умирает,
Даря себя, свой свет Творцу…

О, чьей же милостью благой
Отплыл я в странствия душой,
Утратив прошлый облик свой,
И став… сияющей луной!

Ты — драгоценный клад, но знаешь ли ты это…
Дороже Неба и Земли, бесценный клад!
Так не сбывай же за бесценок тайну света,
Ведь не навеки пред тобою… маскарад…

Ты перед Господом стань зеркалом Ему,
Тогда услышишь:
— Только это Я приму.

Как долго будешь наполнять свои карманы
Камнями, грязью? В воду зеркало поставь,
Ведь проржавеет…
Славу Господу восславь!
Покинут душу тьма, и пошлость, и туманы…

Читайте также:  Цинковая мазь защищает от солнца или нет

Оставив только чистоту, храни Ее!
Не оторвавшись от Земли, мы не узнаем
Себя самих. В плену времен года теряем,
Беги за солнцем — завещание мое!

Бежал и я, исчезли тени, растворились…
Пока бежал, свет так же мчался вслед за мною,
Я потерял свой ум, и славу и, не скрою,
Все двери, створки передо мною вмиг раскрылись…

Я в самой тонкой из страстей вдруг оказался!
В ловушку свет меня поймал, какое чудо!
Живу в Творце, в Его дворце всегда мне любо.
Очистив зеркало, навеки с Ним остался.

Я каждый день в ином миру, и ночь любую
Под новым звездным небом! Но… смеялся я
Над всей земною суетой в плену огня,
И наконец-то осознал… любовь земную…

Ведь не спасется здесь никто… Так, берегитесь!
Земною мудростью спасти себя нельзя…
Я пьян, и разум улетел уж от меня
В Его сияние.
О, спящие, очнитесь.

В Его огнях сгорает каждая песчинка,
Оставив только аромат любви своей.
Вина Его испить, отпробовать успей,
И стань Его вином, к Нему ведет тропинка…

Ты расскажи земному семени о том,
Что кроме тьмы земной есть целый мир прекрасный,
Ведь не поверит, скажет, это труд напрасный,
Но прорастет и все узнает, что потом…

Потом… увидит мир само и даст побег.
Лишь в направлении к светилу все растет.
Кто направляет рост, и Кто к Себе влечет?
Какая Сила есть в тебе, о, человек?

Как птица без крыльев, кто здесь не бывал,
В любовных объятьях кто не утопал…

Сколько слов ни говори, а рассказать
Про любовь не может слово никогда.
Не научит нас сгорать времен вода,
Жизнь с умом нас обрекает лишь страдать…

Если ищешь рай, то в радости ищи,
Без нее печаль, с печали не взыщи…

Не иди во мрак, поверь, светило есть!
От любви лишь от любви благая весть…

Если таинство любви тебе раскрылось,
Исчезаешь в нем… Вселенная явилась!

Хочешь чудо отыскать на дне морском?
Утони же в нем, забудь же о мирском.

В то мгновение, когда войдем мы в сад,
Звезды выбегут навстречу нам с тобой,
Вовлекая в хоровод и мир земной,
Зазвучат все девять сфер со мною в лад.

Источник

И все же за все это время Солнце ни разу не сказало Земле:«Ты мне должна».Гляди, что делает такая любовь.Она освещает небо

Экстенсиональность — это замена понятию «любовь». Разница лишь в том, что под экстенсиональностью понимается вполне себе определённый термин, позаимствованный из логики и математики. Дословно он означает, что ты ведёшь себя по отношению к другому человеку (и не только к человеку) таким образом, что постоянно улучшаешь его жизнь, дополняешь тем, что этому человеку необходимо. Для такого экстенсионального поведения ты должен очень хорошо понимать социальную психологию, аспекты и модели поведения.

◽«Я люблю тебя» — это просто пустые слова, которые ничего не проясняют. Настоящий индикатор любви — это то, как люди ведут себя по отношению друг к другу.

Если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги.Переживание отделенности рождает тревогу, оно является источником всякой тревоги. Быть отделенным значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отделенным это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром – вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на меня, а я при этом неспособен противостоять ему. Таким образом, отделенность – это источник напряженной тревоги. Кроме того, она рождает стыд и чувство вины. Это переживание вины и стыда в связи с отделенностью выражено в библейском рассказе об Адаме и Еве. После того, как Адам и Ева вкусили от «древа познания добра и зла», после того как они ослушались (нет добра и зла, пока нет свободы ослушания), после того, как они стали людьми, высвободившись из первоначальной животной гармонии с природой, т. е. после их рождения в качестве человеческих существ, – они увидели, что «они нагие, и устыдились». Должны ли мы предположить, что миф, такой древний и простой как этот, несет в себе стыдливую мораль, свойственную девятнадцатому веку, и что самая главная вещь, которую эта история желает нам сообщить, состоит в том, что они пришли в смущение, увидев, что их половые органы открыты посторонним взглядам? Едва ли это так. Понимая эту историю в викторианском духе, мы утратим главную ее мысль, которая, как нам кажется, состоит в следующем: после того, как мужчина и женщина начали осознавать самих себя и друг друга, они осознали свою отдельность и свое различие из-за принадлежности к разным полам. Но как только они поняли свою отделенность, они стали чужими друг другу, потому что они еще не научились любить друг друга (что вполне понятно хотя бы из того, что Адам защищал себя, обвиняя Еву, вместо того, чтобы пытаться защитить ее).

Читайте также:  Закат солнца над лесом

Уважение – это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Этот элемент любви прекрасно описан в притче об Ионе. Бог повелел Ионе пойти в Ниневию предупредить ее жителей, что они будут наказаны, если не сойдут со своих пагубных путей. Иона отказался от этой миссии, потому что боялся, что люди Ниневии раскаятся, и бог простит их. Он был человеком с сильным чувством порядка, но не любви. Поэтому при попытке к бегству он оказался в животе кита, символизирующего состояние изоляции и замкнутости, куда его перенесли недостаток любви и солидарности. Бог спасает его, и Иона идет в Ниневию. Он проповедует жителям то, что Бог поведал ему, и случается все то, чего он опасался. Люди Ниневии раскаиваются в своих грехах, исправляют пути свои, и бог прощает их и решает не разрушать город. Иона сильно рассержен и разочарован, он хочет, чтобы восторжествовала справедливость, а не милосердие. Наконец, он находит некоторое утешение в тени дерева, которое Бог заставил вырасти, чтобы защитить Иону от солнца. Но когда Бог заставляет дерево увянуть, Иона впадает в уныние и сердито выражает Богу недовольство. Бог отвечает: «Ты жалеешь растение, ради которого не трудился и которое не растил, которое за одну ночь само выросло и за одну ночь погибло. А я не должен спасти Ниневию, этот большой город, в котором более шести тысяч человек, неспособных различить, что между их правой и левой рукой, да еще много скота?»7 Ответ бога Ионе должен быть понят символически. Бог показывает Ионе, что сущность любви –это труд для кого-то и содействие его росту, что любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится, и каждый трудится для того, что он любит.

Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт.

Дари сам и позволяй дарить другим.

Одно из прекраснейших утешений, которые предлагает нам жизнь, – то, что человек не может искренне пытаться помочь другому, не помогая самому себе. Возможность поделиться с другим – одно из величайших удовольствий. Кроме того, это один из самых бесстрашных и мощных поступков на свете. Когда мы верим, что живем в изобильной Вселенной, и позволяем себе свободно дарить, то повышаем свою частоту, укрепляем веру – и просто классно относимся к себе, входя в поток и давая себе возможность принимать ответное изобилие.

Когда мы полны страха, то цепляемся за то, что есть. Мы собираем крохи энергии, боимся делиться и на том, чего хотим избежать, –на недостаточности.

Источник

Adblock
detector